Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа
Актуальность исследования. Современная эколого-экономическая ситуация указывает на необходимость замены сложившегося образа экономики на устойчивый экологически сбалансированный тип хозяйственного развития. Нужен пересмотр приоритетов как в макро-, так и в микроэкономике. При этом вся макроэкономика должна быть включена в экологию. Их независимость становится все более незаметной. К этому факту придется привыкать не только экономистам, но и экологам.
Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы Их не следует противопоставлять, каждая из них по-своему характеризует эколого-экономическое развитие региона Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы Один из признаков устойчивости - долговременная стабильность развития без резких колебаний экономических, социальных и экологических показателей, постепенное, но неуклонное устранение существующих диспропорций Основное свойство, определяющее безопасность системы, - сбалансированность внутренних и внешних условий ее существования, позволяющая системе реализовать интересы текущего и будущего ее развития
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты экономического роста
1.1.Понятие экономического роста
1.2.Типы и факторы экономического роста
1.3. Влияние экономического роста на социально-экономическое развитие
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ
2.1. Экология как фактор экономического роста
2.2. Принципы и методы оценки экономической эффективности экологически значимых мероприятий
2.3. Совершенствование реализации экологических программ
Заключение
Список использованной литературы
Охрана окружающей среды должна обеспечиваться выполнением ряда процессов и мероприятий:
1. улучшение качества питьевой воды
- перенос городского водозабора на лучшее место для улучшения качества исходной воды;
- обеспечение эффективной санитарной защиты городского водозабора,
- охрана вод;
- формирование охранных зон промышленных предприятий;
- полное исключение сброса неочищенных ливневых, промышленных и других стоков в реку и обеспечение санитарно-токсикологической защиты вод;
- учет, снижение и оптимизация коммунального, промышленного водопользования, сокращение загрязнения от водного, железнодорожного и автомобильного транспорта;
- создание локальных источников питьевой воды и обеспечение их санитарной защиты;
- полная реконструкция водопроводных сетей района;
- совершенствование городских очистных сооружений;
- проведение постоянного мониторинга состояния вод, поверхностного стока, почвенного слоя и атмосферных осадков.
2. Снижение загрязнения атмосферы
- охрана атмосферы от техногенных и других воздействий;
- обеспечение максимального снижения выбросов вредных веществ в атмосферу от производств, теплоэнергетического комплекса, автотранспорта (оптимизация транспортных потоков, переход на неэтилированный бензин и др.).
3. Решение проблемы отходов
- безопасное захоронение и утилизация производственных отходов;
- организация раздельного сбора, переработки и вторичного использования бытовых отходов;
- инвентаризация и рекультивация существующих свалок.
4. Охрана от загрязнений геологической среды, почв
(защита подземных вод, берегоукрепление, оздоровление родников и др.) и прилегающих территорий (размещение и рекультивация карьеров строительных материалов, организация агропромышленных зон).
- Оптимизация зеленой зоны и зеленых насаждений повышение средообразующих, рекреационных, биоресурсных и эстетических качеств пригородных лесов; . [16, с.98]
- постепенная реконструкция зеленых насаждений, в составе которых преобладают тополя, путем их замены липой, березой, вязом, лиственницей и декоративными кустарниками и ухода за указанными породами; формирование хорошо освещенных полуоткрытых пейзажей;
- формирование, сохранение и последующее увеличение биологического разнообразия наземных экосистем.
5. Повышение качества жизни человека:
- снижение уровня заболеваемости инфекционными и «социальными» болезнями путем улучшения санитарно-гигиенических условий жизни и профилактики;
- осуществление экологически обоснованной демографической политики;
- охрана материнства и детства, организация питания школьников;
- проведение экологически обоснованной градостроительной и жилищной политики.
6. Обеспечение рационального природопользования:
- формирование у населения общей и экологической культуры и нравственности, признающих высшей ценностью здоровье человека, бережное использование природного и культурного наследия, совершенствование системы краеведческого и экологического просвещения;
- повышение роли населения и общественных организаций в оздоровлении окружающей среды, придание общественности права отлагательного «вето» на развитие ухудшающих экологическую обстановку производств или строительство экологически опасных объектов;
- повышение экологических знаний и экологическая аттестация руководителей и других работников всех уровней администрации;
- создание инфраструктуры комплексного территориального мониторинга и управления качеством окружающей среды;
- научно-обоснованная реорганизация производственной сферы города, размещение новых производств с соблюдением требований экологической безопасности;
- создание системы эффективного, не наносящего вреда окружающей природной среде сельскохозяйственного землепользования в пригородной зоне для получения экологически чистой продукции, сохранения плодородия почв и обустройства пригородных зон;
- соблюдение нормативов землепользования при подготовке и осуществлении строительных и ремонтных работ;
- разработка мероприятий по защите населения от возможных природных и техногенных бедствий, аварий и катастроф;
- создание нормативно-правовой базы и экономической основы для обеспечения устойчивого развития и существования городской и пригородных территорий.
Любые аналитические разработки концептуального уровня могут представлять практическую ценность только в том случае, если на их основе создаются рабочие планы. Для реализация данной концепции необходима комплексная разработка конкретных многолетних и годовых программ в соответствии со следующими положениями:
- экологические программы разрабатываются на основании концептуально обоснованных приоритетных для РФ экологических направлений с учетом законодательной базы, нормативных актов, результатов регулярного мониторинга и других материалов;
- программы через соответствующие службы координируются с федеральными, территориальными и иными программами, направленными на обеспечение экологической безопасности и устойчивости развития;
- программы регулярно уточняются на основе изменения ситуации;
- достижение поставленных задач осуществляется комплексно, взаимосвязанно и поэтапно с учетом приоритетов на каждом этапе реализации;
- обеспечение регулярного информирования общественности и соответствующих служб о принимаемых управленческих решениях и результатах реализации экологических программ;
- научное обеспечение программ осуществляется путем постоянного экологического мониторинга по результатам которого производится оценка и разрабатывается прогноз развития экологической системы РФ;
- в программах предусматривается обеспечение контролирующих служб современными приборами и оборудованием. . [17, с.80]
Сложность состояния и трудности прогнозирования развития экономики, порождающие трудности привлечения бюджетных средств, предполагают многовариантность источников финансового обеспечения экологической безопасности страны. В связи с этим, источниками финансирования соответствующих экологических программ могут быть:
- бюджетные ассигнования различных уровней (федеральные, и городские);
- инвестиции отечественных и зарубежных организаций и предпринимателей, вкладываемые в экологически опасные производства;
- инновационные программы создания экологически чистых технологий;
- экологически инициированные кредиты.
Заключение
Исследуя данную курсовую работу, могу сделать следующие выводы о том, что экономический рост характеризуется наращиванием объема производства путем вовлечения дополнительных ресурсов в хозяйственный Оборот и качественного их улучшения. Экономический рост, достигнутый за счет количественного наращивания одних и тех же в качественном отношении ресурсов, имеет экстенсивный характер, а обеспеченный исключительно качественным совершенствованием ресурсов носит интенсивный характер.
На современном этапе развития науки в экономике, экологии, социологии и других областях знания основные направления научных исследований связаны с концепцией устойчивого развития, предполагающей управление широким спектром экономических, экологических ресурсов и факторов. Координация и регулирование устойчивого развития, ведущие к процветанию в социальной сфере, приумножению воспроизводства и предложения ресурсов, обеспечивается с помощью институтов, включающих такие регуляторы как нормы, правила, организации, системы и методологию их действия.
Основой экологической политики должно стать определение экологической проблемы как проблемы нормализации жизненных условий. Это позволит как на международном, так и на региональном уровне от затянувшегося этапа экологического алармизма и императивов, от бесконечных споров о том, что является глубинной причиной ухудшения экологической ситуации - человеческая деятельность или естественная цикличность, перейти к развертыванию глобальной экологической практики - производственной, политико-правовой, судебной, образова-.
В конце XX в. в зарубежной литературе в области экономики, экологии социологии и других гуманитарных науках, широкое распространение получил термин "устойчивое развитие", которым обозначалось социально-экономическое и разумное удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих поколений, на бережное использование концепции является идея о том, что развитие экономики может и должно быть таким, чтобы оно не сопровождалось опасным загрязнением и разрушением приобразия вариантов социально-экономического развития стран и народов. Таким
образом, речь идет о переходе от современного индустриально-потребительского общества к ноосферной цивилизации.
Список использованной литературы
8. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова). - "Изд. Тихомирова М.Ю.", 2006 г.
9. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой (под ред. Боголюбова С.А.). - "Юрайт-Издат", 2007 г.
10. Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", 2-е издание, переработанное и дополненное. - Система ГАРАНТ, 2007.
11. Аникеев В.А., Копп И.З., Скалкин Ф.В. Технологические аспекты охраны окружающей среды. - М.: Гидрометеоиздат, 2002.
12. Баранов А.В. Урбанизация и социальные лимиты жизни человека //Урбоэкопогия. - М., 2008.
13. Барбаш Н.Б. Город Москва на социальной карте //Прогнозное социальное проектирование: теория, метод, технология. - М., 2008.
14. Бачило И. Л. Институт ответственности в управлении // Государство и право. – М.: ИНФРА-М, 2007.
15. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. - М.: НОРМА (НОРМА-ИНФРА-М), 2009.
16. Борьба с шумом в городах. - М.: Стройиздат, 2007.
17. Бочкарева Т.В. Экологические „ Джины ” урбанизации. - М.: Мысль, 2008.
18. Бретшнайдер Б., Курфюст И. Охрана воздушного бассейна от загрязнений. Технология и контроль. - М.: Химия, 2009.
19. Венедяпин А.А., Мамин Р.Г. и др. Экологические проблемы мегаполисов и пути их решения // Информационно-аналитический обзор. - М., 2004.
20. Вишаренко В. С. Принципы управления качеством окружающей среды городов. - М.: Урбоэкология, 2009.
21. Владимиров В.В. Идеи экологии человека в управлении городом. - М.: Урбоэкология, 2007.
22. Влияние загрязнителей воздуха на растительность. Причины. Воздействие. Ответные меры / Под ред. Х.Г.Десслера .- М.: Лесная промышленность, 2001.
23. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и транспорт.- М.: Транспорт, 2007.
24. Денисов В. В., Лозановская И. Н. и др. Экология: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «МарТ», 2009.
25. Доклад о состоянии окружающей среды города Санкт-Петербурга в 2009 году. СПб.: Книжный дом, 2009.
26. Израэль Ю. А. Проблемы охраны природной среды и их решения. - СПб.: Гидрометеоиздат, 2004.
27. Казначеев В.П. Проблемы экологии города и экологии человека - М.: Урбоэкология, 2007.
28. Кофф Г.Л., Минакова Т.Б., Котлов В.Ф. и др. Методические основы оценки техногенных изменений геологической среды городов. - М.: Наука, 2007.
29. Леру Р. Экология человека - наука о жилищном строительстве.- М.: Изд.по строит., 2008.
30. Ливчак И.Ф., Воронов Ю.В. Охрана окружающей среды.- М.: Стройиздат, 2008.
31. Мамин Р.Г. Урбанизация и охрана окружающей среды в Российской Федерации. - М.: РЭФИА, 2005.
32. Нагаев Р.Т. Недвижимость: Энциклопедический словарь. К.: ГУП "ПИК "Идел-Пресс", 2007.
33. Недбайло П. Е. Система юридических гарантий применения правовых норм. М.: Правоведение 2009.
34. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Уч. – М: Юрист, 2005
35. Вводный курс по экономической теории: Уч./Под ред. Г.П. Журавлёва – М: ИНФРА – М, 2006