Экономический рост и проблемы экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Современная эколого-экономическая ситуация указывает на необходимость замены сложившегося образа экономики на устойчивый экологически сбалансированный тип хозяйственного развития. Нужен пересмотр приоритетов как в макро-, так и в микроэкономике. При этом вся макроэкономика должна быть включена в экологию. Их независимость становится все более незаметной. К этому факту придется привыкать не только экономистам, но и экологам.
Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы Их не следует противопоставлять, каждая из них по-своему характеризует эколого-экономическое развитие региона Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, го­ризонтальных и других связей внутри системы Один из признаков устойчиво­сти - долговременная стабильность развития без резких колебаний экономиче­ских, социальных и экологических показателей, постепенное, но неуклонное устранение существующих диспропорций Основное свойство, определяющее безопасность системы, - сбалансированность внутренних и внешних условий ее существования, позволяющая системе реализовать интересы текущего и бу­дущего ее развития

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты экономического роста
1.1.Понятие экономического роста
1.2.Типы и факторы экономического роста
1.3. Влияние экономического роста на социально-экономическое развитие
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ
2.1. Экология как фактор экономического роста
2.2. Принципы и методы оценки экономической эффективности экологически значимых мероприятий
2.3. Совершенствование реализации экологических программ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Коррекция № 2.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

Для техногенного типа экономического развития характерны значительные внешние эффекты. Их можно охарактеризовать как негативные эколого-экономические послед­ствия экономической деятельности, которые не принимаются во внимание субъектами этой деятельности. На экономическом поло­жении самих загрязнителей эти внешние эф­фекты непосредственно не сказываются, обычно издержки по борьбе с ними вынуж­дены нести другие. Например, сброс загряз­ненных вод предприятием, находящимся выше по течению реки, порождает дополни­тельные издержки у предприятия, находяще­гося ниже по течению и нуждающегося в чистой воде для своего производства.

Большое значение для экологизации ми­рового сознания сыграли доклады Римского клуба. Наиболее известным докладом стала работа Д. Медоуза и его коллег «Пределы роста». Данный доклад получил мировой резонанс и стал своего рода классической работой в области концепций мирового раз­вития. Автор построил мировую модель с петлями обратных связей. . [13, с.89]

Рынок как экономический механизм со­вершенно не учитывает масштаб и скорость расходования ресурсов, говорит о том, что рынок оперирует по законам, которые абст­рагированы от законов биосферы. Рынок ра­тует за рост производства и использует ВНП как мерило прогресса. На самом же деле рынок не может расти безгранично, так как экономическая система является частью био­сферы планеты Земля.

Природопользование не существует вне деятельности человека, поэтому бессмыс­ленно строить механизм природопользова­ния изолированно от экономического меха­низма хозяйствования. И хотя сейчас Россия находится в достаточно тяжелом состоянии, когда не всегда успешно действует система налогообложения, не всегда определена ос­нова взаимоотношений хозяйственных субъ­ектов, роль и место государственных струк­тур в системе рыночной экономики, все же должна разрабатываться государственная экологическая политика. . [13, с.89]

Экономическая оценка природных ре­сурсов выполняет две функции: учетную (показывает, каким национальным богатст­вом обладает страна, на что можно рассчи­тывать в развитии производства) и стимули­рующую (создает основу для введения платы за эксплуатацию природных ресурсов с уче­том ущерба и его возмещения в случае их нерационального использования) [12, С.67].

При затратной концепции учитываются расходы на освоение природных ресурсов, а качество природных благ, их полезность вы­ступают как дополнительные факторы меры ценности.

При рентной концепции исчисляется дифференциальная рента, т. е. разная вели­чина дохода, получаемая при эксплуатации природных ресурсов различного качества и местоположения (например, земель высоко- и низкоплодородных, расположенных далеко или близко от транспортных путей и т. д.).

Необходимо отметить, что именно обще­ство - важнейший регулятор экологической политики государства. Именно перед обще­ством государство должно нести ответствен­ность за свои действия; качество и уровень жизни. Одним из самых негативных показа­телей усугубляющегося системного кризиса в Российском государстве является постоян­но прогрессирующее снижение качества и уровня жизни россиян, на фоне которого происходит падение озабоченности граждан состоянием природной среды [10, С.56].

Экологическая политика не должна формироваться и реализовываться исключи­тельно на государственном уровне. Такая система будет отчасти неэффективной, госу­дарство замкнется исключительно на реше­нии собственных задач. В развитом общест­ве, где сформирован высокий уровень эколо­гического сознания, государственная поли­тика в сфере экологии стимулируется извне, формируется на уровне общественных не­правительственных экологических организа­ций, региональных экологических ведомств и граждан. Если между государственными структурами и общественными организация­ми налажены конструктивные связи и они преследуют схожие цели, во многом облег­чаются задачи правительства по реализации экологической политики. . [13, с.85]

Социальные отношения и институты, политические и законодательные особенно­сти имеют собственный потенциал в контек­сте экономической эффективности хозяйства и сохранения живой природы [13, С.78]. Эти «сис­темные эффекты» изучаются в количествен­ном и качественном аспектах. В книге «Но­вый взгляд на богатства народов», изданной всемирным банком в 1997 г., приводится подробное изложение концепции социально­го капитала.

В соответствии с концепцией Дейли и Костанзы, природный доход должен быть устойчивым. Поэтому если некоторый вид природопользования приводит к снижению природного капитала, то номинальный доход от него не может целиком рассматриваться как «природный доход» (по крайней мере, для возобновляемого природного капитала). Вышеуказанные авторы считают требование сохранения постоянной или неубывающей величины природного капитала TNC ключе­вой идеей устойчивости развития. Поскольку

 

TNC = RNC + NNC,                                                                                 (2.1)

 

где RNC - возобновляемый природный ка­питал, NNC - невозобновляемый природный капитал, a NNC с необходимостью уменьша­ется при использовании, то требования по­стоянной величины TNC означает реинве­стиции от доходов от невозобновляемого природного капитала в возобновляемый.

Экономическая деятельность человека привела и к снижению способности экоси­стем выполнять свои экологические функ­ции, и к уменьшению запасов невозобнов­ляемого природного капитала. Наступило время, когда человек уже не может относить­ся к окружающей среде лишь как к совокуп­ности внешних факторов, для экономическо­го развития. В мировоззрении человечества экономика должна рассматриваться как подсистема более общей социально-экономи­ческой системы.

Рис. 2.1. Соотношение экологического и эко­номического оптимумов вложения средств в при­родоохранную деятельность: 1 - кривая расходов на ликвидацию ущерба от загрязнений; 2 - кривая затрат на природоохранную деятельность, т. е. на предотвращение ущерба от загрязнения; 3 - сум­марные затраты; 4 - точка наименьших суммар­ных затрат

 

На рис. 2.1 изложена эффективность при­родоохранных мероприятий. Она макси­мальна в точке 4 - так называемый экономи­ческий оптимум. В этой точке сумма ущер­бов равна расходам на природоохранную деятельность. Для поддержания экономиче­ского оптимума уровень природоохранных затрат должен составлять около 8-10 % от ВНП. В нашей стране суммы ущерба состав­ляют приблизительно 8-9 %, расходы на ох­рану природы - только 1 %. Если положение вещей не изменится, то результатом будет экологическая катастрофа [13, С.67].

Законодательство в области охраны ок­ружающей среды основывается на Консти­туции Российской Федерации и состоит из федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответст­вии с ними иных нормативных правовых ак­тов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Рос­сийской Федерации [10, С.68].

Особой охране подлежат объекты, вклю­ченные в список всемирного культурного наследия: государственные природные запо­ведники, в том числе биосферные, государ­ственные природные заказники, памятники природы, национальные природные и денд­рологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности, курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных ма­лочисленных народов Российской Федера­ции, объекты, имеющие особое природо­охранное, научное, историко-культурное, эс­тетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их места обитания. . [13, с.90]

К методам экономического регулирова­ния в области охраны окружающей среды относятся:

-        разработка государственных прогно­зов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

-        разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целе­вых программ в области охраны окружаю­щей среды субъектов РФ;

-        разработка и проведение мероприя­тий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окру­жающей среде;

-        установление платы за негативное воздействие па окружающую среду.

Нормативы платы за выбросы в атмо­сферный воздух загрязняющих веществ ста­ционарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхност­ные и подземные водные объекты, размеще­ние отходов производства и потребления ре­гулируются Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344:

-        установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорга­низмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

-        проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятель­ности на окружающую среду;

-        предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших сущест­вующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осущест­влении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законо­дательством РФ;

-        поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направ­ленной на охрану окружающей среды;

-        возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.

Порядок определения платы и ее пре­дельные размеры за загрязнение окружаю­щей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия регули­руются Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-0 вышеназван­ное Постановление принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предостав­ленных ему федеральным законом, и преду­сматривает взимание платежей неналогового характера - сохраняет силу и подлежит при­менению судами, другими органами и долж­ностными лицами как не противоречащее Конституции РФ.

К видам негативного воздействия на ок­ружающую среду относятся:

-        выбросы в атмосферный воздух за­грязняющих и иных веществ;

-        сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхност­ные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

-       загрязнение недр, почв;

-        размещение отходов производства и потребления;

-        загрязнение окружающей среды шу­мом, теплом, электромагнитными, ионизи­рующими и другими видами физических воздействий;

-        иные виды негативного воздействия на окружающую среду [12].

Мировые финансовые институты, такие как Всемирный Банк, своими действиями могут оказать существенные влияния как на экономическое развитие, так и на состояние окружающей среды, особенно в развиваю­щихся странах и странах с переходной эко­номикой.

В некоторых источниках приводятся критерии, рекомендованные Всемирному Банку для реализации своих «проектов раз­вития»:

-        Объемы изъятия возобновляемых природных ресурсов не должны превышать объемов их воспроизводства.

-        Использование невозобновляемых природных ресурсов должно соответство­вать включению в экономическую практику их возобновляемых заменителей.

-        Производство отходов не должно превышать ассимиляционной способности окружающей среды к их поглощению (эко­логической емкости территории). . [13, с.90]

Таким образом, экономический меха­низм регулирования природопользования и охраны окружающей среды, существующий в России, должен быть направлен на созда­ние экономической ответственности субъектов хозяйственной деятельности за негатив­ное воздействие на окружающую среду, их заинтересованность в осуществлении природоохранной деятельности.

 

2.3. Совершенствование реализации экологических программ

 

В нашей стране должна быть концепция к нарушению экологического равновесия и биологической системы, необходимых для жизни человека. Эта концепция должна основываться не только на познании закономерностей, господствующих в природе, но и на понимании того, что обще­ственное развитие возможно при постоянном прогрессе технологии и без наруше­ния экологического равновесия. . [13, с.98]

Экологический менеджмент - это поиск и использование новых методов кон­троля, управления, технологий в целях снижения затрат на утилизацию отходов развития показывает, что конкретными функциями экологического менеджмен­та являются: управление процессами использования отходов производства, управ­ление процессами урбанизации, управление использованием природными ресур­сами, управление запасами природных ресурсов, управление транспортом. Цель экологического менеджмента заключается в обеспечении устойчивого развития. Устойчивое развитие достигается на базе реализации высоких технологий посред­ством государственного и инициативного рыночного регулирования состояния . формирует исходную информацию о необходимости использования природных ресурсов при решении задач эффективности развития производства. Возникнове­ние новых задач рационального использования природных ресурсов и охраны ок­ружающей среды обусловлено ощутимой потребностью практики хозяйствования и рыночной экономики отражает взаимосвязь всех разделов программы природоразработка генеральных схем размещения производительных сил, включающих

Возможными источниками финансирования природоохранной деятельности являются собственные средства компании, в первую очередь включение экологической составляющей в тарифы на тепло- и электроэнергию,  возвращенные экологические платежи, так и внешние - федеральный, региональный и местный бюджеты, а также долгосрочные кредиты, в том числе зарубежные. Компания будет продолжать начатую работу по получению углеродных кредитов у иностранных и внутренних инвесторов после принятия соответствующего законодательства.

Информация о работе Экономический рост и проблемы экологии