Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа
Актуальность исследования. Современная эколого-экономическая ситуация указывает на необходимость замены сложившегося образа экономики на устойчивый экологически сбалансированный тип хозяйственного развития. Нужен пересмотр приоритетов как в макро-, так и в микроэкономике. При этом вся макроэкономика должна быть включена в экологию. Их независимость становится все более незаметной. К этому факту придется привыкать не только экономистам, но и экологам.
Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы Их не следует противопоставлять, каждая из них по-своему характеризует эколого-экономическое развитие региона Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы Один из признаков устойчивости - долговременная стабильность развития без резких колебаний экономических, социальных и экологических показателей, постепенное, но неуклонное устранение существующих диспропорций Основное свойство, определяющее безопасность системы, - сбалансированность внутренних и внешних условий ее существования, позволяющая системе реализовать интересы текущего и будущего ее развития
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты экономического роста
1.1.Понятие экономического роста
1.2.Типы и факторы экономического роста
1.3. Влияние экономического роста на социально-экономическое развитие
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ
2.1. Экология как фактор экономического роста
2.2. Принципы и методы оценки экономической эффективности экологически значимых мероприятий
2.3. Совершенствование реализации экологических программ
Заключение
Список использованной литературы
Для техногенного типа экономического развития характерны значительные внешние эффекты. Их можно охарактеризовать как негативные эколого-экономические последствия экономической деятельности, которые не принимаются во внимание субъектами этой деятельности. На экономическом положении самих загрязнителей эти внешние эффекты непосредственно не сказываются, обычно издержки по борьбе с ними вынуждены нести другие. Например, сброс загрязненных вод предприятием, находящимся выше по течению реки, порождает дополнительные издержки у предприятия, находящегося ниже по течению и нуждающегося в чистой воде для своего производства.
Большое значение для экологизации мирового сознания сыграли доклады Римского клуба. Наиболее известным докладом стала работа Д. Медоуза и его коллег «Пределы роста». Данный доклад получил мировой резонанс и стал своего рода классической работой в области концепций мирового развития. Автор построил мировую модель с петлями обратных связей. . [13, с.89]
Рынок как экономический механизм совершенно не учитывает масштаб и скорость расходования ресурсов, говорит о том, что рынок оперирует по законам, которые абстрагированы от законов биосферы. Рынок ратует за рост производства и использует ВНП как мерило прогресса. На самом же деле рынок не может расти безгранично, так как экономическая система является частью биосферы планеты Земля.
Природопользование не существует вне деятельности человека, поэтому бессмысленно строить механизм природопользования изолированно от экономического механизма хозяйствования. И хотя сейчас Россия находится в достаточно тяжелом состоянии, когда не всегда успешно действует система налогообложения, не всегда определена основа взаимоотношений хозяйственных субъектов, роль и место государственных структур в системе рыночной экономики, все же должна разрабатываться государственная экологическая политика. . [13, с.89]
Экономическая оценка природных ресурсов выполняет две функции: учетную (показывает, каким национальным богатством обладает страна, на что можно рассчитывать в развитии производства) и стимулирующую (создает основу для введения платы за эксплуатацию природных ресурсов с учетом ущерба и его возмещения в случае их нерационального использования) [12, С.67].
При затратной концепции учитываются расходы на освоение природных ресурсов, а качество природных благ, их полезность выступают как дополнительные факторы меры ценности.
При рентной концепции исчисляется дифференциальная рента, т. е. разная величина дохода, получаемая при эксплуатации природных ресурсов различного качества и местоположения (например, земель высоко- и низкоплодородных, расположенных далеко или близко от транспортных путей и т. д.).
Необходимо отметить, что именно общество - важнейший регулятор экологической политики государства. Именно перед обществом государство должно нести ответственность за свои действия; качество и уровень жизни. Одним из самых негативных показателей усугубляющегося системного кризиса в Российском государстве является постоянно прогрессирующее снижение качества и уровня жизни россиян, на фоне которого происходит падение озабоченности граждан состоянием природной среды [10, С.56].
Экологическая политика не должна формироваться и реализовываться исключительно на государственном уровне. Такая система будет отчасти неэффективной, государство замкнется исключительно на решении собственных задач. В развитом обществе, где сформирован высокий уровень экологического сознания, государственная политика в сфере экологии стимулируется извне, формируется на уровне общественных неправительственных экологических организаций, региональных экологических ведомств и граждан. Если между государственными структурами и общественными организациями налажены конструктивные связи и они преследуют схожие цели, во многом облегчаются задачи правительства по реализации экологической политики. . [13, с.85]
Социальные отношения и институты, политические и законодательные особенности имеют собственный потенциал в контексте экономической эффективности хозяйства и сохранения живой природы [13, С.78]. Эти «системные эффекты» изучаются в количественном и качественном аспектах. В книге «Новый взгляд на богатства народов», изданной всемирным банком в 1997 г., приводится подробное изложение концепции социального капитала.
В соответствии с концепцией Дейли и Костанзы, природный доход должен быть устойчивым. Поэтому если некоторый вид природопользования приводит к снижению природного капитала, то номинальный доход от него не может целиком рассматриваться как «природный доход» (по крайней мере, для возобновляемого природного капитала). Вышеуказанные авторы считают требование сохранения постоянной или неубывающей величины природного капитала TNC ключевой идеей устойчивости развития. Поскольку
TNC = RNC + NNC,
где RNC - возобновляемый природный капитал, NNC - невозобновляемый природный капитал, a NNC с необходимостью уменьшается при использовании, то требования постоянной величины TNC означает реинвестиции от доходов от невозобновляемого природного капитала в возобновляемый.
Экономическая деятельность человека привела и к снижению способности экосистем выполнять свои экологические функции, и к уменьшению запасов невозобновляемого природного капитала. Наступило время, когда человек уже не может относиться к окружающей среде лишь как к совокупности внешних факторов, для экономического развития. В мировоззрении человечества экономика должна рассматриваться как подсистема более общей социально-экономической системы.
Рис. 2.1. Соотношение экологического и экономического оптимумов вложения средств в природоохранную деятельность: 1 - кривая расходов на ликвидацию ущерба от загрязнений; 2 - кривая затрат на природоохранную деятельность, т. е. на предотвращение ущерба от загрязнения; 3 - суммарные затраты; 4 - точка наименьших суммарных затрат
На рис. 2.1 изложена эффективность природоохранных мероприятий. Она максимальна в точке 4 - так называемый экономический оптимум. В этой точке сумма ущербов равна расходам на природоохранную деятельность. Для поддержания экономического оптимума уровень природоохранных затрат должен составлять около 8-10 % от ВНП. В нашей стране суммы ущерба составляют приблизительно 8-9 %, расходы на охрану природы - только 1 %. Если положение вещей не изменится, то результатом будет экологическая катастрофа [13, С.67].
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [10, С.68].
Особой охране подлежат объекты, включенные в список всемирного культурного наследия: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности, курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их места обитания. . [13, с.90]
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;
- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
- установление платы за негативное воздействие па окружающую среду.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления регулируются Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344:
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;
- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.
Порядок определения платы и ее предельные размеры за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия регулируются Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-0 вышеназванное Постановление принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера - сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду [12].
Мировые финансовые институты, такие как Всемирный Банк, своими действиями могут оказать существенные влияния как на экономическое развитие, так и на состояние окружающей среды, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
В некоторых источниках приводятся критерии, рекомендованные Всемирному Банку для реализации своих «проектов развития»:
- Объемы изъятия возобновляемых природных ресурсов не должны превышать объемов их воспроизводства.
- Использование невозобновляемых природных ресурсов должно соответствовать включению в экономическую практику их возобновляемых заменителей.
- Производство отходов не должно превышать ассимиляционной способности окружающей среды к их поглощению (экологической емкости территории). . [13, с.90]
Таким образом, экономический механизм регулирования природопользования и охраны окружающей среды, существующий в России, должен быть направлен на создание экономической ответственности субъектов хозяйственной деятельности за негативное воздействие на окружающую среду, их заинтересованность в осуществлении природоохранной деятельности.
2.3. Совершенствование реализации экологических программ
В нашей стране должна быть концепция к нарушению экологического равновесия и биологической системы, необходимых для жизни человека. Эта концепция должна основываться не только на познании закономерностей, господствующих в природе, но и на понимании того, что общественное развитие возможно при постоянном прогрессе технологии и без нарушения экологического равновесия. . [13, с.98]
Экологический менеджмент - это поиск и использование новых методов контроля, управления, технологий в целях снижения затрат на утилизацию отходов развития показывает, что конкретными функциями экологического менеджмента являются: управление процессами использования отходов производства, управление процессами урбанизации, управление использованием природными ресурсами, управление запасами природных ресурсов, управление транспортом. Цель экологического менеджмента заключается в обеспечении устойчивого развития. Устойчивое развитие достигается на базе реализации высоких технологий посредством государственного и инициативного рыночного регулирования состояния . формирует исходную информацию о необходимости использования природных ресурсов при решении задач эффективности развития производства. Возникновение новых задач рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обусловлено ощутимой потребностью практики хозяйствования и рыночной экономики отражает взаимосвязь всех разделов программы природоразработка генеральных схем размещения производительных сил, включающих
Возможными источниками финансирования природоохранной деятельности являются собственные средства компании, в первую очередь включение экологической составляющей в тарифы на тепло- и электроэнергию, возвращенные экологические платежи, так и внешние - федеральный, региональный и местный бюджеты, а также долгосрочные кредиты, в том числе зарубежные. Компания будет продолжать начатую работу по получению углеродных кредитов у иностранных и внутренних инвесторов после принятия соответствующего законодательства.