Инновационная деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 00:28, курсовая работа

Описание работы

Рыночные отношения в современных условиях представляют собой сложный механизм, в котором сочетаются фирмы монополисты, конкуренция и регулирующие силы.
Рынок и конкуренция являются мощными стимуляторами повышения качества, обновления продукции и технологии. Фирма может получить дополнительную прибыль лишь в том случае, если она будет осуществлять предпринимательскую деятельность более эффективно, нежели ее конкуренты. Инновационное развитие фирмы является основой повышения эффективности ее деятельности и одним из главных факторов ее конкурентоспособности.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………...………3
Новизна как главный фактор конкурентных преимуществ фирмы…………4
Инновационное развитие фирмы – основа повышения эффективности ее деятельности, фактор конкурентоспособности…...………………………...…5
Мотивы инновационной деятельности предприятия………………….6
Виды и классификация инновационного процесса на предприятии……….7
Источники финансирования инновационной деятельности…………….9
Внутренние источники финансирования инновационной деятельности………………………………………………………...9
Внешние источники финансирования инновационной деятельности……………………………………………………….10
Жизненный цикл инновации…………………...………………………….11
Разработка инновационных стратегий фирмы…………………………………13
Планирование и организация инновационной деятельности предприятия…...15
Экономические расчеты прибыльности инновационного процесса…………..16
Сущность и виды инновационных рисков……………………………………..16
Внешние и внутренние факторы рисков………………………………...17
Методические основы управления рисками…………………………….18
Управление инновационными затратами………………………………………19
Факторы, влияющие на величину затрат……………………………..…20
Алгоритм управления инновационными затратами……………………20
Внутренняя культура фирмы и ее изменение в ходе инноваций……………...21
Заключение…………………………………………………...…………………..23
Список литературы……………………………………………………………....24
Практическая часть…………………………………

Работа содержит 1 файл

Готовый курсовик Эк.фирмы (Автосохраненный).docx

— 248.66 Кб (Скачать)

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В процессе маркетинговых исследований определяется предварительная эффективность инноваций, под которой подразумевают прежде всего экономическую эффективность, т.е. соотношение затрат и результатов реализации того или иного инновационного проекта. Поскольку прибыль является основным критерием деятельности любого предприятия, то именно связанные с ней показатели должны быть определяющими при оценке и отборе инновационного проекта.

Каждое предприятие  вне зависимости от формы собственности  и размерных характеристик разрабатывает инновационную стратегию.

К основным элементам инновационной стратегии предприятия относятся:

  1. совершенствование уже производимых изделий и применяемых технологий;
  2. создание и освоение новых продуктов и процессов;
  3. повышение качественного уровня технико - технологической, научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы предприятия;
  4. повышение эффективности использования кадрового и информационного потенциала предприятия;
  5. совершенствование организации и управления инновационной деятельностью;
  6. рационализация ресурсной базы;
  7. обеспечение экологической и технологической безопасности;
  8. достижение на внутреннем и внешнем рынках конкурентных преимуществ инновационного продукта в сравнении с продуктами аналогичного назначения.

При разработке инновационной  стратегии необходимо решить следующие основные проблемы:

- определение типа инновационной стратегии, наиболее соответствующего целям и рыночным позициям предприятия;

- обеспечение соответствия инновационной стратегии организационной структуре, инфраструктуре и системе управления информацией на предприятии;

- определение критериев успеха на возможно более ранних стадиях разработки инновационного проекта;

- выбор оптимальной процедуры мониторинга и контроля за ходом реализации проекта.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ ПРИБЫЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Инновационный процесс можно выразить схемой:

Д →СП  →П→Т→Д1

где Д – деньги (капитал); 

     СП –  интеллектуальный продукт  (в виде проектов, опытных образцов,      «ноу-хау»), средства производства, труд;

      П – производство;

      Т – новый товар;

      Д1 – доход от реализации товара;

Доход от реализации товара Д1 должен быть больше вложенного капитала Д в этом случае будет обеспечена прибыльность инновационного процесса. 

Укрупнено чистая прибыль в момент времени t рассчитывается по формуле:

                                                          Т

Пt = ∑(Цt – Сt)Nt - Нt

                                                t=1

где Пt – прогноз чистой прибыли в году t; 

      Tt –  прогнозная продолжительность выпуска продукта, лет;

      Цt – прогнозная цена продукта в году t – на конкретном рынке;

      Сt – прогнозные издержки по выпуску продукта в году t;

      Nt – прогнозная годовая программа выпуска товара в году t;  

      Нt – прогнозные налоги в году t по данному продукту.

СУЩНОСТЬ  И ВИДЫ ИННОВАЦИОННЫХ РИСКОВ

Инновационный риск – это потеря части своих ресурсов или планируемой  прибыли от внедрения инновационного проекта, стоимости портфеля финансовых активов (инновационной фирмы в  целом) или появление дополнительных расходов, а также обратное – возможность получения значительного дохода по сравнению с запланированным в результате осуществления инновационной деятельности в условиях неопределенности.

Под риском понимают реальную возможность наступления некоторого отрицательного события, которое несет за собой потери.

Новый товар необходим для успешного  развития фирмы, но из-за недостаточной подготовленности маркетинга товара существует риск провала, и фирма должна решить вопрос, как избежать этого.

Инновационный риск предприятия характеризуется вероятностью потерь, возникающих при вложении средств в производство новых товаров и услуг, которые могут не найти ожидаемого спроса на рынке.

          Риск для производителей нового товара существует в следующих видах:

  • производственный риск,  который связан с невозможностью материализации инновации по производственным причинам, например,  из-за несовершенства технологии,  отсутствия необходимых специалистов, ошибок, заложенных в конструкции изделия.
  • коммерческий риск,  заключается в недополучении ожидаемой суммы прибыли от реализации нового товара.  Причины этого также могут быть различны: ошибочные прогнозы объема спроса, изменения,  произошедшие во внешней среде, изменения конъюнктуры рынка.
  • риск конкуренции – опережение конкурентами в освоении и выпуске нового товара, что переводит фирму в разряд отстающих.

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ РИСКОВ

Существуют две категории факторов риска, внешние и внутренние. Внешние (неуправляемые) риски непосредственно не связаны с деятельностью предприятия, на их уровень влияет большое количество факторов – политических, экономических, экологических, социальных и других.

Другой категорией инновационного риска являются внутренние (управляемые) риски.

К внутренним факторам риска относятся факторы, обусловленные деятельностью самого предприятия: деловой активностю руководства предприятия, выбором оптимальной маркетинговой стратегии, политики и тактики, техническим оснащение, уровенем специализированности, уровнем производительности труда, уровнем соблюдения техники безопасности.

Также внутренние (управляемые) факторы  инновационного риска делятся на:

  • факторы риска основной деятельности,
  • вспомогательной деятельности участников
  • специфические факторы риска.

Факторы риска основной деятельности предприятия – к ним относятся производственные факторы риска: нарушения технологической дисциплины, неплановые остановки оборудования, аварии, нарушения поставок сырья и комплектующих, экономические нарушения и преступления.

К ним относятся:

1) риск нереализации новых продуктов и технологий компании ( из-за недостаточных материально технической и сырьевой баз; недополучения сырья, материалов и комплектующих изделий; незаключения договора на поставку или невозвращения предоплаты поставщиком);

2) риск коммерческий (маркетинговый  и деловой);

3) риск, возникающий из-за невозврата заемных средств;

4) риск, который связан с реализацией  инновационного проекта;

5) риски эксплуатационные (производственные);

6) риски, при которых возникают  непредвиденные затраты и снижения  доходов;

7) риски, при которых усиливается  конкуренция;

8) риск неполучения или недостаточного  уровня внешних инвестиций.

К факторам риска вспомогательной деятельности относят: перебои энергоснабжения, аварийный ремонт оборудования, аварии вентиляционных устройств и систем жизнеобеспечения (канализации), нарушения смежниками своих договорных обязательств и т. п.

Инновационный риск компании, которая  претворяет в жизнь инновационный  проект, в основном принципе будет  управляемым.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

  1. Методы уклонения от риска, используемые в хозяйственной деятельности: отказ от не надежных партнеров, от рискованных проектов, страхование рисков, поиск гарантов, увольнение некомпетентных работников;
  2. Методы локализации рисков используются нечасто, только когда удается довольно четко идентифицировать риски и источники их возникновения, к ним относятся:
  • создание венчурных предприятий (дочернего предприятия);
  • создание специальных структурных подразделений (с обособленным балансом);
  • заключение договоров о совместной деятельности для претворения в жизнь рискованных проектов;
  1. Методы диверсификации рисков – это распределение общего риска: разделение ответственности между участниками; диверсификацию сбыта и поставок; диверсификацию инвестиций; распределение риска во времени (по этапам работы);
  1. Методы компенсации рисков - связаны с созданием механизмов предупреждения возникновения опасности. К ним относятся:

   а) стратегическое планирование деятельности как метод компенсации риска;

   б) прогнозирование внешней обстановки; мониторинг социально экономической и нормативно правовой среды; создание системы резервов;

   в) выработка финансовой стратегии для управления своими активами и пассивами; обучение персонала и его инструктирование;

  1. Метод страхования – образование специального фонда средств;
  2. Хеджирование – снижения риска путем заключения срочных контрактов (фьючерсов и опционов).

УПРАВЛЕНИЕ  ИННОВАЦИОННЫМИ ЗАТРАТАМИ

Расчет,  прогнозирование и управление затратами является составной частью управления инновационной деятельностью  на предприятии, так как умелое управление затратами совместно с новизной дает двойной экономический эффект. 

Для управления затратами важно  соблюдение принципа эффективности: 

                                           Эффективность       =           Результат

                                             в общем виде                 Затраты (ресурсы)

Основная особенность управления затратами в инновационной деятельности –  это управление затратами на НИОКР,  организационно-техническую  подготовку производства и внедрение  нового изделия в производство.  Такие затраты носят название  «затраты на инновации». 

 

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ ЗАТРАТ

На величину затрат влияют несколько  взаимосвязанных факторов,  которые  необходимо учитывать при прогнозировании  и расчете затрат.

Первым фактором является степень радикальности инновации.  Базовые (радикальные) инновации могут в значительной степени изменить технологии производства,  что приводит к необходимости больших инвестиционных затрат.

Второй фактор –  это масштабность решаемых задач.  Инновация может затрагивать один участок,  цех,  предприятие или даже  несколько предприятий.  Инновация может требовать создания новых производств и новых предприятий.  По мере роста масштабности затратность возрастает на один – два порядка. Если инновация затрагивает один участок или цех,  то возместить такие затраты по силам самому предприятию. В остальных случаях обычно требуется привлечение дополнительных инвестиций.

 Третий фактор – фактор времени. Чем более долгосрочным является проект,  тем труднее прогнозировать затраты.

Четвертый фактор проявляется зависимостью величины затрат от стадии инновационного процесса. Затраты по каждой последующей стадии растут по сравнению с предыдущей.

Пятый фактор – это степень использования имеющихся ресурсов,  интеллектуальных наработок и опыта.

Шестой фактор – уровень целевых научно-технических показателей создаваемых инновационных изделий.  При значительных увеличениях различных характеристик изделия: мощности,  производительности,  уровня шума,  долговечности и других,   затраты также значительно возрастают.

Седьмой фактор – уровень цен,  тарифов и ставок используемых в конкретной инновационной деятельности.

Восьмой фактор –  уровень управления затратами,  который проявляется в наличии технически и экономически обусловленных норм расхода ресурсов, умении прогнозировать,  планировать и контролировать затраты.

АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ЗАТРАТАМИ

      При управлении инновационными затратами проводятся следующие мероприятия:

  1. Определяются необходимые для достижения плановых целей размеры затрат: по местам их возникновения,  по видам продукции,  по проектам.  Закрепляются эти величины в плановых показателях и нормативах. 
  2. Устанавливаются  «контрольные точки»  при переходе от одной фазы инновационного процесса к другой,  а также внутри фаз.  В этих точках будут осуществляться учет фактических затрат и выявление их отклонений от запланированных,  нормативных.  Внутри фаз периодичность составления контрольной отчетности по инновационным работам не должна превышать некоторой заранее установленной величины (рекомендуется 1/10  плановой длительности работ по проекту)  и,  во всяком случае,  не быть больше одного месяца.  Тогда контроль позволит оперативно реагировать на обнаруженные отклонения и принимать меры по улучшению хода работ. Для текущего финансового учета составляются отчеты, содержащие текущую смету по статьям затрат. 
  3. На основании оценки и анализа отклонений принимаются соответствующие управленческие решения.  Следует отметить,  что при инновационной деятельности,  в отличие от традиционной,  приходится менять не только фактические затраты,  но и нормативы.  Это объясняется тем, что при предварительной оценке и нормировании затрат могут быть допущены неточности как в сторону увеличения,  так и в сторону уменьшения.  Необходимо отметить также,  что на основании оценки и анализа отклонений могут приниматься решения о преждевременном закрытии проекта.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия