Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 00:28, курсовая работа
Рыночные отношения в современных условиях представляют собой сложный механизм, в котором сочетаются фирмы монополисты, конкуренция и регулирующие силы.
Рынок и конкуренция являются мощными стимуляторами повышения качества, обновления продукции и технологии. Фирма может получить дополнительную прибыль лишь в том случае, если она будет осуществлять предпринимательскую деятельность более эффективно, нежели ее конкуренты. Инновационное развитие фирмы является основой повышения эффективности ее деятельности и одним из главных факторов ее конкурентоспособности.
Содержание
Введение…………………………………………………………………...………3
Новизна как главный фактор конкурентных преимуществ фирмы…………4
Инновационное развитие фирмы – основа повышения эффективности ее деятельности, фактор конкурентоспособности…...………………………...…5
Мотивы инновационной деятельности предприятия………………….6
Виды и классификация инновационного процесса на предприятии……….7
Источники финансирования инновационной деятельности…………….9
Внутренние источники финансирования инновационной деятельности………………………………………………………...9
Внешние источники финансирования инновационной деятельности……………………………………………………….10
Жизненный цикл инновации…………………...………………………….11
Разработка инновационных стратегий фирмы…………………………………13
Планирование и организация инновационной деятельности предприятия…...15
Экономические расчеты прибыльности инновационного процесса…………..16
Сущность и виды инновационных рисков……………………………………..16
Внешние и внутренние факторы рисков………………………………...17
Методические основы управления рисками…………………………….18
Управление инновационными затратами………………………………………19
Факторы, влияющие на величину затрат……………………………..…20
Алгоритм управления инновационными затратами……………………20
Внутренняя культура фирмы и ее изменение в ходе инноваций……………...21
Заключение…………………………………………………...…………………..23
Список литературы……………………………………………………………....24
Практическая часть…………………………………
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В процессе маркетинговых исследований определяется предварительная эффективность инноваций, под которой подразумевают прежде всего экономическую эффективность, т.е. соотношение затрат и результатов реализации того или иного инновационного проекта. Поскольку прибыль является основным критерием деятельности любого предприятия, то именно связанные с ней показатели должны быть определяющими при оценке и отборе инновационного проекта.
Каждое предприятие вне зависимости от формы собственности и размерных характеристик разрабатывает инновационную стратегию.
К основным элементам инновационной стратегии предприятия относятся:
При разработке инновационной стратегии необходимо решить следующие основные проблемы:
- определение типа инновационной стратегии, наиболее соответствующего целям и рыночным позициям предприятия;
- обеспечение соответствия инновационной стратегии организационной структуре, инфраструктуре и системе управления информацией на предприятии;
- определение критериев успеха на возможно более ранних стадиях разработки инновационного проекта;
- выбор оптимальной процедуры мониторинга и контроля за ходом реализации проекта.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ ПРИБЫЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Инновационный процесс можно выразить схемой:
Д →СП →П→Т→Д1 >Д
где Д – деньги (капитал);
СП – интеллектуальный продукт (в виде проектов, опытных образцов, «ноу-хау»), средства производства, труд;
П – производство;
Т – новый товар;
Д1 – доход от реализации товара;
Доход от реализации товара Д1 должен быть больше вложенного капитала Д в этом случае будет обеспечена прибыльность инновационного процесса.
Укрупнено чистая прибыль в момент времени t рассчитывается по формуле:
Пt = ∑(Цt – Сt)Nt - Нt
t=1
где Пt – прогноз чистой прибыли в году t;
Tt – прогнозная продолжительность выпуска продукта, лет;
Цt – прогнозная цена продукта в году t – на конкретном рынке;
Сt – прогнозные издержки по выпуску продукта в году t;
Nt – прогнозная годовая программа выпуска товара в году t;
Нt – прогнозные налоги в году t по данному продукту.
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИННОВАЦИОННЫХ РИСКОВ
Инновационный риск – это потеря части своих ресурсов или планируемой прибыли от внедрения инновационного проекта, стоимости портфеля финансовых активов (инновационной фирмы в целом) или появление дополнительных расходов, а также обратное – возможность получения значительного дохода по сравнению с запланированным в результате осуществления инновационной деятельности в условиях неопределенности.
Под риском понимают реальную возможность наступления некоторого отрицательного события, которое несет за собой потери.
Новый товар необходим для успешного развития фирмы, но из-за недостаточной подготовленности маркетинга товара существует риск провала, и фирма должна решить вопрос, как избежать этого.
Инновационный риск предприятия характеризуется вероятностью потерь, возникающих при вложении средств в производство новых товаров и услуг, которые могут не найти ожидаемого спроса на рынке.
Риск для производителей нового товара существует в следующих видах:
ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ РИСКОВ
Существуют две категории
Другой категорией инновационного риска являются внутренние (управляемые) риски.
К внутренним факторам риска относятся факторы, обусловленные деятельностью самого предприятия: деловой активностю руководства предприятия, выбором оптимальной маркетинговой стратегии, политики и тактики, техническим оснащение, уровенем специализированности, уровнем производительности труда, уровнем соблюдения техники безопасности.
Также внутренние (управляемые) факторы инновационного риска делятся на:
Факторы риска основной деятельности предприятия – к ним относятся производственные факторы риска: нарушения технологической дисциплины, неплановые остановки оборудования, аварии, нарушения поставок сырья и комплектующих, экономические нарушения и преступления.
К ним относятся:
1) риск нереализации новых продуктов и технологий компании ( из-за недостаточных материально технической и сырьевой баз; недополучения сырья, материалов и комплектующих изделий; незаключения договора на поставку или невозвращения предоплаты поставщиком);
2) риск коммерческий (маркетинговый и деловой);
3) риск, возникающий из-за невозврата заемных средств;
4) риск, который связан с реализацией инновационного проекта;
5) риски эксплуатационные (производственные);
6) риски, при которых возникают
непредвиденные затраты и
7) риски, при которых
8) риск неполучения или
К факторам риска вспомогательной деятельности относят: перебои энергоснабжения, аварийный ремонт оборудования, аварии вентиляционных устройств и систем жизнеобеспечения (канализации), нарушения смежниками своих договорных обязательств и т. п.
Инновационный риск компании, которая претворяет в жизнь инновационный проект, в основном принципе будет управляемым.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
а) стратегическое планирование деятельности как метод компенсации риска;
б) прогнозирование внешней обстановки; мониторинг социально экономической и нормативно правовой среды; создание системы резервов;
в) выработка финансовой стратегии для управления своими активами и пассивами; обучение персонала и его инструктирование;
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ЗАТРАТАМИ
Расчет, прогнозирование и управление затратами является составной частью управления инновационной деятельностью на предприятии, так как умелое управление затратами совместно с новизной дает двойной экономический эффект.
Для управления затратами важно соблюдение принципа эффективности:
в общем виде Затраты (ресурсы)
Основная особенность
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ ЗАТРАТ
На величину затрат влияют несколько взаимосвязанных факторов, которые необходимо учитывать при прогнозировании и расчете затрат.
Первым фактором является степень радикальности инновации. Базовые (радикальные) инновации могут в значительной степени изменить технологии производства, что приводит к необходимости больших инвестиционных затрат.
Второй фактор – это масштабность решаемых задач. Инновация может затрагивать один участок, цех, предприятие или даже несколько предприятий. Инновация может требовать создания новых производств и новых предприятий. По мере роста масштабности затратность возрастает на один – два порядка. Если инновация затрагивает один участок или цех, то возместить такие затраты по силам самому предприятию. В остальных случаях обычно требуется привлечение дополнительных инвестиций.
Третий фактор – фактор времени. Чем более долгосрочным является проект, тем труднее прогнозировать затраты.
Четвертый фактор проявляется зависимостью величины затрат от стадии инновационного процесса. Затраты по каждой последующей стадии растут по сравнению с предыдущей.
Пятый фактор – это степень использования имеющихся ресурсов, интеллектуальных наработок и опыта.
Шестой фактор – уровень целевых научно-технических показателей создаваемых инновационных изделий. При значительных увеличениях различных характеристик изделия: мощности, производительности, уровня шума, долговечности и других, затраты также значительно возрастают.
Седьмой фактор – уровень цен, тарифов и ставок используемых в конкретной инновационной деятельности.
Восьмой фактор – уровень управления затратами, который проявляется в наличии технически и экономически обусловленных норм расхода ресурсов, умении прогнозировать, планировать и контролировать затраты.
АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ЗАТРАТАМИ
При управлении инновационными затратами проводятся следующие мероприятия: