Инновации на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:35, реферат

Описание работы

История становления инновационных экономик показывает различные примеры временных рамок, требуемых для запуска, ускорения и поддержания инновационного развития. При этом встречаются примеры стран, которые планомерно двигались к инновационному развитию, так и примеры стран, совершивших или начавших инновационный рывок под воздействием государственной политики (датой отсчета при этом, как правило, является принятие ключевого нормативно-правового акта).

В Великобритании до начала 2000-х годов не проводилось целенаправленной централизованной политики по стимулированию и развитию инноваций. В 2003 году Министерство торговли и промышленности Великобритании опубликовало стратегию правительства в сфере технологического развития, в 2004 году был создан Совет по технологическим стратегиям, который осуществляет инвестиции в создание новых технологий, поддерживает их развитие и коммерциализацию. Относительно целостная инновационная стратегия долгосрочного развития Великобритании была сформулирована лишь в 2008 году.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.44 Кб (Скачать)

       Японский  опыт государственной поддержки  инновационного процесса противоречив и не может считаться однозначно успешным. Тем не менее, в качестве предпосылки можно обозначить интенсивное  экономическое развитие, ставшее  основой для инновационного развития. 

       Основным  фактором успешного развития инновационной  сферы в странах, не относящихся  к лидерам инновационного развития (Казахстан, Белоруссия, Индонезия, Индия  и др.), является взаимодействие с  другими странами и заимствование  технологий и основ государственной  инновационной политики. 

       На  основании анализа инновационных  систем ряда стран можно сделать  вывод, что в современных условиях успешная конкуренция с ведущими игроками мирового рынка без создания и постоянного совершенствования  национальной инновационной системы  невозможна. В большинстве моделей  национальных инновационных систем либо основным, либо одним из ключевых игроков является государство. 

       Конкретные  успешные реализации идеи национальной инновационной системы могут  существенно варьироваться в  зависимости от историко-экономического контекста, например, в силу исторических причин, американская система является наиболее диверсифицированной и  гибкой, а финская, напротив, - более  структурированной. При этом обе  системы являются эффективными. Тем  не менее, возможно сформулировать несколько  основных положений, в значительной степени общих для разных стран. 

       Успешному развитию национальной инновационной  системы способствуют следующие  факторы:

       последовательная  и долгосрочная инновационная политика государства с четко сформулированными  целями и задачами;

       рациональное  использование имеющегося инновационного потенциала в качестве фундамента для  строительства инновационной экономики  и реализации инновационной политики;

       систематические усилия по налаживанию и укреплению сотрудничества между частным, исследовательским  и образовательным секторами;

       выявление и целевая поддержка важных для  инновационно-технологического потенциала направлений, недостаточно быстро развивающихся либо не развивающихся самостоятельно;

       охват как можно большего объема потенциально инновационных фирм посредством  предоставления им государственной  поддержки;

       развитые  программы коммерциализации инноваций, создаваемых и заимствуемых технологий;

       разумное  привлечение иностранных инвестиций транснациональных корпораций;

       наличие развитого законодательства в области  интеллектуальной собственности;

       систематическое изучение и внедрение лучшего  международного опыта. 

       На  основе анализа стран можно также  сделать вывод о том, что низкий уровень развития отдельных институтов не всегда мешает инновационному развитию. Ключевое значение в данном случае имеют выбор стратегии проведения государственной политики и, зачастую, – удачное стечение обстоятельств. 

       Анализ  исторических предпосылок позволил выявить несколько закономерностей, на основе которых может быть структурирован мировой опыт инновационного развития: 

       Страны, недавно перешедшие на путь инновационного развития (Китай, Ю.Корея, Норвегия), у  которых можно заимствовать конкретные меры по осуществлению ускоренного перехода к инновационной экономике; 

       Страны, историческое развитие которых логически  подошло к инновационному. Это, в основном, развитые страны. Их объединяют следующие основные предпосылки успешного инновационного развития:

       бесплатное  образование (Германия)

       социальная  сплоченность, единообразие (Дания, Швеция)

       высокие расходы на науку (Германия, Дания, Япония, Финляндия). 

       Также анализ ретроспективы инновационного развития позволяет выделить сравнительные  позиции исходного положения  стран, которые можно рассматривать  как общие для них факторы  инновационного развития:

       наличие значимых полезных ископаемых (Германия, Норвегия),

       географическое  положение (Сингапур, Нидерланды, Великобритания),

       английский  язык (Индия, Сингапур, Нидерланды, Великобритания). 

       К факторам, препятствующим развитию инновационных  систем, в частности, можно отнести  следующие:

       низкая  доля бизнеса в финансировании НИОКР (Франция, Швеция, Нидерланды, Индия);

       слабое  вовлечение малого бизнеса в инновационную  деятельность (Франция, Швеция, Нидерланды, Япония);

       «утечка мозгов» (Франция, Германия);

       территориальные диспропорции в развитии (Германия, Индия, Китай, Франция, Норвегия);

       быстрое старение населения (страны Европейского союза);

       высокие расходы на военно-промышленный комплекс (Швеция, Израиль);

       неразвитые  рынки венчурного капитала (Дания, Германия);

       проблемы  коммерциализации инноваций (Индия, Германия, Бразилия);

       бюрократия (Индия, Бразилия, страны Азии). 

       Анализ  отдельных мер государственной  политики различных стран мира, с  учетом указанных недостатков инновационных  систем, позволяет выделить несколько  компонентов государственной инновационной  политики, которые, как правило, используются для развития национальной инновационной  системы:

       создание  специальных организаций и органов, ответственных за определение и  реализацию инновационной политики (почти все страны);

       активное  взаимодействие с другими странами в части обмена технологиями (почти  все страны);

       создание  инновационных кластеров (Франция, Германия);

       осуществление основных инноваций в крупных  транснациональных корпорациях (Швеция, Франция, Нидерланды, Индия, Япония);

       обеспечение бесплатного образования (Германия, Норвегия);

       • использование «инновационных ваучеров» (Нидерланды, Великобритания, Германия);

       значительное  прямое бюджетное финансирование НИОКР  в различных формах.  

       Перечень  и содержание программ инновационной  политики в отдельных странах

       Страны Программы Содержание программы 
 
 
 
 
 

         ВЕЛИКОБРИТАНИЯ «Инновационная нация», 2008 г. Программа направлена на создание наиболее привлекательных в мире условий для инновационного бизнеса и государственных услуг

       Small Business Research Initiative Программа предоставляет финансирование на критических этапах разработки продукта на конкурсной основе

       Train to Gain, 2006 г. Программа помогает работодателям определить, специалисты какого уровня квалификации и из какой области им требуются. К декабрю 2007 года более 72 000 работодателей вступили во взаимодействие с программой, более трети миллиона учащихся начали обучение.

       Leadership and Management programme Финансируемая правительством программа по повышению квалификации директоров и менеджеров. 

         ИРЛАНДИЯ 
 
 
 

          START Программа направлена на обеспечение доступа к информации и обучению для стартапов 

       Skillnets Программа предполагает повышение уровеня профессионализма менеджмента мелких и средний предприятий

       Industry-Led Networks Pilot programme Программа предоставляет поддержку отраслевых сетей, способствующих сотрудничеству в некоторых областях

         ШВЕЙЦАРИЯ  Программа «инновационных чеков» на период криза  Поддержка инновационных разработок, бюджет которых незначителен, малым и средним предпринимателям, а также отдельным исследователям предлагается по упрощенной схеме обоснований за 10-12 рабочих дней получение чеков стоимостью 7500 швейцарских франков каждый, которыми они быстро оплатить несложные исследования или уже имеющиеся разработки

       НОРВЕГИЯ  Программа OG21 (Oil and Gas in the 21st Century)  Приоритетными направлениями программы являются устойчивое развитие, повышение темпов восполнения запасов благодаря геологоразведочным работам, увеличение коэффициента извлечения нефти, разработка эффективных по издержкам технологий освоения шельфа и другие сферы. Программа направлена на обеспечение взаимодействия представителей университетов, научно-исследовательских институтов, поставщиков, нефтяных компаний и членов правительства.

         НИДЕРЛАНДЫ  Кластерная программа «Пункт первый: нанотехнологии и встроенные системы»  Миссия программы заключается в реализации потенциала страны в направлении создания экосистемы наноэлектроники мирового уровня и создания академической, промышленной и институциональной инфраструктуры, способной превзойти лучшие мировые аналоги.

        

        

        

         ИСПАНИЯ  Государственная стратегия инноваций  1 этап (2010-2015 гг.) - решение существующих проблем с инновационным развитием в соответствии с научным и экономическим возможностям. 2 этап (2016-2020 гг.) - конвергенция со странами-лидерами в инновациях. 

        INNPACTO  Совместное финансирование государством и частным сектором инновационных проектов

        INNPLANTA INNOCAMPUS  Создание и улучшение инфраструктуры технологических парков и вузов и содействие в трансфере технологий

         Программа поддержки и стимулирования  деятельности в области исследований, разработок и инноваций «Ingenio 2010»  Активизация и объединение усилий государственных органов, частных компаний, университетов и других структур, имеющих отношение к исследовательской работе.

           ИЗРАИЛЬ  Программа Yozma  Создание собственной венчурной отрасли

         Политика горизонтального технологического  развития  Максимизация и институционализация НИОКР компаниями частного сектора

       КИТАЙ Программа «863» Развитие научно-технического потенциала страны как основы для обеспечения стабильного роста экономики в среднесрочной перспективе. В качестве приоритетных определены 8 направлений: биоинженерия, космическая техника, информатика, лазерная техника, автоматика, энергетика, новые материалы, техника освоения мирового океана.

       Программа «Искра» Развитие сельского хозяйства на основе применения научно-технических достижений

       Программа «Факел» Активизация внедрения в производство передовых зарубежных и отечественных разработок

       Программа «973» Развитие фундаментальных исследований в системе Академии наук КНР

       Программа «Создание новых знаний» Создание сети «международных центров знаний» для развития интеллектуального новаторства

       Фонд  средних и малых предприятий  научно-технического профиля Создание механизмов венчурных инвестиций и коммерциализации научно-технических достижений малых и средних предприятий с высокой технологичностью и конкурентоспособностью

       Средне- и долгосрочная государственная  программа научно-технического развития Определяет актуальные направления инновационной политики страны до 2020 года

       ЮЖНАЯ КОРЕЯ Программа «На границе 21 века» Развитие базовых технологий, а также ключевых технологий в приоритетных отраслях хозяйства

       KOSBIR - Korea Small Business Innovation Research Поддержка малого и среднего инновационного бизнеса

Информация о работе Инновации на предприятии