Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:35, реферат
История становления инновационных экономик показывает различные примеры временных рамок, требуемых для запуска, ускорения и поддержания инновационного развития. При этом встречаются примеры стран, которые планомерно двигались к инновационному развитию, так и примеры стран, совершивших или начавших инновационный рывок под воздействием государственной политики (датой отсчета при этом, как правило, является принятие ключевого нормативно-правового акта).
В Великобритании до начала 2000-х годов не проводилось целенаправленной централизованной политики по стимулированию и развитию инноваций. В 2003 году Министерство торговли и промышленности Великобритании опубликовало стратегию правительства в сфере технологического развития, в 2004 году был создан Совет по технологическим стратегиям, который осуществляет инвестиции в создание новых технологий, поддерживает их развитие и коммерциализацию. Относительно целостная инновационная стратегия долгосрочного развития Великобритании была сформулирована лишь в 2008 году.
Корейская
патентная система считается
одной из самых результативных в
мире. Корейское ведомство по интеллектуальной
собственности (KIPO) с 1997 года переориентировалось
на заимствование принципов
В
Бразилии государственный сектор всегда
доминировал в финансировании науки
и технологий при возрастающей роли
частного сектора (к 2005 г. доля частного
сектора составила 50%). Тем не менее,
80% исследовательских проектов осуществляются
в государственных
Кроме
налогового стимулирования R&D, субвенций
и софинансирования процентных ставок,
важным инструментом в сфере финансового
содействия инновациям, применявшимися
в 1990-х и 2000-х гг., было создание отраслевых
фондов, которые направляют часть средств,
полученных от налогообложения ключевых
отраслей, на R&D проекты, выбранные государственным
комитетом. Около двух третей средств
отраслевых фондов используется совместными
частно-государственными компаниями.
К
недостаткам инновационной
Среди
характерных особенностей развития
американской инновационной сферы
следует выделить фактически независимое
от федеральных государственных
органов появление основных институтов
инновационной сферы (технопарков
и венчурных фондов). Второй особенностью
инновационной сферы США
Другими
особенностями американской инновационной
системы являются значительная доля
образованных иммигрантов и высокий
уровень конкуренции среди всех
участников инновационной сферы. В
качестве слабой стороны инновационной
системы в США отмечается необходимость
формирования законодательной базы
для регулирования
В
Таиланде большое внимание уделяется
развитию нанотехнологий. Национальное
агентство по нанотехнологиям Таиланда
(NANOTEC) разработало концепцию по превращению
страны к 2013 году в один из региональных
центров юго-восточной Азии по развитию
нанотехнологий. Начато создание сети
высокотехнологичных парков, включающих
в себя местные университеты, государственные
и частные НИИ, в том числе с привлечением
зарубежных ученых, деятельность которых
будет сфокусирована на трех основных
областях – создании новых наноматериалов,
развитии нанобиотехнологий и наноэлектроники.
Развитие биотехнологий связано с созданием
в стране Национального центра генной
инженерии и биотехнологий (BIOTEC).
Республика
Индонезия стремится к выходу
на качественно более высокий
уровень научно-технического развития,
однако по-прежнему испытывает острую
нехватку квалифицированных специалистов
и финансовых средств на НИОКР. Руководство
страны активно перенимает опыт создания
технопарков, промышленных парков, особых
экономических зон с акцентом
на развитие высокотехнологичных
В
Индонезии исследованиями в сфере
нанотехнологий занимаются находящиеся
в системе Министерства исследований
и технологий Институт естественных наук
(LIPI), Национальное агентство по атомной
энергии (BATAN), Национальное аэрокосмическое
агентство (LAPAN), Агентство по исследованию
и внедрению технологий (BPPT), Исследовательский
центр при Министерстве промышленности,
а также ряд государственных и частных
исследовательских институтов - в общей
сложности, более 120 организаций. Сферы
исследований касаются, прежде всего,
наноматериалов, далее идут нанофармацевтика,
энергетика, нанобиотехнологии и наноэлектроника.
Среди проблем, с которыми сталкивается
Индонезия, на первом месте стоит нехватка
информации, на втором – конкретных прикладных
технологий, на третьем – дефицит специалистов,
далее – недостаточное финансирование.
В
инновационной сфере Бельгии
серьезным событием в поддержку
инноваций на федеральном уровне
стало создание «Группы высокого
уровня 3%» (High Level Group 3% / Haut conseil 3%), состоящей
из промышленников, ученых и членов научно-исследовательских
организаций. Инновационный процесс в
Бельгии стимулируется кластерной политикой,
при этом в процесс трансфера технологий
вовлекаются как ученые, так и студенты;
работают эффективные региональные программы
поддержки инновационной деятельности
(Фландрия). Предприятиям, участвующим
в инновационном процессе, по федеральному
закону облагаемый налог дохода может
снижаться на 110 %.
Кроме
того, в Королевстве существует закон
об инвестициях, согласно которому бюджетные
средства (до 150 млн. евро) для трансферта
технологий привлекаются через университеты
и НИИ. Из научно-технического бюджета
около 150 млн. евро предусматривается
на внедрение результатов
В
целях стимулирования компаний и
научных центров к проведению
инновационной политики, выделяются
беспроцентные кредиты и
Инновационный
потенциал Австрии
При
продвижении на зарубежные рынки
высокотехнологичной продукции, особенно
при реализации крупных инфраструктурных
проектов, австрийские предприятия
во многих случаях выступают в
составе кластеров –
Кроме
того, в Австрии существует достаточно
большое число различных форм
организации деловых, научно-исследовательских
и производственных центров –
специализированных научно-технологических
бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, компетенц-центров,
импульс-центров и т.п.
Инновационная
деятельность в Финляндии регулируется
Постановлением Правительства о
Совете по политике в области науки
и технологии Финляндии, Коммюнике
Правительства о Национальной инновационной
стратегии Финляндии для
Во
Франции доля государственных затрат
на НИОКР в общих затратах на эти
цели составляет 49,9%. Остальную часть
финансирования обеспечивается частным
сектором, причем 70% расходов на НИОКР
приходится на промышленные компании.
Французская инновационная
В
Японии, несмотря на активную деятельность
правительства по разработке стратегий
и программ инновационного развития,
большая часть научно-
В
Японии слабо развито венчурное
финансирование и венчурный бизнес
в целом. Отмечается нехватка профессиональных
кадров, относительно безуспешно идет
процесс развития технопарков и
бизнес-инкубаторов. Низкую эффективность
инновационной политики правительства
продемонстрировали также результаты
государственной программы развития высокотехнологичных
научно-промышленных региональных кластеров.
Международные
научно-технические связи
В
Швеции большинство расходов на НИОКР
осуществляется предпринимательским
сектором. Поддержка правительством
НИОКР в предпринимательском
секторе, в основном, ограничивается
проведением исследований в сфере
обороны (13% всего государственного
финансирования НИОКР). В то же время,
фундаментальные исследования финансируются
преимущественно государством, тогда
как доля предпринимательского сектора
крайне мала.
Важными
отличительными чертами Швеции являются
высокий уровень образования
и квалификации занятых в государственном
секторе, эффективная работа государственных
институтов, стабильная политическая
система. В Швеции развит рынок венчурного
капитала. Тем не менее, национальная система
поддержки и стимулирования коммерциализации
результатов НИОКР через создание и развитие
новых предприятий часто характеризуется
как сравнительно слабая и фрагментарная.