Инновации на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:35, реферат

Описание работы

История становления инновационных экономик показывает различные примеры временных рамок, требуемых для запуска, ускорения и поддержания инновационного развития. При этом встречаются примеры стран, которые планомерно двигались к инновационному развитию, так и примеры стран, совершивших или начавших инновационный рывок под воздействием государственной политики (датой отсчета при этом, как правило, является принятие ключевого нормативно-правового акта).

В Великобритании до начала 2000-х годов не проводилось целенаправленной централизованной политики по стимулированию и развитию инноваций. В 2003 году Министерство торговли и промышленности Великобритании опубликовало стратегию правительства в сфере технологического развития, в 2004 году был создан Совет по технологическим стратегиям, который осуществляет инвестиции в создание новых технологий, поддерживает их развитие и коммерциализацию. Относительно целостная инновационная стратегия долгосрочного развития Великобритании была сформулирована лишь в 2008 году.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.44 Кб (Скачать)

       Корейская патентная система считается  одной из самых результативных в  мире. Корейское ведомство по интеллектуальной собственности (KIPO) с 1997 года переориентировалось  на заимствование принципов регулирования  патентной деятельности США. Патентная полтика сыграла важную роль в развитии малого предпринимательства и капитализации университетов. Ранее профессорам необходимо было передавать свои патенты правительств, т.к. сделанные в государственных институтах изобретения считались достоянием Республики. Пересмотр патентных прав облегчил технологию передачи патентов через юридическое лицо. 

       В Бразилии государственный сектор всегда доминировал в финансировании науки  и технологий при возрастающей роли частного сектора (к 2005 г. доля частного сектора составила 50%). Тем не менее, 80% исследовательских проектов осуществляются в государственных университетах  и исследовательских институтах. В целом, инновационное развитие происходит преимущественно благодаря  государственной политике. 

       Кроме налогового стимулирования R&D, субвенций  и софинансирования процентных ставок, важным инструментом в сфере финансового содействия инновациям, применявшимися в 1990-х и 2000-х гг., было создание отраслевых фондов, которые направляют часть средств, полученных от налогообложения ключевых отраслей, на R&D проекты, выбранные государственным комитетом. Около двух третей средств отраслевых фондов используется совместными частно-государственными компаниями. 

       К недостаткам инновационной политики Бразилии можно отнести низкий уровень  конвертации знаний в инновационную  продукцию, сосредоточенность инновационной  системы на академических научных  исследованиях, а также недостаточную  координацию между процессами научных  исследований, разработки технологий, производством и коммерциализацией  разработок. Кроме того, в Бразилии практически полностью отсутствует  политика по привлечению высококвалифицированной  иностранной рабочей силы и взаимодействию с диаспорой. 

       Среди характерных особенностей развития американской инновационной сферы  следует выделить фактически независимое  от федеральных государственных  органов появление основных институтов инновационной сферы (технопарков  и венчурных фондов). Второй особенностью инновационной сферы США является исключительно высокая активность малых инновационных компаний. Это  в немалой степени связано  с существованием специальных государственных  программ поддержки таких фирм, а  также с развитостью и доступностью венчурного капитала – основного  источника средств. 

       Другими особенностями американской инновационной  системы являются значительная доля образованных иммигрантов и высокий  уровень конкуренции среди всех участников инновационной сферы. В  качестве слабой стороны инновационной  системы в США отмечается необходимость  формирования законодательной базы для регулирования финансирования малых предприятий. 

       В Таиланде большое внимание уделяется  развитию нанотехнологий. Национальное агентство по нанотехнологиям Таиланда (NANOTEC) разработало концепцию по превращению страны к 2013 году в один из региональных центров юго-восточной Азии по развитию нанотехнологий. Начато создание сети высокотехнологичных парков, включающих в себя местные университеты, государственные и частные НИИ, в том числе с привлечением зарубежных ученых, деятельность которых будет сфокусирована на трех основных областях – создании новых наноматериалов, развитии нанобиотехнологий и наноэлектроники. Развитие биотехнологий связано с созданием в стране Национального центра генной инженерии и биотехнологий (BIOTEC). 

       Республика  Индонезия стремится к выходу на качественно более высокий  уровень научно-технического развития, однако по-прежнему испытывает острую нехватку квалифицированных специалистов и финансовых средств на НИОКР. Руководство  страны активно перенимает опыт создания технопарков, промышленных парков, особых экономических зон с акцентом на развитие высокотехнологичных производств  и научно-технических разработок. Однако все они еще находятся  на разных стадиях развития. Одним  из основных препятствий является бюрократия и недостаточное финансирование. 

       В Индонезии исследованиями в сфере  нанотехнологий занимаются находящиеся в системе Министерства исследований и технологий Институт естественных наук (LIPI), Национальное агентство по атомной энергии (BATAN), Национальное аэрокосмическое агентство (LAPAN), Агентство по исследованию и внедрению технологий (BPPT), Исследовательский центр при Министерстве промышленности, а также ряд государственных и частных исследовательских институтов - в общей сложности, более 120 организаций. Сферы исследований касаются, прежде всего, наноматериалов, далее идут нанофармацевтика, энергетика, нанобиотехнологии и наноэлектроника. Среди проблем, с которыми сталкивается Индонезия, на первом месте стоит нехватка информации, на втором – конкретных прикладных технологий, на третьем – дефицит специалистов, далее – недостаточное финансирование. 

       В инновационной сфере Бельгии  серьезным событием в поддержку  инноваций на федеральном уровне стало создание «Группы высокого уровня 3%» (High Level Group 3% / Haut conseil 3%), состоящей из промышленников, ученых и членов научно-исследовательских организаций. Инновационный процесс в Бельгии стимулируется кластерной политикой, при этом в процесс трансфера технологий вовлекаются как ученые, так и студенты; работают эффективные региональные программы поддержки инновационной деятельности (Фландрия). Предприятиям, участвующим в инновационном процессе, по федеральному закону облагаемый налог дохода может снижаться на 110 %. 

       Кроме того, в Королевстве существует закон  об инвестициях, согласно которому бюджетные  средства (до 150 млн. евро) для трансферта технологий привлекаются через университеты и НИИ. Из научно-технического бюджета  около 150 млн. евро предусматривается  на внедрение результатов исследований и разработок в промышленность. В  результате доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, составляет порядка 60% от общего числа предприятий. 

       В целях стимулирования компаний и  научных центров к проведению инновационной политики, выделяются беспроцентные кредиты и субсидии, размер софинансирования со стороны которых может достигать 25%. Помимо пристального внимания к трансферу технологий, поддержка оказывается и фундаментальным исследованиям. В Бельгии нет специального регулирования деятельности технопарков, хотя многие из них эффективно функционируют. 

       Инновационный потенциал Австрии характеризуется  высоким уровнем расходов на НИОКР, высокой степенью зависимости от государственного финансирования (высока доля предприятий, получающих государственные  субсидии на инновационную деятельность) и при этом – недостатком кадров и низкой отдачей от новых разработок. В последние годы в Австрии  были усовершенствованы налоговые  механизмы, призванные стимулировать  научно-исследовательскую и инновационную  деятельность предприятий. Так, за произведённые  расходы на исследования и экспериментальное  развитие австрийским налоговым  законодательством предоставляются  вычеты из базы налога на прибыль в  размере 25% от произведённых расходов на исследования и внедрение новых  технологий, за расходы на образование  – 20% от произведённых расходов. Сдерживающими  факторами, по-прежнему, остаются низкая доля выпускников с высшим и высшим техническим образованием, а также  значительное отставание в области  развития венчурного финансирования. 

       При продвижении на зарубежные рынки  высокотехнологичной продукции, особенно при реализации крупных инфраструктурных проектов, австрийские предприятия  во многих случаях выступают в  составе кластеров – объединений  предприятий. Такие кластеры организуются на базе передовых предприятий в  секторах промышленности, в первую очередь, связанных с развитием  инфраструктуры, где конкурентные позиции  австрийских фирм на международных  рынках сильны. Это позволяет также  обеспечить выход на рынок большого числа малых и средних фирм, самостоятельное участие которых  в крупных инфраструктурных проектах невозможно. В настоящее время существует четыре таких кластера: Austria Rail Engineering (ARE), Austrian Power and Environment Technology (APET), Austrian Health Care System (AHS), Austrian Technology Corporation (ATC). 

       Кроме того, в Австрии существует достаточно большое число различных форм организации деловых, научно-исследовательских  и производственных центров –  специализированных научно-технологических  бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, компетенц-центров, импульс-центров и т.п. 

       Инновационная деятельность в Финляндии регулируется Постановлением Правительства о  Совете по политике в области науки  и технологии Финляндии, Коммюнике  Правительства о Национальной инновационной  стратегии Финляндии для Парламента 2009 г., законами об интеллектуальной собственности, о малых и средних предприятиях, о региональном развитии и др. законами и подзаконными актами. В Финляндии  уделяется большое внимание развитию технопарков, которые рассматриваются  в качестве одного из важнейших элементов  инновационной инфраструктуры страны. На базе 20 университетов Финляндии  муниципальными органами власти созданы 22 технопарка. 

       Во  Франции доля государственных затрат на НИОКР в общих затратах на эти  цели составляет 49,9%. Остальную часть  финансирования обеспечивается частным  сектором, причем 70% расходов на НИОКР  приходится на промышленные компании. Французская инновационная политика направлена на стимулирование частных  инвестиций в науку, улучшение взаимодействия между всеми ключевыми участниками  инновационного процесса в рамках полюсов  конкурентоспособности и на поддержку  развития малых и средних предприятий (РМЕ). С этой целью с участием государства, а также негосударственных  структур осуществляются различные  мероприятия, включающие международный, национальный и региональный уровни взаимодействия. В целях улучшения  кооперации участников проекта и  трансфера технологий, во Франции созданы особые инновационные кластеры («София Антиполис», «Марсельский инновационный кластер»), в стране разработана и запущена специальная программа «Полюсов конкурентоспособности». 

       В Японии, несмотря на активную деятельность правительства по разработке стратегий  и программ инновационного развития, большая часть научно-технических  разработок прикладного характера  по-прежнему выполняется в лабораториях крупных промышленных корпораций и  остается в рамках этих же корпораций, без широкой передачи потенциальным  пользователям в масштабах соответствующей  отрасли. Государственные научные  исследования носят преимущественно  фундаментальный характер, степень  их внедрения в практику остается недостаточной. Между государственными фундаментальными научными исследованиями и прикладными исследованиями в  частном секторе не всегда соблюдается  необходимая координация. 

       В Японии слабо развито венчурное  финансирование и венчурный бизнес в целом. Отмечается нехватка профессиональных кадров, относительно безуспешно идет процесс развития технопарков и  бизнес-инкубаторов. Низкую эффективность инновационной политики правительства продемонстрировали также результаты государственной программы развития высокотехнологичных научно-промышленных региональных кластеров. 

       Международные научно-технические связи осуществляются в Японии как по линии государственных  научных центров и исследовательских  институтов с выделением финансирования из бюджетов соответствующих министерств, так и по линии общественных и  профессиональных научно-технических  обществ и ассоциаций, а также  частных исследовательских организаций  и промышленных компаний. 

       В Швеции большинство расходов на НИОКР  осуществляется предпринимательским  сектором. Поддержка правительством НИОКР в предпринимательском  секторе, в основном, ограничивается проведением исследований в сфере  обороны (13% всего государственного финансирования НИОКР). В то же время, фундаментальные исследования финансируются  преимущественно государством, тогда  как доля предпринимательского сектора  крайне мала. 

       Важными отличительными чертами Швеции являются высокий уровень образования  и квалификации занятых в государственном секторе, эффективная работа государственных институтов, стабильная политическая система. В Швеции развит рынок венчурного капитала. Тем не менее, национальная система поддержки и стимулирования коммерциализации результатов НИОКР через создание и развитие новых предприятий часто характеризуется как сравнительно слабая и фрагментарная. 

Информация о работе Инновации на предприятии