Инновации на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:35, реферат

Описание работы

История становления инновационных экономик показывает различные примеры временных рамок, требуемых для запуска, ускорения и поддержания инновационного развития. При этом встречаются примеры стран, которые планомерно двигались к инновационному развитию, так и примеры стран, совершивших или начавших инновационный рывок под воздействием государственной политики (датой отсчета при этом, как правило, является принятие ключевого нормативно-правового акта).

В Великобритании до начала 2000-х годов не проводилось целенаправленной централизованной политики по стимулированию и развитию инноваций. В 2003 году Министерство торговли и промышленности Великобритании опубликовало стратегию правительства в сфере технологического развития, в 2004 году был создан Совет по технологическим стратегиям, который осуществляет инвестиции в создание новых технологий, поддерживает их развитие и коммерциализацию. Относительно целостная инновационная стратегия долгосрочного развития Великобритании была сформулирована лишь в 2008 году.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.44 Кб (Скачать)

       Низкая  результативность в части коммерциализации результатов НИОКР стала причиной создания целой цепочки организаций, ответственных за выполнение политики в отношении развития бизнеса. Инновационный Мост (The Innovation Bridge), поддерживает коммерциализацию результатов научных исследований и обеспечивает (ограниченное) финансирование на предпосевной стадии (pre-seed); ALMI Бизнес-Партнерство (ALMI Business Partner) поддерживает создание бизнеса (не проводящего НИОКР); Промышленный Фонд (the Industrial Fund) является государственным венчурным инвестором; и Агентство по инвестициям в Швецию (the Invest in Sweden Agency, ISA) способствует притоку инвестиций. 

       Одной из самых серьезных проблем шведской инновационной системы считается  сравнительно низкий уровень наукоемкого  производства за пределами нескольких крупных, технически передовых транснациональных  корпораций. Их технические достижения за небольшим числом исключений исторически  связаны с традиционными технологиями и отраслями. 

       В Германии к настоящему времени сформирована законодательная база инновационной  системы, правовые акты которой можно  условно разделить на три группы – относящиеся к учебным заведениям, к исследовательским организациям и к сектору предпринимательства. Особенно удачным признается действующая  система патентных законов, предусматривающую, в числе прочего, упрощенную регистрацию  изобретений. Эффективность патентного законодательства Германии подтверждается увеличением количества патентов с 1977 года в 20 раз. В то же время в  сфере нанотехнологий отсутствует полноценная законодательная база, из-за чего она регулируется правовыми актами из смежных отраслей (например, фармацевтики). 

       Всего же в настоящее время выделяют три основных направления поддержки  национальной инновационной системы  – улучшение условий ведения  инновационного предпринимательства, развитие образования и науки  для подготовки квалифицированных  специалистов и повышения качества проводимых исследований и финансирование инновационного предпринимательства. 

       Выполнение  этих задач немецкими государственными органами признается достаточно успешным, однако при этом отмечаются некоторые  недостатки. В частности, в Германии неразвиты стимулы для ведения  исследовательской деятельности и  внедрению инноваций в налоговой  системе. Недостаточно развито взаимодействие науки и бизнеса; одной из мер  по решению этой проблемы стало создание в вузах кафедр предпринимательства, призванных содействовать более  широкой коммерциализации разработок. 

       В экономике Индии сформированы сектора  инновационной системы мирового (или сопоставимого с мировым) уровня, – автомобильная промышленность, информационные технологии, коммуникации, фармацевтика, а также атомная  энергетика, космическая отрасль. В  стране действуют 45 технопарков, которые  в совокупности производят 80% экспортируемой продукции ИТ-сферы. Кроме того, благодаря принятым мерам государственной поддержки индийских информационных технологий, на Индию приходится 65% мирового рынка аутсорсинга – так, более 300 транснациональных корпораций перевели в нее свои подразделения по разработке компьютерных программ. Такая привлекательность для иностранного бизнеса связана с высокой квалификацией индийских ИТ-специалистов с одновременной дешевизной их труда – зарплаты аналогичных работников в США оказываются в среднем в 6 раз выше. 

       В Индии в настоящее время правительством в большей степени финансируется  развитие фундаментальных исследований в противовес прикладным, из-за чего значительная часть научных исследований не находит практического применения. Страна остается крайне бедной и, в  целом, ее можно охарактеризовать как  имеющую высокое качество инновационной  системы с крайне низкими показателями в остальных сферах экономики. 

       В Канаде в современной структуре  управления инновациями отсутствует  единой орган на федеральном уровне, а функции по стимулированию исследований распределены между правительствами  провинций и отдельными министерствами, что зачастую вызывает бюрократические  проблемы при реализации различных  программ. В настоящее время в  Канаде насчитывается около 100 вузов, в которых обучается 1,5 млн. студентов, из которых 13 университетов занимают лидирующие позиции в проведении научных исследований и входят в число 200 лучших учебных заведений мира. В то же время, отмечается меньшее участие частного бизнеса, по сравнению с США, в финансировании вузов. 

       В конце 1960-х гг. в стране по образцу  США в Канаде начали появляться первые венчурные фонды, для финансирования коммерциализация научных разработок, в 1973 г. появилась Ассоциация венчурного капитала, объединившая всех венчурных  инвесторов. Канадская венчурная  сфера демонстрирует гораздо  меньшее влияние на экономику, чем  американская – если инновационные  фирмы в США предоставляют 12,1 млн. рабочих мест из 115 млн. или свыше 10% от их общего числа, то в Канаде они  предоставляют всего лишь 150 000 рабочих  мест или 1,3% от их общего числа. С другой стороны, канадские венчурные фирмы  демонстрируют большую устойчивость на рынке. 

       В Казахстане основным институтом развития, ответственным за инновационную  деятельность в республике, является Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и его дочернее предприятие АО «Национальный инновационный фонд» (НИФ). Помимо этого активную позицию в Республике Казахстан в области поддержки инновационной деятельности занимают и крупные национальные компании (100%-е участие государства). В республике сформирована двухуровневая система технопарков – национальных и региональных, 3 из 13 казахстанских технопарков расположены на территории вузов, таких, как КазНУ им.аль-Фараби, НПУ им. К.Сатпаева и ВКГТУ им. Д.Серикбаева; остальные 10 осуществляют свою деятельность на территории крупных промышленных предприятий и научных центров. 

       В законодательстве Беларуси для субъектов  инновационной инфраструктуры предусмотрены  преференции для научно-технологических  парков, центров трансфера технологий и резидентов научно-технологических парков (ставка налога на прибыль установлена в размере 10%). Также предусмотрена возможность получения средств из республиканского бюджета на организацию деятельности и развитие материально-технической базы венчурной организации. При этом механизм, стимулирующий распространение на рынке результатов НИОКР, практически бездействует. Предлагаемые результаты НИОКР находят слабое практическое применение в экономике. Уровень инновационной активности предприятий в 4 раза ниже, чем в странах Евросоюза. По мнению белорусских экспертов, действующее законодательство, регулирующее инновационную деятельность, не отвечает в полной мере современным рыночным отношениям и созданию механизмов мотивации и стимулирования в сфере инноваций. 

       Ключевые  факторы успеха инновационного развития 
 

       По  результатам анализа опыта ряда стран можно выявить ряд факторов успеха и определить роль государственной  политики, благодаря которой стало  возможным инновационное развитие. 

       Одним из основных факторов успеха британской инновационной политики стала ориентация на частную инициативу. В отличие  от многих других стран, ведущая роль в инновационном развитии Великобритании принадлежит не государству: инновационная  стратегия страны нацелена, прежде всего, на развитие спроса на инновации, практикуется региональный подход к  инвестициям. 

       В Ирландии, хотя частный сектор является основным генератором инноваций, именно государство формирует основные условия инновационного развития. Успех  ее национальной инновационной системы  может быть описан тремя основными  компонентами: включение Ирландии в  мировую финансовую систему, которое  привело к значительному росту  иностранных инвестиций в экономику  страны и приходу транснациональных  корпораций; создание инновационных  «очагов» развития на основе участия  страны в международном движении технологий и различных формах международной  информационно-технологической кооперации; повышение качества человеческого  капитала за счет иммиграции в страну квалифицированных специалистов (в  основном бывших эмигрантов). 

       В Дании исторически ключевую роль в создании условий для новых  технологий играл государственный  сектор. Важными факторами успеха инновационного развития Швейцарии  стала, во-первых, последовательность осуществляемой инновационной политики. Во-вторых, значительную роль сыграла  ее международная ориентация: серьезное  внимание уделяется поддержке национальных инновационных предприятий в  международных исследовательских  программах. 

       В Норвегии поддержка фундаментальных  исследований в институтах и университетах  является одним из главных приоритетов  норвежской инновационной политики. Бесплатное образование делает возможным  поступление в ведущие университеты и колледжи детей из отдаленных регионов и малоимущих слоев населения. В  то же время, практика пожизненного образования  позволяет увеличивать квалификацию работников на протяжении всей жизни. 

       Основными факторами успеха в Нидерландах  стала выборочная поддержка ведущих  инновационных регионов, а также  развитый научно-образовательный комплекс, который включает в себя систему  поддержки студентов, систему трансфера технологий в научном секторе, развитую сеть научных университетов с государственным финансированием. В Испании основную роль в инновационном развитии играет активизация взаимодействия между государственными и частными структурами. 

       В Израиле источником кадров и технологий, из которого возникла израильская хайтек-индустрия, стала оборонная отрасль. Большое внимание в Израиле исторически уделялось проблеме внедрения новых технологий в производство. Также израильтяне перенимали опыт управления капиталом у международных инвесторов в ходе программы Yozma, которая сыграла решающую роль в становлении института венчурных инвестиций в Израиле. Важную роль сыграла и сфера научной кооперации, которая является одним из центральных звеньев, связывающих Израиль с еврейской диаспорой в различных частях мира. 

       Быстрое успешное инновационное развитие Южной  Кореи стало возможным благодаря  активному заимствованию зарубежных технологий и грамотной патентной  политике. Важную роль «экономическом чуде» Кореи сыграли крупные финансово-промышленные группы (чеболи), которые в течение многих лет являлись основой развития национальной экономики. 

       Одним из факторов успешного развития американской инновационной системы считается  последовательное создание условий  и целенаправленные меры по поддержке  предпринимательства. 

       Существенные  успехи Таиланда в повышении конкурентоспособности  своей продукции и привлечении  иностранного капитала, наблюдаемые  в последнее десятилетие, объясняются, в первую очередь, целенаправленными  шагами правительства по развитию производственной инфраструктуры и бизнеса.

         Главными факторами успеха Бельгии  в инновационном развитии стали  сбалансированная региональная  инновационная политика и продуманная  система финансовой поддержки  инновационной деятельности. 

       Успеху  Австрии на пути инновационного развития способствовали структурные программы  поддержки, которые принимались  в целях организации кооперации высокотехнологичных предприятий  без жесткой привязки к конкретным технологическим направлениям. Кроме  того, в стране хорошо развито сотрудничество между высшими профессиональными  училищами и малыми и средними предприятиями в сфере создания и внедрения инновационных разработок. Успешно развивается сеть технопарков, которые создают оптимальные  условия для развития предприятий  МСБ, в том числе инновационных. На государственном уровне инициируется формирование кластеров, что также  является одним из методов поддержки  высокотехнологичного экспорта. 

       К основным факторам успеха Финляндии  можно отнести владение государством долями в ключевых фирмах; регулирование  процентной ставки; государственная  поддержка частного сектора; чередование  государственной кооперации и государственной  конкуренции с отраслью. Ведущая  роль в развитии телекоммуникационной промышленности Финляндии и отрасли в целом принадлежит компании Nokia, существенное влияние на долгосрочный рост которой оказало государственное финансирование в лице агентства Tekes, которое финансировало 8% всех расходов Nokia на НИОКР. 

       Одним из основных сильных сторон национальной инновационной системы Франции, способствующих ее инновационному развитию, стали полюса конкурентоспособности, позволяющие предприятиям, университетам  и исследователям-разработчикам  работать в связке. 

       Ключевым  фактором успеха инновационного развития Швеции являются длительные масштабные вложения в образование, что способствовало развитию науки. 

       В инновационном развитии Германии важную роль сыграло сотрудничество с США (послевоенное восстановление экономики), а также развитие механизма государственно-частного партнерства, ставшего в определенной степени заменой венчурному финансированию, не получившему в Германии широкого распространения. 

Информация о работе Инновации на предприятии