Инновации на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:35, реферат

Описание работы

История становления инновационных экономик показывает различные примеры временных рамок, требуемых для запуска, ускорения и поддержания инновационного развития. При этом встречаются примеры стран, которые планомерно двигались к инновационному развитию, так и примеры стран, совершивших или начавших инновационный рывок под воздействием государственной политики (датой отсчета при этом, как правило, является принятие ключевого нормативно-правового акта).

В Великобритании до начала 2000-х годов не проводилось целенаправленной централизованной политики по стимулированию и развитию инноваций. В 2003 году Министерство торговли и промышленности Великобритании опубликовало стратегию правительства в сфере технологического развития, в 2004 году был создан Совет по технологическим стратегиям, который осуществляет инвестиции в создание новых технологий, поддерживает их развитие и коммерциализацию. Относительно целостная инновационная стратегия долгосрочного развития Великобритании была сформулирована лишь в 2008 году.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.44 Кб (Скачать)

       сновные этапы становления государственной инновационной политики 
 

       История становления инновационных экономик показывает различные примеры временных  рамок, требуемых для запуска, ускорения  и поддержания инновационного развития. При этом встречаются примеры  стран, которые планомерно двигались  к инновационному развитию, так и  примеры стран, совершивших или  начавших инновационный рывок под  воздействием государственной политики (датой отсчета при этом, как  правило, является принятие ключевого  нормативно-правового акта).

       В Великобритании до начала 2000-х годов  не проводилось целенаправленной централизованной политики по стимулированию и развитию инноваций. В 2003 году Министерство торговли и промышленности Великобритании опубликовало стратегию правительства в сфере  технологического развития, в 2004 году был создан Совет по технологическим  стратегиям, который осуществляет инвестиции в создание новых технологий, поддерживает их развитие и коммерциализацию. Относительно целостная инновационная стратегия  долгосрочного развития Великобритании была сформулирована лишь в 2008 году.

       Инновационное развитие Японии и Швеции осуществлялось последовательно и имеет долгую историю. Тем не менее, в Швеции только в 2005-2008 гг. были определены 4 приоритетные сферы для финансирования НИОКР: медицина, биотехнологии, окружающая среда  и устойчивое развитие, развитие в  Швеции «центров высоких технологий» (centers of excellence), которые представляют собой соединение научно-исследовательских и коммерческих сил в интересах быстрой и эффективной коммерциализации инноваций.

       В Ирландии также переход на инновационный  путь развития был осуществлен сравнительно недавно. Правительство Ирландии в 2007 году выделило 8,2 млрд. евро на осуществление  Стратегии науки, технологии и инноваций (Strategy for Science, Technology and Innovation), которая предполагает улучшение человеческого капитала, физической инфраструктуры, развитие науки, технологии и инноваций с помощью различных проектов.

       В Южной Корее первые программы  инновационного развития были запущены с 1999 года, и развитие инновационного сектора очень быстро прогрессировало.

         Государственная стратегия инноваций  Испании была одобрена в 2010 году. Руководство по реализации  ГСИ осуществляет Министерство  науки и инноваций Испании  (МНИ). На реализацию ГСИ из  государственного бюджета страны  в 2010 году было выделено 6720 млн.  евро.

                          Основные направления проводимой в настоящее время региональной инновационной политики Нидерландов были заданы в 2003 году. Министерство экономических отношений реализовало программу «Путь к инновациям: борьба с Лиссабонскими амбициями», призванную улучшить инновационный климат, стимулировать компании к ведению инновационной деятельности и сосредоточению большего количества ресурсов в стратегически важных сферах.

       С 1998 г. во Франции действует государственный  план стимулирования патентования изобретений  отечественными фирмами. В 1999 году был  принят Закон об инновациях и научных  исследованиях, призванный реорганизовать и модернизировать национальную инновационную систему в направлении  более эффективной коммерциализации научно-исследовательского потенциала. Реализация закона привела к принятию целого ряда решений правительства  и специального «инновационного  плана» (2002 год), цель которых заключается  в создании общей правовой базы, стимулирующей развитие партнерства  между государственным научным  сектором и негосударственными участниками  инновационного процесса. С 2007-2008 гг. предпринимались  точечные налоговые меры по поддержке  инвестиций в инновации.

       Первые  попытки реализации инновационной  политики в Дании предпринимались  в начале 1980-х годов, когда правительство  запустило программу технологического развития, направленную на развитие информационных технологий, считавшихся одной из приоритетных областей. За 20 лет Дания  пережила полномасштабное преобразование применяемой экономической политики, – традиционная краткосрочная стабилизационная политика была заменена долгосрочной структурной политикой.

       Швейцарское правительство реализует программы, направленные на переход государства  от индустриальной экономики к экономике, основанной на знаниях, начиная с 1950-х  годов. В 90-х годах была создана  структура государственных ведомств, курирующих становление экономики, основанной на знаниях, инновационной  экономики, которая существует и  в настоящее время. С 2007 года правительством определены приоритеты развития страны и намечены основные инновационные отрасли с перспективой промышленного внедрения, на которые выделяются основные государственные ресурсы.

       Начало  целенаправленного инновационного развития Германии относится к периоду  после Второй мировой войны, когда основную роль в формировании национальной инновационной системы играли государственные органы, определявшие направления ведения научно-исследовательской деятельности. В начальный период послевоенного восстановления Германии особую роль сыграла помощь США по плану Маршалла, в рамках которой предоставлялось финансирование предприятиям в наиболее развитых отраслях экономики – машиностроение, автомобильная промышленность, химическая промышленность и т.д. Начиная с 1950-х гг. совместно с американскими исследователями велись совместные работы в сферах космоса, авиации и атомной энергетики, в ходе которых страна получила доступ к американским разработкам.

       Финансирование  субъектов инновационной деятельности в Германии началось в 1950-х гг. с  программ индивидуальной целевой поддержки  определенных направлений. В период 1970-х гг. начали возникать первые венчурные фонды, направленные на развитие инновационных компаний в сфере  малого бизнеса.

       В 1970-х гг. начали реализовываться  программы частно-государственного партнерства в научно-исследовательской сфере, благодаря чему доля бюджетной системы в расходах на НИОКР сократилась с 70% в 1970-х гг. до 30% в настоящее время.

       Промышленность  Финляндии смогла перейти на производство товаров с большим объемом  добавленной стоимости в период с середины 60-х по 80-е гг. благодаря  интенсивному партнерству государства  и частного сектора. Роль пионера  венчурного финансирования сыграл государственный  фонд Sitra, который был создан в 1980-х гг., с начала 2000-х он стал главным инвестором в биотехнологиях.

       Развитие  инновационной системы Канады началось в середине 1940-х гг. и было во многом связано с успехами США в той  же сфере. К этому времени были созданы определенные предпосылки  для развития науки и технологий – сформирована система университетского образования, где параллельно проводились  научные исследования, в том числе  совместно с британскими и  американскими учеными и учреждены  государственные органы, целенаправленно  занимавшиеся развитием науки.

       В настоящее время основным документом, который регулирует развитие инновационной  системы в Канаде, является принятая в 2007 г. стратегия «Мобилизация науки  и технологий для достижения рыночных преимуществ Канады», которая предполагает развитие следующих направлений  – защита экологии, энергетика и  природные ресурсы, медицина и информационные технологии.

       Современная американская государственная инновационная  политика была сформирована во второй половине 1990-х годов: приоритет был  обозначен в 1997 году, когда президент  Б. Клинтон прочитал Конгрессу доклад «Наука и технология: формируя ХХI столетие». Кроме того, в предшествовавшие принятию этой политики годы государство провело демонополизацию различных отраслей экономики – энергетики, транспорта, связи. Благодаря такому снижению влияния крупных игроков в экономике, возможность выхода на рынок получили малые инновационные компании.

       Экономика Израиля вплоть до 80-х гг. развивалась  преимущественно экстенсивным путем. Основой высоких темпов роста  являлось использование прибывшего в страну значительного числа  иммигрантов, иностранной помощи, людских  и ресурсов с контролируемых арабских территорий. В середине 80-х годов  начинается плавный переход на путь инновационного развития: была проведена  конверсия сферы НИОКР, которая  состояла в переориентации разработок двойного назначения на обеспечение  нужд гражданской промышленности, относительном  сокращении чисто военных исследований и поощрении притока частных  капиталов в создание и коммерческое использование невоенных технологий. В 2005 году был принят закон о НИОКР, согласно которому разрешается передача за рубеж ноу-хау, полученных в результате исследований, финансируемых государством.

       В рамках курса на модернизацию национальной промышленности с середины 1980-х годов  инновационная политика в Китае  в условиях отсутствия законодательной  базы реализовывалась путем выполнения целевых программ, направленных на освоение иностранных и разработку собственных высоких технологий. В 2002 г. были утверждены два основополагающих закона, заложивших правовую базу регулирования  инновационной деятельности: закон  КНР «О стимулировании средних и  малых предприятий» и Закон КНР  «О популяризации науки и техники». В октябре 2010 г. Госсоветом КНР опубликовано «Решение об ускорении развития новых  стратегических отраслей». 

       Бразилия  с конца 90-х гг. приняла ряд  законов для увеличения количества научных исследований, стимулирования инноваций в частном секторе  и установления более продуктивных партнерских отношений между  научными институтами и бизнесом. В 2006 г. был принят Инновационный  закон, в 2005 – «Хороший» закон (Good Law), который предоставляет налоговые стимулы для осуществления частных инвестиций в НИОКР.

       Согласованная государственная поддержка развития нанотехнологий в Бразилии началась с 2001 г. с созданием 4 национальных сетей по нанотехнологиям и нанонауке, которые сегодня объединяют около 40 научных института по всей Бразилии.

       Первые  меры по поддержке инновационного развития в Таиланде были приняты в 2007-2009 годах, когда Национальное агентство по развитию науки и технологий Таиланда (NSTDA), совместно с Федерацией промышленников Таиланда реализовало проект «Промышленно-технологичная  клиника», в рамках которого была оказана  поддержка 2500 предприятиям малого и  среднего бизнеса в проведении научных  исследований.

       В Индонезии системная государственная  научно-техническая, инновационная  политика находится в процессе формирования, значительные средства выделяются на исследование нанотехнологий (в 2010 году – более 27 млн. долл. США).

       Начало  развитию собственной инновационной  системы в Индии было положено вскоре после получения независимости  от Великобритании в начале 1950-х гг., причем основным сектором экономики, где должны были использоваться научные разработки, должна была стать тяжелая промышленность при одновременном импорте технологий и капитала на начальном этапе. С 1974 г. государственные органы начали начало проводить политику поддержки частных научных исследований и разработок. Индийские компании, ведущие научные исследования, получали поддержку по доступу к иностранному оборудованию и сырью, а также отдельные налоговые льготы. Большое внимание с 1947 по 1990 гг. уделялось и развитию собственной системы образования.

       В 1991 г. индийское правительство провозгласило  новую экономическую политику, в  рамках которой планировалось осуществить  переход к рыночному финансированию науки, что проявилось в сокращении соответствующих госрасходов и  одновременное снижение темпов развития науки и новых технологий. Такая  практика была признана неудачной, в  результате чего бюджетное финансирование было увеличено.

       Целенаправленная  политика по развитию наиболее крупного сектора инновационной системы  Индии – информационных технологий – начала проводиться в начале 1970-х гг., ее целью было создание новых рабочих мест для квалифицированных специалистов с целью предотвращения «утечки мозгов» в развитые страны. С этой целью при крупных университетах начали создаваться компьютерные центры; новый виток развития сектора информационных технологий пришелся на 1980-е гг., когда была отменена процедура лицензирования, сформированы специализированные исследовательские центры, и правительством приняты законы о развитии ИТ-сферы. В 1991 г. в Индии начали создаваться специализированные технопарки по производству программного обеспечения на экспорт.

       Особенности государственной инновационной  политики некоторых стран

       Приведенный ниже анализ особенностей государственной  инновационной политики стран направлен  на выявление закономерностей в  применении мер стимулирования инновационной  активности. В основном, особенности  связаны с использованием конкретных мер, направленных на ускорение инновационного развития (различного рода льгот, финансовой поддержки, мер по улучшению взаимодействия науки и бизнеса), а также с  распределением роли государства и  частного сектора в данных процессах.

       В Великобритании практика государственного финансирования исследований реализуется  как система «двойной поддержки». Стратегическое финансирование производится через единовременные субсидии. Параллельно  Департамент инноваций, университетов  и компетенций финансирует Исследовательские  советы, которые, в свою очередь, финансируют  исследования в стране на проектной  основе. Таким образом, единовременные субсидии обеспечивают стабильность и  стратегические ресурсы, которые университеты могут потратить в соответствии со своими приоритетами и программами  развития, в то время как проектное  финансирование со стороны Исследовательских  советов обеспечивает энергичную конкуренцию  между разными проектами.

Информация о работе Инновации на предприятии