Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:35, реферат
История становления инновационных экономик показывает различные примеры временных рамок, требуемых для запуска, ускорения и поддержания инновационного развития. При этом встречаются примеры стран, которые планомерно двигались к инновационному развитию, так и примеры стран, совершивших или начавших инновационный рывок под воздействием государственной политики (датой отсчета при этом, как правило, является принятие ключевого нормативно-правового акта).
В Великобритании до начала 2000-х годов не проводилось целенаправленной централизованной политики по стимулированию и развитию инноваций. В 2003 году Министерство торговли и промышленности Великобритании опубликовало стратегию правительства в сфере технологического развития, в 2004 году был создан Совет по технологическим стратегиям, который осуществляет инвестиции в создание новых технологий, поддерживает их развитие и коммерциализацию. Относительно целостная инновационная стратегия долгосрочного развития Великобритании была сформулирована лишь в 2008 году.
В Великобритании создаются многочисленные инновационные центры двух типов: ориентированные на разработку специфической технологии и продвижение ее использования (создаются в ответ на нужды или возможности бизнеса, например, Printable Electronics Technology Centre, PETEC); и сфокусированные на определенном секторе экономики или рынке (создаются для того, чтобы собрать вместе взаимодополняющие дисциплины науки, части технологической цепочки и т.п.). Подобные центры рассматриваются в качестве стратегических драйверов экономического развития на региональном уровне. Недостатком деятельности большинства таких центров инноваций и технологий является то, что они не интегрированы в национальную инновационную систему и часто не связаны с более широкими программами развития, например, с программами которые реализуются Советом по технологической стратегии.
Региональный
подход к инвестициям в центры
привел к высокой дисперсии
В
Ирландии роль велика государства в
инновационных процессах: в частности,
оно имеет решающее значение в
привлечении иностранных
Государство
в Ирландии инвестирует и в
ряд проектов по открытию доступа
развивающегося бизнеса к информационным,
консультативным и
В
Ирландии поддерживается ряд инициатив
по развитию связей между системой
высшего образования и
В
Дании университеты финансируются,
в основном, из государственного бюджета.
Взаимодействие между университетами
и промышленностью в Дании
развито слабее, чем во многих других
странах. Важную часть датской инновационной
системы составляют отраслевые научно-исследовательские
институты. Они прикреплены к
различным министерствам и
Важной частью датской инновационной системы являются GTS-институты («Godkendt Teknologisk Service» - «утвержденный технологический поставщик услуг»), выступающие в качестве моста между государственными и частными субъектами. GTS-институты представляют собой частные независимые консалтинговые компании, которые разрабатывают и продают прикладные знания и технологические услуги для частных предприятий и государственных учреждений. GTS-институт является некоммерческой организацией, созданной Министерством науки, технологии и инноваций на период в три года. Существуют три основных направления деятельности GTS-институтов: самостоятельное развитие ноу-хау, участие в совместных проектах вместе с государственными научно-исследовательскими учреждениями и частными компаниями, а также коммерческая деятельность. Еще один из важных элементов датской системы инноваций – научные парки, соучредители инновационных инкубаторов. В стране создана мощная инновационная инфраструктура. Тем не менее, большая часть инновационной активности сводится к мелким инновациям, направленным на улучшение производственного процесса на местах.
В Швейцарии основные направления инновационной политики не претерпели существенных изменений с 2000 по 2007 гг. Ряд изменений коснулся, прежде всего, образования, научных исследований и технологического сектора. Правительство увеличивало расходы в этих секторах в среднем на 6% каждый год в период между 2004 и 2007 годами. Кроме того, правительство скорректировало направления работы Национальных центров компетенции в области научных исследований (National Centres of Competence in Research, NCCR) – NCCR, запущенные с 2004 года, стали более ориентированы на гуманитарные и социальные науки. Правительство также выделило несколько приоритетных направлений развития науки и экономики помимо NCCR – сети компетенций в составе университетов прикладных наук, повышение ценности знаний, поощрение диалога между наукой и обществом и др.
Вопросы коммерциализации инновационных разработок в Швейцарии не поддерживаются прямыми государственными инвестициями. Трансфер инновационных технологий в промышленность осуществляется в рамках существующих форм поддержки фирм, в том числе старт-апов, преимущественно в условиях технопарков, как на федеральном, так и на региональном уровне. Из-за отсутствия прямой государственной поддержки инноваций в бизнес секторе, инструменты инновационной политики, в основном, ориентированы на предложение прикладных научных исследований. Другая сложность связана с человеческим капиталом: несмотря на значительные расходы на образование, доля с высшим образованием относительно мала, сохраняется и ограниченная мобильность в рамках системы образования.
В
Норвегии большое внимание уделяется
взаимодействию образования и науки:
существует большое количество как
государственных, так и частных
научно-исследовательских
Норвегия
смогла добиться того, чтобы иностранные
корпорации, работающие на местном
рынке, проводили локализацию своих
технологий в стране или передавали
их норвежским научно-исследовательским
институтам. Для этого использовались
различные поощрения и
Государство в Норвегии софинансирует НИОКР сырьевых компаний. Конечная цель - создание научной среды мирового уровня и накопление в Норвегии знаний в области нефтедобычи. Для поощрения развития НИОКР в промышленности в Норвегии предусмотрена система налоговых вычетов при осуществлении расходов на НИОКР. Высокие налоги на нефтедобычу в Норвегии непосредственным образом стимулируют нефтегазовые компании к разработке новых технологий, позволяющих снижать себестоимость добычи и повышать степень добычи нефти из пластов.
Инновационная
политика в Нидерландах характеризуется
преобладанием региональной компоненты,
причем происходит смещение с поддержки
отстающих северных регионов на поддержку
экономических преимуществ
Участие
Нидерландов в международных
программах по инновационному сотрудничеству
централизовано и координируется основными
министерствами и агентствами в
рамках их основной специализации. При
организации участия в
В
Испании основными
Фонд
фондов объединяет фонды венчурного
капитала для поддержки процессов
создания и становления
В
Израиле в качестве одного из основных
инструментов инновационной политики
работают международные фонды поддержки
инноваций. Мощным инструментом выращивания
собственных прибыльных проектов, также
с успехом используемым Израилем,
является система грантов на НИОКР,
в которых государство
В
университетах Израиля наряду с
учебной деятельностью
Инициативы
государства в области
В
Китае с 1980-х годов значительную
роль в развитии инновационного бизнеса
играют различные виды льготных административно-
Активно
вовлекается в инновационную
деятельность и квалифицированная
рабочая сила: важной составляющей
ознакомления с зарубежными инновационными
достижениями является направление
национальных кадров на обучение за границу.
В 2009 г. по этой линии получили образование
51 тыс. граждан КНР, дополнительно
открыты 14 новых зарубежных каналов
получения высшего образования.
Кроме того, в течение 2009 года были
привлечены к работе в КНР в
общей сложности 480 тыс. иностранных
специалистов научно-технического профиля.
В
Южной Корее изначально модернизация
была построена на заимствовании
зарубежных технологий, которое происходило
в разных формах: контракты «под
ключ», лицензирование, консультативные
услуги. Изучение иностранного опыта
происходило, главным образом, путем
создания совместных венчурных фирм
с японскими партнерами. В настоящее
время, несмотря на то, что Корея
по многим высокотехнологичным позициям
лидирует в мировом экспорте, страна
по-прежнему во многом зависит от импортной
техники по причине недостаточного
развития собственных базовых
В
1998 году правительство провело