Инновации на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:35, реферат

Описание работы

История становления инновационных экономик показывает различные примеры временных рамок, требуемых для запуска, ускорения и поддержания инновационного развития. При этом встречаются примеры стран, которые планомерно двигались к инновационному развитию, так и примеры стран, совершивших или начавших инновационный рывок под воздействием государственной политики (датой отсчета при этом, как правило, является принятие ключевого нормативно-правового акта).

В Великобритании до начала 2000-х годов не проводилось целенаправленной централизованной политики по стимулированию и развитию инноваций. В 2003 году Министерство торговли и промышленности Великобритании опубликовало стратегию правительства в сфере технологического развития, в 2004 году был создан Совет по технологическим стратегиям, который осуществляет инвестиции в создание новых технологий, поддерживает их развитие и коммерциализацию. Относительно целостная инновационная стратегия долгосрочного развития Великобритании была сформулирована лишь в 2008 году.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.44 Кб (Скачать)

       В Великобритании создаются многочисленные инновационные центры двух типов: ориентированные  на разработку специфической технологии и продвижение ее использования (создаются в ответ на нужды  или возможности бизнеса, например, Printable Electronics Technology Centre, PETEC); и сфокусированные на определенном секторе экономики или рынке (создаются для того, чтобы собрать вместе взаимодополняющие дисциплины науки, части технологической цепочки и т.п.). Подобные центры рассматриваются в качестве стратегических драйверов экономического развития на региональном уровне. Недостатком деятельности большинства таких центров инноваций и технологий является то, что они не интегрированы в национальную инновационную систему и часто не связаны с более широкими программами развития, например, с программами которые реализуются Советом по технологической стратегии.

       Региональный  подход к инвестициям в центры привел к высокой дисперсии инновационной  деятельности и дублированию: например, на территории Великобритании на данный момент действует 8 центров инноваций  и технологий, занимающихся композитными материалами.

       В Ирландии роль велика государства в  инновационных процессах: в частности, оно имеет решающее значение в  привлечении иностранных инвестиций в развитие высокотехнологичных  отраслей промышленности: одним из направлений мер по стимулированию развития наукоемких производств является выделение грантов на НИОКР, снижение ставок налогообложения для компаний, выполняющих НИОКР. Несмотря на то, что в Ирландии проживает 1% от численности  населения ЕС, 25% инвестиций из США  в ЕС поступают именно в Ирландию.

       Государство в Ирландии инвестирует и в  ряд проектов по открытию доступа  развивающегося бизнеса к информационным, консультативным и образовательным  ресурсам. Для поддержки потока исследователей в Ирландию правительство этой страны приняло постановление Европейского Сообщества о привлечении исследователей из третьих стран (EC Directive on Mobility of Researchers from Third Countries).

       В Ирландии поддерживается ряд инициатив  по развитию связей между системой высшего образования и промышленностью. Примером такой инициативы может  служить учреждение Центров науки, инженерии и технологии с целью  накопления и обмена знаниями, создания и использования возможностей для  инноваций. Прикладные исследовательские  центры при высших учебных заведениях работают с исследователями для  выявления коммерческих возможностей того или иного проекта, заключения договоров с предприятиями, защиты прав интеллектуальной собственности. Кроме того, поддержка связей между  академическими исследователями и  промышленностью осуществляется внутри Стратегических исследовательских  кластеров, которые специализируются, в основном, на био- и компьютерных технологиях.

       В Дании университеты финансируются, в основном, из государственного бюджета. Взаимодействие между университетами и промышленностью в Дании  развито слабее, чем во многих других странах. Важную часть датской инновационной  системы составляют отраслевые научно-исследовательские  институты. Они прикреплены к  различным министерствам и проводят исследования согласно потребностям соответствующего министерства. Институты получают базовое  финансирование из национального бюджета; они также могут получить финансирование из государственных средств, распространяемых посредством открытого конкурса через исследовательские советы, министерства или другие учреждения; а также от коммерческой деятельности.

       Важной  частью датской инновационной системы  являются GTS-институты («Godkendt Teknologisk Service» - «утвержденный технологический поставщик услуг»), выступающие в качестве моста между государственными и частными субъектами. GTS-институты представляют собой частные независимые консалтинговые компании, которые разрабатывают и продают прикладные знания и технологические услуги для частных предприятий и государственных учреждений. GTS-институт является некоммерческой организацией, созданной Министерством науки, технологии и инноваций на период в три года. Существуют три основных направления деятельности GTS-институтов: самостоятельное развитие ноу-хау, участие в совместных проектах вместе с государственными научно-исследовательскими учреждениями и частными компаниями, а также коммерческая деятельность. Еще один из важных элементов датской системы инноваций – научные парки, соучредители инновационных инкубаторов. В стране создана мощная инновационная инфраструктура. Тем не менее, большая часть инновационной активности сводится к мелким инновациям, направленным на улучшение производственного процесса на местах.

       В Швейцарии основные направления  инновационной политики не претерпели существенных изменений с 2000 по 2007 гг. Ряд изменений коснулся, прежде всего, образования, научных исследований и технологического сектора. Правительство  увеличивало расходы в этих секторах в среднем на 6% каждый год в  период между 2004 и 2007 годами. Кроме того, правительство скорректировало  направления работы Национальных центров  компетенции в области научных  исследований (National Centres of Competence in Research, NCCR) – NCCR, запущенные с 2004 года, стали более ориентированы на гуманитарные и социальные науки. Правительство также выделило несколько приоритетных направлений развития науки и экономики помимо NCCR – сети компетенций в составе университетов прикладных наук, повышение ценности знаний, поощрение диалога между наукой и обществом и др.

       Вопросы коммерциализации инновационных разработок в Швейцарии не поддерживаются прямыми  государственными инвестициями. Трансфер инновационных технологий в промышленность осуществляется в рамках существующих форм поддержки фирм, в том числе старт-апов, преимущественно в условиях технопарков, как на федеральном, так и на региональном уровне. Из-за отсутствия прямой государственной поддержки инноваций в бизнес секторе, инструменты инновационной политики, в основном, ориентированы на предложение прикладных научных исследований. Другая сложность связана с человеческим капиталом: несмотря на значительные расходы на образование, доля с высшим образованием относительно мала, сохраняется и ограниченная мобильность в рамках системы образования.

       В Норвегии большое внимание уделяется  взаимодействию образования и науки: существует большое количество как  государственных, так и частных  научно-исследовательских институтов (на них приходится почти 23% от всех расходов на научно-исследовательскую  деятельность и примерно 27% всех научных  исследований). Все высшие учебные  заведения Норвегии обязаны проводить  фундаментальные исследования и  подготовку научных работников, используя  работы выпускников вузов и программы  докторантов. Высшие учебные заведения  отвечают не только за проведение фундаментальных  исследований и подготовку научных  кадров, но и за коммерческое использование  результатов изобретений, сделанных  их сотрудниками. Доля государственных  инвестиций относительно высока, как  и в других странах с низкой долей R&D к ВВП (около 1,7% от ВВП).

       Норвегия  смогла добиться того, чтобы иностранные  корпорации, работающие на местном  рынке, проводили локализацию своих  технологий в стране или передавали их норвежским научно-исследовательским  институтам. Для этого использовались различные поощрения и вознаграждения. В результате в Норвегии сформировались судостроительные компании, ИТ-сектор, связанный с нефтегазодобычей, появились инновационные разработки в мониторинге запасов в труднодоступных местах, а также в технологиях бурения и добычи на шельфе.

       Государство в Норвегии софинансирует НИОКР сырьевых компаний. Конечная цель - создание научной среды мирового уровня и накопление в Норвегии знаний в области нефтедобычи. Для поощрения развития НИОКР в промышленности в Норвегии предусмотрена система налоговых вычетов при осуществлении расходов на НИОКР. Высокие налоги на нефтедобычу в Норвегии непосредственным образом стимулируют нефтегазовые компании к разработке новых технологий, позволяющих снижать себестоимость добычи и повышать степень добычи нефти из пластов.

       Инновационная политика в Нидерландах характеризуется  преобладанием региональной компоненты, причем происходит смещение с поддержки  отстающих северных регионов на поддержку  экономических преимуществ регионов, являющихся движущей силой национального  роста. К недостаткам национальной инновационной системы Нидерландов  относится недостаточная плотность  научно-исследовательской деятельности в голландских компаниях (1% по сравнению  со средним уровнем по ОЭСР в 1.5%) и увеличивающаяся нехватка докторов наук по научно-техническим специальностям. 

       Участие Нидерландов в международных  программах по инновационному сотрудничеству централизовано и координируется основными  министерствами и агентствами в  рамках их основной специализации. При  организации участия в международных  инновационных проектах основное внимание уделяется привлечению к исследованиям  предприятий малого и среднего бизнеса, а также перспективных инновационных  компаний.

       В Испании основными направлениями  государственной инновационной  политики являются реализация проектов создания консорциумов технологических  исследований (CENIT, НСКТИ), Фонд фондов и программа «Torres Quevedo». Национальные стратегические консорциумы технологических исследований (НСКТИ) представляют собой практическую форму реализации задачи улучшения взаимодействия государственных и частных организаций путем создания и совместного финансирования НСКТИ. Для получения дотаций и другой поддержки со стороны государства, формируемые НСКТИ должны удовлетворять ряду условий. 

       Фонд  фондов объединяет фонды венчурного капитала для поддержки процессов  создания и становления высокотехнологичных  компаний. Участниками фонда являются государственные и частные компании, присутствие частного сектора: более 30%. Программа «Torres Quevedo», по которой осуществляется насыщение частного сектора университетскими кадрами. По программе финансируется заключение контрактов с докторами наук и технологами для поддержки исследовательских проектов в фирмах.

       В Израиле в качестве одного из основных инструментов инновационной политики работают международные фонды поддержки  инноваций. Мощным инструментом выращивания  собственных прибыльных проектов, также  с успехом используемым Израилем, является система грантов на НИОКР, в которых государство софинансирует проекты коммерциализации технологий в разных пропорциях в зависимости от стадии развития проекта. Можно выделить следующие важные особенности этой системы: доступность грантов, быстрота принятия решения о финансировании.

       В университетах Израиля наряду с  учебной деятельностью проводятся на коммерческой основе научные и  прикладные исследования в интересах  других заинтересованных организаций  и учреждений. Практически в каждом ВУЗе есть подразделение, задачей которого является коммерциализация проектов, созданных на базе ВУЗа.

       Инициативы  государства в области инновационного развития в последнее время включают в себя: запуск нескольких новых  программ, направленных на поддержку  малого и среднего бизнеса и традиционных отраслей; создание фонда развития нанотехнологий (21 млн. евро) и биотехнологий (25 млн. евро); запуск программы разработки и коммерциализации технологий обработки воды и развитие других инструментов исследований в сфере гидрологии и возобновляемых источников энергии.

       В Китае с 1980-х годов значительную роль в развитии инновационного бизнеса  играют различные виды льготных административно-территориальных  формирований: специальные экономические  зоны, зоны торгово-экономического развития, промышленные парки и др. Указанные  институты стали мощным инструментом привлечения к сотрудничеству иностранных  компаний и специалистов, для которых  применяются специальные льготы. 

       Активно вовлекается в инновационную  деятельность и квалифицированная  рабочая сила: важной составляющей ознакомления с зарубежными инновационными достижениями является направление  национальных кадров на обучение за границу. В 2009 г. по этой линии получили образование 51 тыс. граждан КНР, дополнительно  открыты 14 новых зарубежных каналов  получения высшего образования. Кроме того, в течение 2009 года были привлечены к работе в КНР в  общей сложности 480 тыс. иностранных  специалистов научно-технического профиля. 

       В Южной Корее изначально модернизация была построена на заимствовании  зарубежных технологий, которое происходило  в разных формах: контракты «под ключ», лицензирование, консультативные  услуги. Изучение иностранного опыта  происходило, главным образом, путем  создания совместных венчурных фирм с японскими партнерами. В настоящее  время, несмотря на то, что Корея  по многим высокотехнологичным позициям лидирует в мировом экспорте, страна по-прежнему во многом зависит от импортной  техники по причине недостаточного развития собственных базовых технологий. 

       В 1998 году правительство провело реструктуризацию государственных исследовательских  центров, создавая конкурентную среду. С этого момента исследовательские  институты предоставляли спин-оффам офисные площадки и лаборатории для проведения исследований. Одной из отличительных особенностей инновационного развития Южной Кореи является целенаправленная поддержка, в основном, именно крупных компаний. В настоящее время, напротив, разукрупнение, а в ряде случаев ликвидация финансово-промышленных корпораций (чеболей) признается одним из главных успехов посткризисной адаптации и структурной реформы Южной Кореи. 

Информация о работе Инновации на предприятии