Государственное регулирование туристической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является - изучение системы государственного регулирования индустрии туризма и механизмов её функционирования.
Для реализации поставленной цели в курсовой работе решен ряд задач:
1) рассмотреть контроль с точки зрения теории;
2) изучить значение функции контроля в системе управления;

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I ………………………………………..4
1.1 Понятие, виды контроля и его области………………………………..….. 4
1.2 Основные характеристики эффективного контроля.…………………....12
Глава II Значение функции контроля в системе управления………………..17
2.1 Понятие функций управления и их взаимосвязь………………………....17
2.2 Организация процесса контроля.………………………………..………...23
Глава III Организация контроля в туристической фирме ООО «ЛЮБИМЫЙ ТУР» сеть Горячие туры………………………………………………………...26
3.1 Особенности технологии управления персоналом на предприятиях индустрии сервиса и туризма………………………………………………..…..26
3.2 Характеристика сети «Горячие туры»……….……………………….…28
3.3 ООО «Любимый тур….……………………………………………..………30
Заключение…………………………………………………………………….…32
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая !!!.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

     При этом следует иметь в виду два  социально-экономических явления:

     - временной промежуток между ростом  спроса на туристические услуги  и появлением новых рабочих  мест в туристическом бизнесе  и сопряженных с ним отраслях минимальный;

     - для обслуживания одного иностранного  туриста требуется примерно 9 человек. 

     Для развития въездного туризма нужно  не только хорошо разрекламировать наши возможности в туризме, но и построить  новые гостиницы, повысить качество туристических услуг, улучшить сервисное обслуживание.

     Наряду  с положительным, следует учитывать  возможные отрицательные последствия, возникающие при притоке туристов в определенный регион. Так, если в  регионе нет избытка рабочей  силы, то ее перемещение в индустрию туризма, например, из сельского хозяйства может привести к определенному застою в последнем. Миграция населения из сельских районов в городские увеличит нагрузку на такие непроизводственные отрасли, как здравоохранение и просвещение. Инвестиционные ресурсы, потраченные на дополнительные вложения в туристическое хозяйство, не смогут быть направлены в те отрасли, где они необходимы.

     В макроэкономике, например, преобладание выезда наших туристов за рубеж по сравнению с въездом в РФ иностранных  туристов приводит к фактическому перемещению валютных средств в экономику других стран.

     Дальнейшее  развитие нашей туристической деятельности за рубежом необходимо, во-первых, подкреплять  развитием въездного туризма  и туризма внутри страны. Во- вторых, необходимо акцентировать внимание наших турфирм не только на организационные и экономические аспекты их деятельности, но и на социальную сторону зарубежного туризма, на ненавязчивую воспитательную работу в туристических группах, выезжающих за границу. В-третьих, необходимо учитывать стремление жителей РФ к туристическим поездкам за рубеж.

     В РФ имеется много объективных  факторов, обеспечивающих хорошие перспективы  для выездного туризма. Статистика свидетельствует об увеличении числа  российских туристов, выезжающих за рубеж. Сдерживающим фактором более бурного развития выездного туризма является низкий уровень жизни основной массы населения, снижение его реальных доходов за годы реформ. Если в ближайшие годы станет возможным переломить эту негативную тенденцию и стимулировать рост доходов, то выездной туризм получит бум своего развития.

     В случае стабилизации экономики и  политики можно ожидать значительного  увеличения объемов въездного туризма. Но для этого необходимы следующие  изменения в РФ:

     а) коренные изменения в оказании сервисных услуг – бытовой комфорт, разнообразие вариантов турпрограмм, возможность спонтанных занятий, быстрое изменение тура;

     б) изменения в сервисном обслуживании;

     в) изменения в ценообразовании.  

     Таким образом, важнейшие организационно-экономические проблемы будущего туризма в РФ можно свести к двум основным. С одной стороны, с ростом благосостояния российского общества увеличится объем выездного туризма, что, безусловно, повысит требовательность российского потребителя туруслуг к их качеству. Уже сейчас идет осознание необходимости в нивелировании как стандарта услуг, так и уровня цен на туристические услуги.

     С другой стороны, въездной туризм является важным источником валютных поступлений. Падение объемов въездного туризма  требует от отечественных фирм, принимающих туристов, проанализировать причины отсутствия интереса к нашей стране у западного туриста.

     Туризм  оказывает воздействие на экономику  практически по всем аспектам фундаментального определения этой сферы жизни  общества.

     С точки зрения фундаментальной экономики туризм представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными процессами и отношениями, нежели имманентными (внутренними) причинами. Но туризм также и важнейший катализатор экономического роста многих быстро развивающихся стран, поскольку выступает каналом перераспределения валового национального продукта между странами, которое не сопровождается вывозом (импортом) товаров и услуг. Другими словами, если туристы не только вывозят часть заработанных в других производствах средств, но и создают в других странах новые рабочие места.

     Современный туризм как экономическое явление:

     1)    имеет индустриальную форму; 

     2)    выступает в виде туристского  продукта и услуг, которые не  могут накапливаться и транспортироваться;

     3)    создает новые рабочие места  и выступает зачастую пионером  освоения новых районов и катализатором  ускоренного развития национальной  экономики; 

     4)    выступает как механизм перераспределения  национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме;

     5)    является мультипликатором роста  национального дохода, занятости  и развития местной инфраструктуры  и роста уровня жизни местного  населения; 

     6)    характеризуется высоким уровнем  эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;

     7)    выступает как эффективное средство  охраны природы и культурного  наследия, поскольку именно эти  элементы составляют основу его  ресурсной базы;

     8)    совместим практически со всеми  отраслями хозяйства и видами  деятельности человека, поскольку именно их дифференциация и дискретность и создают ту разность потенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребности людей к перемене мест и познанию.  

     Таким образом, туризм способен оказывать  активное влияние на экономику региона  (или страны), в котором он развивается, на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I   
 

     2.2 Государственное регулирование в сфере туризма 

     Соединения  факторов туристического спроса и предложения  должны осуществляться путем регулирования сферы туризма и путешествий в интересах развития страны в целом или региона.

     Регулирование деятельности в туризме в большинстве  зарубежных стран происходит при  участии государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.

     Россия, несмотря на свой колоссальный туристический  потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Среди туристских предприятий РФ – 350 зарубежных компаний или компаний со стопроцентным иностранным капиталом, которые занимаются в основном выездным туризмом.

     Объективные и субъективные экономические и  политические обстоятельства в последние  несколько лет вызвали сокращение въездного потока туристов в Россию. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма. В  частности, спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение этих услуг за последние годы резко сократилось. Современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.

     Практически исчезает адресный социальный туризм, осуществляемый в интересах лиц, обладающих низким уровнем доходов. Он предполагает оказание государственной  помощи и процветает во многих зарубежных странах. В частности, к числу клиентов социального туризма относятся, например, школьники, молодежь, пенсионеры, инвалиды. По оценкам отечественных экспертов, в РФ потенциальных потребителей социального туризма свыше 80% населения страны.

     Социальный  туризм – путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

     Социальный  тур – минимально необходимый набор туристских услуг, не превышающий базовый стандарт доступности для граждан Российской Федерации.

     Базовый стандарт доступности социального  тура – совокупность расчетных показателей  минимально необходимого набора туристских услуг; устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

     Участник  социального туризма – турист, являющийся потребителем социального тура; организация социального туризма, общественное объединение, общественное движение как совокупность общественных объединений участников социального туризма, образовательное учреждение по подготовке специалистов для сферы социального туризма, научно-исследовательское учреждение по проблемам социального туризма.

     Организация социального туризма – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, продвигающие и реализующие на основании лицензии социальные туры при условии, что их реализация составляет в совокупности не менее 70% всех туристских услуг и норма рентабельности при формировании цены социального тура не превышает 10 %.

     Появление отмеченных негативных обстоятельств  связано в основном с тем, что  на современном этапе слабо действуют  рыночные рычаги, обеспечивающие дальнейшее развитие туризма. Усиление действий рыночных рычагов связано с необходимостью обеспечения условий для приоритетного развития внутреннего и внешнего туризма с целью возрождения традиционных центров туризма и освоения новых туристских районов. Слабое действие рыночных рычагов и явно недостаточное социальное ориентирование в сфере туризма нуждаются в активном государственном вмешательстве.

     Предполагается  необходимым государственное регулирование  в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям.

     Первое  направление связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем  составления планов (прогнозов) и  государственных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности  осуществляемых сейчас соотношений  в системах «спрос – предложение» на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

     Второе  направление обеспечивает осуществление  социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование  без должного государственного вмешательства  приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение, просвещение и т.д.).

     Таким образом, государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.

     Воздействие на расширение туристического рынка  требует разработки рыночной стратегии  продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны.

     Воздействие со стороны государственных органов  различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной  сферой туризма.

     Конкретные  задачи, которые могут быть отнесены к государственному регулированию, следующие:

     •    принятие решений по разработке организационно-экономической  и социальной политики в области  развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития;

     •    создание условий для решения  проблем социального, адресного туризма;

     •    разработка программ развития государственного и частного секторов, с учетом перечисленных  только что направлений;

     •    обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов;

Информация о работе Государственное регулирование туристической деятельности