Функционально-стоимостный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:08, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключаются в раскрытии сущности функционально-стоимостного анализа, а также способов его применения для повышения качества продукции и совершенствования системы управления маркетингом на предприятии. Согласно этим целям в работе поставлены соответствующие задачи:
– дать понятие системы по методу ФСА (АВС-cost);

Работа содержит 1 файл

Реферат ФСА.docx

— 46.14 Кб (Скачать)

      Таблица 1.2.  

Форма ФСА Цель использования  форм ФСА Сфера использования  форм ФСА
Корректирующая  форма Выявление излишних затрат; определение диспропорции между  значимостью функций для потребителя  и затратами на их обеспечение; поиск  резервов снижения себестоимости и  повышения качества изделий Сфера производства (для совершенствования освоенных  и действующих объектов)
Творческая  форма Поиск оптимальных  технических решений; установление предельных нормативов затрат по изготовлению разрабатываемых объектов Сфера проектирования (при проектировании новой продукции  на стадиях НИР и ОКР)
Инверсная форма Поиск наиболее эффективных условий использования  объектов Сфера применения (при поиске новых сфер применения продукции, унификации продукции)

 

      При проведении функционально-стоимостного анализа определяют функции элементов  продукции и проводят оценку затрат на реализацию этих функций с целью  снижения затрат. Иными словами, ФСА  должен способствовать изготовлению или  модернизации продукции высокого качества при одновременном накоплении функционально  излишних затрат, благодаря решению  следующих проблем:

      • экономия материалов и затрат труда;

      • снижение себестоимости продукции;

      • целенаправленное обеспечение высокого качества продукции;

      • улучшение потребительских свойств продукции;

      • достижение оптимального соотношения  «качество-цена»;

      • поиск резервов снижения затрат на производство и эксплуатацию продукции;

      • поиск резервов повышения качества продукции.

      Организация работы по любой форме ФСА предусматривает  выполнение нескольких этапов (табл. 1.3):

      Таблица 1.3 

Этап Содержание  этапа
1 2
1. Подготовительный Создание организационных  предпосылок для внедрения ФСА. Определение объекта анализа  с соответствующим технико-экономическим  обоснованием. Подбор и утверждение  исследовательской группы ФСА. Определение  целей, задач, глубины проработки техники  проведения ФСА по объекту. Разработка и утверждение плана-графика проведения работ по ФСА. Оформление распоряжения по предприятию о проведении ФСА  выбранного объекта.
2. Информационный Сбор, обработка  и анализ информации об объекте. Построение структурной модели объекта ФСА.
3. Аналитический Определение состава  объекта и выявление связей между  элементами. Выявление и формулировка функций. Классификация функций. Построение функциональной модели объекта. Оценка уровня выполнения функций. Определение  функциональной, проблемной и затратной  зависимости объекта. Построение совмещенной (функционально-структурной) модели объекта. Формулировка задач совершенствования  объекта.
4. Творческий Поиск идей и  вариантов решений по совершенствованию  объекта. Обработка и систематизация результатов проведения творческих совещаний. Подготовка материалов для  оценки полученных результатов.
5. Исследовательский Оценка, обсуждение и отбор рациональных вариантов  совместно со специалистами функциональных служб. Коммерческая оценка вариантов  решений в соответствии с выбранными на данном этапе критериями. Оценка реальных предложений.
6. Рекомендательный Рассмотрение  предложений соответствующими службами предприятия. Проведение технико-экономических  расчетов. Принятие решения комитетом  ФСА о приемлемости предложений. Составление плана-графика внедрения  рекомендаций. Передача утвержденных рекомендаций соответствующим службам.
7. Этап внедрения Утверждение руководством плана-графика внедрения. Разработка и составление соответствующей  документации о внедрении. Внедрение  полученных результатов. Оценка полученных результатов.

 

      Итак, цель метода состоит в объединении  понятий «резерв», «эффективность»  и «качество», т. е. функционально-стоимостной  анализ следует использовать как  инструмент повышения эффективности  промышленного производства и с  позиции маркетинга.

      Все большее распространение в аналитической  работе получают принципы функционально-стоимостного анализа качества продукции: функциональность, системность, экономичность, творчество, — содержание которых было освещено. Принципы проведения ФСА качества продукции универсальны. Они способствуют поиску возможностей рационального распределения на мероприятия по улучшению качества продукции.

      При исследовании качества продукции используются следующие разновидности модели ФСА .

      Функционально-стоимостной  анализ продукции может проводиться  на любом предприятии, когда необходимо решить задачу разработки и постановки на производство новых изделий, повысить технико-экономический уровень продукции, модернизировать или модифицировать продукцию и т. д., включает следующие  этапы. 

      Разновидности моделей ФСА качества продукции 

Модели  ФСА Принцип построения модели ФСА
Компонентная Систематизированный перечень материальных компонентов  объекта с указанием элементов  надсистемы
Потоковая Графическое отображение  характера связей между компонентами анализируемой системы в процессе их функционирования
Функциональная Условное графическое  отображение состава и взаимодействия функций объекта
Функционально-идеальная Модель усовершенствования объекта, лишенного всех или части  вредных функций и нежелательных  эффектов, выявленных на предыдущих этапах ФСА (при сохранении или совершенствовании  полезных функций)

 

      Итогом  проведения ФСА должно быть снижение затрат на единицу полезного эффекта. Это достигается путем сокращения затрат (примерно на 20-30%) при повышении  потребительских свойств продукции, при сохранении заданного уровня качества.

      Широта  использования ФСА качества продукции  в рамках модели-комплекса «ФСА-маркетинг-качество» во многом зависит от понимания важности этого анализа руководителями предприятия. Несмотря на невозможность в результате применения ФСА объективно определить конкретные пути совершенствования продукции и найти эффективные резервы снижения затрат на изготовление продукции, так как стоимость функций элементов продукции в условиях инфляции не может полностью адекватно отражать реальное состояние дел по их формированию, основные методические положения метода функционально-стоимостного анализа в условиях рынка не только не теряют своей значимости, но и по-прежнему свидетельствуют о целесообразности его применения.

      Таким образом, успешное решение проблем  развития рыночного механизма управления качеством возможно с привлечением метода функционально-стоимостного анализа  резервов повышения качества продукции.  

      3. Проблематика внедрения   учета по методу  ФСА 

      Перечислим  преимущества и недостатки функционально-стоимостного анализа. Преимущества:

      Более точное знание стоимости продукции  дает возможность принимать верные стратегические решения по следующим  вопросам:

  1. назначения цен на продукцию;
  2. оптимального сочетания продуктов;
  3. выбора между возможностями изготавливать самостоятельно или приобретать;
  4. вложения средств в научно-исследовательские работы, автоматизацию процессов, продвижение продукции и т.п.

      Метод способствует:

  1. качественной реализации управленческих функций, таких как повышение эффективности дорогостоящих операций;
  2. выявлению и сокращению объемов операций, не повышающих ценность продукции.

      Недостатки  данного метода:

      – процесс описания функций может  оказаться излишне детализированным, а модель учета иногда слишком  сложна и ее трудно адаптировать к реальным условиям;

      – этап сбора данных об источниках затрат по функциям (activity drivers) часто недооценивается;

      – для качественной реализации метода требуются специальные программные  средства;

      – изменения, вносимые в модель не соответствуют скорости организационных изменений;

      – реализация рассматривается как  «прихоть» финансового менеджмента  и недостаточно поддерживается оперативным  руководством.

      Основными проблемами внедрения ФСА могут  стать:

        – трудности психологического  характера, связанные с высоким  уровнем тревожности и низким  уровнем мотивации менеджеров  по отношению к внедрению прогрессивных  методов управления затратами; 

      – трудности информационного характера, связанные со слабой степенью развития методологического аппарата проведения ФСА, недостатком программного обеспечения  и средств автоматизации процесса управления затратами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Этапы выполнения метода
 

    ФСА, основываясь на выявлении всех функций  исследуемого объекта и соотнесении  их с его элементами (деталями, узлами, сборочными единицами), нацелен на минимизацию полной стоимости выполнения этих функций. Для этого необходимо знать функциональную структуру объекта, стоимость отдельных функций и их значимость.

    Стоимость функций включает затраты на материалы, изготовление, сборку, транспортировку  и последующие обслуживание и  утилизацию и т.п. (этот круг определяется целями задачи и жизненным циклом). Эффективны действия, направленные на совмещение выполнения одной частью изделия нескольких функций и  на максимальную реализацию принципа ИКР (функция выполняется, а её носителя нет). На практике этому соответствует  то, если стоимость нового объекта, совмещающего ряд функций, будет  меньше суммарной стоимости объектов, выполнявших эти функции поврозь. Стоит отметить, что важнее искать ненужные и неэффективно работающие части изделия и отказываться от них, а не снижать их стоимость.

    Для проведения анализа необходимо знание не только стоимости функций, выполняемых  исследуемым изделием, но и стоимость  выполнения аналогичных функций  другими доступными деталями или  узлами. Возможно назначение стоимости  в виде сравнительных оценок –  отталкиваться от стоимости исходной функции, принимаемой за единицу.

    В первую очередь минимизируют стоимость  выполнения главных функций. При  этом качество функционирования изделия  стремятся сохранить на прежнем  уровне. Однако не следует упускать из внимания и вспомогательные функции, часто решающим образом определяющие спрос на выпускаемое изделие (например, внешняя привлекательность, удобство эксплуатации и т.п.). Это указывает  на важность знания не только стоимости  каждой функции, но и её ценности (значимости).

    На  стоимость функции влияют:

    стоимость реализации принципа действия: энергетические затраты, доступность и стоимость  материалов, последствия от побочных эффектов и т.д.;

    структурные признаки: простота (технологичность) форм деталей, их взаимное расположение и количество (разнообразие) и т.д.;

    параметрические характеристики: материалоемкость деталей, их размеры и качество поверхностей, точность изготовления и сборки и  т.д.

    Следует помнить, решение задачи методом  ФСА конкретно и зависит от условий производства и применения исследуемого изделия. Например, на стоимость  изделия влияют отличия в цене на электроэнергию в разных районах, имеющееся на данном заводе оборудование.

    ФСА можно вести бессистемно с  целью решения какой-то частной  задачи.

    Эффективное проведение ФСА включает выполнение следующих этапов:

    Планирование  и подготовка: уточняется объект и  цели (минимизация стоимости или  повышение качества выполнения функции  при сохранении прежней стоимости), формируется рабочая группа.

    Информационный: сбор сведений по условиям применения и изготовления изделия, требованиям  к его качеству, возможным проектным  решениям, недостаткам.

    Аналитический: составление функциональной структуры, определение стоимости и ценности отдельных функций, выбор направления  работы.

    Поисковый: улучшение решения на основе привлечения  эвристических, математических и экспериментальных  методов, выбор лучших вариантов.

    Рекомендательный: оформление протоколов и рекомендаций по реализации предложений.

    ФСА широко применяется для повышения  конкурентоспособности выпускаемых  изделий, «вылизывания конструкций», т.е. такого снижения стоимости изделия и улучшения его конструкции, чтобы не допустить (сделать экономически нецелесообразным) выпуск подобного по функциям и их качеству изделия конкурирующими фирмами. Так, в Японии 100% экспортируемых промышленных изделий подвергается ФСА.

    Обычно  на несовершенство конструкции и  неосознанное применение ФСА указывают  подаваемые в процессе выпуска продукции  рацпредложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Функционально-стоимостный анализ