Финансовые результаты и рентабельность активов коммерческой организации и методы их анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:07, реферат

Описание работы

Несмотря на кажущуюся простоту расчетов, показатели этой группы, как и в случае с характеристикой финансовой устойчивости, достаточно неочевидны как с позиции теории, так и с позиции практических расчетов, выполняемых в рамках пространственно-временных сопоставлений. Так, фразы "прибыль предприятия ABC составляет Р руб." или "рентабельность предприятия ABC составляет α%" ни финансовому аналитику, ни руководителю не говорят ни о чем. Неоднозначность трактовок предопределяется многими обстоятельствами: нередко встречающейся двусмысленностью терминологии, множественностью расчетных формул с позиции теоретической обоснованности того или иного алгоритма расчета, а также множественностью исходных показателей, используемых в этих формулах. К показателям именно этой группы прежде всего и относится упоминавшееся выше требование о необходимости четкой идентификации алгоритмов расчета. Коротко рассмотрим основные аспекты данной проблемы.

В общем случае результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

Содержание

Задачи анализа финансовых результатов.
Анализ прибыли до налогообложения.
Анализ прибыли от продаж.
Характеристика показателей рентабельности.
Анализ рентабельности производственных фондов.
Анализ рентабельности продаж. Анализ рентабельности активов

Работа содержит 1 файл

Тема 11.docx

— 664.73 Кб (Скачать)

6. При анализе хозяйственной деятельности предприятия, во время проведения финансового анализа, для оценки эффективности хозяйственной деятельности и процессов ценообразования применяют коэффициент рентабельности продаж.

Рентабельность  продаж вычисляется как отношение чистой прибыли к обороту и прочим торговым доходам (к выручке от продаж).

Коэффициент рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля продаж.

ЧисПриб 
РенПрод =

;                 
Обор

Чистая прибыль  входит в состав валовой(балансовой) прибыли, и проведя 3-х факторный анализ валовой прибыли можно судить об изменениях самой чистой прибыли.

Анализ рентабельности продаж начинается с изучения ее фактического уровня за отчетный (анализируемый) период в сравнении с рентабельностью продаж за предыдущие годы, с данными бизнес-плана, с аналогичным показателем предприятий, выпускающих однородную с анализируемым предприятием продукцию, со средними значениями рентабельности продаж по данным видам деятельности, отраслям хозяйства в отечественной экономике и в других странах.

В экономической  литературе рентабельность продаж предлагается рассчитывать, как отношение прибыли  от реализации продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки. Этот показатель определяется как в  целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции:

Рпр = Ппр / Впр * 100, Рпр.ч = ЧП / Впр * 100

где Рпр – рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по прибыли от продаж, %; Ппр – прибыль от продаж, тыс. рублей; Впр – выручка от продаж, тыс. рублей; Рпр.ч – рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по чистой прибыли, %; ЧП – чистая прибыль, тыс. рублей.

А.Д. Шеремет для анализа рентабельности продаж предлагает использовать следующие коэффициенты:

  1. Рентабельность продаж по прибыли от продажи: K1 = Ппр / Впр
  2. Рентабельность продаж по бухгалтерской (до налогообложения) прибыли: K2 = Пбп / Впр
  3. Рентабельность продаж по чистой прибыли: K3 = ЧП / Впр

где, Ппр - прибыль от продаж, Впр - выручка от продаж в отпускных ценах-нетто, Пбп - бухгалтерская прибыль, ЧП - чистая прибыль.

Если формулу  Рпр = Ппр / Впр * 100 выразить не в процентах, а в копейках (в виде Рпр = Ппр / Впр), то в этом случае можно сделать вывод о результативности продаж, то есть сколько копеек прибыли от продаж получено с каждого рубля выручки от реализации продукции (выручки от продаж).

В случае если компания имеет достаточно развитую и обширную прочую деятельность, то чистая прибыль  является результатом не только выручки  от продаж, но и доходов от прочей деятельности. Следовательно, соотнесение  чистой прибыли только с величиной  выручки от продаж приводит к завышению  истинного значения рентабельности, которую правильнее называть уже  рентабельностью обычной деятельности. Рентабельность обычной деятельности можно определить по следующей формуле:

Роб.д = ЧП / (Впр + Дп) * 100

где Роб.д – рентабельность обычной деятельности в целом по предприятию, %; Дп - доходы от прочей деятельности, тыс. рублей.

Для более подробного анализа рентабельности продаж необходимо провести факторный анализ рентабельности продаж, т.е. проанализировать какие факторы повлияли на уровень рентабельности продаж предприятия.

 Рентабельность продаж используется в качестве основного индикатора для оценки финансовой эффективности компаний, которые имеют относительно небольшие величины основных средств и собственного капитала. Оценка рентабельности продаж позволяет более объективно взглянуть на состояние дел.

 Показатель  рентабельности продаж характеризует  важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции.

 Ниже представлены варианты изменения рентабельности продаж под влиянием различных факторов.

 1. Увеличение рентабельности  продаж.

 a) Темпы роста выручки опережают темпы роста затрат.

 Возможные причины:

  • рост объемов продаж
  • изменение ассортимента продаж

 При увеличении количества проданной продукции (в  натуральном выражении) выручка  возрастает быстрее затрат в результате действия так называемого производственного  левериджа.

 Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы. Изменение  структуры себестоимости может  существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и теоретически, уменьшением  переменных расходов. Однако зависимость  носит нелинейный характер, поэтому  найти оптимальное сочетание  постоянных и переменных расходов непросто.

 Кроме простого повышения цен на уже существующий ассортимент товаров, компания может  добиться роста выручки за счет изменения  ассортимента продаваемой продукции. Данная тенденция развития предприятия  является благоприятной.

 b) Темпы снижения затрат опережают темпы снижения выручки.

 Возможные причины:

  • рост цен на продукцию (работы, услуги)
  • изменение структуры ассортимента реализации

 В данном случае происходит формальное улучшение показателя рентабельности, но снижается объем  выручки, тенденцию нельзя назвать  однозначно благоприятной. Для правильно  сделанных выводов необходимо проанализировать политику ценообразования и ассортиментную политику предприятия.

 c) Выручка увеличивается, затраты уменьшаются.

 Возможные причины:

  • повышение цен
  • изменение ассортимента продаж
  • изменение норм затрат

 Данная тенденция  является благоприятной, и дальнейший анализ следует проводить с целью  оценки устойчивости такого положения  компании.

 2. Снижение рентабельности  продаж.

 a) Темпы роста затрат опережают темпы роста выручки.

 Возможные причины:

  • инфляционный рост затрат опережает выручку
  • снижение цен
  • изменение структуры ассортимента продаж
  • увеличение норм затрат

 Является  неблагоприятной тенденцией. Для  исправления положения необходимо проанализировать вопросы ценообразования  на предприятии, ассортиментную политику, существующую систему контроля затрат.

 b) Темпы снижения выручки опережают темпы снижения затрат.

 Возможные причины:

  • сокращение объемов продаж

 Такая ситуация является обычной, когда предприятие  сокращает по каким-либо причинам свою деятельность на данном рынке. Выручка  снижается быстрее затрат в результате действия производственного левериджа. Необходимо проанализировать маркетинговую политику компании.

 c) Выручка уменьшается, затраты увеличиваются.

 Возможные причины:

  • снижение цен
  • увеличение норм затрат
  • изменение структуры ассортимента продаж

 Необходим анализ ценообразования, системы контроля затрат, ассортиментной политики.

 В нормальных (стабильных) условиях рынка динамика изменения выручки и затрат соответствует  ситуациям, когда выручка изменяется быстрее затрат только под действием  производственного левериджа. Остальные случаи связаны или с изменением внешних и внутренних условий функционирования предприятия (инфляция, конкуренция, спрос, структура затрат), или с плохой системой учета и контроля на производстве.

 

 7. Показатели рентабельности активов рассчитываются как отношение показателей прибыли к показателям средних за отчетный период активов предприятия. В качестве показателя прибыли могут использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, после налогообложения, чистая (нераспределенная) прибыль; в качестве показателей активов – величины всех активов предприятия, чистых активов, т.е. величина собственного капитала, который принято называть капиталом предприятия.

 Система показателей рентабельности активов  и собственного капитала. Следующие  основные показатели рентабельности рассчитываются по данным бухгалтерской отчетности, как правило ф. № 1 и ф. № 2

 Общая рентабельность активов (авансированного  капитала) по общей  бухгалтерской прибыли:

 -все три  показателя, называемые экономической  рентабельностью, используются для  расчета экономической эффективности  инвестиций и в целом хозяйственной  деятельности.

 Рентабельность  собственного капитала по прибыли до налогообложения (или по чистой прибыли).Этот показатель называют финансовой рентабельностью, поскольку он определяется эффективностью не только использования активов, но и управления капиталом (собственным и заемным).

 Порядок расчета основных показателей рентабельности по данным отчетности.

 Общая рентабельность активов  организации (авансированного  капитала) по бухгалтерской  прибыли:

 (бухгалтерская  прибыль / средняя  стоимость имущества) * 100%

 

 Рентабельность  активов по чистой прибыли:

 (чистая  прибыль / средняя  стоимость имущества) * 100%

 

 Рентабельность  собственного капитала по чистой прибыли:

 (чистая  прибыль / средняя  величина собственного  капитала) * 100%

 

 Общая рентабельность производственных фондов:

 (прибыль  до налогообложения  / средняя стоимость  основных производственных  активов, нематериальных  активов и оборотных  материальных активов) * 100%

 Порядок расчета чистых активов и их роль в оценке использования собственных  средств организации. Чистые активы – это, по существу, уточненный реальный собственный капитал предприятия. Поэтому при оценке использования  собственного капитала – финансовой рентабельности, коэффициентов автономии  и соотношения заемных и собственных  средств (коэффициента финансовой активности предприятия – «плеча» финансового  рычага) и многих других показателей  важен расчет чистых активов.

 В состав активов, принимаемых  к расчету, включаются:

 • необоротные  активы, отражаемые в разделе I бухгалтерского баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие необоротные активы);

 • оборотные  активы, отражаемые в разделе II бухгалтерского баланса (запасы, НДС по приобретенным  ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные  активы), за исключением стоимости  в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных  акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи  или аннулирования, и задолженности  участников (учредителей) по взносам  в уставный капитал. В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются:

 

      • долгосрочные  обязательства по займам и  кредитам и прочие долгосрочные  обязательства;

 • краткосрочные  обязательства по займам и кредитам;

Информация о работе Финансовые результаты и рентабельность активов коммерческой организации и методы их анализа