Финансовые результаты и рентабельность активов коммерческой организации и методы их анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:07, реферат

Описание работы

Несмотря на кажущуюся простоту расчетов, показатели этой группы, как и в случае с характеристикой финансовой устойчивости, достаточно неочевидны как с позиции теории, так и с позиции практических расчетов, выполняемых в рамках пространственно-временных сопоставлений. Так, фразы "прибыль предприятия ABC составляет Р руб." или "рентабельность предприятия ABC составляет α%" ни финансовому аналитику, ни руководителю не говорят ни о чем. Неоднозначность трактовок предопределяется многими обстоятельствами: нередко встречающейся двусмысленностью терминологии, множественностью расчетных формул с позиции теоретической обоснованности того или иного алгоритма расчета, а также множественностью исходных показателей, используемых в этих формулах. К показателям именно этой группы прежде всего и относится упоминавшееся выше требование о необходимости четкой идентификации алгоритмов расчета. Коротко рассмотрим основные аспекты данной проблемы.

В общем случае результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

Содержание

Задачи анализа финансовых результатов.
Анализ прибыли до налогообложения.
Анализ прибыли от продаж.
Характеристика показателей рентабельности.
Анализ рентабельности производственных фондов.
Анализ рентабельности продаж. Анализ рентабельности активов

Работа содержит 1 файл

Тема 11.docx

— 664.73 Кб (Скачать)
  • изучение структуры прибыли в динамике и планирование ее суммы;
  • оценка влияния факторов, формирующих прибыль;
  • выявление резервов роста прибыли.

В процессе анализа  изучают состав и динамику прибыли  отчетного года; устанавливают факторы, определяющие уровень прибыли; оценивают  влияние этих факторов. Факторы, влияющие на прибыль до налогообложения:

Прибыль от продаж:

  • объем продаж;
  • структура продаж;
  • себестоимость продаж;
  • отпускные цены на продукцию.

Прибыль от прочей реализации:

  • Прибыль от реализации основных и нематериальных активов;
  • Прибыль от реализации товарно-материальных ценностей.

Внереализационные доходы и расходы:

  • Прибыль от долевого участия;
  • Прибыль от сдачи аренду основных средств и земли;
  • Полученные уплаченные штрафы пени;
  • Убытки от списания дебиторской задолженности;
  • Убытки от стихийных бедствий;
  • Доходы по акциям, облигациям, депозитам;
  • Доходы и убытки по валютным операциям

 3.Анализ прибыли от продаж

  Главным  источником формирования прибыли  является основная деятельность  предприятия, с целью осуществления  которой оно создано. Характер  этой деятельности определяется  спецификой отраслевой принадлежности  предприятия. Ее основу составляет  производственно- коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.

 Прибыль от продажи  продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных  товаров, работ, услуг, коммерческих и  управленческих расходов.

 Важнейшими  факторами, влияющими на сумму прибыли  от продажи продукции, работ, услуг, являются:

 - изменение  объема продажи продукции. Увеличение  объема продаж рентабельной продукции  приводит к увеличению прибыли  и улучшению финансового состояния  предприятия. Рост объема реализации  убыточной продукции влияет на  уменьшение суммы прибыли;

 - изменение  структуры ассортимента реализованной  продукции. Увеличение доли более  рентабельных видов продукции  в общем объеме реализации  приводит к увеличению суммы  прибыли. Увеличение удельного  веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

 - изменение  себестоимости продукции. Снижение  себестоимости приводит к росту  прибыли, и наоборот, ее рост  влияет на снижение прибыли.  Такая зависимость существует  в отношении коммерческих и  управленческих расходов;

 - изменение  цены реализации продукции. При  увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает, и наоборот.

 Результаты  факторного анализа прибыли от продажи  позволяют оценить резервы повышения  эффективности производства и принять  обоснованные управленческие решения.

 Оценка вышеперечисленных  факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем  анализе в качестве источника  информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

 Анализ прибыли  от продажи продукции, работ, услуг  можно провести на основе следующих  данных (табл. 5.2).

 Таблица 5.2

 

 Определим влияние  факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму.

 1. Для определения  влияния объема продаж на прибыль  необходимо прибыль предыдущего  периода умножить на изменение  объема продаж. Основная методическая  сложность определения данного  фактора связана с трудностями  определения изменения физического  объема реализованной продукции.  Правильнее всего определять  изменения в объеме продаж  путем сопоставления отчетных  и базисных показателей, выраженных  в натуральных или условно-натуральных  измерителях. Это возможно тогда,  когда продукция однородна. В  большинстве же случаев реализованная  продукция по своему составу  является неоднородной и необходимо  производить сопоставления в  стоимостном выражении. Для обеспечения  сопоставимости данных и исключения  влияния других факторов необходимо  сопоставлять отчетный и базисный  объемы реализации, выраженные в  одинаковых ценах (предпочтительно  в ценах базисного периода).

 Чтобы привести объем продаж отчетного периода  к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного  периода на индекс изменения цен  реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного  периода.

 В нашем примере  объем реализации за отчетный период в ценах базисного периода  составил 47122 тыс. руб. (54190/1,15). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 81,525% (            47122/57800      *100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 18,475%.

 За счет снижения объема продажи продукции прибыль  от продажи продукции, работ, услуг  снизилась:

 8540 * (-0,18475) = -1577 тыс. руб.

 2. Влияние  структуры ассортимента реализованной  продукции на прибыль определяется  сопоставлением прибыли отчетного  периода, рассчитанной на основе  цен и себестоимости базисного  периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема  реализации.

 Прибыль отчетного  периода, исходя из себестоимости и  цен базисного периода, можно  определить с некоторой долей  условности следующим образом:

 - выручка  от продажи отчетного периода  в ценах базисного периода  47122;

 - фактически  реализованная продукция, рассчитанная  по базисной себестоимости (41829*0,81525) = 34091;

 - коммерческие  расходы базисного периода 2615;

 - управленческие  расходы базисного периода 4816;

 - прибыль  отчетного периода, рассчитанная  по базисной себестоимости и  базисным ценам (47122–34091–2615–4816) = 5600.

 Таким образом, влияние сдвигов в структуре  ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

 5600 – (8540*0,81525) = -1362 тыс. руб.

 Произведенный расчет показывает, что в составе  реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим  уровнем доходности.

 3. Влияние  изменения себестоимости реализованной  продукции на прибыль можно  определить, сопоставляя себестоимость  реализации продукции отчетного  периода с затратами базисного  периода, пересчитанными на изменение  объема продаж:

 39780 – (41829*0,81525)=5690 тыс. руб.

 Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи  продукции снизилась на ту же сумму.

 4. Влияние  изменения коммерческих и управленческих  расходов на прибыль определим  путем сопоставления их величины  в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих  расходов прибыль выросла на 1140 тыс. руб. (1475 – 2615), а за счет  снижения размера управленческих  расходов – на 1051 тыс. руб. (3765 – 4816).

 5. Для определения  влияния цен реализации продукции,  работ, услуг на изменение прибыли  необходимо сопоставить объем  продаж отчетного периода, выраженного  в ценах отчетного и базисного  периода, т.е.:

 54190 – 47122 = 7068 тыс. руб.

 Общее влияние  всех перечисленных факторов равно:

 - изменение  объема продаж -1577;

 - изменение  структуры ассортимента реализованной  продукции -1362;

 - изменение  себестоимости -5690;

 - изменение  величины коммерческих расходов +1140;

 - изменение  величины управленческих расходов + 1051;

 - изменение  цен реализации +7068;

 - общее влияние  факторов +630.

 Значительное  удорожание себестоимости реализованной  продукции произошло в основном за счет повышения цен на сырье  и материалы. Кроме этого, к снижению прибыли привели снижение объема продаж, негативные сдвиги в структуре  продукции. Отрицательное воздействие  перечисленных факторов было компенсировано повышением уровня цен на реализованную  продукцию, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия  являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции  в общем объеме реализации и снижение себестоимости продукции.

4. Экономическая характеристика  показателей рентабельности

Результативность  и экономическая целесообразность функционирования предприятия оцениваются  не только абсолютными, но и относительными показателями. К последним, в частности, относится система показателей рентабельности.

В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие  считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального  функционирования предприятия.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с  одного рубля вложенного капитала.

Основные показатели рентабельности:

  1. коэффициент рентабельности всего капитала:

    Крк = (чистая прибыль / итог баланса) х 100 %;

  1. коэффициент рентабельности производства:

    Крп = (выручка от продаж / себестоимость всей продукции - 1) x 100 %;

  1. коэффициент рентабельности продаж:

    Крпр = (чистаяприбыль / выручка) х 100 %;

  1. коэффициент рентабельности оборотных активов:

    Кроа = (чистая прибыль / оборотные активы) х x100 %;

  1. коэффициент рентабельности внеоборотных активов:

    Крва = (чистая прибыль / внеоборотные активы) х Х100 %.

Таблица 7.1

Основные показатели деятельности предприятия

(тыс. руб.)

Далее остановимся  на методике анализа основных показателей  рентабельности.

Коэффициент рентабельности всего капитала позволяет сделать  общий вывод о том, насколько  хорошо идут дела у предприятия. Таким  образом, оценивают сразу все  ресурсы компании. Используя эти  данные, вы сможете сравнить рентабельность вашей организации с показателями других фирм.

Если коэффициент  рентабельности производства высокий  – деятельность уже эффективна. Если же при этом вы получаете низкую прибыль, значит, у вас слишком  большие непроизводственные расходы. Тем предприятиям, которые выпускают  несколько наименований продукции, мы советуем рассчитывать рентабельность производства каждого из товаров. Это  позволит определить наиболее выгодную продукцию. Увеличьте их выпуск, и  прибыль вашей компании станет больше.

Коэффициент рентабельности продаж отражает долю прибыли компании в каждом заработанном рубле. Он играет важную роль, когда нужно сравнить фирму с ее конкурентами. Сопоставляя  свои и чужие коэффициенты рентабельности продаж, можно прогнозировать развитие рынка, а также разрабатывать  стратегию продвижения своей  продукции.

Чем выше показатель оборотных активов, тем быстрее  «крутятся» деньги, материалы и прочее, а значит, чаще поступает выручка  и проще получать краткосрочные  займы и кредиты. Показатель внеоборотных активов демонстрирует, с какой отдачей организация использует свои основные средства, оправдывают ли себя капиталовложения. Величина этого коэффициента зависит от размеров компании и характера ее деятельности.

Информация о работе Финансовые результаты и рентабельность активов коммерческой организации и методы их анализа