Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:07, реферат
Несмотря на кажущуюся простоту расчетов, показатели этой группы, как и в случае с характеристикой финансовой устойчивости, достаточно неочевидны как с позиции теории, так и с позиции практических расчетов, выполняемых в рамках пространственно-временных сопоставлений. Так, фразы "прибыль предприятия ABC составляет Р руб." или "рентабельность предприятия ABC составляет α%" ни финансовому аналитику, ни руководителю не говорят ни о чем. Неоднозначность трактовок предопределяется многими обстоятельствами: нередко встречающейся двусмысленностью терминологии, множественностью расчетных формул с позиции теоретической обоснованности того или иного алгоритма расчета, а также множественностью исходных показателей, используемых в этих формулах. К показателям именно этой группы прежде всего и относится упоминавшееся выше требование о необходимости четкой идентификации алгоритмов расчета. Коротко рассмотрим основные аспекты данной проблемы.
В общем случае результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Задачи анализа финансовых результатов.
Анализ прибыли до налогообложения.
Анализ прибыли от продаж.
Характеристика показателей рентабельности.
Анализ рентабельности производственных фондов.
Анализ рентабельности продаж. Анализ рентабельности активов
В процессе анализа изучают состав и динамику прибыли отчетного года; устанавливают факторы, определяющие уровень прибыли; оценивают влияние этих факторов. Факторы, влияющие на прибыль до налогообложения:
Прибыль от продаж:
Прибыль от прочей реализации:
Внереализационные доходы и расходы:
3.Анализ прибыли от продаж
Главным
источником формирования
Прибыль от продажи
продукции, работ, услуг определяется
как разница между выручкой от
продажи продукции, работ, услуг (за
минусом налога на добавленную стоимость,
акцизов и аналогичных
Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:
- изменение
объема продажи продукции.
- изменение
структуры ассортимента
- изменение
себестоимости продукции.
- изменение
цены реализации продукции.
Результаты
факторного анализа прибыли от продажи
позволяют оценить резервы
Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).
Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг можно провести на основе следующих данных (табл. 5.2).
Таблица 5.2
Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму.
1. Для определения
влияния объема продаж на
Чтобы привести
объем продаж отчетного периода
к сопоставимому виду, необходимо
знать индекс изменения цен на
продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется
делением объема реализации отчетного
периода на индекс изменения цен
реализации. Такой расчет является
не совсем точным, так как цены на
реализованную продукцию
В нашем примере
объем реализации за отчетный период
в ценах базисного периода
составил 47122 тыс. руб. (54190/1,15). С учетом
этого изменение объема продаж за
анализируемый период составило 81,525%
( 47122/57800
За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась:
8540 * (-0,18475) = -1577 тыс. руб.
2. Влияние
структуры ассортимента
Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:
- выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 47122;
- фактически
реализованная продукция,
- коммерческие
расходы базисного периода
- управленческие
расходы базисного периода
- прибыль
отчетного периода,
Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:
5600 – (8540*0,81525) = -1362 тыс. руб.
Произведенный
расчет показывает, что в составе
реализованной продукции
3. Влияние
изменения себестоимости
39780 – (41829*0,81525)=5690 тыс. руб.
Себестоимость
реализованной продукции
4. Влияние
изменения коммерческих и
5. Для определения
влияния цен реализации
54190 – 47122 = 7068 тыс. руб.
Общее влияние всех перечисленных факторов равно:
- изменение объема продаж -1577;
- изменение
структуры ассортимента
- изменение себестоимости -5690;
- изменение величины коммерческих расходов +1140;
- изменение
величины управленческих
- изменение цен реализации +7068;
- общее влияние факторов +630.
Значительное
удорожание себестоимости реализованной
продукции произошло в основном
за счет повышения цен на сырье
и материалы. Кроме этого, к снижению
прибыли привели снижение объема
продаж, негативные сдвиги в структуре
продукции. Отрицательное воздействие
перечисленных факторов было компенсировано
повышением уровня цен на реализованную
продукцию, а также снижение управленческих
и коммерческих расходов. Следовательно,
резервами роста прибыли
4. Экономическая характеристика показателей рентабельности
Результативность
и экономическая
В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.
Основные показатели рентабельности:
Крк = (чистая прибыль / итог баланса) х 100 %;
Крп = (выручка от продаж / себестоимость всей продукции - 1) x 100 %;
Крпр = (чистаяприбыль / выручка) х 100 %;
Кроа = (чистая прибыль / оборотные активы) х x100 %;
Крва = (чистая прибыль / внеоборотные активы) х Х100 %.
Таблица 7.1
Основные показатели деятельности предприятия
(тыс. руб.)
Далее остановимся на методике анализа основных показателей рентабельности.
Коэффициент рентабельности
всего капитала позволяет сделать
общий вывод о том, насколько
хорошо идут дела у предприятия. Таким
образом, оценивают сразу все
ресурсы компании. Используя эти
данные, вы сможете сравнить рентабельность
вашей организации с
Если коэффициент рентабельности производства высокий – деятельность уже эффективна. Если же при этом вы получаете низкую прибыль, значит, у вас слишком большие непроизводственные расходы. Тем предприятиям, которые выпускают несколько наименований продукции, мы советуем рассчитывать рентабельность производства каждого из товаров. Это позволит определить наиболее выгодную продукцию. Увеличьте их выпуск, и прибыль вашей компании станет больше.
Коэффициент рентабельности продаж отражает долю прибыли компании в каждом заработанном рубле. Он играет важную роль, когда нужно сравнить фирму с ее конкурентами. Сопоставляя свои и чужие коэффициенты рентабельности продаж, можно прогнозировать развитие рынка, а также разрабатывать стратегию продвижения своей продукции.
Чем выше показатель оборотных активов, тем быстрее «крутятся» деньги, материалы и прочее, а значит, чаще поступает выручка и проще получать краткосрочные займы и кредиты. Показатель внеоборотных активов демонстрирует, с какой отдачей организация использует свои основные средства, оправдывают ли себя капиталовложения. Величина этого коэффициента зависит от размеров компании и характера ее деятельности.