Финансовые результаты и рентабельность активов коммерческой организации и методы их анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:07, реферат

Описание работы

Несмотря на кажущуюся простоту расчетов, показатели этой группы, как и в случае с характеристикой финансовой устойчивости, достаточно неочевидны как с позиции теории, так и с позиции практических расчетов, выполняемых в рамках пространственно-временных сопоставлений. Так, фразы "прибыль предприятия ABC составляет Р руб." или "рентабельность предприятия ABC составляет α%" ни финансовому аналитику, ни руководителю не говорят ни о чем. Неоднозначность трактовок предопределяется многими обстоятельствами: нередко встречающейся двусмысленностью терминологии, множественностью расчетных формул с позиции теоретической обоснованности того или иного алгоритма расчета, а также множественностью исходных показателей, используемых в этих формулах. К показателям именно этой группы прежде всего и относится упоминавшееся выше требование о необходимости четкой идентификации алгоритмов расчета. Коротко рассмотрим основные аспекты данной проблемы.

В общем случае результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

Содержание

Задачи анализа финансовых результатов.
Анализ прибыли до налогообложения.
Анализ прибыли от продаж.
Характеристика показателей рентабельности.
Анализ рентабельности производственных фондов.
Анализ рентабельности продаж. Анализ рентабельности активов

Работа содержит 1 файл

Тема 11.docx

— 664.73 Кб (Скачать)

Тема 11. Финансовые результаты и рентабельность активов коммерческой организации и  методы их анализа

Практическое  занятие

  1. Задачи анализа финансовых результатов.
  2. Анализ прибыли до налогообложения.
  3. Анализ прибыли от продаж.
  4. Характеристика показателей рентабельности.
  5. Анализ рентабельности производственных фондов.
  6. Анализ рентабельности продаж. Анализ рентабельности активов

4.8. Анализ финансовых  результатов деятельности  предприятия

 

  Несмотря  на кажущуюся простоту расчетов, показатели этой группы, как и в случае с  характеристикой финансовой устойчивости, достаточно неочевидны как с позиции  теории, так и с позиции практических расчетов, выполняемых в рамках пространственно-временных  сопоставлений. Так, фразы "прибыль  предприятия ABC составляет Р руб." или "рентабельность предприятия ABC составляет α%" ни финансовому аналитику, ни руководителю не говорят ни о чем. Неоднозначность трактовок предопределяется многими обстоятельствами: нередко встречающейся двусмысленностью терминологии, множественностью расчетных формул с позиции теоретической обоснованности того или иного алгоритма расчета, а также множественностью исходных показателей, используемых в этих формулах. К показателям именно этой группы прежде всего и относится упоминавшееся выше требование о необходимости четкой идентификации алгоритмов расчета. Коротко рассмотрим основные аспекты данной проблемы.

  В общем случае результативность, экономическая  целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации  измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической  эффективности.

  Экономический эффект - показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель; его можно суммировать в пространстве и времени (в данном случае мы абстрагируемся от понятия временной стоимости денег). В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров и т.д.

  Основным  показателем безубыточности работы коммерческой организации является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать  обоснованные выводы об уровне рентабельности. Прибыль в 20 тыс. руб. может быть прибылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала коммерческих организаций, иными словами, сумма  объявленной прибыли, как правило, не дает возможности судить о масштабах  фирмы. Соответственно и степень  относительной весомости этой суммы  будет неодинаковой. Поэтому в  анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отношение полученного  дохода (прибыли) к средней величине использованных ресурсов.

  Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени (подобные суммирования делают лишь в статистике, например, при построении уравнений регрессии, однако в этом случае показатель рассматривается как некая обобщенная статистическая характеристика изучаемого явления). Например, если известна оборачиваемость товаров по отдельным товарным группам, то товарооборачиваемость по магазину в целом не может быть найдена прямым суммированием исходных показателей товарооборачиваемости; нужно использовать показатели, характеризующие товарооборот и запасы магазина.

  Существуют  два подхода к оценке экономической  эффективности - ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической  эффективности (EFF) выражается формулой 

    

где  EF - величина экономического эффекта;

      RC - величина ресурсов или затрат.

  Различие  между категориями "ресурсы" и "затраты" достаточно очевидно. В  частности, если для примера рассмотреть  основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться какой-либо из показателей его стоимостной  оценки, а в качестве характеристики затрат - часть стоимости, относимая  на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления. Безусловно, и в этом случае очевидность носит  лишь кажущийся характер - известно, что существует несколько оценок стоимости основных средств (первоначальная, восстановительная, остаточная, рыночная и др.), списывать вложения в основные средства на затраты можно с помощью  различных методик амортизации  и т.п.

  Коэффициенты  рентабельности (доходности), с одной  стороны, представляют собой частный  случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта  в числителе дроби берется  прибыль, а в знаменателе - величина ресурсов или затрат. Однако на практике, естественно, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, рентабельность понимается в  более широком смысле, нежели эффективность. Неслучайно в прикладных науках говорят  о двух группах показателей рентабельности как об относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей  предприятие с одной из двух сторон - ресурсы или совокупный доход  в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Два  вида базовых показателей и предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями (т.е. знаменателями дроби коэффициента рентабельности) выступают стоимостные  оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы в различной классификации  и др.), во втором случае - показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам).

  Существует  множество коэффициентов рентабельности (доходности) в зависимости от того, с чьей позиции пытаются оценить  эффективность финансово-хозяйственной  деятельности коммерческой организации. Поэтому выбор оценочного коэффициента зависит от алгоритма расчета, точнее, от того, какой показатель эффекта (прибыли) используется в расчетах. Неслучайно в мировой учетно-аналитической  практике известны различные интерпретации  показателей прибыли, а какого-то единого универсального коэффициента эффективности не существует.

  Логика  дальнейшего рассуждения вновь  определяется структурой баланса, точнее, его пассивной части. Целесообразно  выделить четыре крупные группы лиц, заинтересованных в деятельности конкретной коммерческой организации. Можно давать характеристику интересов этих групп исходя из различных критериев; мы будем исходить из последовательности формирования конечного финансового результата (см. рис. 4.7). 

  

 

  Отметим, что использованная на этом рисунке  классификация расходов и доходов, а также некоторые названия показателей  являются в определенном смысле условными. Например, коммерческие расходы здесь  отнесены к группе условно-постоянных расходов. Такой подход является достаточно распространенным, однако надо иметь  в виду, что если для конкретной компании эти расходы являются значимыми  и в той или иной степени  зависят от объема производства, то их следует разделить на постоянные и переменные.

  Что касается условности названий, то, например, можно упомянуть о валовой (маржинальной) прибыли. Этот показатель, фактически представляющий собой разность между  выручкой от реализации и переменными  расходами и имеющий основополагающее значение в системе директ-костинга, был разработан и интерпретирован в ходе реализации идей маржиналистов в приложении к бухгалтерскому учету. В англоязычной литературе этот показатель имеет еще одно название, которое буквально переводится на русский язык словом "вклад". Именно этот термин мы и будем использовать в дальнейшем наряду с термином "валовая прибыль". Показатель этот является сравнительно новым для отечественного учета. Некоторое смысловое объяснение его названия может быть таким: для эффективно работающей коммерческой организации валовая прибыль не должна быть меньше постоянных расходов производственного назначения, т.е. она всегда ограничена снизу. Графическая интерпретация этого утверждения была приведена на рис. 3.3 в разделе 3.5, посвященном расчету точки безубыточности производства.

  Как следует из схемы, укрупненно алгоритм распределения дохода таков: полученная коммерческой организацией выручка от реализации последовательно уменьшается на величину: а) затрат труда и материалов (материальные расходы); б) процентов за пользование кредитами и займами (финансовые расходы); в) уплачиваемых налогов. Остаток распределяется между владельцами коммерческой организации. Каждое такое уменьшение приводит к получению нового результатного показателя; значимость каждого из них различна для различных категорий лиц, заинтересованных в деятельности данной коммерческой организации. Можно привести следующий пример. С позиции лендеров, в принципе, безразлично, насколько велика чистая прибыль коммерческой организации - 1 тыс. руб. или 100 тыс. руб., главное для них — насколько велика прибыль до вычета процентов и налогов, точнее, достаточна ли ее величина для покрытия постоянных финансовых расходов. То, что подобная ситуация с варьированием чистой прибыли, хотя, возможно, и в меньших пределах, вполне реальна, не вызывает сомнения и может быть объяснено различными причинами, например, отраслевой, территориальной и др. Совершенно очевидно, что прибыль в 1 руб. с равным успехом может быть прибылью как крупнейшей фирмы, так и нищего, приторговывающего газетами.

  Безусловно, алгоритмы распределения доходов  на практике более сложны в отношении  расчетной базы, последовательности начисления, порядка выплаты и  т.д., однако с позиции методологии  и логики данных процедур приведенные рассуждения представляются достаточно обоснованными. Дадим краткую характеристику интересов выделяемых групп лиц, придерживаясь предложенной схемы.

  Первая  группа - это лендеры, т.е. физические и юридические лица, ссужающие деньги коммерческой организации на долгосрочной основе и получающие свою долю в виде процентов по ссудам и займам. Основной абсолютный показатель, характеризующий результативность работы коммерческой организации с позиции этой группы лиц, - прибыль до вычета процентов и налогов. В большинстве экономически развитых стран проценты уплаченные списываются на затраты и уменьшают налогооблагаемую прибыль; именно поэтому данный источник относительно выгоден, поскольку его стоимость меньше стоимости собственного капитала.

  Вторая  группа состоит из одного представителя - это государство, которое, безусловно, заинтересовано в том, чтобы любая нормально действующая коммерческая организация эффективно функционировала. Каждая такая организация вносит свою лепту в решение комплекса социальных и экономических задач, представляющих жизненно важный интерес для государства. Что касается социальных задач, то можно упомянуть о дополнительных рабочих местах, о морально-психологической стабильности работников, имеющих постоянную работу, и др. С экономической точки зрения заинтересованность государства не менее очевидна. Предоставляя каждой конкретной организации возможность функционировать, регулируя этот процесс с помощью соответствующих нормативно-распорядительных документов и в определенном смысле способствуя его деятельности с помощью различных льгот, протекционизма, финансирования и т.п., государство рассчитывает, в свою очередь, на получение определенного дохода посредством системы налогообложения.

  В любой стране система начисления и взимания налогов отличается сложностью и имеет национальную специфику, однако, как правило, два налога составляют наибольший удельный вес - налог на добавленную стоимость и налог  на прибыль. Поскольку база налогообложения  для каждого из них различна, можно  выделить два показателя, характеризующие  деятельность коммерческой организации  и представляющие интерес с позиции  государства, - объем реализации и  прибыль. Чем больше значения этих показателей, тем больше и отчисления государству, осуществляемые по установленным ставкам.

  Таким образом, в общем доходе коммерческой организации всегда присутствует доля, изымаемая государством посредством  системы налогообложения и находящаяся  в налогооблагаемой прибыли (прибыль  до вычета налогов).

  Третья  группа - это владельцы коммерческой организации. С позиции текущего момента для них важен конечный результат, т.е. один из показателей прибыли к распределению, а с позиции долгосрочной перспективы представляет интерес сумма реинвестируемой прибыли.

  Четвертая группа включает работников коммерческой организации и ее контрагентов (поставщиков и кредиторов). Представители этой группы удовлетворяют свои интересы различными способами, в том числе и путем получения соответствующей доли из общих доходов коммерческой организации (заработная плата, выплаты по текущей задолженности, возможность сбыта своей продукции данной организации и др.).

  Изменения в отчетности, имевшие место в  последние годы, в значительной степени  приблизили ее содержание к форматам, рекомендуемым международными учетными стандартами. Однако некоторые изменения  были сделаны, к сожалению, формально, поэтому не все из приведенных  выше показателей могут быть рассчитаны непосредственно по данным отчетности. В частности, по статье "Проценты к уплате" отражаются лишь соответствующие  суммы, учитываемые на счете 80 "Прибыли  и убытки", а проценты за пользование  ссудами списываются на себестоимость  и не показываются по этой статье. Подобный подход совершенно противоречит международной  практике и в значительной степени  выхолащивает содержательную часть  данной статьи.

  Между тем идея выделения отдельной  статьи "Проценты к уплате", как  это понимается в международных  стандартах, имеет глубочайший смысл. С ее помощью характеризуют уровень  финансового левериджа, т.е. степень зависимости коммерческой организации от внешних инвесторов (более подробно проблема левериджа будет рассмотрена в следующих разделах книги).

Информация о работе Финансовые результаты и рентабельность активов коммерческой организации и методы их анализа