Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:07, реферат
Несмотря на кажущуюся простоту расчетов, показатели этой группы, как и в случае с характеристикой финансовой устойчивости, достаточно неочевидны как с позиции теории, так и с позиции практических расчетов, выполняемых в рамках пространственно-временных сопоставлений. Так, фразы "прибыль предприятия ABC составляет Р руб." или "рентабельность предприятия ABC составляет α%" ни финансовому аналитику, ни руководителю не говорят ни о чем. Неоднозначность трактовок предопределяется многими обстоятельствами: нередко встречающейся двусмысленностью терминологии, множественностью расчетных формул с позиции теоретической обоснованности того или иного алгоритма расчета, а также множественностью исходных показателей, используемых в этих формулах. К показателям именно этой группы прежде всего и относится упоминавшееся выше требование о необходимости четкой идентификации алгоритмов расчета. Коротко рассмотрим основные аспекты данной проблемы.
В общем случае результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Задачи анализа финансовых результатов.
Анализ прибыли до налогообложения.
Анализ прибыли от продаж.
Характеристика показателей рентабельности.
Анализ рентабельности производственных фондов.
Анализ рентабельности продаж. Анализ рентабельности активов
Таким образом, из приведенного представления видно, что можно выделить как минимум шесть показателей прибыли. Для целей внешнего анализа финансово-хозяйственной деятельности наиболее полезны три показателя: прибыль до вычета процентов и налогов, чистая прибыль и реинвестированная прибыль. Выбор того или иного показателя прибыли определяется и обосновывается аналитиком. В частности, прибыль до вычета процентов и налогов нередко используется для оценки финансовой устойчивости коммерческой организации.
Как отмечалось выше, в зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:
Показатели
оценки рентабельности
инвестиций (капитала). Как видно из
названия, в этом случае в качестве базисного
показателя берется какой-либо из показателей
ресурсов. Все зависит от того, с чьих позиций
ведется анализ. Если аналитические расчеты
ведутся с позиции самого предприятия,
то в качестве обобщающего показателя
ресурсов (инвестиций) используется средняя
стоимость активов (валюта баланса по
активу). С помощью показателя прибыли
до вычета процентов и налогов можно сделать
оценку общеэкономической эффективности
использования совокупных ресурсов коммерческой
организации посредством расчета аналитического
коэффициента, называемого условно коэффициентом
генерирования доходов (ВЕР).
где Рit - прибыль до вычета процентов и налогов;
А - стоимостная оценка совокупных активов предприятия (итог баланса по активу).
При
проведении аналитических расчетов
с позиции собственников
где Рn - чистая прибыль;
Сt - совокупный капитал (итог баланса по пассиву);
ATIC - проценты к уплате в посленалоговом исчислении.
В
отличие от показателя ВЕР,
в числителе дроби исключена сумма налогов,
уплачиваемая в бюджет, иными словами,
этот показатель представляет интерес
прежде всего для инвесторов (владельцы
акций и лендеры). Теоретически более правильным
является использование в знаменателе
дроби совокупной оценки собственного
капитала и заемных средств (см. рис. 4.6),
т.е. алгоритм расчета показателя, характеризующего
эффективность совокупного капитала,
в этом случае будет иметь следующий вид:
где CL - краткосрочные пассивы.
Коэффициент
ROE рассчитывается по следующему алгоритму:
где Е - собственный капитал.
Этот
показатель представляет интерес для
имеющихся и потенциальных
где PD — дивиденды по привилегированным акциям;
PS - привилегированные акции.
Все
рассмотренные показатели в той
или иной форме уже получили определенную
известность и в нашей стране,
однако их расчет связан с некоторыми
сложностями. В частности, вновь
подчеркнем, что чистую прибыль по
данным текущей отчетности точно
рассчитать невозможно, поскольку платежи
в бюджет за счет прибыли, остающейся
в распоряжении организации, в отчетности
не выделяются. Это обстоятельство
значительно снижает
Экономическая
интерпретация приведенных
Коэффициенты рентабельности можно исчислять не только по всему объему средств коммерческой организации, но и по ресурсам отдельных видов, в частности основным средствам. Очевидно, что бухгалтерская отчетность содержит необходимую информацию для оценки экономической эффективности использования основных средств. При этом реализуется упоминавшийся нами выше ресурсный подход.
Показателем
эффекта также может служить
один из показателей прибыли, например
чистая прибыль. Величина использованных
ресурсов характеризуется средней
балансовой стоимостью основных средств.
Таким образом, показатель эффективности
использования основных средств, отражающий
размер чистой прибыли, приходящейся на
единицу измерения стоимости
основных средств, рассчитывается по формуле:
где - средняя стоимость основных средств.
Необходимо сделать несколько замечаний к данной формуле. Во-первых, сам по себе показатель kRFA малоинформативен; его используют для пространственно-временных сопоставлений, включая сравнения со среднеотраслевыми и среднепрогрессивными значениями.
Во-вторых, чтобы обеспечить сопоставимость с числителем, в знаменатель формулы целесообразно поместить именно среднюю за период стоимость производственных основных средств, а не просто значение их величины на конец периода.
В-третьих, в некоторых отраслях показатель kRFA следует рассчитывать по активной части основных средств. Это отрасли, в которых коммерческие организации могут существенно различаться по степени использования арендованных основных средств. Так, в торговле около 60% зданий - арендованные, при этом доля арендованных средств ощутимо варьирует по предприятиям.
Показатели оценки рентабельности продаж. В данном случае на основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитывают коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом и по отдельным ее видам. В первом случае сопоставляют прибыль от реализации и выручку от реализации в целом, во втором - прибыль от реализации и выручку от реализации по продукции конкретного вида (если такая градация может быть сделана в рамках внутреннего анализа). В западной учетно-аналитической практике можно встретиться с различными вариантами оценки рентабельности продаж в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная или чистая прибыль (см. рис. 4.7). Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж:
где COGS - себестоимость реализованной продукции;
ОЕ - операционные (управленческие и коммерческие) расходы.
В
отечественной аналитической
Для
аналитика в ходе оценки рентабельности
весьма важным является выявление факторов,
повлиявших на величину достигнутых
финансовых результатов. Идентификация
этих факторов выполняется как в
отношении прибыли, так и в
отношении коэффициентов
В
отношении показателей прибыли
несложным, но весьма эффективным по
своим аналитическим
Таблица 4.5
Макет
аналитической таблицы
для вертикального (компонентного)
анализа финансовых
результатов
1 Алгоритмы расчета приведенных в таблице показателей несложно составить, используя текущий формат отчета о прибылях и убытках.
2 В % к стр. 1.
3 В % к стр. 3.
4 В % к стр. 4.
5 В % к стр. 2.
6 В % к стр. 10.
Многие относительные показатели этой таблицы (гр. 2, 4 и т.д.), рассматриваемые в динамике, представляют несомненный интерес как для внешних и внутренних аналитиков, так и для руководства предприятий. Прежде всего сюда относятся: уровень совокупных расходов в общей сумме доходов и поступлений, структура затрат и др. В частности, можно делать следующие выводы:
В этом же блоке могут быть реализованы несложные жестко детерминированные факторные модели, предназначенные для выявления факторов, влияющих на прибыль и коэффициенты рентабельности: фондоотдача основных средств, оборачиваемость материальных оборотных активов, цена и себестоимость конкретного вида продукции, структура реализованной продукции и т.д. Соответствующие методики описаны в курсах отраслевого экономического анализа.