Финансовые результаты и рентабельность активов коммерческой организации и методы их анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:07, реферат

Описание работы

Несмотря на кажущуюся простоту расчетов, показатели этой группы, как и в случае с характеристикой финансовой устойчивости, достаточно неочевидны как с позиции теории, так и с позиции практических расчетов, выполняемых в рамках пространственно-временных сопоставлений. Так, фразы "прибыль предприятия ABC составляет Р руб." или "рентабельность предприятия ABC составляет α%" ни финансовому аналитику, ни руководителю не говорят ни о чем. Неоднозначность трактовок предопределяется многими обстоятельствами: нередко встречающейся двусмысленностью терминологии, множественностью расчетных формул с позиции теоретической обоснованности того или иного алгоритма расчета, а также множественностью исходных показателей, используемых в этих формулах. К показателям именно этой группы прежде всего и относится упоминавшееся выше требование о необходимости четкой идентификации алгоритмов расчета. Коротко рассмотрим основные аспекты данной проблемы.

В общем случае результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

Содержание

Задачи анализа финансовых результатов.
Анализ прибыли до налогообложения.
Анализ прибыли от продаж.
Характеристика показателей рентабельности.
Анализ рентабельности производственных фондов.
Анализ рентабельности продаж. Анализ рентабельности активов

Работа содержит 1 файл

Тема 11.docx

— 664.73 Кб (Скачать)

  Что касается анализа коэффициентов  рентабельности, то наиболее широкое  распространение получила упоминавшаяся  выше модифицированная факторная модель фирмы "DuPont". Назначение модели - идентифицировать факторы, определяющие эффективность функционирования предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Поскольку существует множество показателей эффективности, выбран один, по мнению аналитиков, наиболее значимый - рентабельность собственного капитала (КОЕ). Достаточно эффективным способом оценки является использование жестко детерминированных факторных моделей; один из вариантов подобного анализа как раз и выполняется с помощью модифицированной факторной модели фирмы "DuPont" схематическое представление которой приведено на рис. 4.8.

 

  

 

  В основу приведенной схемы анализа  заложена следующая жестко детерминированная  трехфакторная зависимость (расшифровка  обозначений показателей приведена  в описании модели - см. формулу (4.29)):

 

  

 

  Из  представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, авансированных в данное предприятие. Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику и, в частности, бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает отчет о прибылях и убытках, второй - актив баланса, третий - пассив баланса.

  Этим  факторам и по уровню значимости, и  по тенденциям изменения присуща  отраслевая специфика, о которой  необходимо знать аналитику.

  Так, показатель ресурсоотдачи может иметь невысокое значение в высокотехнологичных отраслях, отличающихся капиталоемкостью; напротив, показатель рентабельности продаж (рентабельности хозяйственной деятельности) в них будет относительно высоким. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за свою продукцию. Это же относится к предприятиям, имеющим большую долю ликвидных активов (предприятия торговли, банки). Значит, в зависимости от отраслевой специфики, а также конкретных финансово-хозяйственных условий, сложившихся на данном предприятии, оно может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.

  Анализируя  рентабельность собственного капитала в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три  ключевые особенности этого показателя, существенные для формулирования обоснованных выводов.

  Первая  связана с временным аспектом деятельности коммерческой организации. Коэффициент рентабельности продаж определяется результативностью работы отчетного периода; вероятный и  планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Когда коммерческая организация делает переход на новые  перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться. Однако если стратегия перестройки  была выбрана верно, понесенные затраты  в дальнейшем окупятся, т.е. снижение рентабельности в отчетном периоде  нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.

  Вторая  особенность определяется проблемой  риска. Многие управленческие решения  связаны с дилеммой: "хорошо кушать или спокойно спать?". Если выбирают первый вариант, то принимают решения, ориентированные на получение высокой  прибыли, хотя бы и ценой большего риска. При втором варианте - наоборот. Одним из показателей рисковости бизнеса как раз и является коэффициент финансовой зависимости - чем выше его значение, тем более рисковой, с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов, является коммерческая организация.

 

  Пример 4.1. Сравним деятельность двух компаний на предмет участия в них своим капиталом. Факторные разложения по модели (4.42) для них соответственно имеют вид:

  26,9% = 5,6% х 1,2 x 4,0;

  11,3% = 6,2% х 1,3 х 1,4.

  Если  принимать решение, ориентируясь только на показатель рентабельности собственного капитала, то инвестирование в первую компанию явно является более предпочтительным. Однако если мы проанализируем факторные  разложения, то увидим, что первая компания является очень рисковой - 75% общей суммы средств, авансированных в ее активы, представляют собой привлеченные средства. Поэтому, если мы не хотим рисковать своим капиталом, предпочтительнее участие в деятельности второй компании.

  Третья  особенность связана с проблемой  оценки. Числитель и знаменатель  показателя рентабельности собственного капитала выражены, в некотором смысле, в денежных единицах разной покупательной  способности. Числитель показателя, т.е. прибыль, динамичен, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень  цен на товары и услуги в основном за истекший период. Знаменатель показателя, т.е. собственный капитал, складывался  в течение ряда лет. Он выражен  в книжной (учетной) оценке, которая  может весьма существенно отличаться от текущей оценки.

  Кроме того, книжная оценка собственного капитала не имеет никакого отношения  к будущим доходам коммерческой организации. Действительно, далеко не все может быть отражено в балансе, например, престиж фирмы, торговая марка, суперсовременные технологии, высококвалифицированный  управленческий персонал не имеют денежной оценки (речь идет не о продаже фирмы  в целом) в отчетности. Поэтому  рыночная цена акций может значительно  превышать учетную стоимость. Таким  образом, высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала вовсе не эквивалентно высокой отдаче на инвестируемый в фирму капитал. При выборе решений финансового  характера необходимо, следовательно, не только ориентироваться на этот показатель, но и принимать во внимание рыночную стоимость компании.

  Еще раз заметим, что при сравнении  данных, касающихся показателей эффективности  разных хозяйствующих субъектов  или разных подразделений одного предприятия, следует сначала уяснить, о какой именно доходности, рентабельности или прибыльности идет речь. Как  уже отмечалось, алгоритмов расчета  показателей рентабельности может  быть использовано множество. Однако даже если речь идет об одном и том  же показателе, рассчитанном по стандартному алгоритму, интерпретация полученных результатов не столь однозначна, как может показаться на первый взгляд. И дело здесь не только в разнице  бухгалтерских стандартов и принципов  составления отчетности, практикуемых разными предприятиями. Одинаковые значения показателей рентабельности могут означать разную реальную эффективность деятельности хозяйствующих субъектов. Поскольку показатель прибыли формируется как выручка от реализации продукции за вычетом затрат, понесенных предприятием в процессе своей деятельности и разрешенных законодательством и учетной политикой к внесению их в состав статей, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, то даже при одинаковых объемах выручки уровень затрат, включаемых в расчет финансового результата, приведет к разным значениям рентабельности. Рассмотрим эту разницу на примере 4.2.

 

  Пример 4.2. В городе работают два хлебозавода (АА и ВВ), выпускающие примерно одинаковую номенклатуру продукции и имеющие примерно одинаковые уровни переменных затрат и объемы реализации своих изделий. При этом предприятие функционирует уже несколько десятков лет, оборудование его во многом устарело, а поскольку приобретено оно было давно, амортизационные отчисления невелики. В то же время предприятие ВВ было построено три года назад и оснащено современным оборудованием, которое было приобретено заводом по более высоким ценам, чем то, которое приобреталось заводом АА за много лет до того. Поэтому амортизационные отчисления предприятий сильно отличаются, уровни же прочих затрат у двух предприятий сравнимы. Данные о результатах деятельности и рентабельности продаж двух предприятий за 1-е полугодие 2000 г., приведены в табл. 4.6.

 

  Таблица 4.6

  Рентабельность  предприятий АА и ВВ

 

  (в  тыс. руб.)

  

 

  Сторонний пользователь бухгалтерской отчетности, который осуществил расчет рентабельности продаж для заводов АА и ВВ из примера 4.2, может сделать вывод о том, что предприятие АА работает гораздо лучше, чем ВВ, поскольку коэффициенты рентабельности, рассчитанные по одному и тому же алгоритму, у первого гораздо выше, чем у второго. Однако аналитик, знакомый с истинным положением дел на этих предприятиях, не будет столь однозначен в оценке результатов их деятельности. Очевидно, что перспективы дальнейшего функционирования и будущих финансовых результатов у завода ВВ гораздо лучше, чем у завода АА, старое оборудование которого в ближайшее время может потребовать дорогостоящей модернизации, а возможно, и замены.

  На  примере 4.2 мы видим, что считать  показатели рентабельности главными (а  тем более единственными) индикаторами финансовой успешности хозяйствующих  субъектов не только нельзя признать правомерным, но в отдельных случаях  это может привести к прямо  противоположным выводам.

 1. Целями проведения анализа финансовых результатов выступают:

  • своевременное обеспечение руководства предприятия и его финансово-экономических служб данными, позволяющими сформировать объективное суждение о результатах деятельности предприятия в различных сферах хозяйствования за отчетный год в сравнении с предыдущим годом, рядом прошедших финансовых периодов, с бизнес-планом, результатами деятельности других предприятий;
  • выявление факторов, действие которых привело к изменению показателей финансовых результатов и резервов роста прибыли;
  • разработка мероприятий по максимизации прибыли предприятия;
  • разработка предложений по использованию прибыли предприятия после налогообложения.

 задачи анализа финансовых результатов:

  1. анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;
  2. факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
  3. анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности;
  4. анализ и оценка использования чистой прибыли;
  5. анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;
  6. анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств;
  7. анализ и оценка влияния инфляции на финансовые результаты.

 Г. В. Савицкая отражает следующие основные задачи анализа финансовых результатов:

  1. систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
  2. определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
  3. выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
  4. оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
  5. разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

 Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности и рентабельности - это один из способов оценки инвестиционной привлекательности  организации и определения того, насколько перспективен бизнес.

 Основными задачами анализа финансовых результатов  деятельности являются:

 систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

 определение влияния  как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

 выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

 оценка работы предприятия по использованию возможности  увеличения прибыли и рентабельности;

 разработка мероприятий  по использованию выявленных резервов.

 Основными источниками  информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные  на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам финансовых результатов, финансовой отчетности форма  № 2 "Отчет о прибылях и убытках", а также соответствующие таблицы  бизнес-плана предприятия.

 В форме № 2 "Отчет  о прибылях и убытках" имеется  информация обо всех видах доходов  и расходов за отчетный и предыдущий периоды в поквартальном, полугодовом, девятимесячном и годовом разрезах. Такой анализ позволяет каждому экономическому субъекту анализировать в динамике состав и структуру доходов и расходов, их изменение, а также рассчитывать ряд коэффициентов, свидетельствующих об эффективности использования доходов и целесообразности произведенных расходов в сравнении с полученными доходами

 .

2. Анализ прибыли до налогообложения

Основные задачи анализа прибыли до налогообложения:

Информация о работе Финансовые результаты и рентабельность активов коммерческой организации и методы их анализа