Автор: k**************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 19:21, курсовая работа
Предприятие в процессе функционирования проходит ряд стадий: создание, рост, зрелость и спад. Каждая стадия характерна своими особенностями: количеством полученной прибыли, объемом продаж и т.д.
Время от времени каждая организации вынуждена анализировать текущее положение дел и ответить на ряд важных вопросов:
— Что представляет собой наша организация сегодня?
— Чего мы достигли, чего — нет?
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Цикл жизни предприятия. Значение маркетинга на предприятии. 5
1.1. Понятие маркетинга и принципы маркетинговой деятельности 5
1.2. Цикл жизни предприятия 10
1.3. Жизненный цикл продукции и его связь с циклом жизни предприятия 18
1.4. Виды маркетинговых стратегий 21
1.5. Особенности стратегии маркетинга на этапах жизненного цикла продукции 27
Глава 2. Анализ ЖЦО на примере ОАО «Компания ЮНИМИЛК». Выбор маркетинговой стратегии 34
2.1. Краткая историческая справка ОАО «Компания ЮНИМИЛК» 34
2.2. Описание жизненного цикла ОАО «Компания ЮНИМИЛК» 35
2.3 Выбор стратегии для компании ЮНИМИЛК 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список используемых источников 45
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и какие меры он может предпринять в том или ином случае.6
И так, жизненный цикл организации — это совокупность стадий развития, которые проходит предприятие за период своего существования.7 Модель жизненного цикла организации в данной работе представлена в виде четырех стадий:
Далее подробно их рассмотрим.
1. Становление
Если рассматривать цикл жизни предприятия в варианте деления на этапы, то можно сказать, что в стадию становления входит этап предпринимательства: цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения.8.
Когда организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Так же, в стадию становления входят такие явления как поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.
Происходит создание организации. Основателем выступает предприниматель, один или с несколькими соратниками выполняющий все работы. В организацию на этой стадии часто приходят люди, привлеченные самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами на будущие доходы.
Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация не формализована и не бюрократизирована, для нее характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут остановиться в своем развитии именно на этой стадии и существовать при таком стиле управления много лет.9
На этом стадии организация является социосистемой. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном уровне, когда опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с личными убеждениями и представлениями. На этой же стадии в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует собственную систему представлений, умения и навыки.
На стадии создания организации руководитель должен:
•
тщательно изучить
•
собрать и оценить информацию
о деятельности и намерениях конкурентов,
сопоставить ее с возможностями,
наличными ресурсами и
•
взвесить необходимость и
• принять необходимые меры по привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников;
• рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотиваций и стимулов10
2. Рост
В варианте временного деления на этапы ЖЦО включает в себя этап коллективности: развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются в сущности неформальными.11
Успешность развития организации на этой стадии зависит: от того, насколько полно понимают идеи лидера члены организации, насколько они обогащают лидера идеями, от готовности членов организации реализовывать решения лидера и от того, насколько эффективно построена коллективная работа.
Если
отбросить индивидуальные особенности
как лидера, так и членов организации, то
все эти факторы определяются групповыми
представлениями и ценностями — тем, что
образует базис организационной культуры.
Эту стадию можно условно назвать периодом
формирования базиса организационной
культуры. На ней успех и неудачи организации
активно перерабатываются на всех уровнях
организации: индивидуальном, групповом,
Осложняется тем, что создатели компании из предпринимателей должны превратиться в профессионалов-менеджеров. В целом стадия роста характеризуется:
• увеличением числа сотрудников ;
• разделением труда и ростом специализации ;
• более формальными и обезличенными коммуникациями ;
• внедрением систем стимулирования и стандартизации работ и др.
Главными задачами организации являются: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.
Опыт, накопленный на предыдущей стадии, проходит через активную проработку. Согласовываются цели, происходит формирование видения организации как отдельной сущности, осознание еe взаимоотношений с внешней средой, формируются правила взаимного сосуществования как членов организации между собой, так и по отношению к субъектам внешней среды.
На стадии роста организации на первый план в деятельности руководителя выступают:
• решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников;
•
обеспечение баланса между
•
оптимизация соотношения между
централизацией и децентрализацией в
управлении компанией, внедрение прогрессивных
структур управления, информационных
технологий и т. п.12
3. Зрелость
В варианте временного деления на этапы ЖЦО включает этап формализации и управления: структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.
Следом за ним на стадии зрелости в организации происходит этап выработки структуры: организация увеличивает выпуск своих продуктов и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.13
К стадии зрелости организация приходит с багажом прошлого опыта. Представления, показавшие свою адекватность и эффективность, связываются в единую картину мира, охватывая разнообразные стороны социальной жизни. На этом этапе, на организационном уровне наиболее интенсивны процессы интернализации, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих стадиях, получили свое выражение через провозглашенные ценности: миссия организации её цели проходят процесс индивидуального осознания.
Организация достигает лидирующего положения на рынке. По мере расширения ассортимента выпускаемой продукции и комплекса предоставляемых услуг создаются новые подразделения, структура становится более сложной и иерархической. Формализуются политика и распределение ответственности, усиливается централизация.
Зрелость организации означает, что ей удается сохранять устойчивое положение во внешней среде. Если на предыдущих стадиях развития организационная культура сильно подвержена любому влиянию со стороны внешней среды, то на стадии зрелости она становится обычным правом, оказывающим влияние на все стороны жизнедеятельности организации.14
На стадии зрелости руководитель организации должен:
• систематически и в первоочередном порядке следить за поведением конкурентов и в необходимых случаях вносить изменения в перспективные планы организации;
• проанализировать необходимость и возможности технического перевооружения производства, повышения уровня технологической и конструкторской подготовки производства;
• совместно с потребителями определять производственную и научно-техническую политику организации;
•
создать необходимые условия
для поддержания и укрепления
интеллектуального потенциала организации,
эффективной работы целевых команд,
использования матричных
4. Упадок
В варианте деления на временные этапы стадия упадка включает последний этап, так же именуемый этапом упадка или реструктуризацией: в результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно тех, кто обладает наиболее ценными специальностями. Количество конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки задержать упадок. Механизм выработки и принятия решений централизован.16
Это период замедления роста и структурных изменений, Стадия упадка характеризуется резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация).
В такой ситуации получаемый организацией реальный опыт не фиксируется в существующих знаниях организации. В результате базовые представления перестают адекватно интерпретировать реальные события, а провозглашенные ценности членами коллектива не воспринимаются как ценности. Это означает, что механизмы, обеспечивавшие трансформацию знаний организации, по каким-либо причинам исчезают и происходит разрыв в цепочках формирования знаний. Происходит накопление неформализованных знаний, которые между тем никаким образом не встраиваются в существующую систему представлений.
На стадии упадка организации происходит определенная централизация управления компанией и в этих условиях руководитель:
•
рассматривает возможности
• изучает возможности слияния с другими компаниями, сужения номенклатуры производимой продукции, если это позволит сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал при минимальных потерях;
•
приступает к осуществлению изменений
в организации и методах
По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем. Менеджерам важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, а следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений.
Основные стадии жизненного цикла организации и временные этапы можно представить в виде графика, где по восходящей линии наблюдается создание, рост и зрелость организации, а также ее упадок, обозначенный ниспадающей кривой. (Приложение 1)
И так, эффективная и устойчивая деятельность организации во многом зависит от того, как руководители и работники оценивают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл. Так же от того какие меры принимает руководитель на каждой из стадий или на каждом этапе жизненного цикла организации, какой маркетинговой стратегии он отдаст предпочтение напрямую зависит будущее его предприятия.
Информация о работе Цикл жизни предприятия значение маркетинга