Бизнес-план как элемент стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цели построения бизнес – плана могут быть различными: привлечение инвесторов, привлечение партнеров, определение степени реальности достижения намеченных результатов, убеждение сотрудников компании в возможности достижения поставленных целей и многие другие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
I. Понятие бизнес –плана и схемы процессов бизнес - планирования………………4
II. Структура бизнес –плана…………………………………………………………….7
2.1 Состав, факторы и классификация бизнес – планов…………………………...7
2.2 Структура бизнес – плана инвестиционного проекта…………………………8
2.3 Структура бизнес – плана финансового оздоровления предприятия………..11
III. Содержание бизнес – плана………………………………………………………..13
3.1 Титульный лист…………………………………………………………………13
3.2 Резюме…………………………………………………………………………...14
3.3 Описание предприятия и отрасли……………………………………………..14
3.4 Описание предлагаемой продукции…………………………………………..16
3.5 План маркетинга………………………………………………………………..16
3.6 Производственный план…………………………………………………….....17
3.7 Организационный план………………………………………………………...17
3.8 Инвестиционный план…………………………………………………………18
3.9 Финансовый план………………………………………………………………19
3.10 Оценка риска…………………………………………………………………..20
3.11Оценка эффективности инвестиционного проекта………………………….21
IV.Российская практика бизнес планирования………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….….38
Список использованных источников…………………………………………………40
Приложение…………………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

Бизнес - план как элемент стратегического планирования.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

В плане следует раскрыть  как оперативные, так и долгосрочные программы поставок  продукции, охарактеризовать предполагаемые объемы  розничных и оптовых продаж, количество продавцов, сравнить  эти показатели с показателями конкурирующих фирм.  Необходимо предложить штатное расписание и торговый бюджет, включая расходы на маркетинг, рекламу и сервисное обслуживание. Об обслуживании и гарантиях нужно сказать особо. В данном  разделе находят отражение виды и сроки гарантийных обязательств, сервисного обслуживания, отмечается, будут ли  созданы специальные организации по обслуживанию, сервисное  агентство или оказаны услуги продавцам, или возвращена  продукция производителю, подчеркивается, какие специальные  услуги оказываются клиентам, какие запасные части могут  быть переданы в комплекте с продукцией и какие могут быть  получены в дальнейшем, при каких условиях гарантируется возврат денег клиенту. Подробно рассматриваются и основные подходы фирмы по  привлечению внимания к товару со стороны общества. Речь  идет о планах демонстрации товара по телевидению, в  рекламных газетных объявлениях, выпуске рекламных щитов  и специальной рекламной литературы, использовании услуг  рекламных агентств. Предложения делаются с указанием цены  рекламы, исходя из реальных возможностей консультируемой  фирмы.

План должен представить четкую систему основных намерений и программы развития фирмы, обеспечивающей выход последней из прорыва. Если продукция, технология или услуга по  рассматриваемому проекту будут усовершенствованы, прежде  чем они займут свое место на рынке, то это должно быть  полностью отражено в предлагаемом плане. Тот, кто будет  санировать фирму, наверняка захочет знать размер и характер  такого рода изменений и улучшений, затраты на них, стоимость, время достижения товаром удовлетворительных рыночных  кондиции. Следует представить существующий статус  продукции (услуги) и объяснить, что фирме надо сделать для  придания ей большей конкурентоспособности, обрисовать  возможности и намерения фирмы по достижению этого.    
    Существенно при этом подчеркнуть виды и объемы  требуемого технического содействия. В плане следует также отразить основные перспективные проблемы совершенствования предлагаемых рынку изделий, предложив несколько возможных вариантов с указанием  стоимости разработок и срока их внедрения на рынке. Целесообразно подготовить и план работ по созданию новой  родственной продукции и услуг, которые могли бы быть реализованы (проданы) в будущем тем же группам потребителей. Важно, далее, рассчитать и отразить в программе затраты, не обходимые для улучшения качества и развития производства продукции. Подобные расходы часто недооцениваются, что способно  серьезно усложнить финансирование проекта. Такого рода расходы обычно составляют 10—20% от общих затрат и становятся частью финансового плана. При характеристике производственного и оперативного планов оздоровления фирмы составителям необходимо представить  информацию по обеспеченности с производственной стороны вы пуска продукции, разработать меры по поддержанию и развитию  производства. Указанный раздел отражает виды обслуживания,  производственные условия, требуемое оборудование и рабочую  силу (в определенные периоды и за весь срок осуществления проекта), которые необходимы для планирования и развертывания  производства продукции (услуг). Учитывая масштабы России, в полной мере предстоит оценить и  особенности географического положения. В плане должны со держаться данные о планируемом местоположении производства,  его преимуществах, недостатках, в частности, в таких вопросах, как  уровень заработной платы, доступность рабочей силы, близость к заказчикам и смежникам, налоги и сборы.

Удачное расположение фирмы — один из важнейших факторов ее успеха. Не менее существенно — реально представить имеющийся потенциал компании, условия ее работы. Характеризуются заводские  и офисные площади, склады и закрепленные земельные участки,  машины, специальный инструмент и другое оборудование. Особенно важно установить предполагаемую величину финансирования закупки необходимых машин и оборудования, что станет частью финансового плана. В плане характеризуются точные обязанности и ответственность каждого ключевого члена команды, включая краткий послужной список, и обращается внимание на то, в чем особенно си лен тот или иной руководитель.  
Целесообразно привести полную характеристику каждого основного члена команды, включающую образование, опыт и достижения работника в выполнении сходных функций. Успехи работника должны определяться конкретно, например, вклад в  полученную высокую прибыль, достигнутое за счет его усилий увеличение объема продаж и т.д. Здесь же указываются полученные  работником поощрения, рост зарплаты, продвижение по службе и т.д. Необходимо, далее, указать размер оплаты труда каждого  члена администрации и сравнить его с тем, что он получал на  последней работе. Определяется пакет акций для ключевого  персонала, размер оклада (если необходимо) и планируемое  поощрение премиями или акциями. В плане желательно  отдельно отметить наличие специалиста или службы по  системе управления персоналом, найму и подготовке кадров.  Немаловажно дать оценку и состава совета директоров фирмы,  перечислить включенных в него членов и отметить, чем они  конкретно могут помочь фирме.  
    Следует честно указать  достоинства и недостатки предлагаемой администрации и  совета директоров, обсудить виды, формы и время обучения  управленцев, а также необходимость систематических  технических и управленческих консультаций, по крайней мере в  первые три года реализации проекта и отметить род, размер и  стоимость каждой консультации, а также когда она может  быть необходима.

    Для повышения  кредита доверия к проекту   целесообразно перечислить обладающие высокой репутацией  и хорошо известные поддерживающие организации  (юридическая, включая патентную, бухгалтерская, рекламная,  страховая, банковская), которые могут обеспечить  непосредственно прямую профессиональную поддержку  проекту оздоровления фирмы. В предлагаемой программе обязательно должно найтись место для  характеристики точек критического риска и возможных проблем. В фирме, испытывающей серьезные затруднения, обычно неизбежно  возникают новые неожиданные проблемы, чаще приходится  рисковать.

    Принимая на  себя инициативу в определении  риска,  разработчики оздоровительной программы, руководство фирмы дают понять инвестору, что они об этом знают и намерены преодолевать любые трудности. Определение и анализ главных проблем и  рискованных моментов, безусловно, служат успеху проекта.  Поэтому в программе имеет место описание опасных ситуаций в  отрасли, на рынке сбыта, в сроках и финансировании начального  этапа программы.  Весьма существенно определить, какие из потенциальных проблем  наиболее опасны для фирмы, и подготовить предложения по  минимизации влияния неблагоприятных обстоятельств в каждой рискованной части программы.    

На сегодняшний день рынок кредитования развивается достаточно динамично. Доступность кредита с каждым годом возрастает, что позволяет  говорить об уверенном развитии финансового  сектора, а также предпринимательской активности, которую в конечном итоге и провоцирует снижение процентных ставок по банковским кредитам.

В сложившейся ситуации бизнес-план становится основным финансовым документом, который является фактической заявкой предпринимателя на получение кредита. От того, насколько точно описаны его разделы зависит скорость и объем предоставления денежных средств.

Основными точками приложения бизнес-планирования являются:

•  получение кредита;

•  поиск инвестиций (разновидность первого пункта);

•  комплексный аудит внутренней деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Подводя итог данного  реферата, можно сделать следующие  выводы.

Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности. В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия.

Это становится возможным, когда выполняется несколько  условий:

  • администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке;
  • существуют конкретные цели к достижению которых должно стремиться предприятие;
  • планируется и выполняется каждый шаг по достижению этих целей;
  • администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой организации.

Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей.

Внешние цели, для которых  составляется бизнес-план - обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.

Каждый инвестор захочет  оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.

Бизнес-план, по сути - визитная карточка инвестиционного проекта. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений сделанных разработчиком инвестиционного проекта.

Обязательным условием получения банковского кредита  является предоставленный банку  грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне администрации предприятия и делает получение банковского кредита невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию, что обязательно повлияет на величину процентов по кредиту в сторону увеличения.

Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых составляется бизнес-план.

Внутренние цели - проверка знаний управляющего персонала, понимания  ими рыночной среды и реального  положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания  инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.

Таким образом, составив бизнес-план, вы сделаете предприятие более эффективным и управляемым, сможете с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее.

В данном реферате я постаралась  подробно рассмотреть структуру  и содержания бизнес – плана его  особенности, а так же цели, для  достижения которых он необходим.

Список использованных источников

1.Зайцев Л.Г. Соколова  М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М; Экономист 2004. – 416с.

2.Люкшинов А.Н. Стратегический  менеджмент: Учебное пособие для  вузов, - М ; ЮНИТИ – ДАНА, 2001.-375с.

3.Стратегический менеджмент : Учебник  В.Н. Парахин, Л.С. Максименко; С.В. Панасенко – 2-е изд., стер. – М6 КНОРС,2006,-496 с.

4.Фатхудинов Р.А. Стратегический  менеджмент: Учебное пособие для  вузов, - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2001-375с.

5.WWW.yndex .ru

 

 

Приложение

Таблица 1.

Форма анализа сильных и слабых сторон предприятия

 

Факторы, характеризующие  предприятие

 

Оценка

Менеджмент  предприятия

 

Предпринимательская культура и философия

 

Четкость разделения полномочий и  функций

 

Цели и  стратегии

 

Скорость  реагирования управления на происходящие изменения

 

Система мотивации  сотрудников 

 

Текучесть кадров

 

Производство

 

Оборудование

 

Гибкость  производственных линий

 

Качество  производственного планирования и  управления

 

Наличие производственных мощностей для расширения

 

Научные исследования и разработки

 

Проведение  НИР 

 

Ноу-хау используемых инноваций

 

Использование новых информационных технологий

 

Маркетинг

 

Организация сбыта 

 

Расположение  сбытовых филиалов

 

Репутация товаров  на рынке

 

Уровень обслуживания покупателей

 

Доля рынка  сбыта, контролируемая фирмой

 

Факторы, характеризующие  предприятие

 

Оценка

Кадры

 

Возрастная структура

 

Уровень образования

 

Квалификация персонала

 

Возможность обучения и подготовки персонала

 

Финны

 

Уровень финансового состояния

 

Рентабельность

 

Возможность инвестирования

 

 

 

Таблица 2.

               Форма характеристики рынка отрасли

 

Показатели

Предприятия

Итого

№1

№2

…….

…….

№n

Объем производства, тыс. шт.

           

Занимаемая  доля рынка, %

           

Степени использования производственной мощности, %

           

Вероятность улучшения положения в отрасли, %

           

Уровень технологии

           

Рентабельность  выпуска продукции, %

           

 

 

Таблица 3.

                                     Форма оценки рынка сбыта

 

Показатели

Сегмент рынка

           

Уровень спроса, тыс. шт.

           

Доля потребителей готовых купить продукцию, %

           

Объем продаж, тыс. шт

           

Степень удовлетворения спроса

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Бизнес-план как элемент стратегического планирования