Бизнес-план как элемент стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цели построения бизнес – плана могут быть различными: привлечение инвесторов, привлечение партнеров, определение степени реальности достижения намеченных результатов, убеждение сотрудников компании в возможности достижения поставленных целей и многие другие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
I. Понятие бизнес –плана и схемы процессов бизнес - планирования………………4
II. Структура бизнес –плана…………………………………………………………….7
2.1 Состав, факторы и классификация бизнес – планов…………………………...7
2.2 Структура бизнес – плана инвестиционного проекта…………………………8
2.3 Структура бизнес – плана финансового оздоровления предприятия………..11
III. Содержание бизнес – плана………………………………………………………..13
3.1 Титульный лист…………………………………………………………………13
3.2 Резюме…………………………………………………………………………...14
3.3 Описание предприятия и отрасли……………………………………………..14
3.4 Описание предлагаемой продукции…………………………………………..16
3.5 План маркетинга………………………………………………………………..16
3.6 Производственный план…………………………………………………….....17
3.7 Организационный план………………………………………………………...17
3.8 Инвестиционный план…………………………………………………………18
3.9 Финансовый план………………………………………………………………19
3.10 Оценка риска…………………………………………………………………..20
3.11Оценка эффективности инвестиционного проекта………………………….21
IV.Российская практика бизнес планирования………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….….38
Список использованных источников…………………………………………………40
Приложение…………………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

Бизнес - план как элемент стратегического планирования.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

3.7. Организационный план

В данном разделе  приводится информация, характеризующая организационную структуру предприятия, сведения о персонале и кадровая политика фирмы. Организационный план содержит следующие группы вопросов.

1. Организационная структура предприятия:

  • организационная схема управления предприятия;
  • состав подразделений и их функции;
  • организация координирования и взаимодействия служб и подразделений фирмы и др.
  1. Управленческий персонал характеризуется с позиций возраста, образования, занимаемой должности, опыта, прав полномочий, владения акциями предприятия, функциональных обязанностей, достоинств и недостатков.
  1. Персонал предприятия, не связанный с управлением:
  • потребность в кадрах по профессиям;
  • квалификационные требования;
  • форма привлечения к труду (постоянная работа, совместительство и др.);
  • режим труда.

Данную группу вопросов желательно представить в табличной форме.

4.Оплата труда:

  • положение об оплате труда (система оплаты труда, порядок премирования, предоставление льгот, доплат, дотаций, моральные стимулы, страхование и др.).

5.Кадровая политика предприятия:

  • принципы отбора сотрудников;
  • принципы найма на работу;
  • создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • разработка метода и процедуры оценки качества работы сотрудников;
  • система продвижения работников по службе.

3.8. Инвестиционный план

В данном разделе необходимо изложить план создания предприятия или расширения уже действующего, указать перечень требуемых инвестиций и источники финансирования.

Первоначально в разделе должны быть отражены этапы по подготовке предприятия к производству продукции (услуг). Пред производственная стадия для каждого инвестиционного проекта будет своя, однако существует общепринятая этапность подготовительных работ, которая включает: организационный этап, строительно-монтажные работы, приобретение (изготовление) и монтаж оборудования, проведение научно-исследовательских работ и ОКР, разработку технической документации на продукцию и оснастку, изготовление и испытание опытных образцов продукции, доработку технической документации, запуск серийного производства.

Одновременно  планируется выполнение работ по формированию рынка сбыта продукции, по подбору подрядчиков, заключению договоров на покупку сырья, материалов, комплектующих изделий. При составлении плана также следует учесть затраты времени и средств на реализацию следующих стадий проекта:

  • юридическую регистрацию предприятия;
  • осуществление программы капиталовложений;
  • наем рабочей силы;
  • изготовление опытной партии продукции;
  • оценку и тестирование выпускаемой продукции;
  • получение заказов и т.п.

На основе этой информации формируется план инвестиционных затрат.

В данном разделе  разрабатывается график выполнения работ по организации производственного процесса.

Определение состава необходимого оборудования — важный момент нвестицион- ного плана.

3.9. Финансовый план

В этом разделе  бизнес-плана обобщаются все предшествующие материалы разделов и представляются в стоимостном варианте.

Важным элементом  данного раздела является отчет  о прибылях и убытках. Его структура должна соответствовать требования предъявляемым на текущий момент.

Каждый инвестор должен знать, какую сумму чистой прибыли он может получить в результате реализации проекта и какова сумма налоговых выплат.

В балансовом плане находят отражение активы и пассивы предприятия, средства, вложенные в развитие производства, нераспределенная прибыль. Его структура должна включать те разделы, которые требуются ведением бухгалтерского учета в настоящий момент.

В состав финансового  плана могут также входить  планы доходов и расходов и денежных поступлений и выплат.

Финансовый  план дает полную картину о величине поступающих доходов, расходов, прибыли, отчислений, налогов и т.д.

3.10. Оценка риска

Каждый инвестор при реализации инвестиционного  проекта сталкивается с определенными трудностями, которые важно не только предвидеть, но и заранее разработать мероприятия по их преодолению, а также стратегию поведения в случае их возникновения.

При формировании данного раздела бизнес-плана  решается задача оценки и обосновывается мера неопределенности достижения поставленной цели, определяются время и место наступления нежелательных рисков и разрабатываются мероприятия по их предупреждению и снижению ущерба. По возможности, здесь же приводится программа страхования рисков, связанных с неполучением прибыли или дохода, снижением уровня рентабельности или даже образования убытков.

Проблема  риска для предприятия является одной из главных. Поэтому при разработке бизнес-плана должны быть учтены возможные изменения рыночной ситуации.

Риски инвестиционного  проекта на подготовительной, строительной и эксплуатационной стадиях весьма различны.

 При оценке риска в производственной деятельности необходимо произвести расчет точки безубыточности (аналитическим графическим путем), цену безубыточной реализации продукции, уровень диапазона безопасности (резерва прибыльности).

 

3.11 Оценка эффективности инвестиционного проекта

Правильно судить о целесообразности внедрения в  производства разработанного инвестиционного проекта можно судить по проведению оценки его эффективности. При этом необходимо определить две группы показателей. Первая — характеризует эффективность деятельности в ходе реализации инвестиционного проекта: прибыльность проекта, рентабельность капитала, показатели финансового состояния. Вторая группа характеризует эффективность инвестиций в проект: эффект от операционной деятельности, эффект от инвестиционной деятельности, эффект от финансовой деятельности, поток реальных денег, сальдо реальных денег, показатели коммерческой эффективности проекта (срок окупаемости, чистый дисконтированный доход, индекс прибыльности (рентабельности внутренняя норма доходности). Данные показатели определяются по общественной методике ЮНИДО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Российская практика бизнес планирования

Дефолт 1998 года показал, что экономика — практическая наука. За незнание ее Законов или  неуважение к ним приходится расплачиваться из собственного кармана. Отрыв финансовых ресурсов от реального сектора экономики, монополизация рынка, непомерное налоговое бремя, истощение резервов экономического развития предприятий — все это результаты влияния внешней среды и незащищенности хозяйства участников рынка. Эта незащищенность связана, в частности, с плохой организацией бизнеса, выражающейся в отсутствии системы разработки и реализации планируемых изменений. Проблемы на предприятиях России в области планирования  объясняются рядом причин:  
— В условиях ценовой конкурентоспособности не было необходимости в сколь либо серьезной аналитической работе. Ее  недостаток стал ощущаться лишь в 1996-1997 годах, когда с  вводом «валютного коридорам эффективность экспортных  поставок упала до критически низкого уровня.

  • С начала реформ экономика страны еще ни разу не оказалась в стабильном состоянии, позволяющем делать надежные  прогнозы. Сегодня нельзя точно сказать, сколько еще лет  потребуется, чтобы восстановить утраченные позиции, хотя в  последнее время положительные тенденции в экономике  очевидны.  
    — Отсутствует достаточно действенная мотивация со стороны  внешней среды на проведение регулярного планирования, особенно долговременного. Пока благоприятная обстановка на внешних  рынках, выгодный обменный курс, имеющийся запас по издержкам производства в сравнении с западными конкурентами обусловлены благоприятной структурой цен на ресурсы, особенно  энергетические и трудовые. Все это отвлекает внимание многих  руководителей предприятий от проблем низкой эффективности  производства. Большинство российских предпринимателей склонно впадать в  крайности. Одни полагают, что наличие тщательно оформленного  бизнес-плана реально помогает решать проблемы и гарантирует  успех. Другие считают, что "вся эта писанина" не имеет никакого  отношения к реальному бизнесу, которым им приходится заниматься. По мнению Игоря Лавровского, директора консалтинговой  фирмы Rapid Development Systems, российский бизнес пока что лишь  копирует западный, причем копирует не фундаментальные основы,  а лишь внешние признаки. Несмотря на все спонсируемые средства  массовой информации, промоушн-проекты, арт-бизнесы, общая  атмосфера в российском бизнесе тяжелая и гнетущая, потому что  он повернут внутрь самого себя, фрагментирован, склонен не к росту  и развитию, а к насильственной борьбе за непонятно кому нужное  существование. Александр Малков, менеджер KPMG, считает, что  в настоящий момент собственников российских предприятий можно  условно разделить на две категории. Первая категория — это те,  которые видят рост своего благосостояния через возможность  использовать ресурсы компании в личных целях, не заботясь о  выживании предприятия в долгосрочном периоде. Вторая категория  — это те, которые напрямую связывают рост своего благосостояния  с ростом капитала компании в долгосрочном периоде, причем  последние всегда сталкиваются с проблемой нехватки капитала для  достижения долгосрочных целей. По данным Ассоциации Консультантов по экономике и управлению, спрос на консультирование по планированию сейчас в России повышается наиболее заметно. Старший партнер Pricewater- house-Coopers Людмила Мамет прогнозирует в ближайшие 2—3 года  значительный спрос на услуги по разработке и реализации  бизнес - планирования.

   Однако необходимо  отметить, что услуги  консультантов в области планирования, особенно долгосрочного,  востребованы, в основном, крупными компаниями. В настоящее  время можно выделить две явно преобладающие категории заказчиков.

  • К первой относятся наиболее крупные организации, для которых характерно долгосрочное планирование своей деятельности.  
  • Ко второй можно отнести средние фирмы, которые склонны прибегать к услугам консультантов лишь тогда, когда предприятие уже  оказалось в достаточно сложной ситуации. Как бы то ни было, планирование бизнеса уже сегодня существенно  содействует российским предприятиям в решении их насущных  задач.  Однако, к сожалению, российская специфика состояния рынка  усложняет процедуры разработки бизнес-планов и учета в них  ряда трудно предсказуемых факторов. К последним можно  отнести уровень инфляции, плавающие банковские и налоговые  ставки, перевод рублевых показателей в твердые валюты,  проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей,  недостаточность информационных и статистических данных и  т.д. Зарубежный опыт и пока еще небольшой опыт  отечественных предприятий показывает, что даже в условиях  переходного периода составлять бизнес-планы вынуждает  сама жизнь. Механизм делового планирования в России  включает в себя теорию, методологию и практику, охватывающие все особенности российского экономического климата.  Деловое планирование призвано объединить в себе все этапы  реализации предпринимательских идей - от возникновения до  воплощения в жизнь. Такого рода планирование призвано  включать в себя в России выбор возможных проектов  реализации идей; выявление наиболее реального проекта и  оценка его осуществимости на основе предварительного  технико-экономического обоснования; разработку  детализированного бизнес-плана; обеспечение реализации этого  плана; оценку фактической эффективности внедрения; корректировку плана с целью повышения эффективности функционирования. Уже сейчас бизнес-план становится главным  документом внутрифирменного планирования на предприятии.  В условиях переходного периода подобный план должен быть  плановой программой изучения рынка и конкурентов, рисковой  производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и  продаж, обеспечивать адаптацию деятельности фирмы к новым  условиям. Такого рода подход предполагает возможность и  необходимость разработки локальных бизнес-планов по  отдельным проектам, продуктам (товарам) и услугам.  В кризисных же условиях бизнес-план предприятия призван,  прежде всего, решать задачи улучшения его финансового  состояния. Формирование антикризисного бизнес-плана — одна  из наиболее характерных особенностей бизнеса в России.             

    Составление  бизнес-плана фирмы может не  только привлечь  инвесторов, но и оказать помощь ее менеджменту, в частности,  в изучении всех тонкостей ситуации. Хорошо проработанный  проект помогает выявить скрытые недостатки в деятельности  фирмы, в том числе те, которые могут помешать его  выполнению, тщательно проанализировать рынок и открыть  новое поле деятельности, обнаружить просчеты в маркетинговой  стратегии конкурентов. Бизнес-план — это стартовая  площадка любого попавшего в затруднительное положение  предприятия, фундамент его оздоровления. Но необходимо  всегда помнить, что лишь тщательное исследование может  привести к составлению реально выполнимого плана  обеспечения рыночной стабильности фирмы. Любая ошибка  может стоить дополнительных немалых средств, а, может  быть, приведет к краху всего проекта. Всегда стоит помнить золотое правило: «Чем больше рынок,  тем важнее план!» Поскольку большинство российских предприятий и организаций находится в сложных финансовых обстоятельствах,  бизнес-планы имеют, в основном, антикризисную  направленность, нацелены на хозяйственное оздоровление.  Плановая программа выживания и оздоровления российского  предприятия обычно формируется как специальный  бизнес-план. Однако его структура, а главное сама сущность  всецело направлены на одну цель — удержать получившее  пробоины судно на плаву, отбуксировать его в тихую гавань,  капитально отремонтировать, существенно обновить и пустить в плавание на качественно новом уровне, не опасаясь  более за его будущее. Далее приводится порядок и система  подобной плановой программы с учетом российских условий.

   Особенностью  бизнес-плана как ключевого документа  в антикризисном управлении является его сбалансированность по  постановке задач с учетом реальных финансовых  возможностей фирмы. Бизнес-план всегда должен быть  обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами.  Это в значительной мере определяет характер проектов  (концепций), которые рассматриваются при разработке бизнес- плана по оздоровлению предприятия. Такие проекты должны быть не только инновационными, т.е. отличаться научно- технической новизной, но и быть тщательно проработанными,  показывать, какие затраты необходимы на их реализацию и  что это экономически даст степень инновационности и  рискованности проекта определяет способы привлечения  капитала. В то же время включение самого проекта в  бизнес-план становится возможным лишь в том случае, если  определены источники его финансирования.  Весьма активно бизнес-план по оздоровлению фирмы используется при поиске инвесторов, новых акционеров, кредиторов,  спонсорских вложений и т.д. Помогает такой бизнес-план и  тем предпринимателям и фирмам, которые собираются  расширить свое дело и, купив основной пакет акций  испытывающей серьезные затруднения фирмы, реорганизовать  ее производственную и всю рыночную деятельность на  новой основе. В бизнес-плане, прежде всего, нужно охарактеризовать основные особенности и преимущества проекта по санации предприятия. После краткого общего введения в бизнес-плане обычно  приводятся подробные сведения о фирме, которые в  концентрированном виде содержат все детали, нужные для  трансформации управления компанией и ее рыночной  переориентации.

Информация о работе Бизнес-план как элемент стратегического планирования