Бизнес-план как элемент стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цели построения бизнес – плана могут быть различными: привлечение инвесторов, привлечение партнеров, определение степени реальности достижения намеченных результатов, убеждение сотрудников компании в возможности достижения поставленных целей и многие другие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
I. Понятие бизнес –плана и схемы процессов бизнес - планирования………………4
II. Структура бизнес –плана…………………………………………………………….7
2.1 Состав, факторы и классификация бизнес – планов…………………………...7
2.2 Структура бизнес – плана инвестиционного проекта…………………………8
2.3 Структура бизнес – плана финансового оздоровления предприятия………..11
III. Содержание бизнес – плана………………………………………………………..13
3.1 Титульный лист…………………………………………………………………13
3.2 Резюме…………………………………………………………………………...14
3.3 Описание предприятия и отрасли……………………………………………..14
3.4 Описание предлагаемой продукции…………………………………………..16
3.5 План маркетинга………………………………………………………………..16
3.6 Производственный план…………………………………………………….....17
3.7 Организационный план………………………………………………………...17
3.8 Инвестиционный план…………………………………………………………18
3.9 Финансовый план………………………………………………………………19
3.10 Оценка риска…………………………………………………………………..20
3.11Оценка эффективности инвестиционного проекта………………………….21
IV.Российская практика бизнес планирования………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….….38
Список использованных источников…………………………………………………40
Приложение…………………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

Бизнес - план как элемент стратегического планирования.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

Описание  предлагаемой продукции (услуг). В этом разделе необходимо привести четкое определение и описание продукции (работ, услуг), которая будет предложена на рынке, ее отличие от аналогов. Важно подчеркнуть уникальность и преимущества продукции.

План маркетинга. Этот раздел тесно связан с разделом описания предприятия и отрасли, иногда их объединяют. В нем необходимо показать, каким образом предполагается продать новый товар или услугу, какую на них назначить цену и как проводить рекламную политику. План маркетинга является детализированным планом по тем направлениям маркетинговой деятельности, логической после-довательности действий, ведущих к формированию целей маркетинга и разработке мероприятий для их достижения.

Производственный  план. Данный раздел, наряду с планом маркетинга, является базовым для определения финансовых результатов инвестиционного проекта. Основная его задача — описание обеспеченности проекта с производственной и технологической сторон, а также показать инвесторам, кредиторам и другим потенциалы партнерам реальность производства продукции (работ, услуг) в нужном количестве, в назначенные сроки и определенного качества. В разделе бизнес-плана определяется производственная программа: приятия, дается подробное описание технологического процесса, определяется величина себестоимости производства продукции и т.д.

Организационный план. В данном разделе бизнес-плана дается описание структуры управления, организационной структуры предприятия, характеристика персонала предприятия, кадровая политика. В нем указываются сведения о группе управления, их функции, задачи, состав и характеристика необходимого персонала, вопросы оплаты их труда.

Инвестиционный план (план капитальных вложений). Данный раздел включает описание этапов работ по подготовке предприятия к производству продукции (услуг), т.е. его производственную стадию, календарный план работ по организации производственного процесса. Определяются виды капитальных вложений: задания, оборудования, проектно-изыскательские работы, строительно-монтажные работы, вычисляется их стоимость и общая сумма инвестиционных издержек. Рассматриваются источники инвестиций и конкретный вклад по каждому виду.

Оценка  риска. Вопросы, связанные с рисками, их оценка прогнозированием и управлением ими, очень важны, так как инвесторы хотят знать, с какими проблемами может столкнуться фирма и каковы возможные варианты выхода. Глубина анализа рисков: зависит от конкретного вида деятельности предприятия и величины проекта. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального математического аппарата. Для более простых проектов достаточен анализ риска с помощью экспертных оценок. Главное, умение заранее предугадать все типы возможных рисков, с которыми может столкнуться предприятие, источники этих рисков и моменты их возникновения. А затем разработать меры по сокращению числа этих рисков и минимизировать потери, которые они могут вызвать.

Финансовый план. В этом плане с помощью системы показателей отражают ожидаемые финансовые результаты. В нем обосновывается реальность достижения целей объекта в будущем и план используется как эффективный инструмент организации и контроля осуществлением проектных мероприятий. Для фирмы как целостного механизма целесообразно результаты финансовой отчетности представлять в виде определенной системы планово-отчетных документов.

Оценка  эффективности инвестиционного  проекта. Заключительным элементом бизнес-плана является оценка эффективности инвестиционного проекта, позволяющая судить о целесообразности реализации намеченных и изложенных идей. Путем расчета определенных показателей формируется четкая картина состояния дел, подкрепленная конкретными цифрами, что позволяет сделать окончательные выводы.

2.3. Структура бизнес-плана финансового  оздоровления предприятия

Особую структуру  и логику изложения имеет бизнес-план финансового оздоровления предприятия, который является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит для:

  • выработки стратегии выживания предприятия;
  • составления плана проведения реорганизационных процедур;
  • организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;
  • обоснования необходимости и возможности для предприятия государственной поддержки.

Структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия включает следующие разделы:

  1. общая характеристика предприятия;
  2. краткие сведения по плану финансового оздоровления;
  3. анализ финансового состояния предприятия;
  4. мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности;
  5. рынок и конкуренция;
  6. деятельность в сфере маркетинга предприятия;
  7. план производства;
  8. финансовый план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Содержание бизнес-плана

Ценность  бизнес-плана во многом определяется качеством содержащейся в нем информации и предложений, детальностью расчетов, уровнем экономического обоснования. Качественно составленный бизнес-план отражает компетентность управления предприятием и тем самым располагает инвесторов и кредиторов к инвестициям.

Несмотря  на достаточную освещенность проблемы содержания разделов бизнес -плана, ниже предложена компактная, но полная форма, предназначенная для определенной категории пользователей.

3.1. Титульный лист

Титульный лист дает первую и краткую информацию о существе рассматриваемого проекта  и его исполнителях. Он состоит следующих частей:

  • Бизнес-план (краткое название проекта)
  • Название и адрес предприятия.
  • Имена, адреса и телефоны основных учредителей с указаний доли в условном капитале.
  • Фамилия, имя, отчество руководителя организации - претендента
  • Суть проекта (3—5 строк).
  • Финансирование проекта (в процентах): собственные средств заемные средства (отдельно — отечественные и иностранные), cpедства государственной поддержки и др.
  • Характер строительства.
  • Сметная стоимость проекта.
  • Сроки строительства.
  • Сроки окупаемости проекта.
  • Кем и когда разработана и утверждена проектно-сметная документация.
  • Заявление о коммерческой тайне.

 

 

    1. Резюме

Резюме (вводная  часть) содержит краткую характеристику проекта, раскрывает его цели и доказательства выгодности.

В этом разделе  в сжатой форме представляется суть предлагаемого проекта, его преимущества, итоги маркетинговых исследований и финансово-экономических расчетов, выводы и рекомендации по основным аспектам реализации.

Материал  раздела должен излагаться кратко, ясно, доступным языком, исключая сложную и специальную терминологию. Готовится он после завершения работы по основным разделам бизнес-плана. По объему резюме должно быть 1—2 страницы и освещать дующие вопросы:

  • сущность предлагаемого проекта;
  • необходимость наличия данного продукта на рынке;
  • обоснование экономических преимуществ продукции в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами;
  • участники проекта;
  • объемные и финансовые результаты реализации проекта;
  • факторы риска;
  • потребность в финансировании, желательные формы и условия инвестирования, гарантии по возврату заемных средств;
  • стратегия и тактика предприятия;
  • решение социальных вопросов (если есть): создание новых рабочих мест, расширение жилищного фонда, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования и т.п.

3.3. Описание предприятия и отрасли

Описание предприятия  и отрасли делается, чтобы сформировать у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкое представление о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта.

Описание  предприятия должно включать в себя следующие

данные:

  • наименование предприятия, его организационно-правовая форма, юридичес- кий и почтовый адрес;
  • основные виды деятельности;
  • краткая экономико-географическая и историческая справка (место нахождения предприятия, занимаемая площадь, дата образования, первоначальные цели предприятия, сведения о развитии за прошедшее время);
  • уставной капитал предприятия;
  • учредители и распределение капитала между ними;
  • краткие сведения о персонале предприятия (его численность,структура);
  • структура активов (основных и оборотных);
  • существующие объемные и финансовые показатели работы;
  • краткое описание текущего финансового состояния;
  • анализ слабых и сильных сторон предприятия
  • Описание состояния отрасли рассматривает следующую информацию:
  • анализ динамики объема производства продукции;
  • долю рынка продукции, представляемой предприятием;
  • характеристику потенциальных конкурентов
  • сильные и слабые стороны конкурентов, их возможности (тактика, реклама, имидж), финансовое положение;
  • характеристику потребителей и их сегментацию: единичные потребители, организации, их географическое размещение, требования к объему, качеству, ценам, перспективы развития;
  • оценку рынков сбыта продукции: размеры, уровень и тенденции развития, ожидаемый рост собственности;

Изложение материала  данного раздела необходимо производить  с использованием таблиц нижеприведенных  форм. 

 

 

 

3.4. Описание предлагаемой продукции

В данном разделе  дается подробное описание предлагаемой, внедрения продукции, проводится оценка ее конкурентоспособности, при этом рассматриваются:

  • описание продукции (работ, услуг), подлежащей продаже после осуществления проекта, ее функциональное назначение, свойства (в том числе и особенные), стоимость, технологичность, универсальность, соответствие стандартам и другие качества;
  • основные отличия предлагаемой к выпуску продукции аналогичной отечественной и импортной, ее преимущества;
  • оценка конкурентоспособности продукции на отечественном и зарубежном рынках.

3.5. План маркетинга

В плане маркетинга излагаются действия и мероприятия, которые предприятие планирует осуществить при реализации своего товара на рынке. В связи с этим в данном плане освещаются следующие вопросы:

  • цели и стратегия маркетинга предприятия, т.е. какие товары, на какие рынки, в какие сроки планируется поставлять, каковы (способы ведения конкурентной борьбы планируется использовать, (какие новые товары или услуги разрабатываются к предложению покупателям, как учитываются их требования;
  • ценообразования, включающие обоснование цены, разработку |системы скидок, ценовой политики предприятия в конкурентной борьбе;
  • распространения товаров, предполагающие составление схемы распространения товаров, анализ каналов сбыта, выявление оптимальных партий товаров по размеру, разработка положений при работе с посредниками и др.;
  • методов стимулирования продаж, включающих разработку фирменного стиля, привлекательности торгового знака, этикеток; выбор случаев использования скидок и рассрочек, организации лотерей, конкурсов, выплат премий;
  • организации послепродажного обслуживания, предусматривающей определен- ный набор услуг, возможностей ремонта и приобретения запасных частей;
  • проведение рекламной кампании, при которой рассматриваются цели рекламы, использование средств массовой информации, величина денежных средств на рекламу;
  • формирование общественного мнения.

3.6. Производственный план

Этот раздел подробным образом описывает  путь, посредством которого предприятие планирует производить продукцию в нужном количестве, требуемого качества в определенные сроки. Он включает:

  • описание технологического процесса;
  • основные требования к организации производственного процесса;
  • программу производства продукции;
  • состав необходимого оборудования;
  • стоимость основных производственных фондов;
  • потребность сырья, материалов, комплектующих;
  • амортизацию основных фондов;
  • поставщиков сырья и материалов и ориентировочные цены, условия поставок;
  • альтернативные источники снабжения материальными ресурсами;
  • себестоимость (текущие издержки) производимой продукции;
  • экологическая безопасность проекта мероприятия, затраты, эффективность.

Информация о работе Бизнес-план как элемент стратегического планирования