Бизнес план гостиничного предприятия: основные разделы и методы разработки

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью моего исследования является изучение понятия бизнес-плана предприятия, его структуры и особенностей, а также методики его разработки.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников. Общее количество страниц - 29. Список литературы насчитывает 22 наименования.
Первая глава курсовой работы «Теоретические принципы бизнес – планирования» раскрывает понятие бизнес планирования, его цели и задачи. Также в этой главе отражены содержание и структура бизнес-плана, общие требования, предъявляемее к бизнес-планам.
Вторая глава посвящена методологическим основам бизнес - планирования. Наиболее подробно раскрыта методика разработки плана маркетинга и финансового плана.
Третья глава состоит из бизнес-плана строительства гостиничного предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
I. Теоретические принципы бизнес – планирования……………………………………….4
1.1. Цели и задачи, функции бизнес - планирования. Общие требования, предъявляемые к бизнес-планам……………………………………………………………………………….4
1.2. Содержание и структура бизнес-плана…………………………………………………8
1.3. Источники информации, необходимые для составления бизнес-плана…………….14
II Методологические основы бизнес – планирования……………………………………16
2.1. Методика разработки бизнес-плана предприятия…………………………………...16
2.2. Методика разработки плана маркетинга и финансового плана…………………….18
III Пример бизнес-плана гостиницы………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………………......29

Работа содержит 1 файл

Курсовая планирование и прогнозирование.docx

— 70.02 Кб (Скачать)

     Первым  документом в рамках финансового  плана является отчет о прибыли, который составляется, по крайней мере, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает данные о прибыли от операций, балансовой прибыли, чистой прибыли, нераспределенной прибыли. Источником данных для отчета служит план маркетинга, опросы потребителей, опрос торговых работников, консультации с экспертами, анализ временных рядов.

     Вторым  документом в рамках финансового  плана является прогноз потока реальных денег, который входит в финансовый план в форме отчета о движении денежных средств. Такой прогноз  составляется на три года, с месячной разбивкой данных по первому году. Различные выплаты и денежные поступления неравномерны во времени; неучёт этих фактов в бизнес-плане приводит к упущенной выгоде ("лишние" деньги можно положить на банковский счет) и даже к банкротству. Отчет о движении денежных средств, как и отчет о прибыли, строится на определенных предположениях, которые представлялись реалистичными на момент составления плана, но со временем могут и не подтвердиться. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы. Все предположения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра.

     Третьим документом в рамках финансового  плана является прогноз активов и пассивов предприятия в форме балансового отчета. Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию предприятия на конкретный момент. Он отражает активы (направления расходования средств по проекту) и пассивы (источники привлекаемых в проект средств).

     Четвертым документом в рамках финансового  плана является прогноз точки безубыточности, который дает ответ на вопрос, сколько единиц продукции или услуг необходимо будет продать, чтобы доходы предприятия совпадали с его расходами, т.е. чтобы предприятие окупилось. Такая информация позволяет оценить, сколько денег потребуется, чтобы поддержать новое предприятие на начальном этапе его существования.

     11. Приложения. В приложениях к бизнес-плану приводятся документы, не являющиеся частью основного текста, но на которые есть ссылки в бизнес-плане. Наиболее часто в приложениях приводят следующие документы: технические данные по продукции/услугам, копии контрактов, лицензий, подробности патентных документов, копии документов, из которых взяты исходные данные, сообщения консультантов по продукции и рынкам, анкетные данные руководящих работников, сведения о порядке и методе проведения опросов и исследований, отчет по ревизии бухгалтерских документов, прейскуранты поставщиков.[12] 

           1.3. Источники информации, необходимые для  составления бизнес-плана 

     Для подготовки бизнес-плана требуется  исходная информация. Определение источников информации  предшествует составлению бизнес-плана и позволяет четко определить цели и задачи будущего проекта. Исходная информация включает:[13]

     1. Информацию о спросе, подразумевающую выяснение (уточнение) характеристик продукции/услуг проекта, возможную цену, конкурентов, объем спроса с учетом рыночных трендов и место реализации продукции. Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие специализированные организации или проведя собственные исследования.   Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах. Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положения бизнес-плана, которые касаются маркетинга.

     2. Производственную информацию, которая включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию/услуги оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции/услуг. При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

     - производственно-технологические операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по предоставлению услуг, выяснить возможности аутсорсинга;

     - сырье и материалы: составить  список всех видов сырья и  расходных материалов, установить  название фирм-поставщиков, их  адреса и ориентировочные цены;

     - оборудование: составить спецификацию  всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его в аренду или нужно покупать;

     - трудовые ресурсы: составить перечень  специальностей с указанием числа  работников по каждой специальности, их заработной платы и выявить возможности подготовки таких специалистов;

     - помещения: определить потребность  в производственных площадях, возможности  аренды помещений, их покупки и т.д.;

     - накладные расходы: расходы на  покупку инструментов, униформы, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водоснабжение и прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т.д.

     3. Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности предприятия. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в предприятие, чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального этапа, и о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций, займы и пр.).

     Одной из самых сложных задач при  составлении бизнес-плана является проведение анализа цен на товары конкурентов. Дело в том, что в  реально функционирующей рыночной экономике информация о ценах чаще всего является коммерческой тайной изготовителя. Публикуются лишь цены предложения, но эти цены значительно отличаются от цен реальных поставок из-за использования разнообразных скидок.[11]

     При формировании цен на продукцию (работы или услуги) необходимо учитывать  различные меры государственного регулирования уровня цен и их динамики.

     Существуют  три основных финансовых отчета, которые  позволяют оценить жизнеспособность проекта: 1) отчет о движении денежных средств; 2) отчет о прибыли; 3) балансовый отчет.

     4. Разработчики бизнес-плана. Оптимальным  является вариант, когда бизнес-план составляет предприниматель или специалисты предприятия с привлечением профессиональных консультантов. Консультанты помогают "увидеть" проект, правильно расставить акценты, оценить эффективность проекта и придать "товарный вид" бизнес-плану. Особенно важна роль профессиональных консультантов при подготовке разделов анализа рынка, плана маркетинга, анализа рисков и финансового плана.[18] 

II Методологические основы бизнес-планирования

2.1. Методика разработки  бизнес-плана предприятия

     Известно, что предприятие в рыночной системе  хозяйствования подвержено постоянным, во многом противоречивым изменениям и воздействиям. В дополнение к  этому для российских условий  характерна еще и неустойчивость законодательства. Такие условия  внешней среды существования  компании наводят на размышления, которые  сводятся к простейшей фразе: "Может  быть, не стоит затрачивать время  и силы на составление плана, а  лучше постоянно чутко улавливать изменения и держать руль управления в позиции сиюминутной готовности к ним?".

     Специалисты-рыночники  считают, что чем больше рынка, тем  важнее план. При этом план надо понимать как сбалансированный с ресурсами  комплекс мероприятий, учитывающий  возникающие в новых условиях риски потери средств и очень  ограниченное воздействие государства  на правила рыночной экономики.

     Разработка  бизнес-плана требует профессиональных знаний в области управления, финансах, маркетинге. Поэтому даже небольшие  фирмы на Западе обращаются к экспертам  за консультацией или к специалистам, предлагающим услуги по составлению  бизнес-плана. [1]

     Однако  составление бизнес-плана требует  личного участия руководителя или  предпринимателя, открывающего свое дело. Руководящая роль первого лица в  процессе бизнес - планирования обусловливает необходимость его участия в моделировании будущей деятельности, соизмеряя с ней свои силы, ресурсы предприятия, возможности привлечения дополнительных средств и их эффективное использование. Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан.

     Включаясь в эту работу лично, руководитель как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя и сам замысел, и себя - хватит ли сил довести его до успеха и двинуться дальше? Это  не означает, что не надо пользоваться услугами консультантов - наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами.[7]

     Ни  один юридический документ пока еще  не закрепляет обязательности подготовки бизнес-плана. Не всегда его требуют  даже банки, предоставляя кредиты. Но, пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель оказывается не готов к ожидающим его неприятностям и начинает обычно лихорадочно импровизировать. Поэтому лучше не пожалеть времени (несмотря на то, что для крупного проекта разработка бизнес-плана может продолжаться до 200 и более часов) и заняться бизнес -планированием, пользу которого подтверждает и зарубежный опыт.

     Статистика  показывает, что в США ежегодно свое дело начинают 600 тысяч новых  предпринимателей, из которых только половина удерживается на плаву хотя бы 18 месяцев. Лишь одному из пяти удается  не разориться на протяжении первых 10 лет.

     Основными причинами неудач, как оказывают  исследования, чаще всего являются:

     - некомпетентность (более 40%);

     - отсутствие управленческого опыта  (15-17%);

     - нехватка жизненного опыта и  знаний (15 - 17 %);

     - отсутствие профессиональных навыков  (13 -- 15%).

     Отечественная практика показывает, что учредители многих предприятий, появившихся в  период перестройки, подошли к их созданию совершенно неосознанно. Легкость, с которой появлялись предприятия  в начале 1990-х годов, объясняется, прежде всего, низким уровнем вкладов  в уставной капитал, что обусловило невысокую профессиональную ответственность  предпринимателей за свой бизнес.[5]

     Кроме того, начало деятельности зачастую не было обеспечено ни соответствующей  технологией, ни финансами, а к выработке  концепции и стратегии ее развития предприниматели приступали обычно на втором этапе.

     В результате 10 - 15 % от общего числа зарегистрированных предприятий длительное время числились "мертвыми" (не занимающимися хозяйственной  деятельностью) и, в конце концов, объявляли о самоликвидации.

     Необходимость разработки бизнес-плана объясняется  еще и тем, что риск банкротства  для вновь созданных предприятий, особенно в первые 3-5 лет, очень велик. Об этом свидетельствует и международная  практика.

     Овладение искусством составления бизнес-плана  в условиях российской экономики  стало крайне актуальным в силу следующих  причин:

     - во-первых, в нашей экономике рождается  поколение предпринимателей, не  имеющих пока опыта управления  в условиях рынка;

     - во-вторых, меняющиеся экономические  условия требуют от опытных  руководителей ставить и решать  задачи по-новому;

     - в-третьих, для привлечения иностранных  инвестиций необходимо уметь  обосновывать свои заявки и  доказывать инвесторам свои способности  и возможности.

     Не  существует стандарта на разработку бизнес-плана из-за различия целей  бизнеса и бесконечного множества  вариаций среды, в которой он действует.

     Следовательно, требуются навыки и усидчивость, чтобы описать трех- или пятилетнюю перспективу развития бизнеса, особенно в быстро меняющихся экономических  условиях России. Поэтому значительной частью любого бизнес-плана будут  разделы планомерного контроля и  регулирования бизнеса. Хотя бизнес-план в целом считается инструментом для получения кредита, он служит и другим целям. [16]

Информация о работе Бизнес план гостиничного предприятия: основные разделы и методы разработки