Банкротство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о банкротстве. В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности предприятий.

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Добровольное  объявление о банкротстве  должника.

Добровольное  объявление о банкротстве должника является внесудебной ликвидационной процедурой при условии отсутствия возражений кредиторов. Основаниями для добровольного объявления о банкротстве и ликвидации предприятия являются:

* наличие у  организации внешних признаков  банкротства;

* принятие собственником  решения о ликвидации предприятия-должника;

* наличие письменного согласия всех кредиторов;

Следует отметить, что существует ответственность  за нарушение должником порядка  добровольной ликвидации. В таких  случаях, как при сокрытии или  незаконной передаче своего имущества  третьим лицам, собственник и  руководитель предприятия-должника несут ответственность в размере неудовлетворённых требований кредиторов. Кредиторами такие требования могут быть предъявлены в течении 10 лет с момента ликвидации предприятия. Любой из кредиторов в любой момент до завершения процедуры ликвидации предприятия-должника может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом и начале проведения процедуры банкротства.

При добровольной ликвидации предприятия-должника обязанности  конкурсного управляющего исполняет  председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Механизм формирования конкурсной массы, порядок удовлетворения требований кредиторов и исключение предприятия из реестра юридических лиц соответствует процедурам конкурсного производства (принудительной ликвидации). (15)

Упрощённая  процедура банкротства.

Упрощённая процедура  банкротства применяется к организациям, которые условно можно отнести  к двум группам: "отсутствующий  должник" и "ликвидируемый должник". Такая процедура банкротства  характеризуется тем, что проводится в сокращённые сроки. Так, упрощённая процедура банкротства применяется, когда организация-должник прекратила свою деятельность, а установить местонахождение руководителя этой организации не представляется возможным. Частным случаем является прекращение предпринимательской деятельности, т.е. операции по счетам предприятия-должника не проводились в течении 12 месяцев. При этом заявление о признании должника банкротом может быть подано кредиторами и прокурором независимо от размеров кредиторской задолженности. (6) 
 
 
 
 
 
 

1.10. Ликвидация  предприятия. 

Реорганизационные процедуры направлены на восстановление нормального функционирования предприятия. Если они оказываются неэффективными, арбитражный суд начинает ликвидационные процедуры, которые ведут к прекращению деятельности предприятия. Ликвидационные процедуры предполагают принудительную или добровольную ликвидацию.

Принудительная  ликвидация предприятия-должника осуществляется по решению арбитражного суда по признанию  предприятия несостоятельным. Это решение вступает в силу по истечении срока на подачу кассационной жалобы или протеста. Отличие процедуры принудительной ликвидации предприятия от ликвидации в обычном порядке состоит в том, что реализация имущества предприятия-должника и удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке конкурсного производства.

Решение об открытии конкурсного производства принимает  арбитражный суд. Цель конкурсного  производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов и объявление должника свободным от долгов. Решение о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства публикуется в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

С момента открытия конкурсного производства запрещается  передача либо другое отчуждение имущества должника, погашение его обязательств, прекращается начисление пени и процентов. Сроки исполнения всех долговых обязательств предприятия считаются наступившими, т.е. кредиторы вправе предъявить свои претензии в двухмесячный срок.

Конкурсное производство закрывается после распродажи имущества  предприятия-должника, окончания расчётов с кредиторами и составления  отчёта конкурсным управляющим. Конкурсный управляющий назначается арбитражным  судом. Он распоряжается имуществом должника, осуществляет анализ его финансового состояния, изучает, признаёт или отклоняет требования кредиторов, формирует конкурсную массу. Конкурсная масса - имущество должника, на которое может быть обращено взыскание кредиторов.

После удовлетворения требований и погашения претензий кредиторов предприятие-должник считается полностью освобождённым от долгов. После утверждения отчёта конкурсного управляющего арбитражный суд выносит решение о завершении конкурсного производства. После этого предприятие-должник исключается из государственного реестра и считается ликвидированным.

Добровольная  ликвидация предприятия осуществляется во внесудебном порядке по взаимному  соглашению между предприятием-должником  и кредиторами под их контролем. При добровольной ликвидации также  назначается конкурсный управляющий, происходит формирование конкурсной массы и продажа имущества. Предприятие считается ликвидированным с момента его исключения из государственного реестра.(13)

При добровольной ликвидации государственных предприятий  и предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25%, принятие решения о неудовлетворительной структуре баланса и отсутствии реальной возможности восстановления платёжеспособности предприятия возлагается на Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве). Оно наделяется частью полномочий арбитражных судов, принимает решение о дальнейшей судьбе предприятия, контролирует процесс добровольной ликвидации. Федеральное управление было создано для защиты предприятия при признании его банкротом, поэтому в его функции входит представление интересов собственника (в случае делегирования ему таких полномочий) и контроль за поступлением финансовых средств государства для поддержки предприятия(9) 
 
 
 
 

2.1. Методические основы определения вероятности банкротства предприятия 

     Для диагностики вероятности банкротства  используется несколько подходов, основанных на применении:

     а) трендового анализа обширной системы  критериев и признаков;

     б) ограниченного круга показателей;

     в) интегральных показателей;

     г) рейтинговых оценок на базе рыночных критериев финансовой устойчивости предприятий и др.;

     д) факторных регрессивных и дискриминативных моделей.(2)

     В соответствии с действующим законодательством  о банкротстве предприятий для  диагностики их несостоятельности применяется ограниченный круг показателей: коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственным оборотным капиталом и восстановления (утраты) платежеспособности)

     Основанием  для признания структуры баланса  неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным является наличие одного из условий:

     а) коэффициент текущей ликвидности  на конец отчетного периода имеет  значение ниже нормативного;

     б) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода имеет значение ниже нормативного.

     Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается по формуле (1): 

     Клик= (Та— Рб) / (Та— Дб),                                (1) 

     где Та - текущие активы;

         Рб - расходы будущих  периодов;

         Дб - доходы будущих  периодов.

     Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется следующим образом (формула 2): 

     Косс= (Та — Тп) / (Та),                                         (2) 

     где Тп - текущие пассивы.

     Если  коэффициент текущей ликвидности  ниже нормативного, а доля собственного оборотного капитала в формировании текущих активов меньше норматива, но наметилась тенденция роста этих показателей, то определяется коэффициент восстановления платежеспособности за период, равный шести месяцам по формуле (3):

      ,                                      (3) 

     где Клик1 и Клик0 — соответственно фактическое значение коэффициента ликвидности в конце и начале отчетного периода;

         Клик(норм) — нормативное значение коэффициента текущей ликвидности;

         Т — отчетный период, мес.

     Если  Кв.п>1, то у предприятия есть реальная возможность восстановить свою платежеспособность, и наоборот, если Кв.п<1 — у предприятия нет реальной возможности восстановить свою платежеспособность в ближайшее время.

     Если  фактический уровень Клик и Косс равен или выше нормативных значений на конец периода, но наметилась тенденция их снижения, рассчитывают коэффициент утраты платежеспособности (Ку.п) за период, равный трем месяцам по формуле (4): 

                                        (4) 

     Если Ку.п>1, то предприятие имеет реальную возможность сохранить свою платежеспособность в течение трех месяцев, и наоборот.

     Выводы  о признании структуры баланса  неудовлетворительной, а предприятия  неплатежеспособным делаются при отрицательной  структуре баланса и отсутствии у него реальной возможности восстановить свою платежеспособность.

     При неудовлетворительной структуре баланса  но при наличии реальной возможности восстановить свою платежеспособность в установленные сроки может быть принято решение об отсрочке признания предприятия неплатежеспособным в течение шести месяцев.(11)

     При отсутствии оснований признания  структуры баланса неудовлетворительной (Клик и Косс выше нормативных), но при значении Ку.п<1 решение о признании предприятия неплатежеспособным не принимается, но ввиду реальной угрозы утраты предприятием платежеспособности оно становится на соответствующий учет в специальных подразделениях Мингосимущества по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

     Если  предприятие признается неплатежеспособным, а структура его баланса неудовлетворительной, то прежде чем передать экспертное заключение в суд, у него запрашивается дополнительна информация и проводится углубленный анализ его производственно-финансовой деятельности с целью выбора одного из двух вариантов решений:

     — проведение реорганизационных мероприятий  для восстановления его платежеспособности;

     — проведения ликвидационных мероприятий  в соответствии с действующим законодательством.

     В первую очередь проводится анализ зависимости  неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним по оплате госзаказа, размещенного на предприятии.

     Скорректированный коэффициент ликвидности с учетом государственного долга определяется по формуле (5): 

     Клик*= (Та — Рб — ΣРі) / (Та — Дб —Z— ΣРі)                         (5) 

     где Z — сумма платежей по долгу перед  государством;

         Рі — объем задолженности.

     Если  Клик* ниже нормативного, зависимости неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним признается неустановленной и выносится решение о передаче документов в суд о возбуждении производства по делу о банкротстве или о приватизации предприятия.

     Если  неплатежеспособность предприятия  непосредственно связана с задолженностью государства перед ним (Клик* выше нормативного), это свидетельствует об отсутствии оснований для признания его банкротом.

     Однако  следует отметить, что данная система  критериев диагностики банкротства  предприятий является несовершенной. По этой методике можно объявить банкротом даже высокорентабельное предприятие, если оно использует в обороте много заемных средств. Кроме того, нормативное значение принятых критериев не может быть одинаковым для разных отраслей экономики в виду различной структуры капитала. Они должны быть разработаны для каждой отрасли и подотрасли.(13)

Информация о работе Банкротство в России