Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:29, курсовая работа
В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о банкротстве. В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности предприятий.
Введение
В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о банкротстве. В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности предприятий.
И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями. С каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.
В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 года № 130-Ф3. Необходимость принятия нового закона была обусловлена несовершенством закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" 1998 года.
Актуальность
и практическая значимость проблемы
банкротства в России обусловлена
тем, что, в настоящее время, в
российской экономике ключевой проблемой
является мировой экономический кризис
и многие российские предприятия следовало
уже давно объявить банкротами, а полученные
средства перераспределить в пользу эффективных
производств, что, несомненно, способствовало
бы оздоровлению российского рынка.
1.1. Согласно 3 статье
Федерального закона о
Ранние признаки банкротства:
а) задержки с представлением отчётности, которые могут свидетельствовать о плохой работе финансовых служб предприятия;
б) резкие изменения в структуре баланса и отчёта о финансовых результатах, особенно:
-резкое уменьшение денег на счетах (увеличение денег также может свидетельствовать о невозможности дальнейших капиталовложений);
-увеличение дебиторской задолженности (резкое её снижение также свидетельствует о затруднениях со сбытом, если сопровождается ростом запасов готовой продукции);
-старение дебиторских счетов;
-нарушение баланса дебиторской и кредиторской задолженности;
-увеличение кредиторской задолженности (резкое её снижение при наличии денег на счетах также свидетельствует о снижении объёмов деятельности);
-снижение объёмов продаж (неблагоприятным может оказаться и резкое увеличение объёмов продаж, так как в этом случае банкротство может наступить в результате последующего нарушения баланса долгов, если последует непродуманное увеличение закупок, капитальных затрат; кроме того, рост объёмов продаж может свидетельствовать о сбросе продукции перед ликвидацией предприятия);
в) конфликты на предприятии, увольнение кого-либо из руководства, резкое увеличение числа принимаемых решений и т.д.
Банкротство предприятия является результатом взаимодействия целого ряда факторов: внешних, на которые предприятие не может влиять вообще или может оказывать лишь слабое влияние, и внутренних, зависящих от организации работы самого предприятия.(4)
К внешним факторам, влияющим на деятельность предприятия, обычно относят: размер и структура потребностей; уровень доходов и накоплений населения, а следовательно, и его покупательная способность (сюда же может быть отнесён и уровень цен); политическая стабильность и направленность внутренней политики; развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособности; уровень культуры, проявляющийся в привычках и нормах потребления, предпочтении одних товаров и отрицательном отношении к другим.
К внешним причинам
банкротства следует также
Внешним фактором, способным привести к банкротству предприятия, является общий экономический спад. Нередко на стадии циклического подъёма осторожность покидает даже банковские структуры, которые начинают увеличивать сверх меры кредиты предприятиям. Предприятия, в которые они вкладывают средства, выглядят устойчивыми и сильными. Но их крах наступает почти мгновенно из - за резкого спада рентабельности, который является результатом столь же резкого изменения цен на товары.
В реальном хозяйственном процессе к банкротству предприятия могут приводить различные факторы, усиливающие или ослабляющие взаимное воздействие. Тем не менее, если удаётся условно выделить преобладающий фактор, то банкротство предприятия обычно подразделяется на:
-банкротство, связанное с неэффективным управлением предприятия, непродуманной маркетинговой стратегией и т.д.;
-банкротство, вызванное недостатком инвестиционных ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства пользующейся спросом продукции;
-банкротство, обусловленное производством неконкурентоспособной продукции.
В настоящее
время процесс банкротства в
России регламентируется Федеральным
законом "О несостоятельности (банкротстве)"
от 26 октября 2002 года. Понятие "несостоятельность"
указывает на неспособность предприятия
удовлетворить требования кредиторов
по оплате работ, услуг. Согласно этому
закону рассмотрение дел о несостоятельности
(банкротстве) в компетенции арбитражного
суда. Дело о банкротстве может быть возбуждено
арбитражным судом при условии, что требования
к должнику - юридическому лицу в совокупности
составляют не менее ста тысяч рублей,
к должнику-гражданину - не менее десяти
тысяч рублей, а также имеются признаки
банкротства установленные статьёй 3 настоящего
Федерального закона. В соответствии с
8 статьёй должник вправе подать в арбитражный
суд заявление должника в случае предвиденья
банкротства при наличии обстоятельств,
очевидно свидетельствующих о том, что
он не в состоянии будет исполнить денежные
обязательства и (или) обязанность по уплате
обязательных платежей в установленный
срок. Также согласно статье 11 Федерального
закона о банкротстве правом на подачу
заявления о признании должника банкротом
обладают уполномоченные органы в порядке,
установленном Правительством Российской
Федерации, и конкурсные кредиторы. (1)
1.2. . Основные
понятия о банкротстве,
Федеральном законе.
Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течении срока, установленного настоящим Федеральным законом.
Денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определённую денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию.
Обязательные платежи - налоги, сборы и другие обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Руководитель должника - единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лиц без доверенности.
Кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
Конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.
Уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного само- управления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Досудебная санация (оздоровление) - меры по восстановлению платёжеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.
Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику, применяемая к должнику в целях восстановления его платёжеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платёжеспособности.
Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путём достижения соглашения между должником и кредиторами.
Представитель учредителей (участников) должника - председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями должника для представления их законных интересов при проведении процедур банкротства.
Представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия - лицо, уполномоченное собственником имущества должника - унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур банкротства.
Представитель комитета кредиторов - лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов.
Представитель собрания кредиторов - лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов.
Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин Российской Федерации, утверждённый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.
Временный управляющий - арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Административный управляющий - арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом для провидения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом.