Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 11:15, курсовая работа
Возникновение проблемы восстановления платежеспособности предприятия в российской экономике напрямую связано с введением правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, характеризуемой явлениями финансовой несостоятельности (банкротства). Потребность такого регулирования отвечает интересам как государства - в создании правового поля для осуществления мер оздоровления структур, не адаптируемых или плохо адаптированных в условиях рыночной экономики, так и собственников - в осуществлении возможностей развития в условиях реальной конкуренции.
Введение…………………………………………………………………………2
1.История развития института несостоятельности (банкротства) в России…4
2. Сущность банкротства………………………………………………………..11
3. Процедуры банкротства………………………………………………………16
3.1 Общая характеристика процедуры несостоятельности (банкротства)….16
3.2 Наблюдение…………………………………………………………………18
3.2.1 Понятие процедуры наблюдения……………………………………...18
3.2.2 Временный управляющий……………………………………………..21
3.3 Финансовое оздоровление…………………………………………………23
3.3.1 Общие положения……………………………………………………...23
3.3.2 Административный управляющий……………………………………27
3.3.3 План финансового оздоровления……………………………………..28
3.4 Внешнее управление………………………………………………………30
3.4.1 Внешнее управление: понятие и цели………………………………..30
3.4.2 Внешний управляющий……………………………………………….32
3.4.3 План внешнего управления……………………………………………36
3.5 Конкурсное производство………………………………………………....37
3.5.1 Понятие и сроки конкурсного производства…………………………37
3.5.2 Правовые последствия введения конкурсного производства……….38
3.5.3 Конкурсный управляющий…………………………………………….40
3.6 Мировое соглашение……………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...47
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:
-
определение о прекращении
-
определение о введении
-
решение о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства
в случае отсутствия оснований для введения
внешнего управления и при наличии признаков
банкротства.
3.4
Внешнее управление
3.4.1. Внешнее
управление: понятие, цели.
Внешнее управление (судебная санация) представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
С моментом введения внешнего управления связан ряд правовых последствий:
-
руководитель должника
-
прекращаются полномочия
-
снимаются ранее принятые меры
по обеспечению требований
-
аресты имущества должника и
иные ограничения должника по
распоряжению принадлежащим
Одним из наиболее привлекательных для должника последствий внешнего управления является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.
Данная
льгота, предоставляемая должнику,
позволяет использовать суммы, предназначенные
для исполнения денежных обязательств,
на проведение соответствующих организационных
и экономических мероприятий, направленных
на улучшение финансового состояния должника.
3.4.2. Внешний
управляющий
Внешний управляющий в отличие от временного и административного полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе полномочия по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления (ст. 101 Закона о банкротстве 2002 г.).
Помимо этого, в случая,х если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), могут совершаться также внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.
Следует
заметить, что предварительное
Заметим, что законодатель выделяет особую категорию сделок, нуждающихся в предварительном согласовании с собранием (комитетом) кредиторов, - это сделки с предметом залога. В законе предусматриваются специальные требования к порядку их совершения:
-
имущество, являющееся
-
продажа такого имущества
- требования залогодержателя в этом случае погашаются за счет стоимости проданного имущества преимущественно перед иными кредиторами (за исключением кредиторов первой и второй очереди).
Порядок
утверждения внешнего управляющего
определяется общими положениями Закона
о банкротстве 2002 г., касающимися
порядка утверждения
Внешний управляющий, являясь арбитражным управляющим, обладает всеми правами и обязанностями, установленными Законом о банкротстве 2002 г. для данного участника процесса о несостоятельности. Однако наряду с этим законодатель наделяет внешнего управляющего специальными правами и обязанностями с учетом специфики внешнего управления (ст. 99 Закона о банкротстве 2002 г.).
Полномочия внешнего управляющего на данном этапе можно разделить на две группы:
а) полномочия, осуществляемые внешним управляющим в качестве руководителя должника;
б) полномочия, связанные с выполнением мероприятий в рамках процедуры внешнего управления.
Так, к первой группе следует отнести полномочия внешнего управляющего по самостоятельному распоряжению имуществом должника (с ограничениями, установленными ст. ст. 101, 104 Закона о банкротстве 2002 г.), по проведению инвентаризации, по ведению бухгалтерской, финансовой, статистической отчетности. При проведении инвентаризации внешний управляющий выявляет фактическое наличие имущества должника, сопоставляет фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета, проверяет полноту отражения в учете обязательств организации-должника. В настоящее время при проведении инвентаризации применяются Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. N 49.
Отметим, что законодатель наделяет внешнего управляющего правом самостоятельно распоряжаться имуществом должника с ограничениями, установленными законом. Это означает, что внешний управляющий не обязан руководствоваться ограничениями, установленными для руководителя юридического лица.
Ко второй группе законодатель относит, в частности, полномочия внешнего управляющего, связанные с формированием и ведением реестра требований кредиторов.
Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Данные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему, а включение их в реестр требований кредиторов осуществляется на основании определения арбитражного суда. Впоследствии внешний управляющий, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия и кредиторы, требования которых включены в реестр, могут предъявить свои возражения относительно требований кредиторов. Арбитражный суд обязан проверить их обоснованность и вынести определение о включении или об отказе включения указанных требований в реестр требований кредиторов (ст. 100 Закона о банкротстве 2002 г.).
Помимо этого, внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления. Отказ от исполнения договора должника, заявленный внешним управляющим, по своей правовой природе является односторонним отказом от исполнения договора (ст. 450 ГК РФ).
Вместе
с тем возможность
Закон
о банкротстве 2002 г. (п. 2 ст. 102) закрепляет
основания, при которых внешний
управляющий может заявить
а) договор должен быть не исполнен сторонами полностью или частично;
б) исполнение договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;
в) договор препятствует восстановлению платежеспособности должника.
Внешнему управляющему предоставляется три месяца с момента введения внешнего управления, с тем чтобы отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника.
Вместе с тем не допускается отказ от исполнения следующих договоров:
-
заключенных в ходе наблюдения
с согласия временного
- заключенных в ходе финансового оздоровления с согласия административного управляющего либо собрания кредиторов (при этом признается, что такие договоры должны быть заключены в соответствии с положениями Закона о банкротстве 2002 г.).
Еще одним важным правомочием внешнего управляющего является его право заявлять ходатайства о признании сделок должника недействительными.
В соответствии со ст. 103 Закона о банкротстве 2002 г. недействительными могут быть признаны следующие категории сделок.
3.
Сделка, заключенная или совершенная
должником с отдельным
4.
Сделка, связанная с выплатой (выделом)
доли (пая) в имуществе должника учредителю
(участнику) должника в связи с его выходом
из состава учредителей (участников) должника.
3.4.3 План
внешнего управления
Одной из основных обязанностей внешнего управляющего во внешнем управлении является разработка плана внешнего управления и осуществление мероприятий по его реализации. В течение одного месяца с момента своего утверждения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который затем представляется на утверждение собранию кредиторов (п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве 2002 г.).
Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления вместе с протоколом собрания представляется внешним управляющим в арбитражный суд. Однако в случае если в течение четырех месяцев с даты введения внешнего управления в арбитражный суд не будет представлен план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Разработка плана внешнего управления является обязанностью внешнего управляющего, причем исключительной, поскольку Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает (п. 2 ст. 96), что до даты утверждения внешнего управляющего арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего, установленных законом, за исключением составления плана внешнего управления, на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего или административного управляющего.
План внешнего управления согласно ст. 106 Закона о банкротстве 2002 г. должен содержать как минимум три группы положений: