Банкротство предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Возникновение проблемы восстановления платежеспособности предприятия в российской экономике напрямую связано с введением правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, характеризуемой явлениями финансовой несостоятельности (банкротства). Потребность такого регулирования отвечает интересам как государства - в создании правового поля для осуществления мер оздоровления структур, не адаптируемых или плохо адаптированных в условиях рыночной экономики, так и собственников - в осуществлении возможностей развития в условиях реальной конкуренции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1.История развития института несостоятельности (банкротства) в России…4
2. Сущность банкротства………………………………………………………..11
3. Процедуры банкротства………………………………………………………16
3.1 Общая характеристика процедуры несостоятельности (банкротства)….16
3.2 Наблюдение…………………………………………………………………18
3.2.1 Понятие процедуры наблюдения……………………………………...18
3.2.2 Временный управляющий……………………………………………..21
3.3 Финансовое оздоровление…………………………………………………23
3.3.1 Общие положения……………………………………………………...23
3.3.2 Административный управляющий……………………………………27
3.3.3 План финансового оздоровления……………………………………..28
3.4 Внешнее управление………………………………………………………30
3.4.1 Внешнее управление: понятие и цели………………………………..30
3.4.2 Внешний управляющий……………………………………………….32
3.4.3 План внешнего управления……………………………………………36
3.5 Конкурсное производство………………………………………………....37
3.5.1 Понятие и сроки конкурсного производства…………………………37
3.5.2 Правовые последствия введения конкурсного производства……….38
3.5.3 Конкурсный управляющий…………………………………………….40
3.6 Мировое соглашение……………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...47

Работа содержит 1 файл

банкротство предприятий.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

    Дальнейшая  эволюция законодательства о банкротстве  характеризуется выходом в свет ряда указов Сената. Так, Указом Сената 1806 г. устанавливался запрет выбора кураторов  из посторонних лиц, т.е. лиц, не являющихся кредиторами должника. Указом Сената 1809 г. закреплялось положение, согласно которому конкурсное производство прекращалось при наличии у должника одного кредитора, но требования кредитора при этом удовлетворялись в порядке, предусмотренном Указом.

    В 1846 г. действие норм о торговой несостоятельности  было распространено на дворянство.

    В связи с проведением судебной реформы и появлением нескольких разновидностей судов возникла потребность  в регламентации вопросов подсудности  дел о несостоятельности. Данные вопросы нашли решение в Указе Сената 1868 г.

    Следует заметить, что на данном этапе развивались  и другие категории института  банкротства. В частности, достаточно четко были определены критерии разграничения  торговой и неторговой несостоятельности, вытекающие из оснований их возникновения. В решении Сената 1899 г. было указано, что для признания несостоятельности торговой необходимо, чтобы хотя бы один долг происходил из торговли.

    Происхождение долга из торговли подразумевало  осуществление должником предпринимательской деятельности. В дальнейшем Сенат сам истолковал данную формулировку: торговая несостоятельность вызвана сделкой по торговле, а не единичной сделкой, каковой является, к примеру, перепродажа <1, с 137>. Иными словами, в основу торговой несостоятельности должны были быть положены не единичные действия, а систематические действия, совершаемые должником.

    Помимо  этого был конкретизирован правовой статус конкурсного управляющего, а  также полномочия суда при его  назначении. При назначении присяжного попечителя суд не был связан кругом лиц, представленных кредиторами. Это положение закреплялось решением Сената 1876 г. N 119: "...суд останавливается в своем выборе на лице, указанном кредиторами, если оно представляется ему благонадежным: это же правило должно применяться и к случаям, когда прежний попечитель по просьбе должника или кредиторов будет оставлен в своей должности. Однако суд вправе его заменить по своему выбору и вопреки желанию кредиторов" <1, с 138>.

    Законодательство  о банкротстве рассматриваемого периода было трудно не только создавать, но и применять. По свидетельству известного российского цивилиста Г.Ф. Шершеневича, "многие статьи были построены настолько сложно, что затрудняли не только торговых лиц, но и опытных юристов" <7, с 4>.

    Революция 1917 г. внесла коррективы в законотворческий процесс. Основные преобразования происходили  в области государственного права. Тем не менее даже в реформировании правоотношений, регулируемых государственным  правом, находили отражение вопросы  несостоятельности. Так, например, в Положении о выборах в Учредительное собрание (2 октября 1917 г.) указывалось, что "права участия в выборах лишаются: ...3) несостоятельные должники, признанные на основании вступивших в законную силу судебных определений банкротами злонамеренными, - до истечения трех лет по таковом признании" <1, с 138>.

    Следующим этапом в развитии института несостоятельности (банкротства) было принятие в 1922 г. Гражданского кодекса РСФСР, в 1923 г. - Гражданского процессуального кодекса РСФСР  (в 1927 г. в него были введены соответствующие главы, предназначенные для регулирования вопросов несостоятельности). Законодателем были детально регламентированы отдельные положения, в частности, касающиеся условий признания сделок недействительными, правил зачета взаимных требований, отказа управляющего от исполнения неисполненных договоров и т.д. <8, с 40>

    С 1930-х гг. в России правоотношения, связанные с несостоятельностью предприятий, практически не регулировались. Официальная доктрина не признавала институт банкротства, поскольку при плановой социалистической экономике, как утверждалось, нет места несостоятельности. Более того, в начале 1960-х гг. нормы о банкротстве вообще были исключены из законодательства СССР.

    В законодательстве Российской Федерации институт банкротства получил правовое закрепление в 1992 г. в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закон о банкротстве 1992 г.), а затем в ст. ст. 61 и 65 ГК РФ.

    Между тем следует отметить, что с принятием первой части ГК РФ многие положения Закона о банкротстве 1992 г. устарели, что не могло, в свою очередь, не сказаться на правоприменительной практике: в 1993 - 1994 гг. федеральное законодательство о несостоятельности (банкротстве) широко не применялось. Так, достаточно сказать, что в 1994 г. во всех арбитражных судах России было рассмотрено около 100 дел о признании предприятий несостоятельными <9, с 2>.

    Таким образом, главными причинами необходимости  реформирования законодательства о  банкротстве явилось отсутствие опыта его применения и нецелесообразность заимствования практики у иных, более развитых в экономическом и политическом плане стран без учета российской специфики. За шесть лет применения Закона о банкротстве 1992 г. в нашей стране выявился ряд объективных оснований, способствовавших принятию в 1998 г. нового Закона о банкротстве, учитывающего как опыт ведущих зарубежных стран, так и специфику российской действительности. В результате этого была создана российская правовая система регулирования несостоятельности (банкротства), не уступающая мировым аналогам. Вместе с тем следует заметить, что данный Закон не смог в полной мере обеспечить эффективную правовую защиту интересов субъектов гражданского оборота в области несостоятельности. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве 1998 г.) был в большей степени направлен на защиту интересов кредиторов. В результате он из средства оздоровления экономики превратился в источник конфликтов, привел к разорению многих платежеспособных предприятий. Нередко кредиторы были заинтересованы не в осуществлении мер по финансовому оздоровлению предприятий, а в их банкротстве и овладении их имуществом.

    Эти и многие другие обстоятельства вызвали  необходимость разработки и принятия нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 г. 
 

    2. СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА 

    Банкротство (от итальянского banko - скамья, банк и rotta - сломанный) – это несостоятельность должника (физического или юридического  лица), то есть признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнять обязанности по уплате платежей.

    Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. К обязательным платежам относят налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

    Внешними  признаками несостоятельности (банкротства) предприятия являются неисполнение требований по уплате вышеуказанных сумм в течение трех месяцев с момента наступления даты платежа.

    Банкротство наступает после признания факта  несостоятельности арбитражным  судом или после официального признания этого самим должником  в случае добровольной ликвидации предприятия. Основанием для возбуждения дела о несостоятельности является заявление самого должника, кредитора или прокурора. От имени должника заявление в арбитражный суд подается его руководителем. От имени кредиторов арбитражный суд принимает к производству заявление по месту нахождения данного предприятия, указанному в учредительных документах, при условии, что сумма предъявляемых к нему требований составляет не менее 100 тысяч рублей для юридического лица и 10 тысяч рублей – для физического лица. В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" для возбуждения производства по делу о банкротстве кредитной организации необходимо, чтобы сумма требований к ней в совокупности составляла не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда, и эти требования не были исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения. Либо необходимо, чтобы после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) была недостаточна для исполнения обязательств перед кредиторами и уплаты обязательных платежей. С 1 июля 2009 г. вступил в силу § 6 гл. IX Закона о банкротстве 2002 г., нормы которого регламентируют несостоятельность любых субъектов естественных монополий. Данные положения закрепляют следующую систему признаков:

    - размер задолженности - 500 тыс. руб.;

    - срок неисполнения требований - шесть  месяцев;

    - подтверждение требования кредитора  исполнительным документом;

    - требования кредитора не удовлетворены  в полном объеме путем обращения  взыскания на имущество кредиторов  первой и второй очередей в соответствии со ст. 59 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", непосредственно не участвующее в производстве (валютные ценности, ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника и т.д.).

    Следует иметь в виду, что для отдельных  категорий должников, таких,  как  градообразующие, сельскохозяйственные, страховые, кредитные организации  и профессиональные участники рынка  ценных бумаг, процедура банкротства  осуществляется с рядом особенностей, оговоренных законодательством. Это связано с особенностями функционирования и социальной значимостью данных организаций.

    Так, план финансового оздоровления градообразующего предприятия может предусматривать  трудоустройство его работников, создание новых рабочих мест. При поручительстве местных властей на несостоятельных градообразующих предприятиях процедура внешнего управления может быть продлена до 10 лет. При продаже недвижимости должника – сельскохозяйственной организации преимущественное право ее приобретения принадлежит сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам, расположенным в данной местности. При банкротстве страховых организаций покупателям имущественного комплекса должника может быть только страховая организация и т.д.

    Эти особенности связаны с необходимостью дифференцированного подхода к различным субъектам хозяйственной жизни и социальной значимостью данных организаций.

    Добровольное  объявление о банкротстве  должника является внесудебной ликвидационной процедурой при условии отсутствия возражений кредиторов.

    Основанием  для добровольного объявления о  банкротстве и ликвидации предприятия  являются:

  • наличие у  организации внешних признаков  банкротства;
  • принятие  решения о ликвидации собственником  должника;
  • наличие письменного  согласия всех кредиторов.

    В этом случае руководитель должника публикует  в «Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации» и официальном  издании государственного органа по делам о банкротстве и ликвидации должника.

    В добровольном  объявлении указывается  срок для заявления требований кредиторов и возражений кредиторов против ликвидации должника, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации указанного объявления. При наличии письменного возражения хотя бы одного кредитора против ликвидации должника руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

    При добровольной ликвидации должника обязанности  конкурсного управляющего исполняет  председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Механизм формирования конкурсной массы, порядок удовлетворения требований кредиторов и исключение предприятия из реестра юридических лиц соответствуют процедурам конкурсного производства (принудительной ликвидации).

    Упрощенная  процедура конкурсного производства применяется к организациям, которые условно можно отнести к двум группам: «отсутствующий должник» и «ликвидируемый должник». Такая процедура банкротства характеризуется тем, что проводится в сокращенные сроки.

      Так, упрощенная процедура применяется,  когда организация-должник прекратила свою деятельность, а установить местонахождение его руководителя не представляется возможным. Частным случаем является прекращение предпринимательской деятельности, когда операции по счетам должника не проводилось в течение 12 месяцев. При  этом заявление о признании должника банкротом может быть подано кредиторами и прокурором независимо от размеров кредиторской задолженности.

    Банкротство является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства  капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики, поэтому наряду с применением крайней меры – ликвидации предприятия законодательством предусмотрена персональная ответственность руководителей при банкротстве, в том числе уголовная, за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство.

    К неправомерным действиям при банкротстве (ст.195 УК РФ) относятся:

    1. Сокрытие  имущество имущества или имущественных  обязательств, сведений об имуществе, передача имущества в иное владение, сокрытие, уничтожение, фальсификация учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника при банкротстве или в предвидении банкротства. Эти действия влекут за собой либо ограничение свободы до 3 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Информация о работе Банкротство предприятий