Банкротство и антикризисное управление предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в своей практической деятельности каждое предприятие в разной степени сталкивается с необходимостью контролировать свое экономическое здоровье: определять первые признаки развивающегося кризиса, диагностировать стадию кризиса и его причины, прогнозировать уровень вероятности банкротства. В зависимости от результатов такого контроля предприятие вынуждено принимать управленческие меры антикризисного характера, которые призваны предотвратить развивающийся кризис, уменьшить его негативные последствия, не допустить перехода предприятия из кризисного в несостоятельное финансовое состояние и применения процедур банкротства.

Работа содержит 1 файл

ПОЛНОЕ.docx

— 119.33 Кб (Скачать)

Дополнительно можно выделить две формы финансового оздоровления:

1. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, в том числе введенные по инициативе временного управляющего в ходе наблюдения.

___________________________________________________________________

1. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий). 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. С.534.

2. Не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

Вместо финансовых санкций  на указанную сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату введения финансового оздоровления.

В ходе проведения процедуры финансового оздоровления должник обязан получить согласие собрания или комитета кредиторов на совершение сделки или нескольких взаимосвязанных сделок с заинтересованным в отношении должника лицом, а также:1

  • связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника;
  • влекущих выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

С административным управляющим должны согласовываться сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

  • влекут увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью
  • отчуждения имущества должника, за исключением реализации имущества в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  • влекут получение займов (кредитов),  уступку  прав  требований,

__________________________________________________________________

1. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий). 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. С.535.

перевод долга.

Максимально жесткий режим  согласования вводится, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, превысит уровень в 20% от общей суммы требований кредиторов по реестру. В этом случае все последующие сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, будут совершаться исключительно с согласия собрания (комитета) кредиторов.

У должника, а также лиц, предоставивших обеспечение, имеется право досрочного удовлетворения всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности. В этом случае должник представляет отчет о досрочном окончании финансового оздоровления. Если же в ходе осуществления финансового оздоровления будет выявлено неоднократное или существенное (более чем на 15 дней) нарушение сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком задолженности, либо в суд не будет своевременно представлено соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, процедура финансового оздоровления подлежит досрочному прекращению с переходом к внешнему управлению или конкурсному производству. До истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.

По итогам финансового  оздоровления арбитражный суд может принять один из судебных актов:

1) определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

2) определение  о введении внешнего управления в случае   наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

________________________________________________________________________________

1. Мухина И.А. Экономика организации (предприятия). М.: ФЛИНТА, 2010. С.274.

3) решение о признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Внешнее управление — еще одна реабилитационная процедура банкротства, которая вводится с целью восстановления платежеспособности должника. При этом платежеспособность будет считаться восстановленной при отсутствии у должника денежных обязательств и обязательных платежей, не исполненных более чем за три месяца с даты, когда они должны были быть исполнены.

Внешнее управление может  быть также введено, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства, а у арбитражного суда отсутствуют основания для введения финансового оздоровления и есть достаточные основания полагать, что платежеспособность может быть восстановлена.

Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев; если до введения внешнего управления вводилась процедура финансового оздоровления, то совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет.

В ходе внешнего управления органы управления должника вправе принимать решения об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника, о замещении активов должника, о внесении изменений в устав общества в части увеличения   уставного   капитала, об  увеличении уставного акционерного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций и иные необходимые для размещения дополнительных акций должника решения.

Так же как и временный  управляющий, внешний управляющий обязан

__________________________________________________________________

1. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий). 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. С.537.

вести реестр требований кредиторов Кредиторы вправе предъявить свои требования в любой момент в ходе внешнего управления. Их обоснованность проверяется арбитражным судом.

Внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника полностью или частично, если их реализация препятствует восстановлению платежеспособности должника или если их исполнение повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.

Свою деятельность по восстановлению платежеспособности должника внешний управляющий должен осуществлять на основании плана внешнего управления, который разрабатывается внешним управляющим в течение первого месяца с момента своего назначения

При рассмотрении представленного  внешним управляющим для утверждения плана внешнего управления собрание кредиторов может принять одно из следующих решений:

1)   об утверждении плана внешнего управления;

2) об отклонении плана  внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

3) об отклонении плана  внешнего управления и созыве следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления;

4) об отклонении плана  внешнего управления и отстранении внешнего управляющего.

Если в течение четырех  месяцев с даты введения внешнего управления в арбитражный суд не будет представлен утвержденный собранием кредиторов план  внешнего  управления  или  не  будет  заявлено указанных ходатайств, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и

____________________________________________________________________

1. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий). 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. С.540.

об открытии конкурсного  производства.

Конкурсное производство по существу представляет собой процедуру  ликвидации несостоятельной организации путем консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи. Для управления делами признанного банкротом должника, в том числе распоряжения его имуществом, а также проведения иных мероприятий конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. Сообщение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства подлежит обязательному опубликованию в официальном издании, определенном Правительством РФ.

Мировое соглашение — процедура  банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения о банкротстве между должником и кредиторами.  По своей форме мировое соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый  в  простой письменной форме, подлежащий утверждению арбитражным судом.

Для утверждения мирового соглашения необходимо, чтобы задолженность по требованиям кредиторов первой и второй очереди была уже погашена. В мировом соглашении должны содержаться положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом влечет прекращение производства по делу о банкротстве должника и отменяет все ограничения, накладываемые на удовлетворение требований кредиторов, за исключением тех, которые кредиторы приняли на себя сами, подписав мировое соглашение.

 

__________________________________________________________________

  1. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий). 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. С.545.
  2. МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

 

 

    1.  Механизм антикризисного управления и направления его совершенствования

 

 

 

Общее представление о  содержании процесса антикризисного управления предприятием дается в работе Бланка И.А.1, в которой указываются его следующие основные этапы:

  • осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения симптомов финансового кризиса;
  • разработка системы профилактических мероприятий  по предотвращению финансового кризиса при диагностировании предкризисного финансового состояния предприятия;
  • идентификация параметров финансового кризиса при диагностировании его наступления;
  • исследование факторов, обусловивших возникновение кризиса;
  • оценка потенциальных возможностей предприятия по преодолению кризиса;
  • выбор направлений работы (способов, механизмов) стабилизации предприятия, адекватных масштабам его кризисного состояния;
  • разработка и реализация комплексной программы вывода предприятия из финансового кризиса;
  • контроль реализации программы вывода предприятия из финансового кризиса;
  • разработка и реализация мероприятий по устранению предприятием негативных последствий кризиса.

_________________________________________________________________

1. Бланк И.А. Управление  финансовой стабилизацией предприятия.  Киев.: «Ника-Центр, Эльга», 2003. С. 227.

Опираясь на эти представления о содержании процесса антикризисного управления, можно заключить, что ключевое звено выбора антикризисных механизмов - идентификация финансового состояния предприятия. Поэтому первым шагом антикризисного управления является обнаружение ранних признаков наступающего  кризиса и   идентификация финансовых состояний  предприятия: нормальное, предкризисное, кризисное и несостоятельное (судебные процедуры банкротства). Эту работу выполняют  превентивные механизмы идентификации финансовых состояний и прогнозирования вероятности банкротства предприятия, входящие в систему антикризисных механизмов предприятия, в которой следует различать такие элементы:1

а) превентивные механизмы  идентификации финансовых состояний  и прогнозирования вероятности  банкротств (используются на всех стадиях  развития финансовой ситуации, от нормативной  до кризисной; носят обязательный характер для выбора механизмов антикризисного управления в соответствии с выявленным финансовым состоянием предприятия);

б) превентивные механизмы  нейтрализации начинающегося кризиса (применимы как в условиях нормативного финансового состояния, так и  на предкризисной стадии);

в) механизмы противодействия  развивающемуся кризису (в том числе: организационные, корректирующие стратегии  развития, финансовой стабилизации);

г) механизмы санации кризисного предприятия (программа санации, реструктуризация задолженности, реорганизация предприятия, санация кадрового потенциала).

Нормальное финансовое состояние  предприятия идентифицируется как  состояние, при котором не нарушаются основные экономические закономерности   развития    производства, а   экономические   показатели  не

_________________________________________________________________

  1. Сафронов Н.А. Экономика предприятия. М.:»Юристъ», 2003. С.574

выходят за пределы установленных  целевых (нормативных, плановых) значений. Развитие предприятия соответствует  стратегиям роста или стабильности. Планирование, организация и мотивация  осуществляются по традиционным схемам управления с принятием превентивных мер, направленных на устранение выявленных единичных отклонений. Цель принятия превентивных мер - придание функционированию предприятия антикризисного характера, для предотвращения его возможного перехода в предкризисное финансовое состояние.

Информация о работе Банкротство и антикризисное управление предприятием