Банковское обслуживание субъектов внешнеэкономической деятельности (на примере Банка ВТБ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:05, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение операций банка, осуществляемых по внешнеторговым контрактам.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования явились: - раскрыть правовое регулирование внешнеэкономической деятельности; - рассмотреть структуру и содержание внешнеторгового контракта;
- показать валютно-финансовые и платежные условия внешнеторгового контракта;
- провести анализ банковского обслуживания субъектов экономической деятельности на примере «ВТБ»;
- изучить операции «ВТБ» по внешнеторговым контрактам;
- дать оценку деятельности банка «ВТБ» по операциям, осуществляемым по внешнеторговым контрактам.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность внешнеторгового контракта и законодательная регламентация 6
1.1. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности 6
1.2. Структура и содержание внешнеторгового контракта 12
1.3. Валютно-финансовые и платежные условия внешнеторгового контракта 19
Глава 2. Анализ банковского обслуживания субъектов внешнеэкономической деятельности на примере «ВТБ» 23
2.1. Экономическая характеристика банка «ВТБ» 23
2.2. Операции банка «ВТБ» по внешнеторговым контрактам 31
Глава 3. Оценка деятельности банка «ВТБ» по операциям, осуществляемым по внешнеторговым контрактам 44
Заключение 50
Список литературы 54

Работа содержит 1 файл

Банковское обслуживание субъектов внешнеэкономической деятельности.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

 

В соответствии с Рекомендациями13 в контракте обязательно должны быть следующие разделы.

1. Предмет контракта.  В этом разделе указывается  полное наименование товара и  его полная характеристика (ассортимент,  размеры, модели, комплектность, страна происхождения и другие данные, необходимые для описания товара, включая ссылки на международные и/или национальные стандарты на продукцию). Приводится наименование тары или упаковки в соответствии с международным классификатором «Коды для видов груза, упаковок и материалов упаковок (с дополнительными кодами для наименований упаковок)», описание и требования к маркировке товара. Указывается объем груза, его вес с упаковкой (брутто) или без нее (нетто) в согласованных единицах измерения, а в случае необходимости — количество товара в единицах измерения в соответствии с таблицей единых измерений, приведенной в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

2. Цена и сумма. В данном разделе указывается общая сумма контракта и цена за единицу товара в валюте цены с приведением краткого наименования базиса поставки в соответствии с международными правилами толкования стандартных формулировок условий поставки товара «ИНКОТЕРМС-2000».

Указываются также наименование и код валюты, в которой оценен товар в соответствии с классификатором валют, используемым для целей таможенного оформления. В случаях, когда цена за единицу товара и сумма контракта не могут быть точно установлены на дату подписания контракта, приводится подробная формула цены либо условия ее определения с таким расчетом, чтобы при реализации всех оговоренных условий можно было однозначно установить цену товара и сумму контракта.

3. Условия платежа.  В этом разделе дается описание  условий платежа. Указываются  наименование и код валюты, в  которой будет производиться платеж, в соответствии с классификатором, используемым для целей таможенного оформления, сроки платежа и условия рассрочки при ее предоставлении, а также обязательный перечень документов, передаваемых продавцом покупателю и подтверждающих факт отгрузки, стоимость и номенклатуру отгруженных товаров. Рекомендуется предусматривать аккредитивную форму платежа или другую форму, гарантирующую безусловное поступление валютной выручки при экспорте товаров, а также предоставление гарантий на возврат платежа, ранее переведенного в оплату импортируемых товаров, в случае их непоступления. Указываются полные наименования и почтовые адреса банков сторон, номера счетов и платежные реквизиты.

4. Сроки поставки. В  данном разделе указывается срок  действия контракта, в течение которого должна быть завершена поставка товаров и произведены расчеты за них. В пределах этого срока определяется график поставки конкретных партий товара.

5. Условия приемки  товара по качеству и количеству. В этом разделе указывается, в каком месте и в какие сроки проводится проверка качества и количества товара, а при необходимости также наименование независимого эксперта, к которому может обратиться одна из сторон при проведении проверки. Указывается также порядок предъявления рекламаций.

6. Форс-мажор. В данном  разделе рекомендуется указать  так называемую форс-мажорную  оговорку, т. е. условие о том,  что при наступлении обстоятельств  непреодолимой силы стороны освобождаются  от ответственности за неисполнение  своих обязательств.

К форс-мажорным обстоятельствам относятся события чрезвычайного характера, которые нельзя предусмотреть заранее, например стихийные бедствия (наводнение, пожар, землетрясение и др.), войны и т. д. Стороны могут включить в форс-мажорную оговорку и другие события (военные перепороты, забастовки, изменение законодательства). При наступлении форс-мажорных обстоятельств в контракте должен быть предусмотрен механизм извещения другой стороны о таком событии и правила предоставления документального подтверждения факта наступления форс-мажора (как правило, свидетельство национальной торговой или торгово-промышленной палаты). В таком случае срок исполнения обязательств по контракту либо отодвигается на срок действия форс-мажорного обстоятельства либо по истечении установленного срока контракт аннулируется.

7. Рассмотрение споров. В этом разделе приводится  порядок предъявления и рассмотрения  неурегулированных претензий, порядок  платежей по претензиям, рассмотрение  спорных вопросов в арбитраже.  Указывается, правом, какого государства будут регулироваться отношения по контракту.

8. Санкции. В данном  разделе предусматриваются санкции  за ненадлежащее исполнение обязательств  сторон (например, за несвоевременную  поставку, за несвоевременный платеж  и др.), а также за поставку  товара ненадлежащего качества и в ненадлежащем количестве.

9. Прочие условия сделки. В этом разделе указываются  условия контракта, которые не  вошли в предыдущие разделы,  но являются важными для его  исполнения (гарантийные обязательства,  лицензионные платежи, техническая помощь, сборка, наладка и монтаж оборудования, обучение персонала, информационные и другие услуги).

10. Адреса покупателя  и продавца. Указываются полные  юридические и почтовые адреса, контактный телефон, факс, телекс.

11. Подписи сторон. Указываются подписи лиц, уполномоченных организациями — продавцом и покупателем на заключение контракта. Они должны быть расшифрованы с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности и заверены печатью.

При оформлении внешнеторговой бартерной сделки обязательно должны указываться:

• дата заключения и номер  внешнеторговой бартерной сделки;

• номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта (импорта) товара;

• перечень услуг, работ, интеллектуальной собственности, их стоимость, сроки оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности;

• перечень документов, представляемых российскому физическому или юридическому лицу для подтверждения факта оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности.

Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных  сделок может осуществляться только после оформления соответствующего паспорта внешнеторговой бартерной сделки, в котором в том числе указываются сведения о платежах с использованием денежных и (или) иных платежных средств, в случае, если внешнеторговая бартерная сделка осуществляется с частичным использованием денежных и (или) иных платежных средств14.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ банковского обслуживания субъектов внешнеэкономической деятельности  на примере «ВТБ»

 

2.1. Экономическая  характеристика банка «ВТБ»

 

ОАО Банк ВТБ (далее  ВТБ) был учрежден в 1990 году в форме закрытого акционерного общества с государственным участием в капитале15.

Банк был создан в соответствии с решением Первого съезда народных депутатов РСФСР в целях обеспечения экономической основы суверенитета России в условиях дезинтеграции, а затем и распада СССР.

ВТБ был призван обеспечить эффективное банковское обслуживание внешнеэкономических связей предприятий и организаций Российской Федерации. Получив Генеральную лицензию на право совершения всех видов банковских операций в рублях и иностранной валюте, ВТБ начал свою деятельность. В 1998 году Банк был преобразован в открытое акционерное общество.

Крупнейшим акционером ВТБ  с долей в 99,9% является государство в лице Росимущества.

Приоритетной задачей  ВТБ всегда являлось и остается предоставление банковских услуг высочайшего качества при обеспечении бесперебойного обслуживания клиентов.

Выполнение этой задачи было обеспечено и в условиях финансового кризиса 1998 года, когда ВТБ одним из немногих крупных российских банков продолжал полномасштабную банковскую деятельность и своевременно осуществлял все расчеты и платежи как по операциям своих клиентов, так и по собственным обязательствам перед вкладчиками и кредиторами, в том числе иностранными.

В послекризисном 1999 году ВТБ  полностью завершил расчеты по форвардным контрактам с иностранными банками, а также своевременно и в полном объеме погасил полученные на международных финансовых рынках займы.

Сохранение полной платежеспособности ВТБ в условиях экономической нестабильности конца 90-х годов способствовало дальнейшему упрочению его позиций на российском рынке банковских услуг.

В последние годы исторически сложившаяся традиционная ориентация ВТБ на крупные российские компании, работающие в сфере внешнеэкономической деятельности, уступила место более универсальному подходу к банковскому обслуживанию. Будучи одним из ведущих банков страны по величине активов, капиталу и объемам кредитования реального сектора экономики, ВТБ предоставляет своим клиентам и контрагентам весь комплекс банковских услуг. При этом ориентиром качества предоставления услуг являются лучшие мировые стандарты.

ВТБ не только входит в число лидеров российского банковского рынка, но и является одним из крупнейших банков в Восточной Европе. В списке 1000 крупнейших банков мира авторитетного журнала The Banker за 2005 год ВТБ занял 122-е место по капиталу и 227-е — по активам.

В 2004–2005 годах ВТБ приступил к созданию крупного международного банковского холдинга, осуществив ряд масштабных приобретений. В состав группы ВТБ вошли Гута-банк (сегодня — ВТБ24), ОАО «ПСБ», ряд европейских банков, ранее принадлежавших Банку России, а также банки в странах СНГ.

В настоящее время ВТБ  является основой банковской группы, включающей в себя финансовые  учреждения в России, СНГ, Европе, Азии и Африке, известной как группа ВТБ.

Группа ВТБ — одна из ведущих  универсальных российских банковских групп, предлагающая широкий спектр банковских услуг и продуктов на всей территории России, в некоторых странах СНГ, Европы, Азии и Африки.

Группа преимущественно  предоставляет банковские продукты и услуги российским клиентам и клиентам из стран СНГ через свои российские офисы продаж, а иностранным клиентам, чей бизнес связан с Россией и странами СНГ или осуществляется на территории этих стран, — через свои зарубежные дочерние банки и представительства.

ВТБ имеет тринадцать дочерних банков в девяти странах, включая четыре дочерних банка в России, по одному дочернему банку в Армении и Грузии, два дочерних банка в Украине, четыре дочерних банка в странах Европы (в Австрии, на Кипре, в Швейцарии и Великобритании), один дочерний банк в Африке, а также два ассоциированных банка в Люксембурге и Вьетнаме. Кроме того, Банк ВТБ Европа имеет два дочерних банка в Германии и Франции, а также отделение в Сингапуре. ВТБ имеет представительства в Беларуси, Китае, Индии и Италии. В 2006 году был проведен ребрендинг ряда участников Группы, и наименование ВТБ теперь является частью названий этих структур.

Основными дочерними  банками ВТБ на российском банковском рынке являются специализирующийся на обслуживании физических лиц ВТБ24 и один из крупнейших универсальных банков Северо-Западного региона страны — ОАО «ПСБ».

В 2006 году ВТБ24 осуществил два размещения дополнительных выпусков акций, в результате чего капитал банка был увеличен на общую сумму 11 млрд руб. Оба выпуска были полностью выкуплены ВТБ, доля которого в уставном капитале ВТБ24 сегодня составляет 96%.

Рейтинговые агентства S&P, Moody’s и Fitch Ratings определили рейтинг ВТБ24 на уровне ВТБ.

СНГ является приоритетным регионом развития группы ВТБ за пределами Российской Федерации.

В настоящее  время ВТБ присутствует в трех государствах СНГ — в Украине, Армении и Грузии.

Стремясь стать  значительным игроком в странах  СНГ, Группа осуществляет обслуживание внешнеторговых операций клиентов из России и СНГ, а также укрепляет свои рыночные позиции на местных рынках, предлагая корпоративные и розничные банковские услуги и продукты местным клиентам.

В рамках реализации задач по укреплению позиций группы ВТБ на рынке банковских услуг Украины в начале 2006 года Банк ВТБ приобрел 98% акций украинского акционерного коммерческого банка ВТБ Украина. ВТБ Украина является универсальным банком с широкой сетью продаж (171 точка, в том числе 26 филиалов), предоставляющим различные банковские услуги физическим и юридическим лицам. В апреле 2007 года был переименован в ОАО ВТБ Банк.

В целях развития и повышения эффективности деятельности дочерних банков было принято решение об объединении бизнеса группы ВТБ на Украине, на базе банка ВТБ Украина.

Банк ВТБ (Грузия) и Банк ВТБ (Армения) являются универсальными банками, которые предоставляют полный спектр услуг, как для корпоративных клиентов, так и для физических лиц и занимают лидирующие позиции в своих странах.

По итогам реализации в четвертом квартале 2006 года программы ребрендинга Группы Московский Народный Банк, Евробанк, Донау банк и Ост-Вест Хандельсбанк теперь работают под единым брендом — ВТБ. В связи с этим изменились и их наименования: Московский Народный Банк получил название Банк ВТБ Европа, Евробанк был переименован в Банк ВТБ (Франция), Донау банк — в Банк ВТБ (Австрия), Ост-Вест Хандельсбанк — в Банк ВТБ (Германия). В настоящее время начата кампания по повышению узнаваемости бренда ВТБ на европейском рынке.

В 2006 году в рамках принятой стратегии развития европейской сети дочерних банков, направленной на консолидацию европейского бизнеса группы ВТБ, на базе Банка ВТБ Европа был создан Головной банк в Европе, которому были переданы акции Банка ВТБ (Франция) и Банка ВТБ (Германия). В дальнейшем европейские подразделения будут активно использоваться для развития инвестиционно-банковских услуг Группы.

Информация о работе Банковское обслуживание субъектов внешнеэкономической деятельности (на примере Банка ВТБ)