Автомобильный транспорт

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:12, контрольная работа

Описание работы

В данной работе мы попытаемся раскрыть следующие аспекты данной темы: место и роль транспорта в воспроизводственном процессе, особенности автомобильного транспорта. Транспорт, как особая сфера материального производства, состав и структуру Единой транспортной системы России, и место в ней автомобильного транспорта. Факторы размещения. Территориальное размещение. Географию автомобильного транспорта. Экономическую характеристику автомобильного транспорта РФ и современные проблемы.

Содержание

1 Роль транспорта в воспроизводственном процессе. Особенности
автомобильного транспорта.
1. Транспорт как особая сфера материального производства. Состав и
структура Единой транспортной системы и место в ней автомобильного
транспорта.
1.2 Факторы размещения.
1. Территориальное размещение.
2.1 География автомобильного транспорта.
2.2 Экономическая характеристика.
3. Современные проблемы.

Работа содержит 1 файл

экономика транспорта.docx

— 85.32 Кб (Скачать)

грузовых  автомобилей и автобусов от уровня производства  в бывшем СССР.

Это в  ближайшем будущем осложнит развитие автомобильного транспорта.

    Сегодня автомобильный транспорт  – самая массовая  отрасль,  которая

давно  заняла  и  прочно  удерживает  ведущие  позиции  в  транспортном

комплексе страны. На  долю  автомобильного  транспорта  приходятся  все

объемы  перевозок  полезных ископаемых от мест их добычи до  пунктов  их

переработки  или  перевалки  для   дальнейшей  транспортировки  другими

видами  транспорта. Масштабы  грузоперевозок  автомобильным  транспортом огромны и связаны со всеми без исключения отраслями экономики страны, а объемы  автомобильных грузоперевозок  составляют более  70%   от  общих объемов  грузоперевозок всех видов транспорта. Растет доля   российских автоперевозчиков  и в экспортно-импортном грузообороте страны.

    Трудно   переоценить   значение   автомобильного   транспорта     в

обеспечении обороноспособности и экономической безопасности страны, его

влияние на все сферы  экономической  и  социальной жизни России.  Четкая

бесперебойная работа автотранспорта  во  многом  определяет  устойчивое

функционирование  предприятий большинства отраслей народного хозяйства и смежных видов магистрального транспорта,  жизнедеятельность  городов  и

других  населенных   пунктов,   обеспечивает   деловые   и   культурные

потребности  всех граждан России.

    Важнейшую роль играет автомобильный  пассажирский  транспорт  и    в

удовлетворении  повседневной  потребности   российского   населения   в

транспортных  услугах, обеспечивая более 50% от общего объема  перевозок

пассажиров  всех видов пассажирского транспорта.

    Взаимодействуя  между  собой,  они  образуют  транспортную  систему

России. Теперь подведем итоги выше сказанного. Большая часть грузо -  и

пассажирооборота  приходится  на   железнодорожный   транспорт,   а   в

пассажирообороте  – автомобильный и авиационный. Такая структура грузо –

и  пассажирооборота  связана  с технико-экономическими   особенностями

каждого вида транспорта, обширной территорией,  природно-климатическими условиями  России.    Немаловажное  значение  имеет   и   себестоимость перевозок различными видами транспорта.  В  перевозке  грузов  наиболее дешевым являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный, а в перевозке пассажиров – железнодорожный и автомобильный. 
 
 

                           1.2 Факторы размещения.

     Факторы, определяющие развитие  и размещение транспортной системы.

1. Капитальные вложения, направляемые  на развитие транспорта.

2. Размещение отраслей промышленности  и сельского хозяйства.

3.  Плотность  размещения  отдельных   видов  транспорта  по  территории

   страны.

4. Развитие межотраслевых и межтерриториальных  связей.

5. Базовое состояние отрасли.

6. Развитие внешней торговли.

7. Обеспеченность высококвалифицированными  кадрами.

8. Подвижность населения.

9. Размещение городов, курортов  и административных центров.

10. Экологический

11. Уровень развития производительных  сил и в том числе по регионам.

12. Природно-географическая среда.

13. Научно-технический прогресс.

    Вот те  основные  факторы,  способствующие  развитию  и   размещению

транспорта  в  целом,  а  так  как  автомобильный  транспорт   является

неотъемлемой  частью единой транспортной системы  России, то эти  факторы

справедливы и к автотранспорту.  Я считаю  нужным  обосновать  их   и

применить  к  ним  различные  примеры.  Начнем   с   первого   фактора:

капитальные вложения, направленные на развитие транспорта.  Безусловно,

  капитальные   вложения    играют  первостепенную  роль   в   развитии

транспорта, и не только транспорта, но и  в  развитии  других  отраслей

экономики.  Ведь  сегодня   Российский  автопарк  находится   в   таком

положении, что не может в полной  мере  обеспечить  себя   средствами

производства, поэтому для него особенно важны  капитальные вложения.

         Размещение  отраслей  промышленности  и  сельского  хозяйства.

   По  карте  автомобильного  транспорта  можно   заметить,   что

автотранспорт развит в основном в европейской  части  страны.  Я  думаю,

это связанно с  тем,  что  большинство  промышленных,  перерабатывающих

предприятий находится именно в европейской  части  страны,  а  восточная

часть это что-то в роде «сырьевого придатка»  и поэтому там  преобладает

такой  транспорт,  которым  удобнее   и   дешевле   перевозить   сырье:

железнодорожный и речной.  А  как нам известно,  автомобильным менее

всего удобно и  дешевле перевозить сырье, на такой огромной  части  как

Восточная Сибирь,  поэтому там так мало  автодорог.  Из  этого  следует

вывод,  что   размещение  промышленности  играет  огромную    роль   на

расположение  автотранспорта  и транспорта в  целом.

    Развитие межотраслевых и межтерриториальных  отношений.

    Россия  это   территориально   большое   государство   с   развитой

промышленностью и сельским хозяйством,  которые  расположены в разных

частях страны. С помощь транспорта эти отрасли превращаются  в единый

промышленный  комплекс России.  И  транспорт  важная  составляющая.  При

развитии  промышленности  и   сельского    увеличиваются   грузопотоки,

следовательно развивается транспорт: увеличивается транспортный  парк,

так как для  увеличения  перевозок  требуется  увеличение  транспортных

средств,   если   увеличивают    количество    транспортных    средств,

модернизируют дороги, делая их более грузопроводными.

    Обеспеченность высококвалифицированными   трудовыми  кадрами.  Этот

фактор  влияет и на размещение так и  на  развитие.  О  нем  я  расскажу

далее.

    Подвижность  населения   влияет     на   размещение    и   развитие

пассажирского транспорта. С учетом этого фактора  пассажирский транспорт

размещается  около источников  спроса  (  в  городах,  селах,  районных

центрах  и  т.д.  ).  Чем выше  подвижность населения   тем   быстрее

развивается  пассажирский транспорт.

    Значительное положение в   развитии   автотранспорта  играет  научно

технический  прогресс.  С  его  помощью  создается  более   совершенный

подвижной состав, с его помощью можно  уменьшить влияние автотранспорта на окружающую среду, увеличить скорость передвижения грузов, пассажиров и  вообще  все  то,  что  мы  сегодня  имеем   это  результат   научно-технического прогресса.

    Развитие автотранспорта будет  определять стиль и  содержание  жизни

людей, подобно тому, как быт современного человека немыслим,  например,

без электронной аппаратуры.

    Автотранспорт и автодороги  имеют  свою нишу деятельности –   местные

перевозки. Это как бы стартовая позиция, но,  как   показывает  мировой

опыт,  автотранспорт  и  автодороги   имеют  совершенно  исключительные

потенции  для расширения этой ниши и выхода  в магистральную сферу.  Для

этого нужны  более  совершенные  дороги  и  соответствующий   подвижной

состав. При скорости 100-120 км\ч современные грузовики и магистральные

автобусы  способны  эффективно  выполнять  функции  железной  дороги  по

перевозке  грузов и пассажиров на расстояния, по крайней мере,  до  2-3

тыс.км( хотя сейчас имеются прецеденты провоза товаров  на  автомобилях

по  стране на расстояния до 5 тыс.км) .  Существенная  экономия  времени

компенсирует    большие   денежные   затраты.   Ясно,   что   предстоит

конкурентная  борьба  с железной дорогой  за  перевозки  на  средние и

дальние  расстояния,  в  которой  автотранспорт может выиграть,  если

существенно не повысится скорость движения поездов. 
 
 

                       2. Территориальное размещение. 

    Уровень  развития  транспортной   системы   экономических   районов

неодинаков. Обеспеченность путями сообщения как  по общей длине,  так  и

по  плотности ( километров пути на 1000 кв. км.) отличается в  десять  и

более  раз.  Наиболее  развитой   транспортной   системой    выделяются

Центрально-Черноземный,   Центральный,    Северо-западный,   Северо   -

Кавказский, Волго-Вятский районы; наименее развитой – Дальневосточный,

Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный   экономические районы.

Считаю  нужным заметить, что транспортно  развитыми регионами являются те регионы,   в  которых  находятся   развитая  сеть    машиностроительных

Информация о работе Автомобильный транспорт