Аутсорсинг как инструмент снижения затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мне предстоит рассмотреть такое новое для нас явление, как аутсорсинг (от англ. Outsourcing – использование внешних источников или средств).
В современном мире компании сталкиваются с беспрецедентным давлением со стороны рынка. Выживают и добиваются успеха те, кто ведет свой бизнес наиболее эффективным способом, добиваясь снижения операционных расходов при сохранении высокого качества товаров и услуг.

Содержание

1. Сущность, принципы и виды аутсорсинга.
1.1. Исторические аспекты, принципы и виды аутсорсинга……………. 5
1.2. Преимущества и недостатки аутсорсинга………………………….. 16
2. Особенности аутсорсинга на различных этапах развития компании.
Оффшорное программирование (IT-аутсорсинг)………….…………………. 19
3. Белорусский рынок аутсорсинга и перспективы его развития…………... 32

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.56 Кб (Скачать)

Оценка аналитиков мирового рынка IТ-технологий, в частности, оффшорного аутсорсинга за 2003-й год. В 2003-м рынок аутсорсинга стал больше на 890%. Было заключено 244 крупных IТ-контракта (стоимостью выше 100 млн. USD) и 29 контрактов стоимостью более 1 млрд. USD. 

Самый крупный заключен налоговым управлением Великобритании с Сар Gеmini Еrnst & Yоung стоимостью 5,1 млрд. USD. Рост рынка ИТ-аутсорсинга в значительной степени происходил за счет увеличения числа госзаказов. Как планируется, в 2004-м с крупными IТ-заказами на рынок могут выйти министерства обороны США и Великобритании, МВД США. 

Именно аутсорсинг стал причиной уменьшения высокооплачиваемых рабочих мест в США. Это и заставило сенат США одобрить законопроект, который ограничивает размещение американских заказов за пределами страны. [3] 

На первый взгляд, нам данный прецедент ничем не угрожает. Наш рынок IТ-технологий не настолько силен, чтобы претендовать на размещение заказов данного характера в Беларуси. Однако уровень развития ряда белорусских фирм, работающих в сфере высоких технологий, свидетельствует о том, что технически их выполнение не представляет собой ничего сложного. Наши программисты не хуже индийских, которые сегодня снимают до 70% "пенок" с рынка аутсорсинга, а также китайских, бразильских, южно-африканских, которым правительства развитых стран, в том числе США и Западной Европы, доверяют выполнение заказов. 

Почему бы и Беларуси, имеющей в наличии хоть и небольшую, но все же хорошо подготовленную "армию" спецов, работающих в сфере IТ-технологий, не попытаться отхватить кусок если не американского, то хотя бы за­падноевропейского пирога? Это вполне возможно, если предприятия, специализирующиеся в области высоких технологий, найдут не только словесную, но и конкретную господдержку в виде работающих программ, преференций, льгот и проч. 

Тогда и наша страна скажет свое слово, притом не только в  аутсорсинге, но и в мировом IТ-бизнесе. Ведь в белорусской земле, в отличие от российской, нет гарантий в виде немереных запасов полезных ископаемых, ни сверхновых производств, аналогичных японским и западным. Остались только золотые руки, да "мозги". Если они, конечно, еще не все "утекли" за границу и там в зарубежных IТ-компаниях работают в самых различных сферах, в том числе сфере оффшорного аутсорсинга. 

При аутсорсинге вспомогательных производственных функций можно столкнуться с проблемами монополизма, особенно за пределами европейской части территории Беларуси. Неразвитость рынка приводит и к завышению стоимости выполнения заказа даже при проведении конкурсов, а также к возможности безнаказанного уклонения от качественного исполнения работы, особенно при несовершенстве условий контракта.  

Помимо этого, в  наследство от советского периода осталась сильная вертикальная интегрированность. Боязнь перемен и косность мышления руководства таких предприятий зачастую мешает им отказаться от самостоятельного выполнения некоторых функций. Во многих случаях они пытаются решить проблемы путем выделения вспомогательных подразделений в дочерние предприятия. Несмотря на повышение заинтересованности руководителей подразделений, при таком развитии событий финансовые выгоды будут невелики, поскольку предприятия холдинга все равно будут делать заказы друг для друга вместо поиска сторонних партнеров, способных обеспечить нужды предприятий по более низкой цене или более качественно. Опыт развитых стран показывает, что при такой стратегии или компания переходит на аутсорсинг, или снижается ее эффективность в целом. Поэтому следует ожидать, что наши предприятия будут в дальнейшем все более внимательно присматриваться к аутсорсингу. 

В последние годы, во многом благодаря приходу нового поколения менеджеров, стали заметны  сдвиги в политике многих предприятий. Сталкиваясь с жесткой конкуренцией со стороны иностранных фирм, они  активно проводят реструктуризацию, продавая активы, ненужные для основной деятельности, и передавая на сторону  часть деятельности компании. В отдельных  отраслях, например, в строительстве, отказ от самостоятельного выполнения некоторых функций уже давно  стал обычным явлением.  

Еще одним препятствием на пути осуществления аутсорсинговых схем является то, что ведение бизнеса в таком режиме требует чрезвычайно высокого уровня организации управления. Необходимы грамотное стратегическое планирование и профессиональное оперативное руководство, четкий финансовый менеджмент и надежные механизмы контроля качества. К сожалению, таким требованиям сейчас нечасто удовлетворяет менеджмент, как в компаниях-заказчиках, так и в компаниях-исполнителях. [25] 

Одним из важнейших  требований к компании-аутсорсеру является обеспечение конфиденциальности информации клиента, для чего она должна быть достаточно крупной, чтобы оставаться неподкупной, и достаточно известной и закрепившейся на рынке, чтобы дорожить своей репутацией. Она должна быть устойчивой и надежной, чтобы возможность ее неожиданного банкротства и поиска клиентом нового аутсорсера была минимальной. И кроме того, такая компания должна быть гибкой, способной полностью понимать задачи клиента и быстро перестаиваться в соответствии с его запросами. Пока таким требованиям в Беларуси удовлетворяют лишь немногие компании.  

И все же в стране уже сейчас существует большое количество компаний, оказывающих те или иные аутсорсинговые услуги: бухгалтерские и юридические фирмы, рекламные агентства. Причем число их постоянно растет. Возможно, новый импульс развитию аутсорсинга в Беларуси даст его использование молодыми начинающими компаниями.  

Несмотря на трудности, возникающие из-за неразвитости отечественного рынка и законодательства, существуют и некоторые особенности, благодаря  которым использование аутсорсинга в нашей стране особенно перспективно. В белорусских условиях компаниям-производителям важны не только повышение качества и снижение цены для получения конкурентного преимущества, но и увеличение финансовой устойчивости, которую можно получить при рациональном применении аутсорсинга.  

Использование аутсорсинга, позволяющего добиться повышения эффективности деятельности компании без крупных дополнительных инвестиций в новые дорогостоящие технологии, в том числе информационные, и сфокусироваться на приоритетных направлениях, может облегчить российским компаниям выход на мировой рынок, так как они в большинстве своем еще слишком малы, чтобы достойно конкурировать на этом рынке, и не могут пока вкладывать в развитие своего бизнеса и исследовательские разработки средства, сопоставимые с инвестициями западных фирм.  

Таким образом, в  Беларуси есть предпосылки к активному  внедрению новой стратегии ведения  бизнеса - аутсорсинга. Однако для его успешного применения необходимо учитывать не только обычные в мировой практике трудности перехода на аутсорсинг, но российскую специфику: неразвитость рынка, несовершенство законодательства и слабую культуру договорных отношений. Очевидные же преимущества, которые приносит аутсорсинг при тщательном поиске партнеров и заключении эффективных контрактов, позволяет предположить бурный его рост в стране уже в ближайшее время. [18] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 
 

Аутсорсинг — управленческий ход, построенный на принципе “оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других”. Иными словами, какая-то часть работ выносится вовне, ее выполнение поручается фирме, чьей специализацией является именно данный вид деятельности. 

Одна из причин распространения  аутсорсинга — усложнение бизнес-процессов, создающее неприемлемую для компании нагрузку. Передав же тягостные для себя обязанности сторонним специалистам, фирма может сосредоточиться на своем основном роде занятий. При этом есть все основания надеяться, что исполнение определенных функций подрядчиком будет более качественным и менее затратным, чем при их сохранении внутри компании. 

При такой схеме  сотрудничества очень важным становится вопрос об управлении и взаимодействии с аутсорсером (или “контрактором”, или с подрядчиком), то есть с тем, кто взял на себя внешнее исполнение. Аутсорсинг предполагает надежное и гарантированное выполнение функций. Поскольку над обеими сторонами нет накрывающей системы управления, над их взаимодействием нет контролера, только качество выполняемой услуги определяет, будет ли продолжаться сотрудничество. Если партнер начнет “сбоить”, компания-заказчик просто найдет другого исполнителя. 

В целом рынок  услуг, передаваемых на аутсорсинг, подразделяется на два сегмента: 

Ø    услуги по обработке информации; 

Ø    аутсорсинг бизнес-процессов. 

В настоящее время  более крупным сегментом является первый. Однако, по прогнозам аналитиков, сегмент аутсорсинга бизнес-процессов, включающий в себя и разнообразные административные задачи, будет расти почти втрое быстрее, чем сегмент услуг по обработке информации. 

К числу преимуществ  можно отнести: 

Ø снижение себестоимости  функций, передаваемых аутсорсеру. Последний осуществляет выполнение порученных ему заданий за меньшую плату вследствие специализации в узкой сфере и благодаря эффекту масштаба, достигаемого за счет выполнения однотипных операций для множества клиентов;  

Ø повышение качества и надежности выполнения переданных на аутсорсинг функций, т.к. аутсорсер при решении сходных задач накапливает опыт;  

Ø возможность привлечения  сотрудников заказчика, ранее  выполнявших  делегированную аутсорсеру функцию, которые хорошо знают специфику своей компании; 

Ø усиление концентрации внутрикорпоративного внимания на основных целях компании путем делегирования  второстепенных функций аутсорсерам, что дает возможность сфокусироваться на удовлетворении потребностей клиентов и развитии технологий;  

Ø возможность улучшить репутацию и увеличить стоимость  брэнда в результате более качественного обслуживания клиентов сторонней специализированной компанией.      

К числу недостатков  можно отнести: 

Ø возникновение  риска утечки информации при передаче нескольких важных функций и появления  нового конкурента, использующего опыт и знания компании, заказывавшей аутсорсинг;  

Ø потеря контроля над  собственными ресурсами, частичная  оторванность руководства от деятельности компании, вследствие чего оно может  принимать неадекватные решения, вероятность  снижения производительности собственных  сотрудников, т.к. они могут расценить  аутсорсинг, сопровождающийся передачей части функций персоналу сторонней компании и увольнениями, как измену;  

Ø вероятность столкновения с необходимостью срочно искать новых  партнеров или начать самостоятельно выполнять функции, ранее бывшие на аутсорсинге, в случае неожиданного отказа аутсорсера или его банкротства, риск которого всегда существует.        

В Беларуси аутсорсинг пока еще не получил такого мощного развития, как в остальном мире. Компании, которые предоставляют аутсорсинговые услуги, как правило, еще не вычленили этот бизнес в отдельное направление. Но, тем не менее, тенденция увеличения спроса на аутсорсинг в Беларуси схожа с мировой. Постепенно приходит понимание, что аутсорсинг является эффективным способом снижения издержек, доступа к новейшим технологиям и возможности сконцентрироваться на ведении своей основной деятельности, и начинает создаваться среда для его успешного внедрения.  

Потенциальными клиентами  аутсорсинговых фирм видятся малые предприятия, ограниченные в ресурсах, крупные компании и банки, которые имеют возможность проведения конкурса с целью отбора наиболее подходящих исполнителей, представительства зарубежных компаний и совместные предприятия, у которых есть опыт использования аутсорсинга, правда, в других условиях, а также государственные организации, заинтересованные в привлечении квалифицированных специалистов.  

И все же широкому использованию аутсорсинга этими категориями до сих пор мешает целый ряд факторов. Так, в Беларуси пока нет аутсорсинговых компаний, уровень которых удовлетворял бы высоким запросам таких клиентов, как зарубежные компании и банки, а переходу на аутсорсинг в государственных учреждениях зачастую мешает инертность мышления их руководства. Использование аутсорсинга информационных технологий крупными российскими компаниями и банками затруднено вследствие наличия у них собственного штата специалистов по автоматизации и из-за сложности перехода к новому для них типу управления информационными технологиями, поэтому безболезненно IT-аутсорсинг может быть осуществлен только во вновь создаваемых банками филиалах.  

Кроме того, наши компании, как, впрочем, и зарубежные, опасаются  доверять информацию посторонним, боятся потерять контроль над ситуацией. Однако в Беларуси такое недоверие к  аутсорсингу усугубляется неразвитостью рынка и непроработанностью законодательной базы. Мало того, что на рынке существует лишь небольшое количество компаний, занимающихся аутсорсингом, еще меньше имеется компаний с устойчивой хорошей репутацией. Компаниям сложно найти партнеров, в которых можно быть уверенными, а несовершенство законов не всегда гарантирует выполнение условий соглашения, причем уклонению от их выполнения также способствует и низкая степень добросовестности соблюдения договорных обязательств в Беларуси. В нашей стране есть и еще одна особенность ведения бизнеса: многие компании не просто заботятся о конфиденциальности информации, но и не заинтересованы в какой бы то ни было открытости, так как зачастую бухгалтерский учет носит полулегальный характер.  

Информация о работе Аутсорсинг как инструмент снижения затрат