Аутсорсинг как инструмент снижения затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мне предстоит рассмотреть такое новое для нас явление, как аутсорсинг (от англ. Outsourcing – использование внешних источников или средств).
В современном мире компании сталкиваются с беспрецедентным давлением со стороны рынка. Выживают и добиваются успеха те, кто ведет свой бизнес наиболее эффективным способом, добиваясь снижения операционных расходов при сохранении высокого качества товаров и услуг.

Содержание

1. Сущность, принципы и виды аутсорсинга.
1.1. Исторические аспекты, принципы и виды аутсорсинга……………. 5
1.2. Преимущества и недостатки аутсорсинга………………………….. 16
2. Особенности аутсорсинга на различных этапах развития компании.
Оффшорное программирование (IT-аутсорсинг)………….…………………. 19
3. Белорусский рынок аутсорсинга и перспективы его развития…………... 32

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.56 Кб (Скачать)

2.1 Особенности аутсорсинга на различных этапах развития 

 компании.  

В практике западного  бизнеса нашла весьма большую  популярность теория (Outsourcing), решающая дилемму производителя покупать или производить требуемые в производстве компоненты. Эта теория определяет в две качественные ситуации, возникновение которых побуждает компании решать эту дилемму – дальнейшее продвижение товаров или услуг на рынок возможно либо за счет увеличения качества либо снижения цены. Анализ отечественного опыта показывает, что существует третья ситуация, в которой предприятие ставит перед собой цель увеличения финансовой устойчивости, не определяя при этом “сбытового” приоритета. Отсюда можно сформулировать цели, которые ставит перед собой компания-производитель, решая проблему “покупать или производить”:  

Ø повышение качества товаров или (и) услуг при постоянных производственных издержках; 

Ø снижение цен на предоставляемые услуги или (и) реализуемую  продукцию при сохранении текущего уровня качества за счет снижения производственных издержек; 

Ø увеличение финансовой устойчивости предприятия за счет минимизации  издержек при сохранении текущего уровня качества продукции и (или) услуг. 

Требования к качеству, издержкам, ценам, финансовой устойчивости могут быть, с одной стороны, противоречивыми  но, с другой стороны, являются взаимосвязанными. Обобщая, можно утверждать, что аутсорсинг является инструментом, позволяющим оптимизировать конфигурацию бизнес-системы исходя из компромисса между издержками, качеством продукции или (и) услуг компании и желанием собственников обладать производственными активами. Определение приоритетов в “пространстве” “качество – издержки – обладание” является стратегической задачей. Понятие “качество” определяется субъективными ожиданиями целевых потребителей. Понятие “обладание”, и как его альтернатива “управление”, – субъективные мотивы собственника. Тогда понятие “издержки”, хотя и является объективным, по существу связывает субъективные параметры “цена” и “ценность”. Ценность – это предмет бизнеса, за которую его Собственник получает Цену, выплачиваемую Потребителем. При этом для взаимовыгодной продажи Цена должна превышать Ценность. Тогда в Хаосе субъективного восприятия людей видится разумным вопрос определения объективных критериев применения инструмента аутсорсинга для конкретной компании. Попытку найти ответ на поставленный вопрос можно с точки зрения теории фазовой трансформации бизнеса (ФТБ) – нового междисциплинарного подхода, использующего инструменты нелинейной динамики (nonlinear science) для описания закономерностей развития бизнес-систем. Теория ФТБ выделяет пять фаз развития компании или, по сути, формы существования бизнес-идеи:  

Ø    управления реализацией бизнес-идеи; 

Ø    управления функциями; 

Ø    управления процессами; 

Ø    управления сетями; 

Ø    управления знаниями. 

Теория определяет развитие бизнеса, как системы взаимоудовлетворения потребностей Собственника и Потребителя, вследствие изменения их ожиданий от системы. На фазе управления реализацией бизнес-идеи существует только задача рентабельного увеличения объемов продаж. В фокусе Собственника находится продукт, а основным его мотивом является желание обладать. На этой фазе приоритетным является непревышение ценой ценности, а управление качеством сводиться к его поддержанию на уровне сформировавшихся ценностных представлений Потребителя. На фазе управления функциями недостающие навыки, знания и умения приобретаются Собственником на рынке труда. В фокусе Собственника находится персонал, но по-прежнему основным его мотивом является желание обладать. На этой фазе впервые возникают задачи аутсорсинга, но связаны они исключительно с отсутствием отдельных навыков и умений или соответствующих активов. Например, производственное предприятие покупает услуги изготовления рекламной продукции или рекламное агентство заказывает полиграфию для клиента, размещая заказ в типографии, и так далее. С этой точки зрения приобретение сырья – это тоже аутсорсинг. Мы платим за отсутствие активов и неумение производить необходимое нам сырье. Рассматриваемая фаза заканчивается построением функциональной полноты, а вследствие этого – резким ростом числа коммуникаций. Аутсорсинг на этой фазе не решает проблемы снижения числа взаимодействий подразделений – основного фактора эффективности бизнеса на этом этапе его развития. Решение этой проблемы воз­можно через реорганизацию принципа управления – переход на управление процессами. Управление процессом по “входу” и “выходу”, наличие инструментов определения эффективности отдельных работ позволяет провести оценку выгодности покупки результатов некоторых подпроцессов на стороне. Таким образом, на фазе управления процессами при применении инструмента аутсорсинга возникает цель: снижение затрат при условии сохранения текущего качества продукции. Как следствие – возможность либо снизить цены, либо повысить финансовую устойчивость бизнеса. Выбор приоритета – устойчивость или снижение цен определяется изменениями в ожиданиях Потребителя. Если его ожидания изменились, то для цели удержания рынка приоритетной становиться цена. А вот форма аутсорсинга определяется мотивами Собственника. Если мотив“обладать” еще превалирует, то, например, выделение вспомогательных или сервисных подразделений происходит в форме создания самостоятельных хозяйствующих субъектов. Если превалирует мотив “управлять” и существуют соответствующие условия, то собственные подразделения могут быть ликвидированы, а требуемые услуги или компоненты покупаются у “чужих” компаний. Именно мотив “обладать” побуждает к поглощению или “захвату” других компаний, в прочем как мотив “управлять” – к созданию альянсов. Результатом таких изменений ожи­дания Собственника становиться переход в фазу управления сетями – группой связанных деловой активностью предприятий. На этой фазе процессы, организованные по принципу контроля заданного качества результатов, обеспечивают низкий уровень издержек. Поэтому дальнейшее увеличение объемов продаж становится возможным не за счет снижения цены, а только за счет увеличения качества продукции и (или) услуг, что неминуемо изменяет цели применения аутсорсинга. Приобретение навыков управления системой размещения заказов у лидеров и контроля качества полученных результатов приводит компанию к фазе управления знаниями. На фазе управления знаниями компания обладает только системой генерации новых и модификации существующих продуктов, системой диспетчеризации размещения заказов и системой контроля качества. Аутсорсинг становиться принципом управления. Таким образом, теория ФТБ определяет необходимое условие для эффективного управленческого решения проблемы “покупать или производить – необходимым условием применения аутсорсинга является наличие у бизнес-системы навыков процессного управления деятельности.  

[6, стр. 65-210] 

Свыше 30% компаний планируют  в течение следующих 12 месяцев  передать функции поддержки своей IT-инфраструктуры оффшорным исполнителям. 

Такое же количество опрошенных рассматривают подобный вариант экономии расходов, утверждают в своем новом исследовании специалисты  индийской аутсорсинговой компании Wipro. Аутсорсингом бизнес-процессов также интересуется все большее количество мировых компаний – в течение следующего года 34% респондентов планируют поручить оффшорным специалистам управление частью своих бизнес-процессов.  

Опрос, проведенный  среди 145 топ-менеджеров ведущих мировых компаний, показал также, что оффшорный аутсорсинг все больше становится для них стратегической инициативой. В 38% компаний, участвовавших в исследовании, вопрос о переходе на оффшорный аутсорсинг рассматривается на уровне совета директоров. Подавляющее большинство опрошенных топ-менеджеров заявили о том, что расходы их компаний на аутсорсинг возрастут в течение 2005 года. В среднем же организации планируют увеличить свои расходы на оффшорный аутсорсинг на 34%. [24] 

Власти Дубая и острова Мэн прилагают определенные усилия для привлечения оффшорных компаний. Этому должны способствовать низкие налоги как для компаний, так и для частных лиц, а также стремление правительств идти навстречу нуждам бизнеса, адаптируя законодательство для создания особых условий для оффшоров.  

В июне в Дубае была создана первая в мире свободная зона аутсорсинга. Испонительный директор технологического центра Дубая - Dubai Internet City (DIC), свободной зоны электронной торговли ОАЭ - Бен Сулейман (Bin Sulaiman) заявил о том, что ИТ-подразделения четырех банков, двух местных, одного регионального и одного международного, будут превращены в отдельные аутсорсинговые компании, что позволит банкам превратить их в источник прибыли, а не издержек.  

Министр по электронной  торговле острова Мэн Тим Крейн (Tim Craine) также надеется привлечь оффшорный бизнес освобождением от налогов и другими льготами. "Мы не являемся частью Великобритании. Это означает, что мы можем принимать наши собственные законы, находя новые пути. Кроме того, со здешними министрами легко связаться – люди могут прямо сказать им, какое законодательство им нужно", - говорит он. По словам г-на Крейна, его остров уже ведет переговоры о заключении меморандумов о взаимопонимании с Великобританией, некоторыми государствами Карибского бассейна и другими странами. Правительство острова хочет получить разрешение для регламентированных компаний осуществлять свою деятельность с острова Мэн в случае форс-мажорных обстоятельств – ураганов, террористических атак или отключений электричества. [18] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Оффшорное программирование (IT-аутсорсинг). 
 

Исторически аутсорсинг развился именно внутри США и под этим понятием там чаще всего понимают передачу части операций компании внешнему контрактору - за вознаграждение, не связанное прямо с итогами деятельности компании-заказчика. "Оффшорам" передают логистику, финансы, информационную инфраструктуру и пр.. До недавнего времени крупнейшими аутсорсерами были компании, сочетающие аудиторские, консалтинговые, технологические и даже юридические услуги. Сейчас эти бизнесы постепенно разделяются. 

Аутсорсинг в области разработки и внедрения программного обеспечения (особенно международный) - явление относительно молодое. Если не считать отдельных исключений, то ему менее тридцати лет, а расцвет пришелся на последние 10 или даже 5-7 лет. 

Если ограничить рассмотрение, то юридических форм организации таких компаний весьма много. Есть местные отделения западных фирм, в том числе центры разработок крупнейших производителей ПО и оборудования, есть неза­висимые компании, располагающие командами разработчиков и предоставляющие их клиенту для решения его задач (как правило, такие команды выполняют не весь процесс разработки, а лишь его часть). Есть компании, которые получают от западных клиентов (не обязательно принадлежащих к IT-индустрии), конкретные заказы и справляются с ними самостоя­тельно. 

Род деятельности софтверного  аутсорсера тоже может быть разным, и включать все или некоторые из таких стадий, как: предпроектный консалтинг, бизнес-анализ, проектирование архитектуры, разработка кода и пользовательских интерфейсов, контроль качества, прототипирование, имплементация и развертывание, техническая поддержка и сопровождение и т.д. Есть компании, которые занимаются продуктами общего назначения; а есть такие, которые делают продукт, ориентированный на конкретный вертикальный рынок или даже отдельного заказчика (это часто требует наличия в штате специалистов с уникальными навыками, например в области беспроводных телекоммуникаций или численных методов). [11, стр. 20-77] 

За последнее время  интерес к нашим компаниям  возрос. Появились достаточно крупные  заказы. Рост, вероятно, продолжится  и на фоне постигшей американский рынок рецессии… Впрочем, какие-то точные цифры назвать достаточно сложно.  

Лидером оффшорной  разработки ПО признана в мире Индия. Не так давно были опубликованы цифры по объемам ПО, сделанного на заказ в этой стране - более 4 млрд. долл. за 2004 год. За Индией тянутся другие развивающиеся страны - Тайвань, Филиппины, Индонезия, Китай. Любопытно, что в эту группу в последнее время пытается войти и Вьетнам. Вьет­намские компании много работают на Австралию, используя недавно предоставленные правительством льготы и подготовленных в СССР специалистов. А вот у Сингапура дела обстоят не очень просто. Уровень жизни там высок, и все усилия правительства пока не привели к созданию чего-то большего, чем маленькие "сэйлз-офисы" индийских, российских и прочих компаний. 

Традиционно сильные аутсорсеры - Израиль и Чехия. Кстати, там многие - в недавнем прошлом - небольшие компании уже превратились в фирмы, известные на мировом рынке. В СНГ известны оффшорные компании в России, Украине, Беларуси, Казахстан и Армении.  

Первая и самая  главная причина такого роста - дешевизна. В Штатах программистам - даже приезжим - нужно платить гораздо больше. И, кстати, по этому параметру Москва проигрывает, например, Бомбею или Гомелю - выше накладные расходы. В провинции  подешевле, но там сложнее ситуация с квалифицированным персоналом... 

Есть и заметное преимущество по сравнению с вывозом  людей за границу. Во-первых - не любой  на это пойдет по самым разным причинам. Потом, с переездом связаны разные издержки - человеку придется адаптироваться в местную культуру, обзаводиться домом. У себя на родине программист  быстрее включается в рабочий  процесс. [27] 

Как правило, оффшоры  разрабатывают не продукты целиком, а их части. Разрабатываются самые  разные вещи; например, повторно используемые Java2EE-компоненты. Конечно, в основном разрабатывают ПО для персональных компьютеров с Intel-архитектурой под Windows и Linux. Кстати, еще в давние советские времена Nokia размещала у нас заказы на ПО для своих роботов. Это был чуть ли не первый оффшорный проект в СНГ.  

Среди основных игроков  на рынке аутсорсинга можно выделить  Vested Development. Это пример компании, которая одно­временно работает на многих клиентов-разработчиков ПО, и поставляет им решения, которые затем включается в состав продуктов этих компаний. 

Вероятно, самая большая  реально функционирующая оффшорная  софтверная компания, частично принадлежащая IBM - это IBA. Она является признанным игроком на мировом рынке JavaBeans. 

Пример, присутствующий во всех публикациях - Luxoft. Эта компания входит в группу IBS, и уже это является серьезной гарантией качества и стабильности. У них есть интересные клиенты. Например, Boeing. 

В числе первых возникла компания EPAm. Сейчас ее клиенты - SAP, Samsung, Halliburton, Colgate и многие другие. В ее офисах в Принстоне, Москве и Минске работает более 400 человек.  

Питерская компания "Рэксофт" - пример фирмы, удачно освоившей вертикальный рынок. С одной стороны, их разработки в области телекоммуникаций гарантированно востребованы. С другой - требуют высокой квалификации и длительного обучения персонала. Это, наверное, очень способствует росту прибыли. В России "Рэксофт" известен, в основном, проектом электронного магазина "Озон".[29] 

Информация о работе Аутсорсинг как инструмент снижения затрат