Аттестация персонала: технология, проблемы и перспективы применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: на основе анализа литературы охарактеризовать различные подходы к проблеме профессиональной аттестации кадров.
Задачи:
охарактеризовать подходы к определению профессиональной аттестации;
дать краткую характеристику основных методов и приемов профессиональной аттестации;
описать процедуру профессиональной аттестации;
описать основные принципы и правила организации и проведения профессиональной аттестации.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Шуша 2011 (1).doc

— 291.00 Кб (Скачать)

     Процедура аттестации является одним из важнейших моментов, влияющих на ее качество. Практика проведения аттестации показала, что информация, полученная до, во время и после нее, имеет огромное значение.

     Руководитель  должен информировать сотрудников  до начала аттестации о ее прохождении: квалификационных требованиях, критериях и методах оценки, сроках проведения аттестации и т.п. Во время аттестации сотрудники должны получать всю информацию о ней, а также иметь возможность обсуждать ее друг с другом. Важное значение имеет беседа по результатам аттестации. Решающим фактором является не то, что эта беседа вообще проводится, а то, как она проводится. Поэтому важную роль играет обучение руководителей ведению аттестационных бесед с сотрудниками.

   Комиссия, которая проводит аттестацию, должна отдавать себе отчет в том, что верные решения в работе с персоналом принимаются только на основе объективной, исчерпывающей характеристики.

     Описан  ряд пожеланий к сущности и  организации аттестации. Аттестация важна для того, чтобы специалист получал своевременно информацию о  том, как оценивают его профессионализм. До аттестации необходимо иметь четкую систему критериев, с которой заблаговременно знакомятся все ее участники. Аттестация должна проходить в атмосфере доброжелательности, гласности, участия не одного, а нескольких экспертов, обязательного участия самого аттестуемого с его самооценкой. Аттестации должна предшествовать большая предварительная работа с сотрудниками: консультации специалистов о том, какие требования к ним предъявляет данная профессиональная деятельность и данное конкретное учреждение; психологическая подготовка работника к аттестации, показ для него тех преимуществ, которые она может дать (в виде раскрытия потенциальных возможностей человека, осознания своих недостатков); результаты всех текущих консультаций с сотрудниками лучше фиксировать для учета при итоговой аттестации. [7]

     По  Э.Ф. Зееру,  аттестация включает следующие этапы:

    1. Проектирование процедуры  и методики аттестации:

         • определение принципов аттестации;

         • разработка технологии проведения аттестации;

         • подбор и адаптация методов оценки;

       • подготовка нормативных документов (приказ, список аттестационной комиссии, методика проведения аттестации, план-график проведения аттестации, программа подготовки экспертов, инструкция по хранению материалов аттестации);

       • подготовка материалов (бланки, формы, задания, листы ответов).

    2. Проведение аттестации  и оформление ее  результатов:

         • экспертная оценка деятельности;

       • оценка (диагностика) направленности, компетентности и профессионально важных качеств персонала;

       • оценка профессионально-психологического потенциала;

       • обработка оценочных данных и  оформление результатов аттестации.

3. Подведение итогов  аттестации:

       • определение возможных квалификационных категорий:

       • проведение собеседований по итогам аттестации и коррекция профессиональных планов;

       • составление прогноза профессионального  роста.

4. Утверждение результатов  аттестации.

2.2  Методы аттестации  персонала.

     Применение  современных методов объективной  оценки труда управленческих работников, и особенно руководителей, в условиях рыночной экономики и демократизации управления приобретает особое значение. Проведение таких оценок накануне аттестации, в процессе выборов руководителя, при формировании резерва кадров на выдвижение, а также в текущих перестановках в кадровом составе - таковы основные практические направления оценочной деятельности организаций.

     Все методы оценки можно разделить на методы индивидуальной оценки работников, которые основаны на исследовании индивидуальных качеств работника, и методы групповой оценки, которые основаны на сравнении эффективности работников внутри.

     Многие  методы оценки, которые используются сегодня, сложились еще в прошлом  веке. Однако в ходе эволюции эти  методы подверглись значительной трансформации.

     Итак, перейдем к обсуждению наиболее распространенных методов оценки персонала.

     В ниже приведенных таблицах указаны  наиболее распространенные методы оценки персонала и характеристики их применения.

     Таблица 1

     Методы  оценки персонала 

     Название метода      Краткое описание метода      Результат
     Источниковедческий (биографический)      Анализ  кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика.      Логические  заключения о семье, образовании, карьере, чертах характера.
     Интервьюирование (собеседование)      Беседа  с работником в режиме «вопрос-ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о человеке.      Вопросник с ответами.
     Анкетирование (самооценка)      Опрос человека с помощью специальной  анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа. Оценочная анкета представляет собой определенный набор вопросов и описаний. Оценивающий анализирует наличие или отсутствие указанных черт у аттестуемого и отмечает подходящий вариант.      Анкета  «вакансия»
     Социологический опрос      Анкетный  опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого работника (руководители, коллеги, подчиненные) и построение диаграммы качеств личности      Анкета  социологической оценки, диаграмма качеств
     Наблюдение       Наблюдение  за оцениваемым работником в неформальной обстановке и в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего дня      Отчет о наблюдении
 
 
     Тестирование 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тестирование 

Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей». Для оценки работника могут быть применены и различные тесты. По своему содержанию они разделяются на три группы:

     - квалификационные, позволяющие определить степень квалификации работника;

     - психологические, дающие возможность  оценить личностные качества работника;

     - физиологические, выявляющие физиологические особенности человека. Положительные стороны тестовой оценки в том, что она позволяет получить количественную характеристику по большинству критериев оценки, и возможна компьютерная обработка результатов. Однако, оценивая потенциальные возможности работника, тесты не учитывают, как эти способности проявляются на практике.

 
 
     Психологический портрет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Психологический портрет

 
 
     Экспертные оценки
     Формирование  группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального и реального работника  
 
     Модель  рабочего места
 
     Критический инцидент
     Создание  критической ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения и т.д.)      Отчет об инциденте и поведении человека
 
 
 
 
     Деловая игра 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Деловая игра

     Проведение  организационно-деятельностной игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям («генератор идей», «организатор», «критик», «эксперт», «наблюдатель» и др.) и оценка способности работы в малой группе. Оценка персонала осуществляется в рамках специально разработанных имитационных и развивающих деловых игр. К оценке привлекаются как сами участники деловых игр, так и эксперты-наблюдатели. Аттестационные деловые игры проводятся, как правило, на результат, что позволяет оценить готовность персонала к решению текущих и будущих задач, а также индивидуальный вклад каждого участника игры. Этот метод оценки может использоваться для определения эффективности командной работы персонала.  
 
 
     Отчет об игре. Оценки игроков и их ролей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Отчет об игре. Оценки игроков и их ролей

     Анализ  конкретных ситуаций      Передача  работнику конкретной производственной ситуации с заданием проведения анализа и подготовки предложений по ее разрешению в форме доклада      Доклад  с альтернативами решения ситуации
     Ранжирование      Сравнение оцениваемых работников между собой другими методами и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе)      Ранжированный список работников (кандидатов)
     Программированный контроль      Оценка  профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов      Карта программированного контроля, оценка знаний и умений
 

Таблица 2

Основными объектами оценки при аттестации персонала могут быть:

     1.  Результаты труда за определенный период времени.

     2. Те или иные стороны деятельности  или отношение к своим обязанностям.

     3. Черты личности, связанные с выполнением  рабочих или служебных функций.

     4. Потенциальные способности к  соответствующей работе.

     Нужно иметь в виду, что вследствие различия функций эти моменты имеют неодинаковое значение и формы проявления для различных категорий персонала. В соответствии с этим объективно должны различаться основные факторы и показатели самой оценки.

     Рассмотрим  основные факторы оценки, применимые к большинству работников. К ним можно отнести: профессиональные (знания, опят, навыки); моральные (трудолюбие, принципиальность, честность, обязательность, самокритичность); волевые (энергичность, упорство, работоспособность); деловые и организаторские (инициативность, целеустремленность, самостоятельность, собранность, исполнительность, дисциплинированность, лидерские задатки, оперативность, творческий поход к делу); потенциальные способности, т.е. качества, которые не раскрыты, но, вероятно, раскроются в будущем (в данный момент определяются на основе  тестирования). При этом люди аттестуются только с точки зрения содержания работы. Личность человека как таковая оценке не подлежит, иными словами, нельзя делать выводы, хорошим он является в целом или плохим.

     При оценке стандартных работ можно  пользоваться затратами времени  на выполнение основных обязанностей, поэтому важно разделять работы на свойственные и несвойственные должности, планируемые и не планируемые, нормируемые и ненормируемые.

     Саму  оценку затрат времени можно проводить, учитывая перечень и удельный вес  следующих работ: свойственных данной должности, повторяющихся, планируемых, нормируемых, нестандартных и творческих.

     Для измерения сложности труда и  качеств работника могут применяться следующие методы:

     -  Описательная характеристика труда  или работника.

     - Характеристика, исходящая из идеальных  критериев (реальные работники сопоставляются с ними и фиксируются отличия), но в этом случае сложно определить идеал.

     - Сравнение с реальными критериями  – другими видами труда или  работниками (индивидуальные, парные, групповые сравнения).

     В некоторых организациях аттестация проходит по трем направлениям:

     1. Оценка деятельности включает в себя выполнение должностных обязанностей, выполнение плана работ (сроки, качество), достижение поставленных задач. В организации четко определены должностные обязанности (ясно, с чем сравнивать), есть план-график работ (фиксируется выполнение заданий), сотрудники имеют четкие задачи. Аттестация проходит быстро и объективно. Надо помнить, что, чем слабее организационная основа оценки деятельности, тем сложнее получить объективный результат.

     2. Оценка квалификации заключается в «экзамене» – работники в письменной форме отвечают на вопросы по специальности. (Возможна и устная форма – необходимо только стандартизовать ее.) Опросник заранее подготовлен и согласован с ведущими специалистами, определено, какой результат «экзамена» приемлем для специалистов различной квалификации.

     3. Оценка личности. Организация использует систему Томаса. Система Томаса позволяет оценить основные поведенческие характеристики человека, сопоставить их с поведенческими требованиями к данной должности, оценить взаимоотношения в коллективе.

     В результате можно:

     а) сравнив личностные требования, предъявляемые  к должности, с фактическими личностными особенностями сотрудника, занимающего данную должность, разработать для сотрудника программу обучения и развития;

     б) при наличии стрессовых или конфликтных ситуаций определить причины и пути устранения конфликтов;

     в) при наличии существенных претензий  к деятельности сотрудника оценить, одинаково ли работник и его руководитель понимают поведенческие требования, предъявляемые к данной должности;

     г) избегая субъективизма, построить структурированное аттестационное интервью.

     Такое проведение аттестации позволяет получить и формализовать комплексную информацию о работнике. Однако для многих компаний этот вариант мало применим, особенно на первых порах, когда только начинается внедрение процесса аттестации. Например, если в компании нет четкого плана работ (доведенного до каждого сотрудника) или не фиксируются случаи отклонения от плана, оценка деятельности может оказаться непонятной как руководителю, так и подчиненному. Разработка миниэкзамена по специальности – также процесс трудоемкий, требующий высокого уровня квалификации экзаменатора.

     Вышесказанное, безусловно, не означает, что от аттестации следует отказаться вообще. Следует лишь отказаться от распространенного подхода: разработаем положение об аттестации, несколько бланков, чтобы создать видимость формализации, соберем руководителей и будем по очереди вызывать подчиненных на собеседование. Как только организация достигла того уровня развития, когда проведение аттестации ставится на повестку дня, следует в соответствии с поставленными целями определить свои возможности и приступить к выбору метода. [24]

2.3. Принципы и  правила проведения аттестации

    Аттестация  должна быть объективной. Максимальная стандартизация оценки деятельности и профессионализма личности поможет избежать субъективизма при аттестации.

   При аттестации следует учитывать нравственный аспект профессиональной деятельности работника. В каждой профессии существуют корпоративные нормы морали и этика поведения. Соблюдение их имеет важное значение для руководителей учреждений и организаций. Профессиональная мораль влияет на социальную обоснованность принятия решения, качество продукции, кадровую политику руководителя, возможные побочные неблагоприятные для экологии последствия деятельности организации, социально-психологический климат в коллективе.

   Аттестация  должна улавливать субъективное отношение специалиста к своему делу, профессии. Этот принцип можно назвать принципом профессиональной идентификации. Степень отождествления себя с социально-профессиональной группой и преданность своему учреждению порождают чувство корпоративности, которое сплачивает, объединяет профессиональный коллектив.

   С учетом того, что любая профессиональная деятельность деформирует личность, ведет к образованию профессионально нежелательных качеств, аттестация призвана также обеспечить коррекцию профессионального развития личности. Значит, помимо состава ключевых способностей нужно определить профессионально нежелательные качества, возможные профессиональные деформации личности и методы их диагностики.

     Результаты  диагностики ключевых способностей и профессионально нежелательных качеств должны мотивировать дальнейшее профессиональное развитие специалиста и повышение его квалификации.

   Основными принципами аттестации, согласно Типовому положению об аттестации работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования, являются добровольность, открытость, коллегиальность, социальная и правовая защищенность, обеспечивающие объективность, гуманное и доброжелательное отношение к специалистам.

Информация о работе Аттестация персонала: технология, проблемы и перспективы применения