Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:39, курсовая работа
Цель: на основе анализа литературы охарактеризовать различные подходы к проблеме профессиональной аттестации кадров.
Задачи:
охарактеризовать подходы к определению профессиональной аттестации;
дать краткую характеристику основных методов и приемов профессиональной аттестации;
описать процедуру профессиональной аттестации;
описать основные принципы и правила организации и проведения профессиональной аттестации.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Факультет управления
Кафедра
менеджмента
Курсовая работа
На
тему: Аттестация персонала: технология,
проблемы и перспективы применения.
Выполнила:
Студентка группы УМ-403
Оганисян Шушанна
Проверила:
Хмельницкая
Нина Иосифовна
Челябинск 2010
Оглавление
Идея аттестации (оценки) специалиста, его профессиональной успешности отнюдь не изобретение нашего времени. В глубину веков уходит предыстория современной аттестации. Уже в середине III тыс. до н.э. в древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. Профессионально подготовленный писец был центральной фигурой Месопотамской цивилизации благодаря обширным по тем временам знаниям. И уровень его, как мы выразились бы сегодня, профессиональной компетенции оценивался по таким параметрам: знание четырех арифметических действий; умение измерять поля, составлять и распределять рационы, делить имущество; владение искусством пения и игры на музыкальных инструментах; умение разбираться в тканях, металлах, растениях и др.
В
XV в. конкурсные испытания были упорядочены.
Они проводились по этапам и турам. Присвоение
высших степеней на экзаменах сопровождалось
большими почестями. [2]
Аттестация персонала — один из важнейших элементов кадровой работы, представляющий собой периодическое освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории. Состав кадров, подлежащих аттестации, устанавливается в каждой отрасли деятельности согласно перечню должностей руководителей, специалистов и др. работников.
По результатам
аттестации строится индивидуальный план
развития каждого специалиста, предусматривающий
повышение его квалификации (семинары,
тренинги, стажировки, консультации) и
его карьерный рост. Именно поэтому я считаю
данную тему актуальной. [4]
Цель: на основе анализа литературы охарактеризовать различные подходы к проблеме профессиональной аттестации кадров.
Задачи:
1. Понятие и содержание аттестации персонала
1.1. Понятие аттестации
Современная
профессиональная деятельность требует
не столько элементарной исполнительности
и дисциплинированности, сколько наиболее
полного использования знаний и способностей
личности.
В общем смысле аттестацию понимают как всю систему оценки персонала. В более узком смысле как часть системы оценки персонала, предусматривающую какие-либо конкретные процедуры оценки. Весь комплекс мер, включающий содержание, методы и субъектов оценки, называют системой аттестации.
Аттестация - специальный вид оценивания работника и реально выполненных им работ, направленный на выявление уровня квалификации в целях определения степени эффективности. [4]
Профессиональная аттестация – это процедура оценки деловых качеств специалиста, определение соответствия работающего человека некоторым эталонным качествам (А.К. Маркова). В зависимости от разных задач аттестация может быть направлена на: определение уровня и ступени профессионализма, установление квалификационного разряда, соответствия занимаемой должности, соответствия возможному кадровому выдвижению и т.д.
Э.Ф. Зеер определяет аттестацию как комплексную оценку уровня квалификации, профессионализма и продуктивности деятельности работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
В первую очередь аттестация призвана определить профессиональное соответствие специалиста занимаемой должности.
Представляется обоснованным предусмотреть аттестацию молодых специалистов через 2 — 3 года работы. Основная функция первичной аттестации — определение профессионального соответствия молодого специалиста должности и составление перспективного плана его профессионального развития.
Существует
несколько типов аттестации (оценки):
1) на основе объективных критериев (оценка
конечных результатов работы)
2) на основе субъективных оценок непосредственных
руководителей.
3) методика «360 градусов» — круговая субъективная
оценка персонала, когда сотрудник оценивается
своим руководителем, коллегами, подчиненными
и клиентами.
В зависимости от используемой информационной базы можно выделить несколько типов аттестации кадров: по минимально необходимой информации (биографические данные, производственная характеристика); с использованием частичной дополнительной информации (данных экспертной оценки); с использованием максимально полной дополнительной информации (данных экспертной оценки и индивидуально-психологической характеристики, составленной по материалам психологического обследования).
Негативные стороны аттестации (оценки) персонала — частые (ежегодные или чаще) аттестации демотивируют персонал, направляя усилия сотрудников исключительно на выполнение установленных нормативов. В результате игнорируется все то, за что «оценки» не ставят. Для работника на первый план выходит не успех организации в целом, а личный результат. В коллективе возникает излишне высокий уровень конкуренции между сотрудниками и регулярно вспыхивают межличностные конфликты. [3]
1.2. Цели и задачи аттестации.
С помощью аттестации может решаться несколько самостоятельных задач, связанных с управлением персоналом в организации:
Целями аттестации провозглашаются стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности работников в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты труда.
Аттестация
персонала призвана решать следующие
социально-экономические и профессионально-
• устанавливать профессиональное соответствие специалиста занимаемой должности и квалификационной категории, на которую он претендует;
• дифференцировать оплату труда работника в зависимости от результативности его деятельности;
•
стимулировать повышение
• осуществлять коррекцию профессиональных деформаций личности и нейтрализовать профессионально нежелательные качества;
•
способствовать дальнейшему росту
профессионально-
Одной из побочных задач аттестации может быть сокращение штатов, избавление от сотрудников, работа которых не удовлетворяет руководителя. [9]
1.3. Функции аттестации
Выделяют три взаимосвязанных функции аттестации:
Аттестация, по мнению А.К. Марковой, выполняет следующие функции:
– диагностическую, или оценочную – изучение и оценка деятельности, поведения, личности специалистов в целях их наиболее правильного использования;
– прогностическую функцию, которая заключается в определении возможностей, способностей работника к дальнейшему росту, совершенствованию, в уточнении перспектив каждого конкретного работающего человека;
– корректирующую функцию, которая состоит в определении каких либо специальных мероприятий или конкретных направлений работы по изменению некоторых элементов деятельности и поведения специалистов;
– воспитательную функцию, то есть воздействие на личностные качества работника, в первую очередь на эмоционально-мотивационную сферу, направленность личности.[3]
1.4 Объекты и показатели аттестационной оценки.
Основными объектами оценки при аттестации персонала мот быть:
• результаты труда за определенный период времени;
• те или иные стороны деятельности или отношение к своим обязанностям;
• черты личности, связанные с выполнением рабочих или служебных функций;
• потенциальные способности к соответствующей работе.
Нужно иметь в виду, что вследствие различия функций эти моменты имеют неодинаковое значение и формы проявления для различных категорий персонала. В соответствии с этим объективно должны различаться основные факторы и показатели самой оценки.
Под
факторами оценки здесь понимается
набор характеристик
Факторы оценки делятся на основные и дополнительные. К основным относятся те, без которых невозможно составить представление о субъекте и расшифровать содержание его оценки. Дополнительные факторы помогают глубже раскрыть и уточнить это содержание. Они бывают как самостоятельными, т.е. «заполняющими пробелы» между основными, так и вспомогательными, уточняющими последние.
Установление факторов оценки не означает, что всем им в обязательном порядке должны соответствовать качества работника, так как они являются ориентирами для нее. В то же время отсутствие четкости и конкретности в критериях и факторах оценки приводит к тому, что на практике разные руководители при оценке одних и тех же качеств подчиненных подходят с разных, а иногда и с противоположных позиций. В результате работники теряют ориентировку, из-за чего снижается эффективность их деятельности. [3]
2. Процедура и методика аттестации
2.1. Этапы аттестации
Информация о работе Аттестация персонала: технология, проблемы и перспективы применения