Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынков с асимметричной информацией и проблем устранения информационной асимметрии.
Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
- рассмотрено влияние информации на развитие рыночных отношений;
- описана несостоятельность конкурентных рынков как следствие информационных проблем;
- рассмотрены особенности рынков с асимметричной информацией;
- изучены пути преодоления информационной асимметрии.
2.2 Анализ концентрации на рынке страхования
В 2010 г. 50 крупнейшими российскими страховщиками по объему страховых премий суммарно было собрано 463,28 млрд. руб. страховых премий, кроме ОМС, что составило 83,35% от общего объема страховых премий.
В пятерку лидеров по объемам собранных страховых премий, кроме ОМС, вошли следующие страховые компании: "РОСГОССТРАХ" ", рег. номер 977, (74,31 млрд. руб., 516,11% к 2009), "СОГАЗ" (46,94 млрд. руб., 120,57%), "ИНГОССТРАХ" (41,17 млрд. руб., 92,17%), "РЕСО-ГАРАНТИЯ" (35,81 млрд. руб., 117,7%) и "ВОЕННО-СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ" (25,15 млрд. руб., 128,8%). При этом наиболее высокие темпы роста объемов сборов страховых премий среди страховых компаний, вошедших по этому показателю в список 50 крупнейших, в 2010 г. по отношению к 2009 г. были отмечены у следующих компаний: "СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК" (в 33,5 раза), "РОСГОССТРАХ", рег. номер 977, (в 5,2 раза), "АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ-ЖИЗНЬ" (в 3 раза). Снизили объемы сборов премий в отчетном периоде: "РОССИЯ", рег. номер 2, (на 40,34%), "РОСГОССТРАХ", рег. номер 1, (на 34,32%), "ЦЮРИХ" (на 23,37%).
Ренкинг 50 крупнейших страховых компаний по объемам страховых премий представлен в таблице 3.
В 2010 г. 50 крупнейшими отечественными страховыми компаниями по договорам страхования было выплачено 261,39 млрд. руб., кроме выплат по ОМС, что составило 89,09% от общего объема выплат.
По объемам выплат в ренкинге страховых компаний за 2010 г. в пятерку лидеров вошли следующие компании: "РОСГОССТРАХ" ", рег. номер 977, (38,19 млрд. руб., 457,42% к 2009), "ИНГОССТРАХ" (28,43 млрд. руб., 92,44%), "СОГАЗ" (22,23 млрд. руб., 1%), "РЕСО-ГАРАНТИЯ" (19,37 млрд. руб., 104,43%), "РОСНО" (17,39 млрд. руб., 164,58%).
Наиболее высокие темпы роста объемов выплат среди страховых компаний, вошедших по этому показателю в список 50 крупнейших, в 2010 г. по отношению к 2009 г. были отмечены у "СТРАХОВОЙ ГРУППЫ МСК" (в 42,7 раза), "СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ" (в 10,2 раза), "РОСАГРОСТРАХ" (в 5,9 раза). Снизили объемы выплат в отчетном периоде "РУССКИЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР" (на 51,29%), "ЦЮРИХ" (на 25,17%).
Ренкинг 50 крупнейших страховых компаний по объемам выплат представлен в таблице 5.
Вывод:
В целом на рынке продолжает расти уровень
концентрации. Так, практически 70% страховой
премии (без ОМС) приходится на 20-ку лидеров.
Для сравнения - в 2009 г. данный показатель
был на 9 п.п. меньше и составил 59% от страховой
премии (без ОМС).
3.1 Способы преодоления информационной асимметрии
В реальной жизни мы наблюдаем не так много рынков, где товары низкого качества действительно вытесняют высококачественные товары. В действительности этому препятствует,
во-первых, деятельность государства, направленная на поддержку производителей и продавцов высококачественных товаров;
во-вторых, деятельность независимых организаций потребителей,
в-третьих, целенаправленная политика производителей высококачественных товаров.
Государство, поддерживая производителей высококачественных товаров, может использовать такие рычаги, как:
• поддержка стандартизации и сертификации;
• контроль рекламной активности продавцов;
• ценовая политика.
Стандарты - набор критериев, которым соответствует высококачественный товар, - могут вводиться по инициативе не только государственных регулирующих органов, но и по инициативе союзов потребителей, промышленников и т. д. Сертификация - определение соответствия того или иного товара стандарту, - опять-таки может осуществляться по инициативе промышленников, однако для ряда товаров государственными органами может быть предусмотрена в обязательном порядке. К таким рынкам безоговорочно относятся рынки продуктов питания и лекарственных препаратов.
Примером
ужесточения государственной
Однако
стандарты и сертификаты
Контроль рекламной активности рыночных агентов ставит целью преградить путь
недостоверной информации, усугубляющей проблему вытеснения добросовестных продавцов заведомо недобросовестными. В России действует федеральный закон «О рекламе», ограничивающий рекламную деятельность пределами, за которыми ее влияние на рынки становится негативным Государственный комитет по антимонопольной политике активно противодействует недобросовестным рекламодателям как на федеральном, так и на региональных рынках. Только в 1996 году антимонопольными органами было проведено 4 000 расследований по факту нарушения законодательства о рекламе. Проблема состоит в том, что рекламное законодательство не в состоянии предусмотреть все возможные способы недобросовестного информирования покупателей. И даже максимально эффективное действие рекламного законодательства может предотвратить агитацию в пользу низкокачественного товара, но не его производство и продажу.
Регулирование цен со стороны государства преследует цель предотвратить использование производителями низкокачественной продукции преимущества в издержках, ограничивая ценовую конкуренцию на рынке. Примером регулирования цен с целью решения «проблемы лимонов» служит назначение государством минимальных оптовых и розничных цен на водку и алкогольные напитки крепостью более 28%. В сочетании с обязательным сертифицированием товара эта мера должна была привести к тому, чтобы повысить конкурентоспособность высококачественных товаров - при относительно небольшой разнице цен они становятся предпочтительнее для покупателя. Эффективность государственного регулирования цен ограничена тем, что низкокачественные товары продаются в «сером» секторе экономики, недоступном для государственного контроля.
Мы показали, что государственное регулирование неспособно полностью решить «проблему лимонов». Для предотвращения вытеснения «хороших» товаров «плохими» необходимы целенаправленные действия продавцов высококачественной продукции, направленные на информирование покупателей. Самый действенный метод убеждения покупателей в высоком качестве товара - репутация фирмы-производителя и продавца. Репутация практически всегда свидетельствует о том, что продавец не собирается использовать асимметричную информацию о качестве для продажи низкокачественного товара. Но, к сожалению, это не означает, что репутация производителя позволяет полностью решить проблему асимметричной информации о качестве. На рынке видеотехники торговые марки «Sony», «Philips, «Panasonic» заслуженно пользуются высокой репутацией. Фирмы-владельцы этих торговых марок ни в коем случае не заинтересованы в подрыве репутации марок путем продажи низкокачественной продукции. Однако асимметричную информацию о качестве могут использовать для продажи низкокачественного товара, во-первых, производители, так или иначе маскирующиеся под известные марки, во-вторых, торговые фирмы, продающие под пользующимися доверия марками. Далее, репутация не может служить сигналом о качестве в случае, когда на рынок входит новая фирма, еще не имеющая доброго имени, несмотря на добросовестность намерений.
Помимо репутации, сигналами о качестве товара для покупателей может служить:
• предоставление гарантий;
• расточительные расходы;
• низкая входная цена.
Если производитель гарантирует покупателю возмещение потерь в случае, когда качество товара отличается от объявленных характеристик, проблема «рынка лимонов» разрешается. Поскольку продавец низкокачественного товара не заинтересован в предоставлении гарантий, покупатель приобретает критерий определения качества товара конкретного продавца. Основная проблема - полнота гарантии. Интуиция подсказывает, что неполная гарантия может быть истолкована покупателями как свидетельство дефектов предлагаемого товара. Но, с другой стороны, полная гарантия предоставляет покупателю стимул небрежно обращаться с приобретенным товаром. Здесь вновь возникает проблема асимметричной информации - продавец не может контролировать, как покупатель будет обращаться с покупкой, - а следовательно, и проблема риска безответственного поведения контрагента (в данном случае покупателя), и проблема негативного отбора (полная гарантия более привлекательна для недобросовестного покупателя). Кроме того, система гарантий может использоваться при продаже далеко не всех типов продукции.
Другим способом сигнализировать покупателю о качестве служат расточительные расходы (wasteful expenditure), в качестве которых могут рассматриваться расходы на рекламу. Чтобы расточительные расходы служили сигналом о качестве, они должны быть настолько велики, чтобы фирма не могла их покрыть из текущей выручки за небольшой промежуток времени, и покупатель должен быть осведомлен об этом.
Текущая
ценность потоков «премии за качество»
позволяет производителю
Если рассматривать рекламные затраты как разновидность расточительных расходов, можно сделать интересный вывод: независимо от правдивости информации, которая содержится в рекламных объявлениях, сама сумма затрат на рекламу свидетельствует о добросовестных намерениях продавца. Чем больше расходы продавца на рекламу, тем дольше он должен получать премию за качество, чтобы компенсировать необратимые расходы, тем сильнее стимул производить и продавать товар высокого качества.
Альтернативой расточительных расходов служит низкая входная цена на товар. Чтобы сигнализировать о высоком качестве товара, продавец должен выбрать такую ценовую стратегию, которой невыгодно было бы придерживаться продавцу товара низкокачественного. В противном случае покупатель не сможет разграничить продавцов товаров разного качества, и цена не будет служить сигналом высокого качества товара. Если готовность покупателя платить за товар низкого качества равна нулю, продавец товара низкого качества никогда не назначит на свой товар цену ниже средних издержек, так как однократная продажа приведет к отказу покупателей от повторных покупок, и продавец не сможет компенсировать полученные убытки. Напротив, производитель высококачественного товара при определенных условиях может, реализовав товар при входе на рынок по низкой цене (или даже раздав его бесплатно) в будущем компенсировать убытки, продавая товар уже по цене, равной q - максимальной готовности покупателя платить за товар высокого качества. Таким образом, максимальная цена, которую может назначить при входе на рынок продавец товаpa высокого качества, стремящийся предоставить покупателю сигнал о качества, должна быть ниже средних издержек производства товара низкого. Если фирма не осуществляет расточительных расходов, низкая, а не высокая цена служит сигналом о качестве товара.
Низкая
входная цена будет эффективна, если
использовав ее в качестве сигнала,
продавец сможет получить в долгосрочном
периоде неотрицательную
Эта простая модель позволяет охарактеризовать важную проблему, возникающую на рынках с асимметричной информацией. Любая форма сигнализации о качестве связана с дополнительными издержками. Продавец будет готов нести эти дополнительные издержки только в том случае, если будущая прибыль от продажи товара по цене, соответствующей максимальной готовности потребителя платить за высокое качество, компенсирует убытки, понесенные в момент входа на рынок. Насколько будущая прибыль способна компенсировать текущие убытки - зависит и от соотношения издержек производства товара низкого и высокого качества, и от максимальной готовности покупателя платить за товар высокого качества, и от общего уровня риска на рынке, и от величины дисконтирующего множителя.