Асимметрия информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынков с асимметричной информацией и проблем устранения информационной асимметрии.
Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
- рассмотрено влияние информации на развитие рыночных отношений;
- описана несостоятельность конкурентных рынков как следствие информационных проблем;
- рассмотрены особенности рынков с асимметричной информацией;
- изучены пути преодоления информационной асимметрии.

Работа содержит 1 файл

Курсовик2.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

  Информация является одним из важных типов экономических ресурсов. При этом непременным признаком экономической жизни является неполнота и ассиметричность информации. Большая или меньшая неполнота информации может влиять на условия и особенности функционирования рынков, создавая дополнительные трансакционные издержки для экономических агентов. Наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает особый тип неполной информации - асимметричная информация. Асимметричность информации создает возможность злоупотребления одного из участников сделки неинформированностью контрагента. Асимметричность информации, в отличие от собственно неполноты, приводит к резкому снижению общественного благосостояния.

     В данной работе рассмотрено воздействие асимметричной информации на общественное благосостояние, стратегии экономических агентов, особенности конкуренции на рынках.

     Для достижения цели работы рассмотрен пример рынка страхования в России.

     Целью данной курсовой работы является изучение рынков с асимметричной информацией и проблем устранения информационной асимметрии. 
Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи: 
- рассмотрено влияние информации на развитие рыночных отношений; 
- описана несостоятельность конкурентных рынков как следствие информационных проблем; 
- рассмотрены особенности рынков с асимметричной информацией; 
- изучены пути преодоления информационной асимметрии. 

 

ГЛАВА 1. Понятие и сущность асимметрии информации.

    1. Понятие асимметрии информации

   Асимметричная информация - ситуация, в которой часть участников сделки владеет важной информацией, которой не владеют другие заинтересованные лица; характерна для многих ситуаций в бизнесе. Так, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Работник знает о своих способностях полнее, нежели предприниматель. Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм.

Асимметричная информация дает возможность уяснить, почему, например, те или иные фирмы  предоставляют покупателям их продукции гарантии и услуги или почему держатели акций корпораций должны внимательно наблюдать за поведением управляющих и т. д.

     Если  бы асимметрия информации и порождаемые  ею эффекты сказывались только на рынках подержанных вещей, едва ли она заслуживала бы того внимания, которое сегодня уделяется ей в экономической науке. Но в действительности она распространена весьма широко; вероятно, не будет преувеличением сказать, что в той или иной мере асимметрия информации присутствует на всех рынках, только в одних случаях ее действие ничтожно, в других - весьма значительно.

  Впервые это свойство асимметрии информации было отмечено Кеннетом Эрроу в статье 1963 года, озаглавленной «Неопределённость и экономика благосостояния в здравоохранении» в журнале Американское Экономическое Обозрение.

  Джордж Акерлоф в работе «Рынок „лимонов“: неопределенность качества и рыночный механизм» в 1970 году построил математическую модель рынка с несовершенной информацией. Он отметил, что на таком рынке средняя цена товара имеет тенденцию снижаться, даже для товаров с идеальным качеством. Возможно даже, что рынок коллапсирует до исчезновения. За эту работу Д. Акерлоф получил нобелевскую премию. За основу он взял работу лауреатов Нобелевской премии по экономике 1996 г. американского экономиста Уильяма Спенсера Викри (1914-1996) и английского экономиста Джеймса Миррлиса (р. 1936) "Рынок подержанных автомобилей". Эта работа, вошедшая в классику экономической литературы, доказывала, что дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен. В ситуации, когда покупателю недоступна вся необходимая информация для приобретения автомобиля, качество продаваемого товара будет измеряться как совокупное среднее, что, несомненно, отразится на цене. Машину, качество которой превышает среднее, может забрать продавец, который знает, что покупатель заплатит за нее меньше, чем она стоит на самом деле. В результате на рынке останутся только самые плохие автомобили и в конце концов он рухнет.

  Из-за несовершенства информации нечестные  продавцы могут предложить менее  качественный (более дешёвый в изготовлении) товар, обманывая покупателя. В результате многие покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать покупок или соглашаться покупать только за меньшую цену.

  Такая ситуация характерна для товарных рынков, но не только для них. Подобные явления наблюдаются на рынках труда. Нанимающийся на работу (продавец трудовых услуг) имеет конкретное представление о своей профессиональной подготовленности, о своих умениях, физических возможностях и т. д., словом, о качестве располагаемого им человеческого капитала. Работодатель (покупатель трудовых услуг) имеет статистическое представление о категории работников, к которой может быть отнесен данный человек: ему известны пол, возраст, образование и, возможно, еще некоторые характеристики. Ставка заработной платы устанавливается работодателем на основе его представлений о статистической структуре предложения труда. Она может вполне устроить работников с низкими деловыми данными, но может показаться недостаточной для работника с высоким профессиональным уровнем. Следствием явится соответствующее изменение структуры предложения, и равновесие на рынке.

  Но  возможна и противоположная ситуация, когда покупатель обладает более  полной информацией об объекте сделки, чем продавец. Например, на рынках кредитов и страхования.

  Эффекты информационной асимметрии наряду с  трансакционными затратами представляют собой "дефекты микроструктуры" рыночных взаимодействий субъектов  экономической деятельности, приводящие к неоптимальному размещению ресурсов. В последнее время экономика информации стала интенсивно развивающейся отраслью микроэкономики. В круг проблем этой отрасли входят методы сигнализирования, позволяющие ограничить асимметрию информации, процедуры торгов, схемы налогообложения, способы оптимизации контрактов. Нобелевская премия 1996 г. по экономике была присуждена У. Викри и Дж. Мирр-лизу "За фундаментальный вклад в развитие теории поведения экономических агентов в условиях асимметричной информации".  

 

1.2 Примеры рынков  с асимметричной  информацией

   Асимметричная информация охватывает различные сферы  деятельности:

    1.      рынок подержанных вещей (перепродажа автомобилей, техники и т.д.)

    2.      рынок продуктов;

    3.      рынок страхования;

    4.      рынок кредитов;

    5.      рынок труда. 

  1. Рынок подержанных товаров (автомобилей)

   Пусть на рынке подержанных автомобилей  существуют два вида товара: автомобиль типа А («персик») - высокого качества, автомобиль типа Б («лимон») - низкого качества. При этом максимальная готовность покупателей платить за товар типа А равна 600 долл., а за товар типа Б - 200 долл. В свою очередь, продавцы готовы продавать товар типа А не меньше, чем за 500 долл., а товар типа Б - не меньше, чем за 150 долл. Предположим далее, что на рынке 100 автомобилей типа А и 100 автомобилей типа Б.

Подержанный автомобиль Количество  Максимальная  цена покупателя Минимальная цена продавца
Высокого  качества 100 600 500
Низкого качества 100 200 150

    Рассмотрим  три варианта рыночного равновесия в зависимости от полноты и  симметричности информации о качестве автомобилей.

    1. Информация полная и симметричная. Если бы качество конкретного  автомобиля было известно и  продавцу, и покупателю, возникло бы два независимых рынка - рынок автомобилей типа А и рынок автомобилей типа Б. На первом равновесная цена установилась бы в интервале от 500 до 600 долл., на втором - в интервале от 150 до 200 долл. Объем продаж автомобилей составил бы 200 штук, выигрыш потребителей - (600 - Рр)100 + (200 – P1)100; выигрыш производителей -(Рр - 500)100 + ( Р1 - 150)100.

    2. Информация неполная, но симметричная. Предположим, что ни покупателю, ни продавцу неизвестно качество  выбранного наугад автомобиля. При  этом и продавцы, и покупатели знают, что из 200 автомобилей половина - высокого качества. Вероятность того, что выбранный наугад автомобиль - высокого качества, составляет 0,5. Тогда покупатель готов заплатить за автомобиль максимальную цену Pd= 600 х 0,5 + + 200 х 0,5 = 400 долл., а продавец готов продать автомобиль минимум за Ps = 500 х 0,5 + 150 х 0,5 = 325 долл. Цена установится в этих границах. Объем продаж автомобилей составит по-прежнему 200. Обратим внимание, что по сравнению с первым вариантом общественное благосостояние (сумма выигрышей покупателей и продавцов) не снизится. Часть покупателей понесет потери, заплатив за автомобиль низкого качества больше, чем их действительная готовность платить. Однако другая часть покупателей выиграет, заплатив за автомобиль высокого качества существенно меньше, чем были готовы. То же самое относится и к продавцам.

    3. Информация неполная и асимметричная.  Теперь предположим, что информация  о качестве товара известна  только продавцу этого товара. Максимальная цена спроса для выбранного наугад автомобиля составляет 400 долл. Однако если продавец знает, что его товар - высокого качества, он не захочет продавать его только за 400 долл., что ниже его минимальной цены продажи. В результате на рынке останутся только товары низкого качества. Объем продаж - 100 автомобилей. Асимметричная информация о качестве приведет к снижению общественного благосостояния.

    Проблемы, связанные с асимметричной информацией  о качестве, имеют различное значение для рынков разного типа. Экономическая теория разграничивает товары следующим образом:

    • товары, качество которых легко определить до потребления («search goods»);

    • товары, качество которых можно определить только после потребления («experience goods»);

    • товары, качество которых затруднительно определить даже после потребления («credence goods»). Проблемы, связанные с асимметричной информацией - риск безответственного поведения и негативный отбор, - наиболее остро стоят на рынках товаров двух последних типов.

    С октября 1978 по апрель 1980 года Федеральная торговая комиссия провела обследование рынка подержанных автомобилей США. Покупателей подержанных автомобилей, купивших товар в течение 12 месяцев, просили указать канал приобретения автомашины (родственники и знакомые, продавцы, найденные по частным рекламным объявлениям, и дилеры), оценить технические характеристики купленного автомобиля (на момент приобретения) по 10-балльной шкале, предоставить сведения о необходимости ремонта и затратах на ремонт. Эксперимент подтвердил рабочую гипотезу о том, что на тех сегментах рынка, где асимметричность информации о качестве сильнее (приобретение автомобилей у дилеров), качество купленных машин было ниже. Подтверждением служили более высокие расходы на ремонт. Люди, купившие автомобиль у друзей или родственников, потратили в среднем за год на ремонт 418 долларов, купившие автомобиль у продавцов, рекомендованных знакомым, - 449 долларов, а те, кто приобрели автомобиль у дилеров, - 533 доллара.

  1. Кредитный рынок. В ситуации «заемщик-кредит» заемщик обладает большей информацией о своей платежеспособности. При предоставлении кредита банки занижают процентные ставки относительно равновесного уровня и осуществляют рационирование кредита, требуя его надежного залогового обеспечения. Банкиры прекрасно понимают, что высокие процентные ставки могут отпугнуть в первую очередь серьезных клиентов, имеющих умеренно рентабельные проекты и не склонных к риску. С другой стороны, аферист может согласиться на любые процентные ставки, лишь бы заполучить кредит. Рассмотрим проявление неполноты и асимметрии информации на рынке кредитов.

    Спрос на заемные средства определяется уровнем  эффективности инвестиционных проектов фирмы. Чем выше показатели эффективности  инвестиционного проекта, тем выше максимальная ставка процента, которую в состоянии уплатить фирма. Собственно эта максимальная ставка процента (reservation interest rate) равна внутренней норме доходности (internal rate of return) - такой ставке дисконтирования, при которой чистая текущая ценность инвестиционного проекта (разность между текущей ценностью потока чистой выручки и текущей ценностью инвестиционных затрат) равна нулю. Если ранжировать инвестиционные проекты по убыванию внутренней нормы доходности, равновесной ставкой процента будет та, при которой кредитом воспользуются фирмы, имеющие инвестиционные проекты с внутренней нормой доходности, большей или равной ставке банковского процента. Использование заемных средств под процент, превышающий внутреннюю норму доходности, приносит фирме убытки. Равновесие на рынке кредитов, при котором заемными средствами пользуются только те проекты, внутренняя норма доходности которых больше либо равна ставке банковского процента, является Парето-эффективным.

Информация о работе Асимметрия информации