Асимметрия информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынков с асимметричной информацией и проблем устранения информационной асимметрии.
Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
- рассмотрено влияние информации на развитие рыночных отношений;
- описана несостоятельность конкурентных рынков как следствие информационных проблем;
- рассмотрены особенности рынков с асимметричной информацией;
- изучены пути преодоления информационной асимметрии.

Работа содержит 1 файл

Курсовик2.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

    Простая модель равновесия на рынке кредитов существенно изменится, если мы предположим, что:

    • существует асимметрия информации об уровне внутренней нормы доходности инвестиционного проекта между  кредитором и заемщиком;

    • осуществление инвестиционного  проекта и связанные с ним  риски находятся вне контроля кредитора;

    • при выборе инвестиционного проекта кредитор и заемщик в силу институциональных условий демонстрируют разное отношение к риску.

    Рассмотрим  проблему «кредитор-заемщик» на условном примере. Фирма просит у банка 10 000 млн. руб. на осуществление инвестиционного проекта длительностью 1 год. В случае удачного осуществления инвестиционного проекта фирма выплачивает кредитору долг с процентами. В случае неудачного осуществления инвестиционного проекта фирма становится банкротом. И тогда получение кредитором хотя бы части суммы кредита становится весьма проблематичным. Для фирмы величина чистых потерь, связанных с банкротством (явных и неявных - расходы на ликвидацию, на судебные издержки, потеря марки и репутации и т. д.) составляет 2 000 млн. руб.

Вариант Вероятность удачного осу-ществления проекта р Кредитный риск Ожидаемая чистая выручка, млн руб 
в случае удачного осуществления проекта Net Rev1 в случае неудач-ного осуществ-ления проекта Net Rev0
1 0,8 низкий 17500 5000 15000
2 0,5 средний 25000 5000 15000
3 0,2 высокий 55000 5000 15000
 

    Зависимость величины чистой выручки в случае удачного осуществления проекта  от вероятности его осуществления  описывается формулой Net Rev1 = 5 000 + 10 000/р, где р - вероятность успешного осуществленния инвестиционного проекта. Конкретный вариант осуществления инвестиционного проекта фирма выбирает после предоставления кредита. Поскольку ожидаемая чистая выручка одинакова для всех вариантов осуществления проекта, но уровень риска для них различен, то при условии что фирма не склонна к риску, она будет выбирать из доступных вариантов осуществления инвестиционного проекта вариант с наименьшим уровнем кредитного риска. Выбор варианта осуществления инвестиционного проекта с наибольшей вероятностью успешного осуществления при данной ставке процента в интересах банка, поскольку для него ожидаемая прибыль отрицательно зависит от уровня кредитного риска.

    Предположим, что банк является монополистом в  отношении фирмы. Банк, как никакой  другой экономической агент, обладает широкими возможностями ценовой дискриминации. Он имеет возможность выявить максимальную готовность платить за кредит, изучив бизнес-план фирмы и другие документы, обосновывающие экономическую целесообразность кредитования инвестиционного проекта.

    Банк  назначает ставку процента на уровне максимальной ставки-процента, которую готова заплатить фирма (reservation interest rate). Эта ставка процента должна быть такой, чтобы ожидаемая чистая выручка фирмы после выплаты банку кредита с процентами была равна нулю. Зависимость чистой выручки фирмы от удачного или неудачного осуществления проекта выглядит следующим образом:

Осуществление проекта  Вероятность Чистая выручка  фирмы (за вычетом выплаты суммы  кредита с процентами в случае успешного осуществления инвестиционного проекта)
Удачное Р 5 000 + 10 000/р - 10 000(1 + i),

где i -ставка банковского процента

Неудачное 1-р  -2 000
 

    Максимальная  ставка процента, которую готова уплатить фирма, определяется из уравнения:

(5 000 + 10 000/р - 10 000(1 + i))p + (- 2 000)(1 - р) = 0,

i = -0,3 + 0,8/р. 

Мы видим, что  максимальная (резервационная) ставка процента для фирмы обратно пропорциональна  вероятности успешного осуществления  инвестиционного проекта. Ее зависимость  от варианта осуществления инвестиций выглядит следующим образом: 

Вариант Вероятность удачного осуществления проекта  Кредитный риск Максимальная (реэервационная) ставка процента
1 0,8 низкий 0,7 ( 70%)
2 0,5 средний 1,3(130%)
3 0,2 высокий 3,7 (370%)
 

     Если  бы банк был абсолютно уверен, что фирма выберет первый, второй или третий вариант осуществления инвестиционного проекта, он назначил бы соответствующую ставку процента по кредитам. Однако банк не может с полной достоверностью знать, какой вариант осуществления инвестиционного проекта выберет фирма, так как ее действия по использованию кредита находятся вне контроля банка. На основе изучения бизнес-плана банк выдвигает следующие предположения относительно вероятности осуществления трех упомянутых вариантов инвестиционного проекта:

  Вероятность удачного осуществления проекта  Вероятность, что  будет осуществляться данный вариант 
1 0,8 0,8
2 0,5 0,19
3 0,2 0,01
 

    Ожидаемая вероятность успешного осуществления  инвестиционного проекта с точки  зрения банка составляет 0,485, и банк назначает ставку банковского процента 1,35 или 135% годовых. Однако при такой ставке процента фирме невыгодно осуществлять инвестиционный проект со средним уровнем кредитного риска. Неотрицательную чистую прибыль с учетом выплаты кредита принесет ей лишь осуществление инвестиционного проекта с высоким уровнем кредитного риска. И в этом случае ожидаемый возврат кредита с процентами для банка означает убытки.

    Следовательно, единственной стратегией, которая не принесет банку убытков, является стратегия  выбора ставки банковского проекта, равной 370% годовых. Стратегией фирмы, следовательно, будет осуществление инвестиционного проекта с самым высоким возможным уровнем кредитного риска.

   Итак, мы пришли к выводу о том, что асимметрия информации о кредитном риске инвестиционных проектов приводит к повышению ставки процента и преобладанию на рынке рискованных инвестиционных проектов.

  1. Рынок ценных бумаг. В случае с ипотечными ценными бумагами проблема асимметрии информации проявляется в том, что их эмитент имеет больше информации, чем инвестор, относительно качества предлагаемых ценных бумаг и стоящих за ними ипотечных кредитов. Отсутствие у инвесторов достаточного объема информации об ипотечных ценных бумагах может привести к тому, что они не решатся покупать ценные бумаги или потребуют повышения доходности по таким бумагам в качестве компенсации за риск.

   Выпуск  ипотечных ценных бумаг последней  очереди представляет собой самый  рискованный транш, на котором лежит  риск неисполнения обязательств по ипотечным  кредитам, входящих в состав ипотечного покрытия. Обычному инвестору трудно оценить качество всех ипотечных кредитов, стоящих за ипотечной ценной бумагой. Однако эмитент ценных бумаг может использовать сигналы о наличии высокого качества ипотечного покрытия. В частности, в международной практике инициатор рефинансирования ипотечных кредитов может приобрести весь выпуск последней очереди себе в собственность, показывая тем самым наличие у пула ипотечных кредитов приемлемого качества. Таким образом, эмиссия нескольких выпусков ипотечных ценных бумаг свидетельствует о качестве стоящего за ними ипотечного покрытия. Такой сигнал позволяет без каких-либо расходов со стороны инвесторов разрешить проблему с имеющейся на финансовом рынке асимметрией информации.

   4.Рынок здравоохранения. На рынке медицинских услуг покупка услуг врача рассматривается как плата за его профессиональные знания. Здесь информационная асимметрия связана с тем, что врач и пациент, оплачивающий его услуги, обладают различной информацией. У врача возникает соблазн назначить пациенту более дорогой курс лечения. В этом случае появляется место для возникновения механизма, благодаря которому рынок адаптируется к информационному неравенству. Возникают такие понятия, как профессиональная и предпринимательская этика и нравственные ценности, которые постепенно внедряются в рыночные отношения. Асимметрия информации также проявляется в условиях конкурентной борьбы между лечебными заведениями. Как показали исследования зарубежных стран, недостаток данных может стать причиной негативного влияния конкуренции больниц на качество лечения. Это дает дополнительный аргумент в пользу усиления мер, направленных на повышение прозрачности показателей, обработку информации о деятельности системы, и на дальнейшие более детальные оценки причинно-следственных зависимостей. Асимметрия информации при условии её усиления становится одной из главных проблем в экономике здравоохранения, мешающая выйти на общественно эффективные уровни затрат, объемов, качества медицинской помощи.

   5.Рынок труда. Прежде всего, асимметрия информации проявляется на стадии найма работников. В этот момент работодатель не знает реального качества приобретаемого товара. Нанимающийся на работу (продавец трудовых услуг) имеет конкретное представление о своей профессиональной подготовленности, о своих умениях, физических возможностях и т. д., словом, о качестве располагаемого им человеческого капитала. Работодатель (покупатель трудовых услуг) имеет статистическое представление о категории работников, к которой может быть отнесен данный человек: ему известны пол, возраст, образование и, возможно, еще некоторые характеристики. Ставка заработной платы устанавливается работодателем на основе его представлений о статистической структуре предложения труда. Она может вполне устроить работников с низкими деловыми данными, но может показаться недостаточной для работника с высоким профессиональным уровнем. Следствием явится соответствующее изменение структуры предложения, и равновесие на рынке.

   6. Проблема принципал-агент. 

   Особую  сферу проявлений риска недобросовестности составляют контрактные отношения между сторонами, одна из которых поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Сторона, отдающая поручение, получила в экономике название принципала, а сторона, выполняющая поручение, - агента. И принципалом, и агентом могут быть и отдельный человек, и фирма, и организация, и государственное учреждение.

     Характерные черты взаимоотношений принципала и агента можно проиллюстрировать  простым примером. Допустим, вы решили приобрести квартиру. Вы плохо ориентируетесь в рынке жилья, не имеете возможности уделять много времени поиску, весьма поверхностно знакомы с правовыми нормами в этой сфере и т. п., и вы решаете обратиться к услугам агента по недвижимости (в роли агента может выступать фирма - агентство по операциям с недвижимостью). Агент обладает необходимыми профессиональными знаниями, он представляет себе конъюнктуру рынка жилья, располагает конкретной информацией о предлагаемых квартирах, словом, есть основания считать, что он по вашему поручению лучше справится с задачей, чем вы сами.

     В ваших интересах, с одной стороны, приобрести достаточно просторную и  удобную квартиру, а с другой, приобрести ее по возможности дешевле. Если бы вы самостоятельно сопоставляли различные варианты покупки, то вы соразмеряли бы полезность квартиры с ее ценой.

По смыслу вашего контракта с агентом, он должен действовать в ваших интересах. Но в действительности его интересы с вашими не совпадают.

   Будем считать, что агент получит вознаграждение лишь в случае, если сделка состоится, и в размере, зависящем от суммы сделки (например, в виде фиксированного процента). Полезность квартиры для вас сама по себе его не интересует. Он заинтересован в том, чтобы вы купили квартиру, и притом подороже. Кроме того, он не хочет затрачивать лишние усилия на поиски. Поскольку вы не располагаете той информацией, которой располагает он (потому-то вы и обратились к его услугам), и не можете проконтролировать качество его выбора, скорее всего, он подберет для вас квартиру, которая окажется для вас приемлемой, но не обязательно самой лучшей.

   Разумеется, если существует конкуренция на рынке  агентских услуг, вы можете обратиться к другому агенту и сопоставить  качество услуг обоих агентов. Если бы этот рынок был совершенным, то агенты в конечном счете были бы заинтересованы в оптимальном для своих клиентов (принципалов) выборе. Однако значительные трансакционные затраты и другие факторы несовершенства рынка агентских услуг вызывают более или менее значительные потери у клиентов.

Информация о работе Асимметрия информации