Асимметрия информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынков с асимметричной информацией и проблем устранения информационной асимметрии.
Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
- рассмотрено влияние информации на развитие рыночных отношений;
- описана несостоятельность конкурентных рынков как следствие информационных проблем;
- рассмотрены особенности рынков с асимметричной информацией;
- изучены пути преодоления информационной асимметрии.

Работа содержит 1 файл

Курсовик2.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

   Этот  простой пример показывает условия  возникновения риска недобросовестности, связанного с проблемой "принципал-агент":

  1. несовпадение интересов принципала и агента;
  2. информационная асимметрия (в пользу агента) в отношении качества выполнения условий контракта;
  3. несовершенство рынка агентских услуг.

   Проблема  взаимоотношений принципала и агента заняла важное место в современных  теориях фирмы и экономики  общественного сектора.

 

    1. Асимметрия информации на рынке страхования

   Возможна  и противоположная ситуация, когда покупатель обладает более полной информацией об объекте сделки, чем продавец.

   В качестве примера рассмотрим рынок  страховых услуг. Пусть для определенности речь идет о страховании строений от пожара. Страховая фирма (продавец услуги) знает, что на 1000 одноэтажных деревянных строений в течение года в среднем приходится один пожар. Пренебрежем рискофобией страховой фирмы, ее трансакционными затратами и т. д. и будем считать, что она устанавливает годовой страховой взнос в размере 1/1000 стоимости строения. Таким образом, собираемая фирмой сумма страховых взносов окажется как раз достаточной для выплаты погорельцам - при условии, что страхуются все строения такого рода.

     Но  в действительности покупатели страховых  услуг - страхователи - сами принимают  решения о том, стоит ли им страховать свое строение. Скажем, г-н А - ответственный  и хозяйственный человек, следящий за состоянием электропроводки и  другими возможными источниками пожара, и такими же свойствами обладают владельцы соседних домов. Для него вероятность пожара значительно меньше 1/1000. Если он нейтрален по отношению к риску, то условия страхования для него невыгодны, и он, по всей вероятности, откажется от страхования.

Г-н  Б владеет таким же домом. Он рассеян  и легкомыслен (и знает об этом), он нередко забывает о чайнике, оставленном  на газовой плите, курит в постели  и т. д. Да и соседи его не лучше, что дополнительно повышает вероятность  пожара. В целом для г-на Б она оказывается значительно выше 1/1000 скорее всего, застрахует свой дом.

Итак, владельцы  домов, вероятность пожара в которых  меньше 1/1000 откажутся от страхования, а те, для кого вероятность выше этого уровня, - купят страховку. Но вероятность, равная 1/1000 исчислена по всем строениям рассматриваемого типа; она равна среднему значению из индивидуальных вероятностей для отдельных домов. Но все застрахованные на рассматриваемых условиях дома характеризуются вероятностью пожара, превышающей 1/1000. Допустим, что в целом для застрахованных домов эта вероятность составит 1/1000 и что фирма с учетом этого обстоятельства удваивает размер страхового взноса. Но на этих условиях откажутся страховаться и те владельцы домов, для которых вероятность пожара лежит между 1/1000 и 2/1000.

     Рассмотрим  ситуацию в более общем виде. Пусть  объекты страхования имеют различные  вероятности рi наступления страхового случая в течение периода страхования и для множества объектов средняя вероятность равна Р. Рисконейтральная страховая фирма, функционирующая без затрат, устанавливает страховой взнос в размере доли Р от стоимости объекта. Но владельцы объектов, для которых рi < Р, откажутся от страхования. Согласятся только те, для которых рiР. Возможно ли равновесие на таком рынке? Условие равновесия состоит в том, чтобы величина Р оказалась средней из которых рi для таких объектов, для каждого из которых выполняется неравенство которых рiР. Это возможно только в том случае, если значение Р равно максимальному из всех встретившихся значений рi. Если все объекты характеризуются различными вероятностями наступления страхового случая, то застрахованным окажется только один, "наихудший", объект.  

      В этом случае оба участника сделки не получат никакой выгоды, но и не понесут никаких потерь. Заметим, что и при полной информированности обеих сторон о вероятности страхового случая возможны будут лишь сделки с нулевым эффектом, если все участники сделок рисконейтральны: равновесные страховые взносы будут различны и в каждом случае равны рi. А если учесть трансакционные затраты, налоги и т. д., то страхование в рисконейтральной среде вообще окажется невозможным. Таким образом, несклонность страхователей к риску - необходимое условие добровольного страхования при любом распределении информации.  

      В действительности, как мы знаем, страхование  существует, и страхуется не единственный объект, так как предположение  о безразличии хозяйственных  субъектов к риску не соответствует  реальности. Можно утверждать, что  все лица, заключившие договоры добровольного страхования, не склонны к риску. Однако сделанный нами вывод об эффекте асимметрии остается в силе, хотя и в несколько ослабленной форме: число заключенных сделок существенно меньше, чем при симметричном распределении информации, а множество застрахованных объектов характеризуется более высоким общим уровнем вероятности наступления страховых случаев.  

 

    1.  Эффекты асимметрии информации

   Исходя  из анализа рынков, можно сделать  вывод, что информационная асимметрия более характерна для отдельных отраслей сферы услуг, чем для производства товаров.

   Существуют  несколько основных проблем, возникающих  на финансовых рынках из-за асимметрии информации:

  1. проблема неблагоприятного отбора (adverse selection);
  2. проблема риска недобросовестности (moral hazard);
  3. проблема дорогостоящей верификации состояния (costly state verification).

   Неблагоприятный отбор - полное или частичное вытеснению с рынка "хороших" товаров "плохими". Т.е. если покупатель рассчитывает, что с ненулевой вероятностью предлагаемый ему товар имеет высокое качество, продавец имеет стимул продать ему товар низкого качества. Ущерб от неблагоприятного отбора терпят и продавцы хороших товаров, и покупатели, и страховые фирмы, и страхователи, словом, участники всех рынков, на которых этот эффект оказывается значительным.

   Риск  недобросовестности. К неблагоприятному отбору близок по своим последствиям риск недобросовестности, возникающий в тех случаях, когда объектами рыночных сделок становятся контракты, действующие в течение более или менее длительного срока, и также связанные с асимметрией информации. Речь идет об изменении поведения субъекта после заключения контракта, когда другой участник сделки не в состоянии проконтролировать поведение своего контрагента. Если обратиться к примеру страхования, то это означает, что после заключения контракта покупатель меняет свое поведение на более рисковое, тем самым увеличивая вероятность страховых случаев. Например, после заключения контракта на страхование имущества от пожара, фирма считает себя защищенной страховым полисом от ущерба, который может быть причинен пожаром, и в дальнейшем не предпринимает никаких противопожарных мер, вследствие чего вероятность пожара возрастает.

     Другой  обширный класс ситуаций, связанных  с риском недобросовестности, образует продажа на условиях абонементной платы - шведский стол, помесячная оплата телефона, газа и т. д.

     Все ситуации риска недобросовестности характеризуются расхождением между  общественными и частными предельными  затратами (последние в случаях абонементной платы равны нулю). Это обстоятельство вызывает отклонение размещения ресурсов от оптимального.  
 
 
 
 
 

 

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

2.1 Общая динамика рынка страхования в России

     По  данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), в едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31 декабря 2010 года зарегистрированы 625 страховщиков, из них 618 страховых организаций, что на 12% меньше по сравнению с количеством страховых организаций на 31.12.2009 года – 702, и 7 обществ взаимного страхования. 

     Общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 2010 год составила соответственно 1041,09 и 768,59 млрд. руб. или 106,5 и 104,6% по сравнению  с 2009 годом.

     Совокупный  объем страховых премий по добровольному страхованию за отчетный период достиг 457,25 млрд. руб., что составило 108,6% к соответствующему периоду предыдущего года. Совокупные выплаты по добровольному страхованию – 231,39 млрд. руб. (на 0,8% больше, чем в 2009г.)

     Общий объем страховых премий по обязательному страхованию за 2010г. составил 583,84 млрд. руб. (на 4,8% больше чем за 2009г.). Общий объем выплат по обязательному страхованию за отчетный период достиг 537,2 млрд. руб., что на 6,3% превысило аналогичный показатель за 2009г.

Анализ страховых премий и выплат по видам страхования за 2010 год по Российской Федерации отражен в таблице 1.

Анализ  страховых премий и выплат по видам  страхования
за 2010 год по Российской Федерации 
             
             
Виды страхования Страховые премии Выплаты
млрд. руб. % к общей  сумме % к соответст-вующему  периоду предыду-щего года млрд. руб. % к общей  сумме % к соответст-вующему  периоду предыду-щего года
страхование жизни 22,53 2,16 143,32 7,84 1,02 146,54
личное  страхование (кроме страхования жизни) 122,09 11,73 119,98 71,16 9,26 103,64
страхование имущества 278,10 26,71 103,13 147,10 19,14 97,71
страхование ответственности 26,66 2,56 102,42 2,87 0,37 95,99
страхование предпринимательских и финансовых рисков 7,87 0,76 102,61 2,42 0,31 122,22
ИТОГО по  добровольным  видам страхования 457,25 43,92 108,60 231,39 30,11 100,82
обязательное  страхование гражданской ответственности  владельцев транспортных средств (ОСАГО) 91,65 8,80 106,85 55,46 7,22 111,25
обязательное  страхование (кроме обязательного медицинского страхования и ОСАГО)* 6,90 0,66 98,15 6,57 0,85 110,61
обязательное  медицинское страхование 485,29 46,61 104,53 475,17 61,82 105,76
ИТОГО по обязательным видам  страхования* 583,84 56,08 104,81 537,20 69,89 106,36
ИТОГО по  добровольным и обязательным видам страхования* 1041,09 100,00 106,46 768,59 100,00 104,62
             
Источник: Федеральная служба страхового надзора (ФССН), форма 1-С
 

Динамика страховой  премии показана на рис.1.

Рисунок 1. Динамика страховой премии.

     Из  рис.1 видно, что номинальный объем  страховой премии по итогам 2010 г. превысил планку в триллион рублей и составил 1 041,1 млрд. рублей. Это превышает  показатель прошлого года на 6,5%. Однако с учетом роста цен объем премий сократился на 2,1% и составил 1 041,1 против 1 064 млрд. рублей в 2009 г. Таким образом, продолжает укрепляться тенденция сокращения реальной страховой премии, начавшаяся в 2009 г. и обусловленная неблагоприятными макроэкономическими условиями.

     Доля  премий (без ОМС) в ВВП по итогам прошедшего года продолжила свое падение, начавшееся еще в 2004 г., и составила 1,2%. Динамика данного показателя позволяет нам говорить скорее о стагнации страхового рынка, нежели о его развитии.

Рисунок 2. Структура  рынка по видам страхования. 

     Из  рис.2 видно, что по итогам 2010 г. структура страхового рынка продолжает характеризоваться высокой долей обязательных видов страхования (56%). Динамика сокращения доли добровольных видов страхования начала формироваться в 2005 г., когда составила 59% против 68%. Это свидетельствует о продолжающейся стагнации рынка страховых услуг и о преобладании административных методов развития рынка (введения новых видов обязательного страхования).

     Позицию лидерства в сегменте страхования  иного, чем страхование жизни  продолжает занимать добровольное страхование наземного транспорта (КАСКО) с долей 13,3% от премии по рынку в целом. Затем идут страхование имущества юридических лиц и граждан – 9,7% от общей премии по рынку и добровольное медицинское страхование 8,2%.

     Среди федеральных округов РФ, как по объему страховых премий, так и по объему выплат по всем видам страхования (кроме ОМС) за 2010 г. лидировал Центральный федеральный округ – 310,75 млрд. руб. страховых премий (55,9% от общего объема страховых премий) и 157,45 млрд. руб. выплат (53,7% от общего объема выплат). На втором месте Приволжский федеральный округ – 69,22 млрд. руб. (12,5%) страховых премий и 39,14 млрд. руб. выплат (13,3%).

Анализ страховых  премий и выплат (кроме ОМС) по федеральным  округам РФ за 2010 год представлен в таблице 2.

Таблица 2.

Анализ  страховых премий и выплат (кроме  ОМС) по федеральным  округам РФ за 2010 год.    
 
Виды страхования Страховые премии Выплаты    
  млрд. руб. % к общей  сумме % к соответст-вующему  периоду предыду-щего года млрд. руб. % к общей  сумме % к соответст-вующему  периоду предыду-щего года    
   
   
   
   
Центральный федеральный округ  310,75 55,9 109,7 157,45 53,7 108,5    
Северо-Западный федеральный округ  57,84 10,4 104,2 35,84 12,2 95,5    
Южный федеральный округ 24,82 4,5 84,7 13,17 4,5 83,2    
Приволжский федеральный округ  69,22 12,5 107,1 39,14 13,3 100,4    
Уральский федеральный округ  39,55 7,1 104,5 22,86 7,8 95,1    
Сибирский федеральный округ  34,64 6,2 107,5 17,22 5,9 94,3    
Дальневосточный федеральный округ 12,35 2,2 112,8 4,37 1,5 79,5    
Северо-Кавказский федеральный округ 6,64 1,2 113,1 3,37 1,1 113,1    
ИТОГО по федеральным округам 555,81 100,0 108,2 293,42 100,0 102,8    
                 
Источник: Федеральная служба страхового надзора (ФССН), форма 1-С    
                 
     

Информация о работе Асимметрия информации