Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 10:52, курсовая работа
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятия, а в данном случае анализу себестоимости выпущенной продукции. С его помощью вырабатываются стратегии и тактика развития предприятия в этом направлении, обосновываются планы по себестоимости, прогрессивности норм затрат, производится оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений, выявление резервов снижения себестоимости, изыскание путей их мобилизации.
ВВЕДЕНИЕ 3
I.Теоретические основы учета и анализа себестоимости продукции 5
1.Значение, задачи анализа себестоимости продукции
Сущность и состав себестоимости 5
2.Система учета и калькулирования себестоимости продукции 16
3.Основы анализа себестоимости продукции (работ, услуг) 25
II.Анализ себестоимости выпускаемой продукции на АО «Синегорье» 42
1.Краткая экономическая характеристика АО «Синегорье» 42
2.Анализ структуры и динамики себестоимости продукции 45
3.Анализ затрат на рубль товарной продукции 56
4.Анализ прямых и косвенных затрат, как составляющей
части себестоимости 59
5.Факторы и резервы снижения затрат в себестоимости продукции 63
Заключение 67
Список литературы 69
Приложения 70
Zпл
iфпл - индекс выполнения планового задания по уровню себестоимости;
Z1 – фактическая себестоимость одного изделия за отчетный год.
- индекс
фактического снижения
Z1
iф
= ------- , где
Z0
iф - индекс фактического снижения себестоимости в отчетном периоде по сравнению с прошлым периодом.
После вычисления индексов
iф
= iпл ´ iфпл
Вторым этапом анализа является определение абсолютных показателей, отражающих характер изменения себестоимости единицы продукции:
Э пл
= Zпл - Z0
, где
Эпл – показатель изменения себестоимости единицы продукции;
Эфпл
= Z1 - Zпл
, где
Эфпл – показатель удорожания фактической себестоимости противоуровнего плана;
Эф
= Z1 - Z0
, где
Эф - показатель удорожания фактической себестоимости по сравнению с базисным периодом.
В конце полученные показатели проверяются:
Эф = Эфпл + Эпл (1.3.9.)
На третьем этапе определяется
размер перехода или экономии
от изменения себестоимости
åЭпл
= (Zпл - Z0) ´ qпл, где
qпл - плановое количество изделий;
åЭфпл
= (Z1 - Zпл) ´ q1, где
q1 - фактическое количество изделий за отчетный период;
åЭф
= (Z1 - Zпл) ´ q1, где
Полученные расчетные данные оформляют в таблицу 1.3.2.
Таблица 1.3.2.
№
п/п |
Наименование показателей | Размер индивидуального индекса,i | Экономия (-),
Перерасход
(+) себестоимости единицы |
Экономия (-),
Перерасход (+) себестоимости всего выпуска, руб. |
1. | Задание по бизнес-плану | 0,96 |
-1,80 |
-16200,0 |
2. | Фактическое выполнение планового задания | 1,06 |
+2,59 |
+22662,5 |
3. | Фактическое выполнение по сравнению с прошлым периодом | 1,02 |
+0,79 |
+6912,5 |
Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на рубль товарной продукции. По мнению Н.И.Русак и И.В.Стражева [3.C.208] «он является универсальным: может рассчитываться в любой отрасли производства». Исчисляется путем деления общей суммы затрат на производство товарной продукции на ее объем:
УЗ = ----
или ----------------, где
УЗ – уровень затрат на рубль товарной продукции;
З – общая сумма затрат на производство товарной продукции;
ТП – объем товарной продукции;
Ик – количество изделий в натуральных показателях;
Зи или Си – затраты или себестоимость одного изделия (единицы продукции);
Ци – цена одного изделия.
На этот показатель оказывает
влияние множество факторов, связанных
с формированием, как
Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают четыре фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи, или факторы первого порядка связи с этим результативным показателем:
Первый фактор влияет на общую
сумму затрат через изменение
средней себестоимости
Второй фактор непосредственно влияет на изменение затрат на производство отдельных изделий, видов работ, услуг. Он включает все затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов на производство и реализацию единицы продукции и выражается в калькуляции в виде статей расхода.
Остальные два фактора
Методика расчета размера
Вначале определяется общая
±
УЗ = УЗф – УЗп = -------------
- ----------------, где
å Икф Циф å Икп Цип
УЗф и УЗп - соответственно фактический и плановый уровень затрат на рубль товарной продукции.
Затем рассчитывается размер
влияния выше названных
Влияние изменения структуры выпущенной продукции определяется путем вычитания следующих показателей:
å Икф Сип å Икп Сип
±
УЗстр = ------------- - ----------------, где
å Икф Цип å Икп Цип
± УЗстр – изменение структуры выпущенной продукции;
Икф, Икп - структура продукции соответственно фактическая и плановая.
В этих двух показателях
Влияние второго фактора, то
есть изменения уровня затрат
на отдельные изделия
å Икф Сиф ± ицм å Икф Сип
±
УЗзи = -------------------- - ----------------,
где
å Икф Цип å Икф Цип
± УЗзи – изменение уровня затрат на отдельные изделия.
Сиф ± ицм - фактическая себестоимость единицы продукции при плановых ценах на материальные затраты.
В числителе и знаменателе двух величин одинаковое количество и структура продукции, цены на материальные затраты и продукцию, разная только себестоимость единицы продукции. В уменьшаемом фактическая себестоимость единицы продукции скорректирована, т.е. увеличена или уменьшена на сумму влияния изменения цен на материалы (± и ц м).
Влияние третьего фактора, т.е.
å Икф Сиф å Икф Сиф ± ицм
±
УЗцм = -------------------- - ----------------,
где
å Икф Цип å Икф Цип
± УЗцм – изменение цен (тарифов) на материальные затраты.
В первой дроби фактическая себестоимость изделия взята с фактическими ценами на материалы, а во второй – приведена к плановым ценам на материалы.
Информация о работе Анализ себестоимости выпускаемой продукции на АО «Синегорье»