Анализ себестоимости выпускаемой продукции на АО «Синегорье»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятия, а в данном случае анализу себестоимости выпущенной продукции. С его помощью вырабатываются стратегии и тактика развития предприятия в этом направлении, обосновываются планы по себестоимости, прогрессивности норм затрат, производится оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений, выявление резервов снижения себестоимости, изыскание путей их мобилизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


I.Теоретические основы учета и анализа себестоимости продукции 5
1.Значение, задачи анализа себестоимости продукции
Сущность и состав себестоимости 5

2.Система учета и калькулирования себестоимости продукции 16
3.Основы анализа себестоимости продукции (работ, услуг) 25
II.Анализ себестоимости выпускаемой продукции на АО «Синегорье» 42
1.Краткая экономическая характеристика АО «Синегорье» 42
2.Анализ структуры и динамики себестоимости продукции 45
3.Анализ затрат на рубль товарной продукции 56
4.Анализ прямых и косвенных затрат, как составляющей
части себестоимости 59

5.Факторы и резервы снижения затрат в себестоимости продукции 63


Заключение 67

Список литературы 69

Приложения 70

Работа содержит 1 файл

Анализ себестоимости (диплом).doc

— 691.50 Кб (Скачать)
 

       Из-за повышения уровня затрат  на топливо и энергию, основную  заработную плату, отчисления  в фонд занятости на отдельные  изделия сумма прямых затрат  увеличилась на 249 тыс. руб. Снизилась доля только сырья и материалов.

       Одновременно с прямыми анализируются  косвенные затраты. Они представлены  следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию  оборудования, цеховые, общецеховые  и внепроизводственные расходы.

       Анализ этих расходов производится путем сравнения фактической их величины на рубль товарной продукции, а также с базисным уровнем отчетного периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с прошлым периодом, и какая наблюдается тенденция – роста или снижения.

       Расчет величин производится  на основе данных, занесенных  в табл. 2.3.2, подобно табл. 2.3.1.

Затраты на содержание машин и оборудования, тыс. руб.

       Таблица 2.3.2.

Статьи  затрат Сумма затрат, тыс. руб. Затраты базовые на фактический выпуск продукции Отклонения  от плана (+,-), тыс. руб.
Базовая Фактическая Общее В том  числе за счет
Объема  выпуска Уровня затрат
Амортизация 502,8 489,0 125,7 -13,8 -377,1 +36,3
Эксплуатацион-ные  расходы  
245,5
 
371,3
 
61,4
 
+125,8
 
-184,1
 
+309,9
Износ МБП 58,9 73,8 14,7 +14,9 -44,2 +59,1

Итого

807,2 934,1 201,8 +126,9 -605,4 +732,3
 

       На основе полученных данных  можно сделать вывод, что общая  сумма затрат на содержание машин и оборудования увеличилась на 126,9 тыс. руб., за счет увеличения эксплуатационных расходов и затрат на износ МБП. Увеличение уровня данных затрат в стоимости отдельных изделий способствовало росту этой группы расходов на 732,3 тыс. руб. А снижение объема выпуска продукции привело к уменьшению суммы затрат на 605,4 тыс. руб.

       Цеховые и общехозяйственные  расходы не находятся в прямой  зависимости от объема товарной  продукции. Поэтому их анализируют  путем сопоставления фактических  затрат  по каждой статье с базовыми за предшествующий период и определения отклонения от базовых величин и изменения. Исходные данные и полученные результаты заполняются в таблицу 2.3.3.

Анализ  цеховых и общехозяйственных  расходов

Таблица 2.3.3.

Расходы Базовые Фактические отклонение
Цеховые 1765,6 1365,6 -400
Общехозяйственные 1883,6 1774,6 -109,0
Итого 3649,2 3140,2 -509,0
 

       Таким образом, детальный анализ  прямых и косвенных затрат  дал полную картину изменения  расходов и влияния некоторых  факторов.

       Прямые затраты в основном снизились за счет уменьшения доли материальных затрат. При производстве продукции использовалось дешевое сырье и материалы. Внепроизводственные расходы в отчетном периоде равны нулю, а значит предприятие экономило на коммерческих расходах, что включает в себя расходы на упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта, маркетинговые расходы и т.п. Это одни из факторов повышения спроса покупателей на продукцию и увеличение затрат по этой статье окупается увеличением объема продаж.

       Сокращение штата работников, снижение  производительности труда, низкий  объем выпуска товарной продукции,  большие накладные расходы, устаревшее  списанное оборудование, простаивание  большей части цехов – все  это ведет к сокращению дохода  предприятия и увеличению затрат.

    1. Факторы и резервы снижения затрат в себестоимости продукции

       Из проведенного анализа можно  сделать вывод, что полная себестоимость  в отчетном году значительно  увеличилась в сравнении с  базовой. Перерасход произошел  по всем видам расходов и связан с изменением структуры затрат. Значительно уменьшилась доля и сумма материальных затрат. Это говорит об использовании дешевого сырья, сто не маловажно при снижении себестоимости. Однако одновременно увеличился удельный вес цеховых и общепроизводственных расходов, это и способствовало значительному увеличению стоимости товаров. На рост этой группы затрат повлияли следующие причины:

       Предприятие практически не выпускает  продукцию, помещение и оборудование  простаивают, при этом здания отапливаются, используется водоснабжение, электроэнергия. Отсюда большие затраты на топливо и электроэнергию и другие расходы, которые используются не для технологических целей.

       Большая доля заработной платы  аппарата управления, которая не  покрывается доходом, полученным от выпуска продукции, налоги и отчисления от зарплаты. Большие суммы расходов на хозяйственные нужды.

      В настоящее время большое  значение для улучшения деятельности  предприятия является выявление  резервов по снижению себестоимости.

       Решающим условием снижения стоимости  товара будет увеличение объема  выпуска продукции, на что способствует  повышение производительности труда.  С ростом производительности  сокращаются затраты труда в  расчете на единицу продукции,  а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости при соответствующем изменении нормы выработки и расценки.

       Для увеличения объема производства  необходимо расширение ассортимента  швейных изделий. Для увеличения  спроса на данную продукцию нужно провести маркетинговые исследования, изучить рынки сбыта, потребности покупателей, цены на аналогичную продукцию конкурентов, использовать рекламные услуги, т.е. обеспечить конкурентоспособность данному товару. Получившиеся коммерческие расходы окупаются увеличением объема продаж.

       Главным образом, необходимо увеличить  выпуск мужских костюмов и  спецодежды.

       Согласно графика безубыточности  в Приложении 5 нужно достичь размера  объема выпуска, равного 7,3 млн.  руб. При этом объеме расходы предприятия полностью покрываются доходами.

       Допустим, доля мужских костюмов  будет составлять 50% производства, для  чего необходимо выпустить 6080 шт., а спецодежда – 20%, т.е. 14600 шт., а остальные 30% - прочая продукция.

       Увеличение объема производства приводит к эксплуатации по другим статьям, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат не зависит от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения заданного объема производства. Отсюда следует, что чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

       С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

       Определим экономию постоянных  расходов с увеличением объема  производства:

            åпост.расх.за баз.пер  ´ Тртп           4115 х 65,5

Эп = ------------------------------------------- = ----------------- = 2695 тыс. руб.

                1. 100

т.е. при  объеме равном 7,3 млн. руб. постоянные расходы  составят 1420 тыс. руб.:

4115 –  2695 = 1420 тыс. руб.,

т.е. примерно 20% в себестоимости.

       Резервы сокращения цеховых и  общефабричных расходов заключаются,  прежде всего, в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии управленческих расходах. Снижению также способствует экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

       При снижении себестоимости в данном случае уменьшение материальных затрат не требуется, т.к. они не дорогие и их стоимость вполне приемлема. Однако при увеличении производства и расширении ассортимента предприятию, возможно, придется увеличить число поставщиков, поэтому правильный их выбор также влияет на себестоимость изделий. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качество продукции.

       Для выявления и использования  других резервов снижения себестоимости  продукции также необходимо изучение  и внедрение опыта, имеющегося  на других предприятиях.

       Таким образом, в результате  снижения затрат на себестоимость  планируем получить в 2000 и 2001 годах следующие результаты, которые изображены в таблице в приложении 6, а структуру затрат в 1999 и 2001 в Приложении 7.

       Так как на АО «Синегорье»  практически нет своих оборотных  средств, то предприятию необходимо  будет взять кредит в банке в размере:

3992 х  90 х 33

------------------- = 329,34 тыс. руб.

100 х  360

3992 + 329,34 = 4321,34 тыс. руб.

Таким образом, необходимо взять в банке  кредит 1821,34 тыс. руб.:

4321,34 –  2500 = 1821,34 тыс. руб.

Статьи  затрат Их стоимость, тыс. руб.
1. Материальные  затраты 990
2. Заработная  плата 720
3. Начисление  в соц.фонды 140
4. Амортизация  основных средств 200
5. Прочие  расходы 1942
Полная  себестоимость 3992
Выручка от реализации 4321,34
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Анализ себестоимости выпускаемой продукции, а именно, швейных изделий, имеет для улучшения деятельности АО «Синегорье», выведения его из банкротства большое значение.

       Себестоимость включает в себя  все затраты, образуемые в процессе  производства товарной продукции. Это материальные затраты, т.е. сырье материалы, возвратные отходы, покупные изделия и полуфабрикаты, а так же топливо и энергия, оплата заработной платы производственных рабочих, амортизация основных средств и прочие расходы. В прочие затраты относятся цеховые, общефабричные, коммерческие расходы.

Информация о работе Анализ себестоимости выпускаемой продукции на АО «Синегорье»