Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 01:24, курсовая работа
В настоящие время главной целью торговых предприятий должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель.
Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
Введение 3
1 Понятие, значение и задачи объема продаж в розничной торговле 5
2 Анализ общего объема продаж ООО «Эмили», его динамики и структуры 11
3 Анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема продаж в розничной торговле 22
4 Оценка влияния розничного объема продаж на финансовый результат деятельности предприятия 24
5 Экономико-математические методы, используемые при проведении анализа розничного объема продаж 28
Заключение 30
Список литературы 31
Как показывают данные таблицы 2, ассортимент супермаркета «Сотка» представлен продовольственными товарами, непродовольственными товарами и продукцией собственного производства. Наибольший удельный вес товаров представлен продовольственными товарами – 71,4 % в 2010 году, причем наблюдается незначительное снижение их удельного веса. Наибольшие объемы продаж в продовольственной группе приходятся на бакалеею, гастрономию, молочные продукты, мясные и рыбные ряды продукции, что связано с широтой ассортиментных позиций представленных рядов.
Непродовольственные товары занимают 16,2 % удельного веса в 2010 году в общей структуре товаров, причем по данной группе товаров наблюдается рост удельного веса по сравнению с 2008-2009 гг. Данный рост обусловлен расширением ассортимента представленных групп. Наибольший объем продаж в представленной группе приходится на бытовую химию, парфюмерию и товаров для животных.
Товары
собственного производства супермаркета
«Сотка» занимают наименьший удельный
вес в общей структуре
На основе данных таблицы 3 рассмотрим динамику темпов роста объемов продаж ассортиментных групп товаров супермаркета «Сотка».
Таблица 3 – Темпы роста объемов продаж ассортиментных групп товаров супермаркета «Сотка»
Товарная группа | Темп роста
объемов продаж
2010 г. к 2008 г., % |
Продовольственные товары | |
1. Безалкогольные напитки | 161,9 |
2. Диабетическое питание | 160,5 |
3. Овощи, фрукты | 158,7 |
4. Рыба и морепродукты | 146,3 |
5. Гастрономия | 147,0 |
6. Молоко и молочные продукты | 146,2 |
7. Заморозка | 142,0 |
8. Мясные продукты и колбасы | 141,9 |
9. Бакалея | 138,8 |
10. Алкогольные напитки | 137,1 |
11. Хлебобулочные изделия | 136,3 |
12. Детское питание | 132,9 |
13. Консервация | 131,7 |
14. Табачные изделия | 110,8 |
15. Кондитерские изделия | 102,8 |
Итого продовольственные товары | 141,8 |
Непродовольственные товары | |
1. Товары для отдыха | 175,9 |
2. Пресса и открытки | 163,9 |
3. Бытовая химия | 161,4 |
4. Парфюмерия и гигиена | 154,5 |
5. Товары для животных | 149,2 |
6. Хозяйственные товары | 116,9 |
7. Посуда и товары для кухни | 111,9 |
Итого непродовольственные товары | 160,8 |
Продукция собственного производства | |
1. Полуфабрикаты | 178,1 |
2. Соленья | 166,2 |
3. Готовые блюда | 163,6 |
4. Выпечка | 131,2 |
5. Салаты | 97,1 |
Итого собственное производство | 137,3 |
Всего объем продаж | 143,9 |
Как показывают данные таблицы 3, наибольший рост объемов продаж за 2008-2010 гг. в продовольственной группе приходится на безалкогольные напитки (61,9 %), диабетическое питание (60,5 %), овощи и фрукты (58,7 %). По таким группам товаров как рыба и морепродукты, гастрономия, молоко и молочные продукты, заморозка, мясные продукты, бакалея, алкогольная продукция, хлебобулочные изделия, детское питание и консервация наблюдается рост от 46% до 30 %. Рост объемов продаж по таким группам, как табачные и кондитерские изделия незначителен – 10,8 % и 2,8 %. В целом рост объемов продаж по продовольственной группе составил 41,8 %.
По непродовольственным товарам наибольший рост объемов продаж приходится на товары для отдыха (75,9 %), прессу (63,9 %), бытовой химии (61,4 %), парфюмерные и гигиенические товары (54,5 %), товары для животных (49,2 %), что связано с расширением ассортимента. По хозяйственным товарам наблюдается незначительный рост, что связано с непопулярностью данных групп товаров в супермаркете и узостью ассортимента. Общий рост объемов продаж по непродовольственным товарам составил 60,8 %.
Рост объемов продаж продукции собственного производства за 2008-2010 гг. составил 37,3 %. Это произошло в результате роста продаж полуфабрикатов на 78,1 %, представленных котлетами, голубцами и т.д., соленья на 66,2 %, готовых горячих блюд на 63,6, выпечки на 31,2 %. По салатам произошло снижение объемов продаж, что связано с сокращением ассортимента данной продукции.
Произведем анализ общего объема продаж супермаркета «Сотка» (таблица 4).
Т а б л и ц а 4 - Оборот розничной торговли супермаркета «Сотка» в 2010 г.
Показатели | 2009 | 2010 | Индекс цен | Оборот 2010 г. в сопоставимых ценах | 2010 к 2009, % | |||
план | факт | % выполнения плана | в действующих ценах | в сопоставимых ценах | ||||
Оборот розничной торговли, млн. руб. | 8120 | 10012 | 10290 | 102,7 | 1,09 | 9440 | 126,7 | 116,3 |
Денежные доходы населения направленные на покупку товаров, тыс. руб. | 86 | 98 | 99 | 101,5 | - | - | 123,2 | - |
Охват оборотом денежных доходов населения, % | 79,7 | 81,3 | 82,3 | 101,2 | - | - | 103,2 | - |
Численность посетителей, чел. | 839500 | 912500 | 975600 | 106,9 | - | - | 116,2 | - |
Продажа товаров на одного посетителя, руб. | 967,2 | 1097,2 | 1054,7 | 96,1 | 1,09 | 967,6 | 109,0 | 100,0 |
Оборот розничной торговли супермаркета «Сотка» в 2010 году составил 10290 млн. руб. По сравнению с 2009 годом оборот розничной торговли увеличился на 26,7 %. Процент выполнения плана оборота розничной торговли супермаркета «Сотка» составил 2,7 %. Рост цен в 2010 году был равен 9 %.
Объем оборота с учетом индекса цен в 2010 году составляет 9440 тыс. руб. Если исключить влияние роста цен, тогда оборот розничной торговли супермаркета «Сотка» в 2010 году по сравнению с 2009 увеличился на 16,3%.
Охват оборотом денежных доходов населения увеличился в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 3,2 % и составил 81,3 %.
Численность посетителей растет.
Рост объема продаж и численности посетителей супермаркета «Сотка» отразились на увеличении размера продажи товаров на 1 посетителя, сумма которых увеличилась на 9 %.
Рассмотрим показатели динамики оборота розничной торговли супермаркета «Сотка» в таблице 5.
Т а б л и ц а 5 – Показатели динамики оборота супермаркета «Сотка» в 2008-2010 гг.
Год | Оборот, млн. руб. | Темп роста. % | Темп прироста. % | Абсолютный прирост, млн. руб. | |||
базисный | цепной | базисный | цепной | базисный | цепной | ||
2008 | 7150 | 100,0 | - | - | - | - | - |
2009 | 8120 | 113,6 | 113,6 | 13,6 | 13,6 | 970 | 970 |
2010 | 10290 | 143,9 | 126,7 | 43,9 | 26,7 | 3140 | 2170 |
Базисный темп роста за 2010 г. по сравнению с 2008 г. составил 143,9%. Цепной темп роста за 2010 г. по сравнению с 2009 составил 126,7 %.
Цепной темп прироста за 2010 г. по сравнению с 2008 г. составил 26,7 %, базисный темп прироста в 2010 г. по сравнению с 2009 годом составил 43,9 %.
Абсолютный прирост (базисный) оборота в сумме в 2010 г. по сравнению с 2008 г. составляет 3140 млн. руб., абсолютный прирост (цепной) в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составил 970 млн. руб.
Оборот розничной торговли в течение рассматриваемого периода увеличивался, что свидетельствует о развитии розничной торговли ООО «Эмили» супермаркета «Сотка», наращивании объемов деятельности.
Проведем анализ ритмичности выполнения плана оборота розничной торговли супермаркета «Сотка».
При рассмотрении вопроса ритмичности в сфере товарного обращения эти два понятия следует разграничивать. Критерием оценки ритмичности работы торговой организации служит выполнение плана оборота за определенный период, то есть во времени. Равномерность выполнения плана оборота означает одинаковую степень его выполнения в пространстве.
Ритмичность выполнения плана оборота показывает, как организация справилась с выполнением плана за определенный период, и рассчитывается по месяцам, кварталам. Такое детальное изучение дает более полное представление о ходе и ритмичности выполнения плана реализации товаров и дает возможность за общими положительными цифрами обнаружить невыполнение плана в отдельные периоды.
Ритмичность выполнения плана оборота характеризует коэффициент ритмичности. Он рассчитывается с помощью среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации. Среднее квадратическое отклонение (а) позволяет оценить колебание в выполнении плана оборота.
Для
анализа ритмичности выполнения
плана оборота розничной
Т а б л и ц а 6 - Ритмичность выполнения плана оборота розничной торговли супермаркета «Сотка» в 2009-2010 гг.
Месяц | 2009 | 2010 | ||||
% выполнения | Х-Хсред | (Х-Хсред)2 | % выполнения | Х-Хсред | (Х-Хсред)2 | |
январь | 98,6 | -3,2 | 10,2 | 99,6 | -3,1 | 9,61 |
февраль | 99,3 | -2,5 | 6,3 | 100,6 | -2,1 | 4,41 |
март | 100,1 | -1,7 | 2,9 | 100,3 | -2,4 | 5,76 |
апрель | 100,3 | -1,5 | 2,3 | 100,6 | -2,1 | 4,41 |
май | 101,3 | -0,5 | 0,3 | 101,6 | -1,1 | 1,21 |
июнь | 101,9 | 0,1 | 0,0 | 102,1 | -0,6 | 0,36 |
июль | 102,3 | 0,5 | 0,3 | 103,4 | 0,7 | 0,49 |
август | 103,9 | 2,1 | 4,4 | 103,6 | 0,9 | 0,81 |
сентябрь | 103,2 | 1,4 | 2,0 | 104,2 | 1,5 | 2,25 |
октябрь | 102,4 | 0,6 | 0,4 | 105,2 | 2,5 | 6,25 |
ноябрь | 103,5 | 1,7 | 2,9 | 105,8 | 3,1 | 9,61 |
декабрь | 104,6 | 2,8 | 7,8 | 105,9 | 3,2 | 10,24 |
1. Рассчитаем среднее квадратическое отклонение (σ) и оценим колебания в выполнение плана:
2. Рассчитаем коэффициент вариации (V):
V 2009 = 1,8 × 100 / 102,7 = 1,77
V 2010 = 2,1 ×100 / 102,7 = 2,09
3. Рассчитаем коэффициент ритмичности
Критм (2009) = 100 – 1,77 = 98,23 %
Критм (2010) = 100 – 2,09 = 97,9 %
Как видно из расчетов, при проценте выполнения плана (102,7%) более ритмично выполняется план в 2009 году, т.е. за средними показателями деятельности скрываться недостатки в деятельности ООО «Эмили» супермаркета «Сотка».
У организации имеются значительные резервы для ритмичного выполнения плана, так как по отдельным месяцам имеются процент выполнения плана ниже 100%.
На объем продаж, динамику и выполнение плана оборота розничной торговли оказывают влияние многие факторы. Однако не все факторы равнозначны по степени влияния и могут быть количественно измерены.
Задача
анализа оборота розничной
Произведем анализ факторов влияющих на объем продаж супермаркета «Сотка»:
1. Влияние изменения цен на оборот розничной торговли (+-∆ОРТр)
Рост цен в 2010 году составил – 9 %.
Для расчета влияния изменения цен на оборот розничной торговли в супермаркете «Сотка» рассчитаем сопоставимый оборот (Ос).
ОРТс (2010) = 10290 / 1,09 = 9440 млн. руб.
+-∆ОРТр = ОРТ2010 – ОРТс
+-∆ОРТр = 10290 – 9440 = 850 млн. руб.
2. Влияние изменения количества проданных товаров (+-∆ОРТq)