Анализ и прогнозирование объема продаж коммерческого предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является исследование динамики объемов продаж ОАО «Лукойл» [6].
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
провести качественный анализ статистических данных;
провести анализ колеблемости и устойчивости динамики изучаемых временных рядов финансовой отчетности
обосновать выбор типа тренда;
выявить факторы, влияющие на объем продаж

Содержание

Введение 3
1. Анализ исходных данных 4
2. Анализ колеблемости и устойчивости динамики изучаемых временных рядов 7
3. Выбор типа тренда 10
4. Модель множественной регрессии 12
5. Прогноз уровня продаж 15
Заключение 17
Список использованных источников 18

Работа содержит 1 файл

Анализ и прогнозирование объемов продаж коммерческого предприятия.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минобрнауки России)

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

 

Филиал ФГАОУ ВПО ДВФУ в г. Уссурийске

 

Кафедра экономики

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

«Анализ и прогнозирование  объема продаж коммерческого предприятия»

 

 

 

 

 

Выполнил 

 

 

Преподаватель 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уссурийск

2012

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Постоянно усложняющиеся экономические процессы ведут к необходимости создания и совершенствования методов их изучения и анализа.

Экономико-математические методы и модели в настоящее время  являются распространенным и эффективным средством исследования закономерностей протекания экономических процессов и поведения экономических систем.

Конечными целями использования построенных  эконометрических моделей являются объяснение поведения исследуемых  экономических показателей, прогнозирование и предсказание экономических процессов и явлений.

Основной целью данной курсовой работы является исследование динамики объемов продаж ОАО «Лукойл» [6].

 Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • провести качественный анализ статистических данных;
  • провести анализ колеблемости и устойчивости динамики изучаемых временных рядов финансовой отчетности
  • обосновать выбор типа тренда;
  • выявить факторы, влияющие на объем продаж;
  • построить модель множественной регрессии и оценить ее значимость;
  • построить прогноз уровня продаж, и провести его анализ с точки зрения достоверности.

Источниками информации для проведения исследований послужили  квартальные отчеты компании за период с 2006 по 2010 год.

 

1. Анализ исходных данных

Основой для анализа  послужили ежеквартальные финансовые отчеты компании «Лукойл». Данные временного ряда представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Объем продаж – количество денежных средств, получаемых компанией за определенный период деятельности, в основном за счет продажи продукции или оказания услуг потребителям.

Таблица 1 – Объем продаж (в млн. дол.) за исследуемый период [6].

Год

Квартал

Объем продаж

2006

1

15041

2

18379

3

18383

4

15881

2007

1

15736

2

20196

3

21415

4

24891

2008

1

25084

2

22088

3

22555

4

25953

2009

1

24955

2

20116

3

21941

4

24281

2010

1

23902

2

25853

3

26517

4

28684


 

 

 

 

 

Рис. 1 – График фактических  значений уровней ряда динамики объема продаж ОАО «Лукойл».     

Качественный анализ подразумевает расчет следующих значений:

  • абсолютные изменения уровней ряда
  • относительные изменения уровней ряда
  • темпы изменения уровней ряда

Расчетные значения этих показателей отражены в таблице 2.

Таблица 2 – Показатели, характеризующие тенденцию динамики изменения объема продаж.

Год

Квартал

Объем продаж

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

Темп

     

Цепное

Базисное

Цепное

Базисное

За интервал

За период

2006

1

15041

           

2

18379

3338

3338

1.2219

1.2219

22.1927%

22.1927%

3

18383

4

3342

1.0002

1.2222

0.0218%

22.2193%

4

15881

-2502

840

0.8639

1.0558

-13.6104%

5.5847%

2007

1

15736

-145

695

0.9909

1.0462

-0.9130%

4.6207%

2

20196

4460

5155

1.2834

1.3427

28.3427%

34.2730%

3

21415

1219

6374

1.0604

1.4238

6.0358%

42.3775%

4

24891

3476

9850

1.1623

1.6549

16.2316%

65.4877%

2008

1

25084

193

10043

1.0078

1.6677

0.7754%

66.7708%

2

22088

-2996

7047

0.8806

1.4685

-11.9439%

46.8519%

3

22555

467

7514

1.0211

1.4996

2.1143%

49.9568%

4

25953

5398

12912

1.2393

1.8585

23.9326%

85.8454%

2009

1

24955

-2998

9914

0.8927

1.6591

-10.7251%

65.9132%

2

20116

-4839

5075

0.8061

1.3374

-19.3909%

33.7411%

3

21941

1825

6900

1.0907

1.4587

9.0724%

45.8746%

4

24281

2340

9240

1.1066

1.6143

10.6650%

61.4321%

2010

1

23902

-379

8861

0.9844

1.5891

-1.5609%

58.9123%

2

25853

1951

10812

1.0816

1.7188

8.1625%

71.8835%

3

26517

664

11476

1.0257

1.7630

2.5684%

76.2981%

4

28684

2167

13643

1.0817

1.9071

8.1721%

90.7054%

Ср.знач.

 

22093

718

         

 

Основываясь на представленных расчетах можно говорить о росте объемов продаж, хотя и наблюдаются сильные колебания цепного абсолютного отклонения. В среднем за исследуемый период этот показатель составил  22193 млн. дол. и ежеквартально увеличивался на 718 млн. дол.

2. Анализ колеблемости и устойчивости  динамики изучаемых временных  рядов

Установление закономерности изменения уровней изучаемого показателя во времени является одной из важных задач, возникающих при анализе рядов динамики.

Для оценки устойчивости тенденции  в рядах динамики используется показатель – коэффициент корреляции рангов Спирмена:

,

где   — число уровней,

- разность рангов уровней  временного ряда и рангов периодов времени.

Данные, необходимые для  расчета коэффициента корреляции рангов представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Расчетные данные для нахождения коэффициента корреляции рангов Спирмена.

Год

Квартал

Период

Ранг уровня

Объем продаж

2

             

2006

1

1

20

15041

-19

361

2

2

17

18379

-15

225

3

3

16

18383

-13

169

4

4

18

15881

-14

196

2007

1

5

19

15736

-14

196

2

6

14

20196

-8

64

3

7

13

21415

-6

36

4

8

9

24891

1

1

2008

1

9

7

25084

4

16

2

10

2

22088

-1

1

3

11

1

22555

1

1

4

12

4

25953

10

100

2009

1

13

8

24955

7

49

2

14

15

20116

-1

1

3

15

12

21941

3

9

4

16

10

24281

8

64

2010

1

17

11

23902

8

64

2

18

6

25853

14

196

3

19

5

26517

16

256

4

20

3

28684

19

361

Ср.знач.

           

 

Используя указанную  формулу, получаем значение коэффициента корреляции рангов Спирмена, равное -0,7894. Это значение близко к -1, что говорит о присутствии и устойчивой тенденции убывания уровней временного ряда и о возможности построения трендовой модели.  Но для получения более точных данных необходимо исследовать временной ряд на предмет колеблемости. Для этого рассчитываются среднелинейное и среднеквадратическое отклонение, а так же коэффициент автокорелляции (подразумевается построение тренда) [3].

Перечисленные факторы  рассчитываются по следующим формулам:

- среднелинейное отклонение  уровней от тренда

где P – число параметров тренда

- среднеквадратическое отклонение уровней от тренда

- коэффициент автокорелляции  отклонений уровней от тренда

где

Расчетные значения, необходимые  для вычисления коэффициентов отражены в таблице 4.

 

 

Таблица 4 – Расчетные  данные для нахождения коэффициентов отклонения от тренда

Год

Квартал

Период

Объем продаж

Di

Di2

Di*Di-1

               

2006

1

1

15041

16964.79

2610.30

3700951.27

 

2

2

18379

17504.55

183.43

764662.24

1682253.75

3

3

18383

18044.31

356.85

114707.54

296163.00

4

4

15881

18584.08

3403.12

7306639.58

915492.57

2007

1

5

15736

19123.84

4092.40

11477489.06

9157613.00

2

6

20196

19663.61

176.68

283440.21

1803657.92

3

7

21415

20203.37

498.05

1468038.46

645059.01

4

8

24891

20743.14

3429.77

17204756.74

5025658.62

2008

1

9

25084

21282.90

3078.50

14448338.75

15766424.88

2

10

22088

21822.67

461.78

70401.27

1008554.14

3

11

22555

22362.43

539.06

37082.33

51094.45

4

12

25953

22902.20

4314.67

9307399.31

587486.19

2009

1

13

24955

23441.96

772.39

2289285.20

4615982.18

2

14

20116

23981.73

4610.88

14943839.54

5848992.27

3

15

21941

24521.49

3330.16

6658933.41

9975471.54

4

16

24281

25061.26

1534.44

608798.78

2013442.46

2010

1

17

23902

25601.02

2457.71

2886669.80

1325670.04

2

18

25853

26140.78

1050.99

82820.15

488952.39

3

19

26517

26680.55

931.26

26748.46

47067.10

4

20

28684

27220.31

691.46

2142376.02

239385.18

   

441851

441851

38523.89

95823378

61494421


 

В результате вычислений были получены следующие значения:

  • A(t)= 1630,68
  • SA= 2245,73
  • r= 0,6227

Коэффициент автокорреляции равен 0,6227, что означает наличие циклической долгопериодической колеблемости. Анализ диаграммы индексов сезонности позволяет сделать вывод о наличии сезонных изменений.

 

3. Выбор типа тренда

Исходя из того, что  полученное значение коэффициента корелляции рангов Спирмена по модулю близко к 1, то это позволяет использовать линейный тренд.

Тренд – тенденция, выраженная в форме наиболее простой зависимости  от времени.

Линейная форма тренда:

 

где — уровень тренда наблюдаемого параметра,

, — параметры тренда.

Воспользуемся данной формой тренда, так как она хорошо отражает тенденцию изменений при действии множества независимых случайных факторов, изменяющихся по различным закономерностям.

Для построения тренда необходимо вычислить оптимальные значения его параметров. Для этого используют МНК.

Для линейного тренда нормальны уравнения, полученные МНК, имеют вид:


где Yk – наблюдаемые уровни временного ряда

tk – моменты временного ряда

N – объем выборки

Для расчетов параметров тренда используется встроенная функция Excel ЛИНЕЙН.

В результате расчетов с  помощью функции ЛИНЕЙН были получены следующие параметры линейного тренда: a= 16425,021; b=539,7646. И форма тренда приняла вид:

Y=16425,021+539,7646*ti

Графическое представление результатов представлено на рисунке 2. 

Рис. 2 – линейная модель тренда      

Важным показателем  оценки качества модели тренда является коэффициент детерминации, который  рассчитывается по формуле:

D=R2*100%

Используя данную формулу, получаем значение коэффициента детерминации,  равное 0,6233. Это значение близко к 1, что указывает на то, что модель тренда выбрана правильно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Модель множественной регрессии

На данном этапе определяется зависимость продолжительности  жизни от нескольких факторов, таких как операционные расходы, акцизы и экспортные пошлины и других. Данные взяты из квартальных отчетов и занесены в сводную таблицу 6.

Информация о работе Анализ и прогнозирование объема продаж коммерческого предприятия