Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 08:41, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является исследование динамики объемов продаж ОАО «Лукойл» [6].
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
провести качественный анализ статистических данных;
провести анализ колеблемости и устойчивости динамики изучаемых временных рядов финансовой отчетности
обосновать выбор типа тренда;
выявить факторы, влияющие на объем продаж
Введение 3
1. Анализ исходных данных 4
2. Анализ колеблемости и устойчивости динамики изучаемых временных рядов 7
3. Выбор типа тренда 10
4. Модель множественной регрессии 12
5. Прогноз уровня продаж 15
Заключение 17
Список использованных источников 18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобрнауки России)
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
Дальневосточный федеральный университет
Филиал ФГАОУ ВПО ДВФУ в г. Уссурийске
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Анализ и прогнозирование объема продаж коммерческого предприятия»
Выполнил
Преподаватель
Уссурийск
2012
Содержание
Постоянно усложняющиеся экономические процессы ведут к необходимости создания и совершенствования методов их изучения и анализа.
Экономико-математические методы и модели в настоящее время являются распространенным и эффективным средством исследования закономерностей протекания экономических процессов и поведения экономических систем.
Конечными целями использования построенных эконометрических моделей являются объяснение поведения исследуемых экономических показателей, прогнозирование и предсказание экономических процессов и явлений.
Основной целью данной курсовой работы является исследование динамики объемов продаж ОАО «Лукойл» [6].
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Источниками информации для проведения исследований послужили квартальные отчеты компании за период с 2006 по 2010 год.
Основой для анализа послужили ежеквартальные финансовые отчеты компании «Лукойл». Данные временного ряда представлены в таблице 1 и на рисунке 1.
Объем продаж – количество денежных средств, получаемых компанией за определенный период деятельности, в основном за счет продажи продукции или оказания услуг потребителям.
Таблица 1 – Объем продаж (в млн. дол.) за исследуемый период [6].
Год |
Квартал |
Объем продаж |
2006 |
1 |
15041 |
2 |
18379 | |
3 |
18383 | |
4 |
15881 | |
2007 |
1 |
15736 |
2 |
20196 | |
3 |
21415 | |
4 |
24891 | |
2008 |
1 |
25084 |
2 |
22088 | |
3 |
22555 | |
4 |
25953 | |
2009 |
1 |
24955 |
2 |
20116 | |
3 |
21941 | |
4 |
24281 | |
2010 |
1 |
23902 |
2 |
25853 | |
3 |
26517 | |
4 |
28684 |
Рис. 1 – График фактических значений уровней ряда динамики объема продаж ОАО «Лукойл».
Качественный анализ подразумевает расчет следующих значений:
Расчетные значения этих показателей отражены в таблице 2.
Таблица 2 – Показатели, характеризующие тенденцию динамики изменения объема продаж.
Год |
Квартал |
Объем продаж |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение |
Темп | |||
Цепное |
Базисное |
Цепное |
Базисное |
За интервал |
За период | |||
2006 |
1 |
15041 |
||||||
2 |
18379 |
3338 |
3338 |
1.2219 |
1.2219 |
22.1927% |
22.1927% | |
3 |
18383 |
4 |
3342 |
1.0002 |
1.2222 |
0.0218% |
22.2193% | |
4 |
15881 |
-2502 |
840 |
0.8639 |
1.0558 |
-13.6104% |
5.5847% | |
2007 |
1 |
15736 |
-145 |
695 |
0.9909 |
1.0462 |
-0.9130% |
4.6207% |
2 |
20196 |
4460 |
5155 |
1.2834 |
1.3427 |
28.3427% |
34.2730% | |
3 |
21415 |
1219 |
6374 |
1.0604 |
1.4238 |
6.0358% |
42.3775% | |
4 |
24891 |
3476 |
9850 |
1.1623 |
1.6549 |
16.2316% |
65.4877% | |
2008 |
1 |
25084 |
193 |
10043 |
1.0078 |
1.6677 |
0.7754% |
66.7708% |
2 |
22088 |
-2996 |
7047 |
0.8806 |
1.4685 |
-11.9439% |
46.8519% | |
3 |
22555 |
467 |
7514 |
1.0211 |
1.4996 |
2.1143% |
49.9568% | |
4 |
25953 |
5398 |
12912 |
1.2393 |
1.8585 |
23.9326% |
85.8454% | |
2009 |
1 |
24955 |
-2998 |
9914 |
0.8927 |
1.6591 |
-10.7251% |
65.9132% |
2 |
20116 |
-4839 |
5075 |
0.8061 |
1.3374 |
-19.3909% |
33.7411% | |
3 |
21941 |
1825 |
6900 |
1.0907 |
1.4587 |
9.0724% |
45.8746% | |
4 |
24281 |
2340 |
9240 |
1.1066 |
1.6143 |
10.6650% |
61.4321% | |
2010 |
1 |
23902 |
-379 |
8861 |
0.9844 |
1.5891 |
-1.5609% |
58.9123% |
2 |
25853 |
1951 |
10812 |
1.0816 |
1.7188 |
8.1625% |
71.8835% | |
3 |
26517 |
664 |
11476 |
1.0257 |
1.7630 |
2.5684% |
76.2981% | |
4 |
28684 |
2167 |
13643 |
1.0817 |
1.9071 |
8.1721% |
90.7054% | |
Ср.знач. |
22093 |
718 |
Основываясь на представленных расчетах можно говорить о росте объемов продаж, хотя и наблюдаются сильные колебания цепного абсолютного отклонения. В среднем за исследуемый период этот показатель составил 22193 млн. дол. и ежеквартально увеличивался на 718 млн. дол.
Установление закономерности изменения уровней изучаемого показателя во времени является одной из важных задач, возникающих при анализе рядов динамики.
Для оценки устойчивости тенденции в рядах динамики используется показатель – коэффициент корреляции рангов Спирмена:
,
где — число уровней,
- разность рангов уровней временного ряда и рангов периодов времени.
Данные, необходимые для расчета коэффициента корреляции рангов представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Расчетные данные для нахождения коэффициента корреляции рангов Спирмена.
Год |
Квартал |
Период |
Ранг уровня |
Объем продаж |
||
2006 |
1 |
1 |
20 |
15041 |
-19 |
361 |
2 |
2 |
17 |
18379 |
-15 |
225 | |
3 |
3 |
16 |
18383 |
-13 |
169 | |
4 |
4 |
18 |
15881 |
-14 |
196 | |
2007 |
1 |
5 |
19 |
15736 |
-14 |
196 |
2 |
6 |
14 |
20196 |
-8 |
64 | |
3 |
7 |
13 |
21415 |
-6 |
36 | |
4 |
8 |
9 |
24891 |
1 |
1 | |
2008 |
1 |
9 |
7 |
25084 |
4 |
16 |
2 |
10 |
2 |
22088 |
-1 |
1 | |
3 |
11 |
1 |
22555 |
1 |
1 | |
4 |
12 |
4 |
25953 |
10 |
100 | |
2009 |
1 |
13 |
8 |
24955 |
7 |
49 |
2 |
14 |
15 |
20116 |
-1 |
1 | |
3 |
15 |
12 |
21941 |
3 |
9 | |
4 |
16 |
10 |
24281 |
8 |
64 | |
2010 |
1 |
17 |
11 |
23902 |
8 |
64 |
2 |
18 |
6 |
25853 |
14 |
196 | |
3 |
19 |
5 |
26517 |
16 |
256 | |
4 |
20 |
3 |
28684 |
19 |
361 | |
Ср.знач. |
Используя указанную формулу, получаем значение коэффициента корреляции рангов Спирмена, равное -0,7894. Это значение близко к -1, что говорит о присутствии и устойчивой тенденции убывания уровней временного ряда и о возможности построения трендовой модели. Но для получения более точных данных необходимо исследовать временной ряд на предмет колеблемости. Для этого рассчитываются среднелинейное и среднеквадратическое отклонение, а так же коэффициент автокорелляции (подразумевается построение тренда) [3].
Перечисленные факторы рассчитываются по следующим формулам:
- среднелинейное отклонение уровней от тренда
где P – число параметров тренда
- среднеквадратическое
- коэффициент автокорелляции отклонений уровней от тренда
где
Расчетные значения, необходимые для вычисления коэффициентов отражены в таблице 4.
Таблица 4 – Расчетные данные для нахождения коэффициентов отклонения от тренда
Год |
Квартал |
Период |
Объем продаж |
Di |
Di2 |
Di*Di-1 | |
2006 |
1 |
1 |
15041 |
16964.79 |
2610.30 |
3700951.27 |
|
2 |
2 |
18379 |
17504.55 |
183.43 |
764662.24 |
1682253.75 | |
3 |
3 |
18383 |
18044.31 |
356.85 |
114707.54 |
296163.00 | |
4 |
4 |
15881 |
18584.08 |
3403.12 |
7306639.58 |
915492.57 | |
2007 |
1 |
5 |
15736 |
19123.84 |
4092.40 |
11477489.06 |
9157613.00 |
2 |
6 |
20196 |
19663.61 |
176.68 |
283440.21 |
1803657.92 | |
3 |
7 |
21415 |
20203.37 |
498.05 |
1468038.46 |
645059.01 | |
4 |
8 |
24891 |
20743.14 |
3429.77 |
17204756.74 |
5025658.62 | |
2008 |
1 |
9 |
25084 |
21282.90 |
3078.50 |
14448338.75 |
15766424.88 |
2 |
10 |
22088 |
21822.67 |
461.78 |
70401.27 |
1008554.14 | |
3 |
11 |
22555 |
22362.43 |
539.06 |
37082.33 |
51094.45 | |
4 |
12 |
25953 |
22902.20 |
4314.67 |
9307399.31 |
587486.19 | |
2009 |
1 |
13 |
24955 |
23441.96 |
772.39 |
2289285.20 |
4615982.18 |
2 |
14 |
20116 |
23981.73 |
4610.88 |
14943839.54 |
5848992.27 | |
3 |
15 |
21941 |
24521.49 |
3330.16 |
6658933.41 |
9975471.54 | |
4 |
16 |
24281 |
25061.26 |
1534.44 |
608798.78 |
2013442.46 | |
2010 |
1 |
17 |
23902 |
25601.02 |
2457.71 |
2886669.80 |
1325670.04 |
2 |
18 |
25853 |
26140.78 |
1050.99 |
82820.15 |
488952.39 | |
3 |
19 |
26517 |
26680.55 |
931.26 |
26748.46 |
47067.10 | |
4 |
20 |
28684 |
27220.31 |
691.46 |
2142376.02 |
239385.18 | |
∑ |
441851 |
441851 |
38523.89 |
95823378 |
61494421 |
В результате вычислений были получены следующие значения:
Коэффициент автокорреляции равен 0,6227, что означает наличие циклической долгопериодической колеблемости. Анализ диаграммы индексов сезонности позволяет сделать вывод о наличии сезонных изменений.
Исходя из того, что полученное значение коэффициента корелляции рангов Спирмена по модулю близко к 1, то это позволяет использовать линейный тренд.
Тренд – тенденция, выраженная в форме наиболее простой зависимости от времени.
Линейная форма тренда:
где — уровень тренда наблюдаемого параметра,
, — параметры тренда.
Воспользуемся данной формой тренда, так как она хорошо отражает тенденцию изменений при действии множества независимых случайных факторов, изменяющихся по различным закономерностям.
Для построения тренда необходимо вычислить оптимальные значения его параметров. Для этого используют МНК.
Для линейного тренда нормальны уравнения, полученные МНК, имеют вид:
где Yk – наблюдаемые уровни временного ряда
tk – моменты временного ряда
N – объем выборки
Для расчетов параметров тренда используется встроенная функция Excel ЛИНЕЙН.
В результате расчетов с помощью функции ЛИНЕЙН были получены следующие параметры линейного тренда: a= 16425,021; b=539,7646. И форма тренда приняла вид:
Y=16425,021+539,7646*ti
Графическое представление результатов представлено на рисунке 2.
Рис. 2 – линейная модель тренда
Важным показателем оценки качества модели тренда является коэффициент детерминации, который рассчитывается по формуле:
D=R2*100%
Используя данную формулу, получаем значение коэффициента детерминации, равное 0,6233. Это значение близко к 1, что указывает на то, что модель тренда выбрана правильно.
На данном этапе определяется зависимость продолжительности жизни от нескольких факторов, таких как операционные расходы, акцизы и экспортные пошлины и других. Данные взяты из квартальных отчетов и занесены в сводную таблицу 6.
Информация о работе Анализ и прогнозирование объема продаж коммерческого предприятия