Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 10:28, курсовая работа
Целью данной работы является разработка направлений повышения эффективности коммерческой деятельности на основе теоретических основ оценки эффективности и анализа деятельности МПП «Волжский бекон».
Из поставленной цели вытекают следующие задачи: рассмотреть сущность и содержание коммерческой деятельности
рассмотреть организационно-экономические формы торговых предприятий, оценить показатели, используемые при расчете эффективности коммерческой деятельности, проанализировать объемы реализации, определить пути повышения эффективности коммерческой деятельности
Введение3
Глава 1. Методологические подходы к оценке коммерческой деятельности5
1.1 Сущность и содержание коммерческой деятельности5
1.2 Организационно-экономические формы торговых предприятий 10
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия20
2.1 Оценка показателей, используемых при расчете эффективности коммерческой деятельности20
2.2 Анализ объемов реализации28
2.3 Пути повышения эффективности коммерческой деятельности……….. 33
Заключение………………………………………………………………………… 39
Список литературы………………………………………………………………... 41
Приложения…………………………………………………………………………43
По данным таблицы 7 видно, что расходы в 2011 году увеличились на 1,5% Повышение расходов связано с увеличением расходов на оплату труда, также возросли транспортные расходы, коммунальные расходы и др.
2.2 Анализ объемов реализации.
Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) - это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат - расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.
Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение. Проанализируем динамику товарооборота по ассортиментным группам. (Таблица 8)
Таблица 8 -Динамика товарооборота по ассортиментным группам
Товарные группы |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2011 к 2009, % | |||
всего, тыс.руб |
уд.вес,% |
всего, тыс.руб |
уд.вес,% |
всего, тыс.руб |
уд.вес,% | ||
Колбаса вареная |
9352,6 |
12,3 |
14544,7 |
13 |
18736,8 |
12,6 |
200,3 |
Колбаса копченая |
12731 |
16,8 |
17923,1 |
16 |
23124,2 |
15,6 |
181,6 |
Колбаса полукопченая |
10821,8 |
14,3 |
16013,9 |
14,3 |
21206,4 |
14,3 |
196 |
Сосиски |
7003 |
9,2 |
12195 |
10,9 |
16387 |
13,4 |
234 |
Сардельки |
8730 |
11,5 |
13922 |
12,4 |
16114,1 |
10,8 |
184,6 |
Ветчина |
10293,2 |
13,6 |
15485,3 |
13,8 |
20677,4 |
14 |
200,8 |
Деликатесы |
16821,4 |
22,2 |
22013 |
19,6 |
27205,1 |
18,3 |
161,7 |
Итого: |
75753 |
100 |
112098 |
100 |
148443 |
100 |
195,9 |
Анализируя данные таблицы 8, отметим, что наибольший удельный вес у деликатесов. В 2009 году составляет 22,2%, в 2010 году – 19,6 %и в 2011 году – 18,3%. Наименьший удельный вес у сосисок в 2009 и в 2010 году – 9,2% и 10,9% соответственно, а в 2011 году наименьший удельный вес у сарделек – 10,8%. В 2011 году по сравнению с 2009 годом товарооборот на колбасу варенную вырос на 100,3% или на 9380,2 тыс.руб, на сосиски увеличился на 134% или на 9384 тыс.руб, на ветчину товарооборот увеличился на 100,8% или на 10384,2 тыс.руб. В целом товарооборот увеличился на 95,9% или на 72690 тысяч рублей. Далее проведем анализ динамики объема товарооборота (Таблица 9).
Таблица 9-Анализ динамики объема товарооборота
Период |
Объем товарооборота, тыс.руб |
2011 к 2009, % | |||||
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | ||
Январь |
6150 |
6286,5 |
9345,4 |
9481,9 |
12540,8 |
12677,3 |
201,6 |
Февраль |
5324 |
5560 |
8519,6 |
8656,1 |
11715 |
11851,5 |
213,1 |
Март |
6446 |
6582,3 |
9641 |
9777,5 |
12836,4 |
12972,9 |
197,08 |
Итого за 1 квартал |
17920 |
18428,8 |
27506 |
27915,5 |
37092,2 |
37501,7 |
203,5 |
Апрель |
6203 |
6339,7 |
9398,5 |
9535 |
12593,9 |
12730,4 |
200,8 |
Май |
6315 |
6451,5 |
9510 |
9646,5 |
12705,4 |
12841,9 |
199 |
Июнь |
5504 |
5640 |
8699,5 |
8836 |
11894,9 |
12031,4 |
213,3 |
Итого за 2 квартал |
18022 |
18431,2 |
27608 |
28017,5 |
37194,2 |
37603,7 |
204,02 |
Июль |
5120 |
5256,5 |
8315,3 |
8451,8 |
11510,7 |
11647,2 |
221,6 |
Август |
5962 |
6098 |
9157 |
9293,5 |
11352,4 |
11488,9 |
188,4 |
Сентябрь |
6210 |
6346,4 |
9405,7 |
9542,2 |
11601,1 |
11737,6 |
184,9 |
Итого за 3 квартал |
17292 |
17700,9 |
26878 |
27287,5 |
34464,2 |
34873,7 |
194 |
Октябрь |
6018 |
6140 |
9213 |
9349,5 |
12408 |
12544,5 |
204,3 |
Ноябрь |
6111 |
6249,6 |
9306 |
9442,5 |
12501 |
12637,5 |
202,2 |
Декабрь |
6752 |
6802,5 |
9947 |
10083,5 |
13142,4 |
13278,9 |
195,2 |
Итого за 4 квартал |
18881 |
19129,1 |
28466 |
28275,5 |
38051,4 |
38460,9 |
201,06 |
Итого: |
72115 |
75753 |
110460 |
112098 |
146805 |
148443 |
195,9 |
Из данных таблицы видно, что наиболее напряженным был второй квартал, а наименее напряженным - третий. Самый низкий темп роста товарооборота достигнут в третьем квартале 197%, а самый высокий - во втором и первом 204,2% и 203,5%. В 2011 году по сравнению с 2009 по факту товарооборот за первый квартал вырос на 19072,9 тыс.руб или на 103,5%, за второй квартал товарооборот вырос на 19172,5 тыс.руб или на 104,02%, в третьем квартале товарооборот увеличился на 17172,8 или на 97%, а в четвертом квартале товарооброт возрос на 19331,8 тыс.руб или на 101,06%. Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота. Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.
Далее проведем анализ товарного баланса предприятия. (Таблица 10)
Таблица 10-Товарный баланс предприятия
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Отклонения (+,-) |
Товарные запасы на начало года, тыс.руб |
13350 |
15506,9 |
17663,8 |
4313,8 |
Поступление товаров, тыс.руб |
77989,9 |
114354,9 |
151736,9 |
73747 |
Выбытие, тыс.руб |
80,9 |
100 |
137 |
56,1 |
Товарные запасы на конец года, тыс.руб |
15506,9 |
17663,8 |
20820,7 |
5313,8 |
Реализация товаров за год, тыс.руб |
75753 |
112098 |
148443 |
72690 |
Анализируя данные таблицы, отметим, что в 2011 году по сравнению с 2009 товарные запасы на начало года увеличились на 4313,8 тыс.руб или на 32,3%, поступление товаров увеличилось на 73747 тыс.руб, товарные запасы на конец года в 2009 году составили 15506,9 тыс.руб, а в 2011 году 20820,7 тыс.руб, что на 5313,8 тыс.руб или на 34,3% больше. В целом реализация товаров увеличилась на 72690тыс.руб или на 95,9%.
На основании Таблицы 10 проведем анализ товарооборачиваемости. (Таблица 11)
Таблица 11-Анализ товарооборачиваемости
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Отклонения (+,-) |
Объем товарооборота, тыс.руб |
75753 |
112098 |
148443 |
72690 |
Однодневный товарооборот, тыс.руб |
210,4 |
311,4 |
412,3 |
201,9 |
Сумма средних товарных запасов, тыс.руб |
13357,1 |
15396,3 |
17560,6 |
4203,5 |
Товарооборачиваемость, дни |
63,5 |
49,4 |
42,6 |
-20,9 |
Проведя, анализ товарооборачиваемости,
из таблицы видно, что в 2011 году по
сравнению с 2009 годом за счет общего
изменения товарооборота
Таблица 12-ABC - анализ структуры ассортимента товара
Товарные группы |
Сумма реализации в 2011 году |
Доля, % |
Доля нарастающая итогом, % |
Группа |
Деликатесы |
27205,1 |
18,3 |
18,3 |
А |
Колбаса копченая |
23124,2 |
15,6 |
33,9 |
А |
Колбаса полукопченая |
21206,4 |
15,3 |
49,2 |
А |
Ветчина |
20677,4 |
14,9 |
64,1 |
В |
Колбаса вареная |
18736,8 |
13,6 |
77,7 |
В |
Сосиски |
16387 |
12 |
89,7 |
С |
Сардельки |
16114,1 |
10,3 |
100 |
С |
Итого: |
148443 |
100 |
- |
- |
В группу А вошли деликатесы, колбасы копченые и колбасы полукопченые, поскольку доля нарастающая итогом составила до 50 %, это говорит о том, что эти объекты ценные, требуют тщательного планирования, постоянного учета и контроля. В группу В вошли ветчина и колбаса вареная, так как их доля от 50% до 80%. Эти объекты важны для предприятия и требуют обычного контроля и налаживанного учета. В группу С вошли сосиски и сардельки, потому что их доля от 80% до 100%. Эти малоценные объекты, характеризующиеся упрощенными методами планирования, учета и контроля.
2.3 Пути повышения эффективности коммерческой деятельности.
Для получения
максимального эффекта от деятельности
фирмы важно постоянно
Разработка мероприятий по совершенствованию должна базироваться на результатах оценки эффективности коммерческой работы по всем ее направлениям.
Базовыми должны стать мероприятия по совершенствованию информационной обеспеченности, так как эффективное осуществление коммерческой деятельности невозможно без подробной, достоверной и своевременной информации. С этой целью для любой организации целесообразно вести компьютерный учет товаров на складе, контрагентов, иметь информационные базы данных (правовых, бухгалтерских и др.). Важно иметь возможность оперативно получать информацию для принятия управленческих решений относительно направлений коммерческой деятельности. В данном случае эффективным будет создание связанных баз данных по всем направлениям коммерческой деятельности.
Для обеспечения эффективной договорной работы в организации необходимо грамотное составление договоров, как с поставщиками, так и с покупателями, т.е. заключение договоров на наиболее выгодных для фирмы условиях.
Выгодными условиями договора могут выступать следующие:
В договорах с поставщиками: фиксированные цены в течение некоторого периода, на срок действия договора; отсрочка платежа за товар; в договорах с покупателями: предоплата за товар; минимальный размер приобретаемой партии за определенный период и т.д. Также необходимо вести контроль исполнения договоров отдельно по каждому контрагенту, в том числе и контроль над выполнением своих договорных обязательств. Данная работа позволит оперативно проводить мероприятия по ускорению оборачиваемости дебиторской задолженности, снижению кредиторской задолженности, а также избежание штрафов и пени за просроченные обязательства. Одно из таких мероприятий - предоставление скидок при предоплате за товар. Таким образом, организация высвобождает свои оборотные средства, что дает возможность погасить свои обязательства перед кредиторами. В направлении формирования ассортимента повысить эффективность деятельности можно путем расширения и углубления ассортимента. Однако прежде необходимо изучить спрос покупателей, их желание и готовность приобретать данные товары. В зависимости от специфики деятельности организации целесообразным может быть создание более глубокого ассортимента, что будет свидетельствовать о высокой рентабельности предприятия. Оценка эффективности коммерческой деятельности МПП «Волжский Бекон» необходима при планировании хозяйственной деятельности, выявлении причин невыполнения плановых заданий, изыскании резервов повышения эффективности работы предприятия, определении стратегии его развития. Оценка коммерческой деятельности МПП «Волжский Бекон» дает представление об адаптации предприятия к рыночным условиям, позволяет не только выработать стратегию и тактику поведения, но и повысить эффективность управления производством. Ее применение позволяет определять слабые и сильные стороны коммерческой деятельности и сконцентрировать все условия на направлениях, являющихся наиболее перспективными и доходными. Основными направлениями повышения эффективности деятельности являются: снижение фондоемкости, трудоемкости и капиталоемкости производства продукции, увеличение прибыли - направление повышения эффективности коммерческой деятельности. В структуре потребления мясной продукции первое место по объемам потребления занимают деликатесы, их доля составила 18,3% от общего потребления в 2011 году.
Информация о работе Анализ эффективности коммерческой деятельности