Автор: o**************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 14:22, курсовая работа
Цель исследования – на основе анализа бухгалтерской отчетности разработать предложения по совершенствованию и повышению эффективности управлениями финансами на промышленном предприятии.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать круг задач, которые необходимо разрешить в процессе рассмотрения данной темы:
- систематизировать и обобщить теоретико-методологические основы финансового анализа предприятия,
- проанализировать финансовое состояние ОАО «ММК-Метиз»,
- сформулировать выводы и рекомендации по успешному развитию производства в условиях конкурентной борьбы предприятия.
Объект исследования – финансовое состояние ОАО «ММК-Метиз».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 5
1.1 Сущность финансового анализа и его задачи 5
1.2 Система показателей финансового состояния предприятия 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ММК-МЕТИЗ» 20
2.1. Краткая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ финансовых показателей ОАО «ММК-Метиз» 26
2.3. Рекомендации по оптимизации финансового состояния на предприятии ОАО «ММК-МЕТИЗ» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 43
В 2009 году произошло снижение объемов производства металлопродукции на 358 152 тонн (54%) по сравнению с 2008 годом. Падение спроса со стороны основных потребителей машиностроительной, автомобильной и строительной областей явилось причиной сокращения производственной программы в 2009 году. Более года Общество работает в режиме минимальной загрузки производственных мощностей, осваивая малые объемы производства и реализации продукции. Несмотря на сложности кризисного периода, были выиграны тендеры на поставку продукции в регионы Сибири и Дальнего Востока, реализованы мероприятия по модернизации и обновлению оборудования, освоению новых видов продукции.
Сбытовая политика ООО «ММК-Метиз» построена на обеспечении максимальной эффективности реализации продукции в региональном и сортаментном разрезах.
Объем реализованной продукции за 2009 год по бухгалтерским данным составил 320 743 тонн и снизился по сравнению с 2008 годом на 51%. Годовой план реализации выполнен на 66%.
С 01.09.2009 ОАО «ММК-МЕТИЗ не осуществляет сбытовой деятельности. Для осуществления сбытовой деятельности заключены договоры по сбыту продукции ОАО «ММК-МЕТИЗ»:
- агентский договор № 91055 от 20.07.2009 между ОАО «ММК-МЕТИЗ» и ОАО «ММК»;
- договор поручения № 91106 от 06.08.2009 между ОАО «ММК-МЕТИЗ» и ММК Трейдинг АГ.
Основную долю в объеме реализации продукции ОАО «ММК-МЕТИЗ» занимает проволока, холоднокатаная лента, штрипс, крепеж железнодорожный, крепеж машиностроительный, гвозди, сталь калиброванная. В 2009г. сложилась следующая структура реализации по видам продукции:
Рис.3.
Структура реализации продукции
Реализация продукции на внутренний рынок
Внутренний рынок в силу географической близости, меньших ценовых колебаний и растущего металлопотребления, является для Общества стратегически важным.
В 2009 году на внутренний рынок Российской Федерации было реализовано 256 тыс. т продукции. Реализация продукции на внутренний рынок сократилась на 53%. Это связано, прежде всего, с отсутствием возможности отгрузки низкоуглеродистых видов продукции по рыночным ценам, а также общим сокращением потребления метизной продукции вследствие мирового финансового кризиса.
Региональная структура реализации продукции
Крупнейшими
регионами потребления
|
На внутреннем рынке основными потребителями продукции ОАО «ММК-МЕТИЗ» являются предприятия строительной отрасли, РЖД, производство метизов и машиностроение.
Наибольший удельный вес в структуре реализации ОАО «ММК-МЕТИЗ» в 2009 году на российском рынке занимали предприятия строительной отрасли, на их долю приходилось 38% общего объема реализации продукции.
Рис. 5. Отраслевая
структура реализации продукции
Проанализируем реализацию продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Реализация
продукции на экспорт. Продукция ОАО «ММК-МЕТИЗ»
реализуется, помимо России, в 26 странах
мира. Основная доля продаж продукции
ОАО «ММК-МЕТИЗ» на экспорт в 2009 году приходилась
на страны СНГ: на рынок дальнего зарубежья
реализовано 31,4 % продукции, в страны
СНГ 68,6 %.
ДЗ – Дальнее зарубежье; СНГ – страны Союза независимых государств |
Рис. 6. Реализация продукции на внешних рынках
Таблица 2.
Анализ результатов деятельности и основных факторов, повлиявших на результаты деятельности
Показатели | 2008 год | 2009 год | Изменение | |
+/- | % | |||
Выручка от реализации, млн. рублей | 18 289 | 8 516 | -9 773 | -53 |
Себестоимость реализованной продукции, млн. рублей | 17 714 | 9 253 | -8 462 | -48 |
Прибыль от реализации, млн. рублей | 575 | -737 | -1 311 | |
Рентабельность продукции, % | 3 | -8 | -11 |
Выручка от реализации в 2009 году составила 8 516 млн. рублей. По сравнению с 2008 годом выручка снизилась на 53 % или 9 773 млн. рублей. Негативное значение оказало снижение объемов реализации готовой продукции (на 9 347 млн. рублей, в том числе на внутреннем рынке на 7 976 млн. рублей), связанное с сокращением спроса на готовую продукцию у потребляющих отраслей (строительной, машиностроительной и автопромышленной) и нестабильным положением на рынке метизной отрасли, а также снижение отпускных цен на готовую продукцию (на 1 216 руб./тн.).
Основная доля выручки (23,8 %) поступила от реализации проволоки общего назначения, объем реализации которой в 2009 году составил 2 008 млн. рублей.
Представим структуру поступившей на ОАО «ММК-Метиз» выручки от реализации основных видов продукции и сравним данную выручку с 2008 годом по отдельным видам продукции.
Себестоимость реализованной продукции в 2009 году составила 9 253 млн. рублей. По сравнению с 2008 годом себестоимость продукции снизилась на 48 % или 8 462 млн. рублей. Снижение себестоимости по сравнению с прошлым годом связано, прежде всего, с низкими объемами производства и реализации.
Рис.
7. Структура выручки по видам
продукции
Экономическая нестабильность и снижение потребления металлоизделий основными отраслями негативно сказались на результате хозяйственной деятельности. За 2009 год получено 737 млн. рублей убытка от реализации, что ниже прибыли 2008 года на 1 311 млн. рублей. Рентабельность реализованной продукции за 2009 год составила (-)8 % против 3 % в 2008 году.
Показатели
2009 года свидетельствуют об ухудшении
финансового состояния ОАО «
Рис. 8. Динамика активов
За 2009 год произошло снижение активов Общества на 34%. За 2009 год общая величина активов уменьшилась на 2 076 млн. рублей и по итогам года составила 4 062 млн. рублей. Причины снижения активов:
– сокращение запасов – уменьшены запасы сырья и материалов, готовой продукции, накопленные во II полугодии 2008 года на 749 млн. рублей (-51%) и 517 млн. рублей (-63%) соответственно;
– уменьшение дебиторской задолженности – снижению задолженности на 1 153 млн. рублей (-63%) способствовало ведение претензионно-исковой работы по взысканию образовавшейся задолженности во II полугодии 2008 года;
Величина чистых активов снизилась на 618 млн. рублей (на 44,5%) и на конец года составила 747 млн. рублей. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец 2009 года составил (-) 0,79 при рекомендуемом значении показателя не ниже 0,1, что свидетельствует о недостаточности собственного капитала. Величина внеоборотных активов в 2009 году увеличилась на 467 млн. рублей и составила 2 211 млн. рублей, при этом их доля в валюте баланса выросла на 26%. Величина оборотных активов уменьшилась на 2 543 млн. рублей и составила 1 851 млн. рублей. В результате в структуре активов баланса произошли значительные изменения: доля оборотных активов снизилась с 71,6% до 45,6% (на 26%).
Рис.
9. Динамика структуры капитала
В 2009 году величина собственного капитала уменьшилась на 618 млн. рублей и составила 747 млн. рублей. Доля собственного капитала в общей его сумме за 2009 год снизилась на 3,8 %. Снижение величины собственного капитала связано с получением в 2009 году чистого убытка в сумме 618 млн. рублей.
Рис. 10. Ликвидность предприятия
Убыточная деятельность и использование накопленных активов привели к ухудшению основных финансовых коэффициентов, они ниже рекомендуемых по отрасли значений. Коэффициент текущей ликвидности снизился за 2009 год с 0,94 до 0,59; коэффициент срочной ликвидности - с 0,40 до 0,22. Такие значения коэффициентов близки к минимальной границе, что говорит о недостаточности оборотных средств для покрытия краткосрочных обязательств:
– текущими активами обязательства покрыты на 59%;
– за счет имеющихся денежных средств и ожидаемых поступлений может быть погашено около 22% задолженности.
В 2009 году Общество активно использовало ранее накопленные резервы для поддержания своего финансового положения на минимально приемлемом уровне, обеспечивающем своевременное исполнение обязательных платежей (налоги, сырье, энергоресурсы, заработная плата), оплату кредитных и прочих обязательств.
Кредитный портфель ОАО «ММК-МЕТИЗ» представлен краткосрочными и долгосрочными кредитами.
Задолженность по краткосрочным кредитам за 2009 год снизилась на 452,4 млн. рублей, и на 01.01.2010 составляет 460,3 млн. рублей.
Задолженность по долгосрочным кредитам увеличилась на 53,4 млн. рублей и на 01.01.2010 составляет 53,4 млн. рублей.
Таблица 3.
Задолженность по кредитам, млн. рублей
Наименование показателя | Задолженность | +/- | |
на 01.01.09г. | на 01.01.10 г. | ||
Краткосрочные кредиты | 912,7 | 460,3 | -452,4 |
Долгосрочные кредиты | 53,4 | 53,4 |
Для того, чтобы сделать выводы по финансовому состоянию предприятия и разработать рекомендации по его улучшению, необходимо провести факторный анализ прибыли предприятия.
Проведем сравнение результатов прибыли между 2008 и 2009 годами.
Таблица 4.
Анализ состава и динамики прибыли организации 2008-2009 гг.
Показатели |
2008 | 2009 | Отклонение от предшествующего периода | Темп роста, % | |||
тыс.руб. | В % к прибыли в п.6 | тыс.р. | в % к прибыли в п.6 | по сумме | в % к итогу | ||
1. Прибыль (убыток) от продаж | 574 691 | 1,35 | 769 423 | 3,57 | 194 732 | 2,22 | 133,88 |
2. Операционные доходы | 20 677 908 | 48,71 | 9 760 342 | 45,32 | -10 917 566 | -3,39 | 47,20 |
3. Операционные расходы | 20 408 646 | 48,08 | 10 445 816 | 48,51 | -9 962 830 | 0,43 | 51,18 |
4. Внереализационные доходы | 1 244 541 | 2,93 | 1 244 541 | 5,78 | 0 | 2,85 | 100,00 |
5. Внереализационные расходы | 117 556 | 0,28 | 84 032 | 0,39 | -33 524 | 0,11 | 71,48 |
6.
Итого прибыль до |
42 448 651 | 100,00 | 21 534 731 | 100,00 | -20 913 920 | 0,00 | 50,73 |
7. Отложенные налоговые активы | 3 136 | 0,01 | 170 661 | 0,79 | 167 525 | 0,79 | 5442 |
8. Отложенные налоговые обязательства | 40 113 | 0,09 | 19 418 | 0,09 | -20 695 | 0,00 | 48,41 |
9. Текущий налог на прибыль | 80 308 | 0,19 | 0 | 0,00 | -80 308 | -0,19 | 0,00 |
10. Чистая прибыль | 42 572 208 | 100,29 | 21 724 810 | 100,88 | -20 847 398 | 0,59 | 51,03 |
Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия