Анализ финансового состояния предприятия

Автор: o**************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на основе анализа бухгалтерской отчетности разработать предложения по совершенствованию и повышению эффективности управлениями финансами на промышленном предприятии.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать круг задач, которые необходимо разрешить в процессе рассмотрения данной темы:
- систематизировать и обобщить теоретико-методологические основы финансового анализа предприятия,
- проанализировать финансовое состояние ОАО «ММК-Метиз»,
- сформулировать выводы и рекомендации по успешному развитию производства в условиях конкурентной борьбы предприятия.
Объект исследования – финансовое состояние ОАО «ММК-Метиз».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 5
1.1 Сущность финансового анализа и его задачи 5
1.2 Система показателей финансового состояния предприятия 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ММК-МЕТИЗ» 20
2.1. Краткая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ финансовых показателей ОАО «ММК-Метиз» 26
2.3. Рекомендации по оптимизации финансового состояния на предприятии ОАО «ММК-МЕТИЗ» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 43

Работа содержит 1 файл

Анализ финансового состояния Метиз КУРСОВАЯ.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

     В 2009 году произошло снижение объемов  производства металлопродукции на 358 152 тонн (54%) по сравнению с 2008 годом. Падение  спроса со  стороны основных потребителей машиностроительной, автомобильной  и строительной областей явилось причиной  сокращения производственной программы в 2009 году. Более года Общество работает в режиме минимальной загрузки производственных мощностей, осваивая малые объемы производства и реализации продукции. Несмотря на сложности кризисного периода, были выиграны тендеры на поставку продукции  в регионы Сибири и Дальнего Востока, реализованы мероприятия по модернизации и обновлению оборудования, освоению новых видов продукции.

     Сбытовая  политика ООО «ММК-Метиз» построена  на обеспечении максимальной эффективности реализации продукции в региональном и сортаментном разрезах.

     Объем реализованной продукции за 2009 год  по бухгалтерским данным составил 320 743 тонн и снизился по сравнению с 2008 годом на 51%. Годовой план реализации выполнен на 66%.

     С 01.09.2009 ОАО «ММК-МЕТИЗ не осуществляет сбытовой деятельности. Для осуществления  сбытовой деятельности заключены договоры по сбыту продукции ОАО «ММК-МЕТИЗ»:

     - агентский договор № 91055 от 20.07.2009 между ОАО «ММК-МЕТИЗ» и ОАО  «ММК»;

     - договор поручения № 91106 от 06.08.2009 между ОАО «ММК-МЕТИЗ» и ММК Трейдинг АГ.

     Основную  долю в объеме реализации продукции  ОАО «ММК-МЕТИЗ» занимает проволока, холоднокатаная лента, штрипс, крепеж железнодорожный, крепеж машиностроительный, гвозди, сталь калиброванная. В 2009г. сложилась следующая структура реализации по видам продукции:

     Рис.3. Структура реализации продукции  

     Реализация  продукции на внутренний  рынок

     Внутренний  рынок в силу географической близости, меньших ценовых колебаний и  растущего металлопотребления,  является для Общества стратегически важным.

     В 2009 году на внутренний рынок Российской Федерации было реализовано 256 тыс. т продукции. Реализация продукции  на внутренний рынок сократилась  на 53%. Это связано, прежде всего, с  отсутствием возможности отгрузки низкоуглеродистых видов продукции по рыночным ценам, а также общим сокращением потребления метизной продукции вследствие мирового финансового кризиса.

     Региональная  структура реализации продукции 

     Крупнейшими регионами потребления продукции  ОАО «ММК-МЕТИЗ» являются Уральский, Приволжский и Центральный федеральные округа. На их долю в 2009 году приходится  72% от общего объема продаж. На Сибирский федеральный округ- 12%, на Южный -10%, на Дальневосточный и Северо-западный федеральные округа – 4% и 2% соответственно. Структура реализации по регионам в сравнении с 2008 годом существенно не изменилась. Увеличилась доля реализации продукции в Уральский федеральный округ с 36% до 45%.

           

     

Рис. 4. Региональная структура реализации продукции

     На  внутреннем рынке основными потребителями  продукции ОАО «ММК-МЕТИЗ» являются предприятия строительной отрасли, РЖД, производство метизов и машиностроение.

     Наибольший  удельный вес в структуре реализации ОАО «ММК-МЕТИЗ» в 2009 году на российском рынке занимали предприятия строительной отрасли, на их долю приходилось 38% общего объема реализации продукции.

 

Рис. 5. Отраслевая структура реализации продукции 

     Проанализируем  реализацию продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

     Реализация продукции на экспорт. Продукция ОАО «ММК-МЕТИЗ» реализуется, помимо России, в 26 странах мира. Основная доля продаж продукции ОАО «ММК-МЕТИЗ» на экспорт в 2009 году приходилась на страны СНГ: на рынок дальнего зарубежья реализовано 31,4 % продукции,  в страны СНГ 68,6 %. 

       
     ДЗ  – Дальнее зарубежье; 

     СНГ – страны Союза   независимых  государств

      Рис. 6. Реализация продукции на внешних  рынках

     Таблица 2.

     Анализ  результатов деятельности и основных факторов, повлиявших на результаты деятельности

Показатели 2008 год 2009 год Изменение
+/- %
Выручка от реализации, млн. рублей 18 289 8 516 -9 773 -53
Себестоимость реализованной продукции, млн. рублей 17 714 9 253 -8 462 -48
Прибыль от реализации, млн. рублей 575 -737 -1 311  
Рентабельность  продукции, % 3 -8 -11  
 

     Выручка от реализации в 2009 году составила 8 516 млн. рублей. По сравнению с 2008 годом  выручка снизилась на 53 % или 9 773 млн. рублей. Негативное значение оказало  снижение объемов реализации готовой  продукции (на 9 347 млн. рублей, в том числе на внутреннем рынке на 7 976 млн. рублей), связанное с сокращением спроса на готовую продукцию у потребляющих отраслей (строительной, машиностроительной и автопромышленной) и нестабильным положением на рынке метизной отрасли, а также снижение отпускных цен на готовую продукцию (на 1 216 руб./тн.).

     Основная  доля выручки (23,8 %) поступила от реализации проволоки общего назначения, объем  реализации которой в 2009 году составил 2 008 млн. рублей.

     Представим  структуру поступившей на ОАО  «ММК-Метиз» выручки от реализации основных видов продукции и сравним данную выручку с 2008 годом по отдельным видам продукции.

     Себестоимость реализованной продукции в 2009 году составила 9 253 млн. рублей. По сравнению  с 2008 годом себестоимость продукции  снизилась на 48 % или 8 462 млн. рублей. Снижение себестоимости по сравнению с прошлым годом связано, прежде всего, с низкими объемами производства и реализации.

     Рис. 7. Структура выручки по видам  продукции  
 

     Экономическая нестабильность и снижение потребления  металлоизделий основными отраслями негативно сказались на результате хозяйственной деятельности. За 2009 год получено 737 млн. рублей убытка от реализации, что ниже прибыли 2008 года на 1 311 млн. рублей. Рентабельность реализованной продукции за 2009 год составила (-)8 % против 3 % в 2008 году.

     Показатели 2009 года свидетельствуют об ухудшении  финансового состояния ОАО «ММК-Метиз». Зависимость предприятия от внешних  займов увеличивается, снижается деловая  активность и платежеспособность. Проводится ряд мер, направленных на стабилизацию финансового положения Общества, таких как приведение уровня запасов предприятия к оптимальному, ускорение расчетов с покупателями и заказчиками, получение отсрочек по платежам.

      

    Рис. 8. Динамика активов

     За 2009 год произошло снижение активов Общества на 34%. За 2009 год общая величина активов уменьшилась на 2 076 млн. рублей и по итогам года составила 4 062 млн. рублей. Причины снижения активов:

     – сокращение запасов – уменьшены запасы сырья и материалов, готовой продукции, накопленные во II полугодии 2008 года на 749 млн. рублей (-51%) и 517 млн. рублей (-63%) соответственно;

     – уменьшение дебиторской задолженности – снижению задолженности на 1 153 млн. рублей (-63%) способствовало ведение претензионно-исковой работы по взысканию образовавшейся задолженности во II полугодии 2008 года;

     Величина  чистых активов снизилась на 618 млн. рублей (на 44,5%) и на конец  года составила 747 млн. рублей. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец 2009 года составил (-) 0,79 при рекомендуемом значении показателя не ниже 0,1, что свидетельствует о недостаточности собственного капитала. Величина внеоборотных активов в 2009 году увеличилась на 467  млн. рублей и составила 2 211 млн. рублей, при этом их доля в валюте баланса выросла на 26%. Величина оборотных активов уменьшилась на 2 543 млн. рублей и составила 1 851 млн. рублей. В результате в структуре активов баланса произошли значительные изменения: доля оборотных активов снизилась с 71,6% до 45,6% (на 26%).

       

     Рис. 9. Динамика структуры капитала 

     В 2009 году величина собственного капитала уменьшилась на 618 млн. рублей и составила 747 млн. рублей. Доля собственного капитала в общей его сумме за 2009 год  снизилась на 3,8 %. Снижение величины собственного капитала связано с получением в 2009 году чистого убытка в сумме 618 млн. рублей.

Рис. 10. Ликвидность предприятия 

     Убыточная деятельность и использование накопленных  активов привели к ухудшению  основных финансовых коэффициентов, они  ниже рекомендуемых по отрасли значений. Коэффициент текущей ликвидности снизился за 2009 год с 0,94 до 0,59; коэффициент срочной ликвидности  - с 0,40 до 0,22. Такие значения коэффициентов близки к минимальной границе, что говорит о недостаточности оборотных средств для покрытия краткосрочных обязательств:

     – текущими активами обязательства покрыты на 59%;

     – за счет имеющихся денежных средств и ожидаемых поступлений может быть погашено около 22% задолженности.

    В 2009 году Общество активно использовало ранее накопленные резервы для  поддержания своего финансового положения на минимально приемлемом уровне, обеспечивающем своевременное исполнение обязательных платежей (налоги, сырье, энергоресурсы, заработная плата), оплату кредитных и прочих обязательств.

     Кредитный портфель ОАО «ММК-МЕТИЗ» представлен краткосрочными и долгосрочными кредитами.

     Задолженность по краткосрочным кредитам за 2009 год  снизилась на 452,4 млн. рублей, и  на 01.01.2010 составляет  460,3 млн. рублей.

     Задолженность по долгосрочным кредитам увеличилась  на 53,4 млн. рублей и на 01.01.2010 составляет 53,4 млн. рублей.

    Таблица 3.

    Задолженность по кредитам, млн. рублей

Наименование  показателя Задолженность +/-
на 01.01.09г. на 01.01.10 г.
Краткосрочные кредиты  912,7 460,3     -452,4
Долгосрочные  кредиты   53,4 53,4
 

     Для того, чтобы сделать выводы по финансовому состоянию предприятия и разработать рекомендации по его улучшению, необходимо провести  факторный анализ прибыли предприятия.

     Проведем  сравнение результатов прибыли  между 2008 и 2009 годами.

     Таблица 4.

     Анализ  состава и динамики прибыли организации 2008-2009 гг.

 
Показатели
2008 2009 Отклонение  от предшествующего периода Темп  роста, %
тыс.руб. В % к прибыли  в п.6 тыс.р. в % к прибыли  в п.6 по сумме в % к итогу
1. Прибыль (убыток) от продаж 574 691 1,35 769 423 3,57 194 732 2,22 133,88
2. Операционные доходы 20 677 908 48,71 9 760 342 45,32 -10 917 566 -3,39 47,20
3. Операционные расходы 20 408 646 48,08 10 445 816 48,51 -9 962 830 0,43 51,18
4. Внереализационные доходы 1 244 541 2,93 1 244 541 5,78 0 2,85 100,00
5. Внереализационные расходы 117 556 0,28 84 032 0,39 -33 524 0,11 71,48
6. Итого прибыль до налогообложения 42 448 651 100,00 21 534 731 100,00 -20 913 920 0,00 50,73
7. Отложенные налоговые активы 3 136 0,01 170 661 0,79 167 525 0,79 5442
8. Отложенные налоговые обязательства 40 113 0,09 19 418 0,09 -20 695 0,00 48,41
9. Текущий налог на прибыль 80 308 0,19 0 0,00 -80 308 -0,19 0,00
10. Чистая прибыль  42 572 208 100,29 21 724 810 100,88 -20 847 398 0,59 51,03

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия