Анализ финансового состояния предприятия

Автор: o**************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на основе анализа бухгалтерской отчетности разработать предложения по совершенствованию и повышению эффективности управлениями финансами на промышленном предприятии.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать круг задач, которые необходимо разрешить в процессе рассмотрения данной темы:
- систематизировать и обобщить теоретико-методологические основы финансового анализа предприятия,
- проанализировать финансовое состояние ОАО «ММК-Метиз»,
- сформулировать выводы и рекомендации по успешному развитию производства в условиях конкурентной борьбы предприятия.
Объект исследования – финансовое состояние ОАО «ММК-Метиз».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 5
1.1 Сущность финансового анализа и его задачи 5
1.2 Система показателей финансового состояния предприятия 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ММК-МЕТИЗ» 20
2.1. Краткая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ финансовых показателей ОАО «ММК-Метиз» 26
2.3. Рекомендации по оптимизации финансового состояния на предприятии ОАО «ММК-МЕТИЗ» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 43

Работа содержит 1 файл

Анализ финансового состояния Метиз КУРСОВАЯ.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

     – состав затрат, относимых непосредственно на себестоимость конкретного вида продукции;

     – состав косвенных (накладных) расходов и способ их распределения и др. [20,C.108]

     Вполне понятно, что предприятие, раз выбрав тот или иной способ формирования себестоимости реализованной продукции и прибыли, должно придерживаться его в течение всего отчетного периода (не менее года), а все дальнейшие изменения в учетной политике должны иметь веские основания и непременно оговариваются.

     В целом, результативность деятельности любого предприятия может оцениваться  с помощью абсолютных и относительных  показателей. Так, с помощью показателей  первой группы можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, чистой, нераспределенной) за ряд лет. Однако такие расчеты будут иметь скорее арифметический, чем экономический смысл. Вторая группа показателей практически не подвержена влиянию инфляции, поскольку представляет собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала (собственного, инвестированного, заемного и т.д.). Экономический смысл значений указанных показателей (их принято называть показателями рентабельности) состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля средств (собственных или заемных), вложенных в предприятие. В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

     Основными показателями рентабельности являются следующие:

     1. Рентабельность активов (имущества) - показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. Рассчитывается как отношение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия к средней величине активов.

     2. Рентабельность текущих активов  - показывает, какую прибыль имеет  предприятие с каждого рубля, вложенного в текущие активы. Рассчитывается как отношение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия к средней величине текущих активов.

     3. Рентабельность инвестиций - отражает  эффективность использования средств,  инвестированных в предприятие. Рассчитывается как отношение прибыли до уплаты налога к валюте баланса минус краткосрочные обязательства.

     4. Рентабельность собственного капитала - указывает на величину прибыли,  получаемой с каждого рубля,  вложенного в предприятие. Рассчитывается  как отношение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия к источникам собственных средств (итог IV раздела пассива баланса).

     5. Рентабельность реализованной продукции  показывает какую прибыль имеет  предприятие с каждого рубля  реализации. Рассчитывается как отношение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия к выручке от реализации или себестоимости продукции [25,C.86].

     Особый  интерес для анализа представляет сложившаяся динамика показателя рентабельности реализованной продукции. На каждый рубль реализованной продукции предприятие в отчетном году получило на 15,3 коп. больше прибыли. Данный показатель характеризует также ценовую политику предприятия при сопоставлении с количеством проданной продукции в натуральном выражении. Целесообразно обосновать маркетинговую стратегию предприятия в сфере рынка выпускаемой продукции, сравнив соответствующие показатели аналогичных конкурентных производителей.

 

  ГЛАВА 2. АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ММК-МЕТИЗ»

2.1. Краткая характеристика предприятия

 

     Открытое  акционерное общество «Магнитогорский метизно-калибровочный завод «ММК-МЕТИЗ» является одни из ведущих предприятий метизной промышленности, юридический адрес: 455002, Российская Федерация, Челябинская область, г.Магнитогорск, ул.Метизников,5.

     Цель  предприятия: производство качественных металлоизделий (метизов), удовлетворяющих постоянно растущие потребности наших потребителей, обеспечение продукцией промышленных предприятий России и зарубежных потребителей.

     Таблица 1.

     Основные  результаты деятельности ОАО «ММК-Метиз» 

Показатели 2008 2009 Изменение
+/- %
Производство  металлопродукции, тонн 667 918 309 766 -358 152 -54
                            в том числе услуги, тонн 5 283 547 -4 736 -90
Выручка от реализации, млн. рублей 18 289 8 516 -9 773 -53
Прибыль от реализации, млн. рублей 575 -737 -1 311 -228
Чистая  нераспределенная прибыль (убыток) отчетного  периода, млн. рублей 46 -618 -664  
Рентабельность  продукции, % 3 -8 -11  
Рентабельность  активов, % 1 -15 -16  
 

     К основным тенденциям развития метизной отрасли за последние годы относятся:

     1. Процессы перераспределения активов  на рынке и произошедшая интеграция  метизных производств с крупными  металлургическими предприятиями. 

     Сейчас  на рынке Российской Федерации четыре основных производителя метизов:

     – ОАО «ММК-МЕТИЗ»;

     – ОАО «Северсталь-метиз» (Череповецкий и Орловский сталепрокатные заводы,  ВолгоМетиз);

     – ОАО «Мечел» (Белорецкий металлургический комбинат, Вяртсильский метизный завод, Ижсталь);

     – ЗАО «УЗПС».

     Это обеспечило такие конкурентные преимущества, как более низкие цены на основное сырье (круг, катанку), бесперебойность в поставках сырья, финансовую поддержку в области технического перевооружения.

     2. Мировой финансовый кризис, оказавший  свое влияние с конца 2008г., вызвавший  снижение спроса на металлопродукцию, что привело к уменьшению объемов производства и продаж всеми российскими производителями метизной продукции.  Некоторые мелкие производители в 2009г. уходят с рынка, останавливают производство ввиду неблагоприятного экономического положения и ухудшившейся конъюнктуры рынка.

     3. Модернизация существующих российских  мощностей и ввод в эксплуатацию  новых. Это обостряет конкуренцию  во всех сегментах рынка, увеличивает  сроки окупаемости инвестиционных проектов. Предприятия, не участвующие в модернизации производства, снижают присутствие на рынке.

     По  результатам деятельности в 2009г. ОАО  «ММК-МЕТИЗ» занимает одно из лидирующих положений в метизной отрасли  Российской Федерации. В рейтинге, составленном журналом «Металлоснабжение и сбыт» во II полугодии 2009г. по результатам опроса по выявлению лучших российских производителей и трейдеров черных и цветных металлов, ОАО «ММК-МЕТИЗ» занял второе место. Рейтинг был составлен на основе анкет, полученных от покупателей металлопродукции, результатов опроса экспертов рынка металлов, а также комплексного анализа деятельности компаний. При определении лучших компаний учитывались следующие критерии: динамика развития бизнеса, объемы поставок, уровень сервисного обслуживания, качество продукции, надежность поставщика в части выполнения договорных обязательств в условиях кризиса. ОАО «ММК-МЕТИЗ» постоянно проводит работы по улучшению качества продукции, разработке и продвижению на рынок новых видов, а также занимается антидемпинговой политикой для снижения негативного влияния импортной продукции на спрос внутреннего рынка Российской Федерации. Особенно негативно на деятельность завода влияет ежегодно увеличивающийся объем поставок крепежа из стран Юго-Восточной Азии. В связи с этим, в 2009г. ОАО «ММК-МЕТИЗ» совместно с ОАО «Северсталь-метиз» инициировало расследование отношении импорта строительных гвоздей, самонарезающих винтов, машиностроительных болтов и гаек на территорию РФ из всех стран.

     На  предприятии ведется исследовательская  работа, направленная на изучение спроса потребителей. На основании полученных данных принимаются решения об освоении новых видов продукции или улучшении выпускаемых.

     Основными факторами, оказывающими влияние на состояние метизной отрасли являются:

     - развитие российской и мировой  экономики;

     - региональное потребление металлопродукции;

     - производственные мощности и  уровень их использования;

     - процессы консолидации в отрасли;

     - совершенствование технологий производства  метизной продукции;

     - стоимость сырья.

     Российский  рынок до недавнего времени демонстрировал положительную динамику развития. Но, начиная со второй половины 2008 года, предприятие находится в экономическом кризисе.

     Все указанные факторы вынуждают  предприятия метизной отрасли предпринимать  меры по сохранению своей конкурентоспособности  на рынке.

     ОАО «ММК-МЕТИЗ» постоянно проводит работы по улучшению качества продукции, разработке и продвижению на рынок новых  видов, а также занимается антидемпинговой политикой для снижения негативного влияния импортной продукции на спрос внутреннего рынка Российской Федерации.

     Особенно  негативно на деятельность завода влияет ежегодно увеличивающийся объем  поставок крепежа из стран Юго-Восточной Азии.

     Для нашего исследования необходимо представить  организационную характеристику предприятия.

       Рис. 1. Управление акционерным обществом

     ОАО «ММК-Метиз» - акционерное предприятие, поэтому имеет сложную структуру  управления. Главным органом управления является общее собрание акционеров, которое собирается не менее одного раза в год, на котором утверждается годовой отчет о финансовой деятельности, все существенные для акционеров финансовые мероприятия, избирается Совет акционеров, утверждается директор предприятия. В период между собраниями акционеров руководство предприятием осуществляет директор ОАО «ММК-Метиз».  

       

     Рис. 2. Структура управления ОАО «ММК-Метиз» 

     Мы  видим, что управление предприятием имеет линейно-штабную организационную структуру, достаточно сложную и многоуровневую.

     В связи с мировым финансовым кризисом на ОАО «ММК-МЕТИЗ» реализуется антикризисная  программа, позволяющая смягчить последствия  спада производства. Устойчивое функционирование производства в кризисный период обеспечивается за счет сокращения затрат, оптимизации запасов сырья, пересмотра сроков и объемов реализации инвестиционных проектов, снижения задолженности покупателей, привлечения дополнительного финансирования. Сокращение производства заставляет предприятие проводить оптимизацию численности кадров, в основном управленческого аппарата.

     Действия, которые ОАО «ММК-МЕТИЗ» планирует  использовать в будущем для снижения негативного эффекта факторов и  условий, влияющих на развитие метизной отрасли:

     - работа с максимально широким набором производственных мощностей с целью снижения производственных и сбытовых рисков для достижения стабильных объемов сбыта в длительном периоде времени;

     - приоритетные вложения в приобретение новых производственных комплексов для опережающего удовлетворения требований заказчиков и достижения гарантии снижения текущих издержек;

     - стратегическая ориентация на внутренний рынок;

     - формирование долгосрочных отношений с ключевыми клиентами.

     Главные задачи антикризисной программы, к реализации которой приступило предприятие:

     -   поддержка производственного потенциала;

     - максимальное сохранение промышленного  персонала для продолжения производственной  деятельности в полном объеме  при стабилизации экономической  ситуации.

     Таким образом, для предприятия, находящегося в условиях экономического кризиса  очень важно снижать затраты  на производство с целью улучшения финансового состояния, поэтому рассмотрим затраты ОАО «ММК-Метиз».

 

2.2 Анализ финансовых показателей  ОАО «ММК-Метиз»

 

     ОАО «ММК-МЕТИЗ» производит широкую номенклатуру продукции: проволоку; крепежные изделия  железнодорожного и машиностроительного  применения, калиброванную сталь, ленту  холоднокатаную и штрипс, сетку сварную  и металлическую, канаты, электроды  для сварки, проволоку порошковую, мелкий сорт.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия