Развитие чувства ритма

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

В эстетическом воспитании ритм выступает той первоосновой, которая соединяет в единое целое заложенное природой в личности ребенка чувства красоты.
Объект: занятия в ВИА.
Предмет: развитие чувства ритма.
Цель: Разработать систему упражнений по развитию чувства ритма в ВИА.
Задачи: подобрать и проанализировать литературу по данной теме.

Работа содержит 1 файл

курсовая ВИА.docx

— 47.21 Кб (Скачать)

Введение

В музыке, как и в поэзии, роль ритма особенно велика. Ритм основан  на соизмеримости, рациональности, равномерности  и устойчивой повторности.

Музыкально-ритмическая  способность, то есть музыкальный ритм, ощущение его музыки человеком - это основа музыкальности.

Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении (организации) звуков по времени.

Проблеме музыкального ритма, посвящено множество работ  известных музыковедов. Формирование чувства ритма у учащихся – одна из наиболее важных задач в музыкальной педагогике и в то же время одна из наиболее сложных.

В эстетическом воспитании ритм выступает той первоосновой, которая соединяет в единое целое заложенное природой в личности ребенка чувства красоты.

Объект: занятия в ВИА.

Предмет: развитие чувства  ритма.

Цель: Разработать систему  упражнений по развитию чувства ритма  в ВИА.

Задачи: подобрать и проанализировать литературу по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 1: Объект.

История создания ВИА.

Начиная с середины 50-х гг. воскрешается и почти исчезнувшая отечественная эстрадная песня, песня в танцевальных ритмах (фокстрот, танго, бе-гин, вальс). Песенный процесс шел сразу несколькими параллельными путями. Наряду с песней профессиональной расцветала самодеятельная, «бардовская» или «авторская». Возникла она именно как противовес, как оппозиция песне официальной («советской»). Барды, как правило, соединяли в одном лице автора слов, автора музыки, певца и гитариста, хотя бывали и редкие исключения. Большинство «бардов» были по основной профессии литераторами (Б. Окуджава, Н. Матвеева), журналистами (Ю. Визбор, А. Якушева, Б. Вахнюк), педагогами (Ю. Ким), учеными (А. Городницкий), художниками (Е. Бачурин), актерами (М.Ножкин, В.Высоцкий, В. Качан), инженерами (В. Бер-ковский)... Выразительная, негромкая интонация «авторской песни» в конце 60-х гг. продолжала влиять на творчество некоторых композиторов-профессионалов, таких, как Таривердиев, В, Дашкевич, Г. Гладков, А. Рыбников, И. Цветков, И. Егиков.

В 70-е гг. количество параллельно существующих песенных жанров, слоев, «срезов» заметно увеличивается. Появляются песни на джазовой основе, В 50-60-е гг. стали появляться небольшие ансамбли, вокальные группы, стремившиеся к самобытной интерпретации современной и народной песни.

Однако наиболее мощным направлением в песне, постепенно начинавшим теснить все остальное, становится с начала 70-х разновидность эстрадно-развлекательного жанра, которая именовалась в ту эпоху «бит-песней» или песней для ВИЛ - вокально-инструментальных ансамблей. Сегодня мы можем назвать ее российским вариантом «международной» поп-музыки. Возросшая открытость страны, радио, телепрограммы, пластинки, «битломания», быстро добравшаяся и до СССР, гастроли отдельных западных звезд, а с конца 70-х и первые видеозаписи — все это дало советскому слушателю, особенно слушателю молодому, некоторое представление о новой «всемирной» масскультуре, о музыкальных стилях и исполнительских манерах, о новой оркестровке, современном «саунде». Конечно, многое по-прежнему запрещалось, существовали цензурные рогатки... Но все это уже не могло остановить мощный информационный поток поп и рок-записей, тиражировавшийся отечественным «магиздатом» и на глазах менявший также и отечественную песню. Безусловно, многое, пришедшее из-за рубежа, было проглочено наспех, без разбора. Появилось немало заимствованных штампов. Иногда в отечественных мелодиях можно было расслышать целые интонационные блоки, «нечаянно» процитированные куски западных шлягеров... Позже пришло и творчество, но самые первые годы начались с подражаний. Этапа, видимо, совершенно неизбежного...

Первой советской  бит- группой стали ленингр. «Поющие гитары», руководимые А. Васильевым. Вслед за ними появились «Веселые ребята» П. Слободкина (1966), «Голубые гитары» И. Гранова (1968). Затем в 1968— «Песняры» В. Муля- вина, в 1970— «Ариэль» В. Ярушина. Спустя еще два-три года таких коллективов насчитывались уже сотни, а считая и самодеятельные составы — тысячи. Костяк всех этих ВИА составляли многие рок-музыканты (любительское рок-движение началось года на три раньше; первоначально рокеры стремились лишь в меру сил скопировать звучание «Битлз», «Роллинг стоунз», «Кинкс»).

Следует отметить появление в 70-х гг. нового направления — «фолка». Первой русской фолковой певицей стала Ж. Бичевская, объединившая воедино традиционную «романсную» лирику, идущую от Вяльцевой и Плевицкой, со стилем гитарного звучания в духе Джоан Баэз. В это же время появляются и группы «нового фольклорного движения» — в первую очередь Ансамбль фольклорной песни Дм. Покровского. «Неофольклористы» стремятся исполнять — в противоположность «официозным» ансамблям песни и пляски — подлинную неотредактированную песню. Наивысших успехов это движение достигнет в 80-е гг. Наконец, еще одной новостью 70-х гг. стало появление новых, общесоюзного калибра, отечественных звезд. К Просуществовавшая во всех своих видоизменениях и трансформациях свыше полувека советская песня к середине 80-х окончательно выдыхается и замирает. Впрочем, отдельные песни советского периода, напротив, находят новую жизнь то в «ретро»-звучании отдельных групп («Браво», «Доктор Ватсон»), то в пародийном переосмыслении («Мегаполис»). Выдохнувшись в прямом виде, советская песня косвенно живет, став «интонационной кладовой»: интонации многих советских «красноармейских» и «кавалерийских» мелодий из репертуара Краснознаменного ансамбля 30-40-х ощутимы, например, у таких исполнителей, как Н. Расторгуев («Любэ») и О. Газманов...

Середина 80-х — время интонационного кризиса, тесно связанное с глобальными переменами в политической жизни страны. К 1986-1987 сначала заметно ослабляется, а вскоре и исчезает окончательно цензура, всяческий контроль над любыми формами молодежной культуры. Выходят пластинки с запрещенными прежде рок-записями, проводятся фестивали рок-музыки, открываются возможности зарубежных выездов. Десятки тысяч подростков заполняют трибуны стадионов. Конец 80-х — вообще время яркого всплеска новых молодых песенных сил. Но период этот сравнительно недолог. Уже к концу 80-х время «стадионных рок - концертов» проходит. Намечается новое размежевание — на собственно рок и на развлекательную легкую музыку, получившую меткое народное определение: «попса».

Песня как таковая, как определенная форма с запоминающимся мотивом, сохраняется скорее в эстрадной, популярной музыке. В роке же преобладают речитативы, восклицания, декламация, монологи, часто основанные на причете, повторении одного и того же звука. Тексты, литературная сторона, равно как «театральное начало» — маска, имидж, - здесь явно доминируют над мелодией как таковой. «Если в англо-американском варианте... стержнем жанра был Ритм, то у нас таковым стало Слово. Предтечами отечественного рока стали, таким образом, Вознесенский и Евтушенко, Высоцкий и Галич...» (Рок-музыка в СССР. М., 1990. С. 8).

Достаточно трудно, поэтому выделить в отечественном роке именно песенных композиторов, людей, написавших песни с хорошей мелодией (по словам Тухманова: «...мелодией, способной взволновать массу людей.,, ценной самой по себе, наиболее поэтичной, трепетной частью музыки...»). Хотя свои композиторы-песенники тут, конечно же, есть. Это А. Макаревич («Свеча»), Б. Гребенщиков («Серебро Господа моего»), А. Башлачев («Время колокольчиков»), Градский («Я— Гойя», «Песня о друге»), К. Никольский («Без цели и без расчета»), Ю. Шевчук («Революция»), М. Науменко («Уездный город К»), К. Кинчев («Мое поколение»), В. Цой («Алюминиевые огурцы»), В. Бутусов («Я хочу быть с тобой», «Скованные одной цепью»), П.Мамонов («Источник заразы»), А.Григорян («Мусорный ветер»)...

Есть своя композиторская группа и среди эстрадных музыкантов. Это Антонов, Пугачева, Газманов, Ю. Лоза, В. Кузьмин, В. Добрынин, В. Сюткин, А. Укупник, Д. Маликов, В. Окороков, И. Николаев, И. Корнелюк... Оценку давать им сегодня, быть может, еще рано, хотя ясно, что их удельный вес в нынешней песне несопоставим ни с уровнем композиторского мастерства прошлых лет, ни с тем значением, которое имели композиторы в развитии жанра.Песня на эстраде - то есть на эстрадном подиуме... Так было некогда. Сейчас, скорее, песня в телепрограмме, в ночном клубе, на компакт-диске... И все-таки по-прежнему— еще и в кругу друзей, единомышленников. Песня — от сердца к сердцу. Надо полагать, что никакие новые технологии ничего принципиально здесь не изменят.

Содержание занятии.

Музыкальная культура подростков формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Так, в пении, во время слушанья музыки, на занятиях ритмикой, учащиеся знакомятся с произведениями, приобретают навыки и умения, необходимые для их эмоционально – осознанного восприятия и выразительного исполнения. Поэтому чем разнообразнее и активнее деятельность детей на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей.

Однако само по себе количество видов музыкальной  деятельности на уроке еще не определяет успеха в решении задач музыкального воспитания. Для этого необходим комплексный подход к его организации, когда все элементы урока подчиняются его теме, теме четверти, года, а сам урок обеспечивает целенаправленное музыкальное развитие учащихся.

Реализация комплексного подхода к уроку возможна на базе хорошей методической подготовки учителя. Она предусматривает осмысление всех видов музыкальной деятельности учеников так, чтобы развитие музыкальных  способностей осуществлялись во взаимосвязи, один вид деятельности обогащал другой, и каждый урок являлся неотъемлемым звеном целого процесса музыкального воспитания.

Готовясь к  уроку, учитель анализирует музыкальный  материал, выявляет, в каких видах  деятельности и каким образом  на его основе можно сформировать у детей названные музыкальные представления.

В целом музыкальный  материал позволяет раскрыть тему урока  в разнообразной музыкальной  деятельности учащихся. Так одну песню  можно исполнять с солистом и  всем классом, а другую каноном или  с элементами движения.

Представления о  вариативности темы и средствах  музыкальной выразительности закрепляется в процессе выполнения учащимися творческого задания. Например, определяются средства музыкальной выразительности для предлагаемых вариаций.

Умение комплексно ставить и решать задачи  урока  является одним из ведущих умении учителя. В основе этого лежит  знания о закономерностях музыкального воспитания учеников, их музыкальном  развитии.

Итак, организация  урока музыки требует осмысления музыкальной деятельности учеников для подчинения всех её видов теме урока, четверти, года и решения комплекса задач – воспитательных, образовательных, развивающих.

                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репертуар ВИА.                                                                                                                           Репертуар очень важен для музыкального развития подростков на занятиях в ВИА. Умело подобранный, высокохудожественный, он обеспечивает творчески активную жизнь коллектива, повышает музыкальную культуру подростков.

Один из главных критериев  в вопросе выбора репертуара –  это психологофизеологические возможности детей данной возрастной группы. Не менее важны интересы ребят. Однако при этом учитель всегда учитывает художественные достоинства произведения, соответствие его певческим возможностям учеников. Следовательно, интересы школьников нужно, безусловно, учитывать, но нужно и направлять. Так, известно, что в настоящее время ребята более информированы, чем их сверстники 10-15 лет назад. Их интересы сегодня во многом определяются научно-техническим прогрессом, изменениями в общественной жизни страны. Однако с природой современный ребенок соприкасается значительно меньше, а она воспитывает в человеке нежность, отзывчивость, доброту, мечтательность. И это надо учитывать при подборе репертуара.

Заметим, что не все произведения сразу захватывают детей, поэтому, конечно, нужно, чтобы были песни, которые  притягивают с первого знакомства, но должны быть и такие, которые завоевывают детей постепенно.

В последнее время учителю  предоставляется свобода в выборе репертуара. Именно поэтому он должен больше интересоваться новыми изданиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастные особенности  подростка.

Подросток – 11 -15 лет. Специфика  социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком, при желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.

Цель творчества: избавится  от родительской опеки, не путем разрыва  отношении, отделения, а путем возникновения нового качества отношении. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими.

Новый компонент в ССР  – отчуждения, т.е. дисгармония отношении  в значительных содержательных областях: Деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях. Результат: сложности  при «врастании» в новые содержательные области.

Основания дисгармонии: отсутствие конструктивных моделей (образов) поведения  и отношений, что проявляется  в не эффективности включения  в новые содержательные области, прежде всего во взрослую.

Подростковый возраст  разделяется на младший и старший  подростковый кризисом 13 лет . хотя, как по сути, так и по характеру происходящих в этом возрасте перемен, подростковый возраст является кризисным.         

Основные особенности  возраста: В этом возрасте происходят основные изменения характера отношений, самая существенная черта этого возраста: полове созревание вместе с соц. Созреванием личности.

- не понимание с родителями 

-проблемы с учителями

-негативные переживания

-тревога, беспокойство

-дискомфорт

-ожидание ссоры со  сверстниками

-закрытость

-не желание и не  умение говорить о себе

-не знание получения  информации о себе

-негативизм

-надежда на светлое  будущее

-«если все против меня  – я против всех!»

-внутреннее «Я» перестает  совпадать с внешним.

-чувства одиночества

В семье отсутствует атмосфера  теплоты и интимности, враждебно  непоследовательное отношение в  сочетании с психофизиологической автономией.

Информация о работе Развитие чувства ритма