Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:01, курсовая работа
В эстетическом воспитании ритм выступает той первоосновой, которая соединяет в единое целое заложенное природой в личности ребенка чувства красоты.
Объект: занятия в ВИА.
Предмет: развитие чувства ритма.
Цель: Разработать систему упражнений по развитию чувства ритма в ВИА.
Задачи: подобрать и проанализировать литературу по данной теме.
Все ритмическое
воспитание, все упражнения подчинены
основной цели — правильному ритмическому
восприятию детьми
музыкального материала, а также воспитанию
у них навыков
ритмического аккомпанемента. Возможны
различные варианты
аккомпанемента: ученики аккомпанируют
на музыкальных
инструментах (фортепиано,
металлофон, блокфлейты и т.д.) учителю, поющему знакомые
песни, одна группа учащихся аккомпанирует
другой.
Приемом, подкрепляющим работу, проводимую с помощью ритмических слогов, может быть метрическая четвертная пульсация при помощи равномерного отстукивания. Четвертная пульсация — основная, особенно на начальном этапе, но она не исключает другой ритмической пульсации — скажем, восьмыми (тогда правая рука отстукивает шестнадцатые) или половинными, например 3/2 (правая рука отстукивает четверти). Четвертная пульсация отстукивается ладонью левой руки, а ее дробление (сначала на восьмые, а затем и на триоли) — указательным или средним пальцем правой руки. В это время ритмический рисунок воспроизводится голосом. Этот же прием важен при проведении устных музыкальных диктантов и при музыкальном анализе прослушиваемой музыки. Прием отстукивания незаменим при чтении нот с листа и любом чтении нот с абсолютной сольмизацией. Необходимость в пропевании ритмических слогов и в отстукивании со временем отпадает, и на смену им приходят дирижерские схемы.
На первых занятиях основной задачей является усвоение простейших ритмических сочетаний. Например, хождение под музыку марша с мелодическим рисунком, изложенным четвертями.
При этом дети одновременно с ходьбой приговаривают: «Шаг, шаг, шаг». Затем можно каждый шаг фиксировать еще хлопком двумя руками. Сразу же после упражнения с четвертными долями проводятся упражнения с восьмыми. При движении под танцевальную музыку, скажем польку, дети учатся легко, на носочках, двигаться ровными восьмыми, одновременно хлопая в ладоши (восьмыми же) и приговаривая слова «бе-гать», «бе-гать». Для закрепления разницы между двумя ритмами важно чередовать слова «шаг» и «бе-гать». Когда эта разница хорошо усвоена детьми, можно перейти к самым различным упражнениям на сочетание четвертей и восьмых.
Детям объясняют, что вместо слова «шаг можно говорить слог «та», вместо «бе-гать» — «ти-ти». Сразу же дается ритмический рисунок с подобным обозначением, то есть «та», «ти-ти», «та». Здесь хорошо показать ребятам, как записываются четверть и восьмая. Обычно дети легко воспринимают названия подобных ритмических рисунков и охотно выполняют такие упражнения. На этом этапе эффективность усвоения материала еще больше увеличивается, если применять игровые приемы, так называемые ритмические игры.
Самая простая игра называется «Эхо». Хормейстер отстукивает ритм четырьмя пальцами (без большого) по ладони левой руки, а дети повторяют этот ритмический рисунок. Сначала дается двухтактовый ритмический рисунок. Подобные ритмические рисунки полезно строить, исходя из текста знакомых детям песен, скороговорок, отрывков из стихотворений и т.д. Например: «Жили у бабуси два веселых гуся. Один серый, другой белый, два веселых гуся». В результате получается такой ритмический восьмитактовый рисунок, который в зависимости от восприятия дается по частям (по два такта, по четыре) или целиком.
Далее игра «Эхо» несколько усложняется. Теперь после четырех тактов, прохлопанных хормейстером, учащиеся повторяют ритмический рисунок со слогами та и ти.
На каждом занятии ВИА проводятся ритмические упражнения в основном на материале разучиваемых песен. На занятия ритмом выделяется от 5 до 10 минут. В отличие от других упражнений, проводящихся обычно в начале занятий, упражнения по развитию чувства ритма могут проводиться в любой части урока. Такие упражнения активизируют внимание, служат своеобразным отдыхом от предыдущей работы (переключение внимания на другой вид деятельности— уже отдых). Потребность в проведении подобных упражнений возникает и тогда, когда в разучиваемой песне не получается тот или другой ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место в песне подготавливают специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают.
На второй ступени ритмическому анализу разучиваемых песен, а также прослушиваемых музыкальных произведений уделяют еще больше внимания.
Метод ритмической пульсации и на этой ступени остается основным. Довольно часто применяется и метод пропевания знакомых мелодий на слоги та, ты и т. д.
Выполняемые упражнения не только значительно усложняются ритмически, но и становятся более длительными. Появление размера 3/4 также усложняет упражнения
Приемом, подкрепляющим работу, проводимую с помощью ритмических слогов, может быть метрическая четвертная пульсация при помощи равномерного отстукивания. Четвертная пульсация — основная, особенно на начальном этапе, но она не исключает другой ритмической пульсации — скажем, восьмыми (тогда правая рука отстукивает шестнадцатые) или половинными, например 3/2 (правая рука отстукивает четверти). Четвертная пульсация отстукивается ладонью левой руки, а ее дробление (сначала на восьмые, а затем и на триоли) — указательным или средним пальцем правой руки. В это время ритмический рисунок воспроизводится голосом. Этот же прием важен при проведении устных музыкальных диктантов и при музыкальном анализе прослушиваемой музыки. Прием отстукивания незаменим при чтении нот с листа и любом чтении нот с абсолютной сольмизацией. Необходимость в пропевании ритмических слогов и в отстукивании со временем отпадает, и на смену им приходят дирижерские схемы. По плану занятий хоровым сольфеджио, проводимых в хоровых студиях, дирижерская схема появляется лишь на третьей хоровой ступени (для многих детей это 3—4-й год обучения в студии; при этом учитываются' иногда 2—3 года занятий в дошкольной группе). Сначала учащиеся правой рукой дирижируют, а левой (одним пальцем) отстукивают дробление основного метроритма (четвертями, восьмыми, триолями и т.д.). После того как учитель убедится в освоении дирижерской схемы, отстукивание левой рукой отменяется.