Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 15:07, реферат
Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и
трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением
работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю.
1. введение в управление финансами 2
1.1. финансы, их роль и функции в процессе общественного воспроизводства 2
1.2. система управления финансами на предприятии 4
1.3. структура источников финансирования предприятия 15
2. финансы предприятия. 19
2.1. основы организации финансов предприятий. 19
2.2. планирование финансов. 22
2.3. управление финансами. 27
2.4. ответственность предприятий. 28
некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую
перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как
приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение
ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность
предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах
(бюджетах), где степень
детализованности обычно
Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную
конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.
В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют
дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за
период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные
для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные
колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на
месячные или квартальные бюджеты (планы).
Невозможно выработать общие правила, устанавливающие степень детализации
бюджета. В первую очередь она зависит от того, насколько высок уровень
надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждом конкретном
предприятии необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для
обеспечения координации
отдельных запланированных
2.2.2. ЦЕЛИ ПЛАНИРОВАНИЯ.
Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям
планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и
величины предприятия.
Бюджет как экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо
от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической
деятельности оно может запланировать на следующий период. Как указывалось в
предыдущем параграфе, группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц
предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К
тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие
экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это
относится, например, к планированию в области привлечения капитала
(приобретения кредитов,
увеличение акционерного
определения объема инвестиций.
Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете
планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельнсоти
предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно
осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное
внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и
анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация
обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет,
например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия
намеченные планы
выполняются
предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен
на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство
заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять
необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать
положения, на которых основывается бюджет.
Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в
стоимостных показателях программу действий (план) в области производства,
закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В
программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная
координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта
зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий
производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема
реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и
материалов требует программа производства и реализации; и т.д.
Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий
период, необходимо
принимать решения
в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что
разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных
предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний
момент.
Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством
предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в
дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения
(децентрализованно),
если они не выходят за
Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство
предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса
принятия оперативных решений.
2.2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ.
Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких
предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном
смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть
во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов
(планов) должна производиться
децентрализованно. Ведь
подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области
производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому
именно в подразделениях
и выдвигаются предложения
которые было бы целесообразно предпринять в будущем.
Как показано п.2.2.2, бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно
друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а
значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и
запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему
координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению
бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение
обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.
В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы
организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down
(сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа
по составлению бюджетов начинается "сверху", т.е. руководство предприятия
определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем
эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более
низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений.
По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей
реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже
руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый
бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий
бюджет (план) предприятия.
Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На
практике не целесообразно использовать только один из этих методов.
Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в
котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных
подразделений.
2.2.4. ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ.
Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных
экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы
и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план
(бюджет) являются
центральными элементами
Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо
проводить планирование использование как основного, так и оборотного
капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала
является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие
оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала
производства до оплаты продукта потребителем.
Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия
станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания,
оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала
достаточно велики.
Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс
стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать
новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о
потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по
маркетингу и основных исследований по производственным методам.
Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия,
включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также
займа. Задача прежде всего состоит в нахождении лучшего источника для каждой
потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.
Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды
не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк,
который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с
целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные
источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на
выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать
время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда
учетные ставки высоки и т.д.
2.3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ.
2.3.1. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ.
Существуют следующие основные направлен расходования фондов большинства
предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим,
процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.
Увеличение активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы,
Информация о работе Организация управления финансами предприятия