Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 04:24, курсовая работа
Актуальность проблемы мотивации труда персонала - очевидна. Ведь без правильного и эффективного направления через поощрение и оценку деятельности персонала невозможна эффективная, то есть прибыльная деятельность организации, особенно в наше быстроменяющееся время.
Цель написания курсовой работы - совершенствование системы мотивации труда в Муниципальном учреждении Администрации сельского поселения Усть-Юган
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты системы мотивации труда в организации
1.1. Сущность системы мотивации труда в организации
1.2. Основные теории мотивации персонала
1.3. Методы и способы мотивации труда на предприятии
ГЛАВА 2. Организационно - экономическая характеристика Муниципального учреждения Администрации сельского поселения Усть-Юган
2.1. Общая характеристика муниципального учреждения
2.2. Анализ кадров и заработной платы
ГЛАВА 3. Анализ системы мотивации труда в Муниципальном учреждении Администрации сельского поселения Усть-Юган
3.1. Особенности мотивации труда в Администрации поселения
3.2. Анализ системы мотивации труда в муниципальном учреждении
ГЛАВА 4. Предложения и методические рекомендации по совершенствованию мотивации труда
4.1. Мероприятия по совершенствованию мотивации в Администрации поселения
4.2. Методические рекомендации по усовершенствованию мотивации труда в Администрации поселения
Заключение
Библиографический список
Одним из первых широко распространенных и применяемых методов, с помощью которого можно было намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач, стоящих перед той или иной страной, социальной группой или организацией, является политика «кнута и пряника».
Во многих исторических и литературных источниках, например, в Библии, мифах и легендах Древнего мира, средневековых преданиях о рыцарях Круглого стола и русских народных сказках, можно найти массу примеров того, как руководители предлагают в награду предполагаемому герою за выполнение той или иной миссии своих дочерей и полцарства в придачу или же обещают смертную казнь за невыполнение задачи.
Научное
подтверждение этой мотивационной
концепции имело место в
Первым реальным этапом в становлении мотивации труда как составной части науки управления, равно как и менеджмента, стала концепция научного управления.
Несмотря на длительное существование организаций, до ХХ века их руководители не задумывались над тем, как управлять предприятием системно. Людей больше интересовало, как, используя организации, получать прибыль или получить политическую власть, а не как управлять самими организациями.
Взрыв
интереса к управлению организаций
был отмечен в 1911 году после выхода
книги Фредерика У.Тейлора «
В основе тейлоризма лежат четыре научных принципа (правила управления)[5]:
Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований. Руководители и ученые смогли убедиться, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно применяться для достижения целей организации [14].
Организационно-
К
числу организационных
Одним из последователей Тейлора был известный ученый Гаррингтон Эмерсон. В 1912 году вышел главный труд его жизни «Двенадцать принципов производительности». В этой работе он сформулировал принципы управления, обеспечивающие рост производительности труда, которые не потеряли своего значения и по сей день. Основные из них заключаются в следующем [12]:
Видным
последователем Тейлора был Генри
Форд, основатель американского
Заслуга
школы научного управления, начиная
от Тейлора и заканчивая Фордом,
заключается в утверждении
Постепенно
благодаря эффективности, с которой
организации применяли
В
30-50-х годах ХХ века на Западе получила
распространение
Перенос
центра тяжести в управлении с
выполнения задач на отношения между
людьми является основной отличительной
характеристикой школы
Данная
концепция считала главным
Новая
теория выдвинула требование «человек
– главный объект внимания». Создатели
неоклассической школы
Возникновение школы человеческих отношений связано с именем немецкого психолога М. Мюнстерберга, преподававшего в Гарвардском университете США. Мюнстерберг был основателем психотехники (отбор кадров, тестирование способностей, совместимость людей в процессе труда и т.д.).
Другим
известным представителем данной школы
была Мэри Паркер Фоллетт, изучавшая
социально-психологические
Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мэйо, проведшему ряд экспериментов, получивших название «хотторнские эксперименты», в г. Хотторне, недалеко от Чикаго, на предприятиях фирмы «Вестерн электрик», продолжавшиеся с 1927-го по 1939 год. Результаты экспериментов привели к публикации труда Элтона Мэйо «Проблемы человека в индустриальном обществе», вышедшего в 1946 году.
Хотторнские эксперименты завершились осознанием того, что человеческий фактор, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, влияет на производительность индивидуального труда.
Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мейо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора.
Теории мотивации трудовой деятельности, основанные на человеческой психологии и опирающиеся на человеческий фактор, возникли в сороковых года ХХ века и развиваются в настоящее время.
Исследование
поведения человека в труде дает
некоторые общие объяснения мотивации
и позволяет создавать
Существуют достаточно большое количество различных теорий мотивации, разделяющихся на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации таких внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе.
Большое распространение получили теории, объясняющие поведение человека исходя из его потребностей – это теория «иерархии потребностей» А. Маслоу, теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга, К. Алдерфера и другие.
Процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на поведении людей с учетом их восприятия и познания. К ним относятся теории ожидания К. Левина, предпочтения и ожидания В. Врума, теория справедливости С. Адамса, модель Портера-Лоулера, теория «Х» и «Y» Д. МакГрегора и другие.
Первые теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, и практически не уделяют внимания самому процессу мотивации. Вторые посвящены процессу мотивации, описанию и предсказанию результатов мотивационного процесса, но не касаются содержания мотивов.
В трудах отечественных ученых (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, В.П. Рожин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Наумова, И.Ф. Беляева и др.) рассматриваются не только потребности, но и процесс формирования и функционирования мотивации, выделяются смыслообразующие мотивы трудовой деятельности.
Хотя
содержательные и процессуальные теории
мотивации расходятся по ряду вопросов,
они не являются взаимоисключающими.
Развитие теорий мотивации носило эволюционный,
а не революционный характер. Они
эффективно используются в решении
ежедневно возникающих задач
побуждения людей к эффективному
труду [13].
1.3.
Методы и способы мотивации
труда на предприятии
Руководители должны постоянно обдумывать возможные способы улучшения работы и мотивации людей, работающих с ними. Немаловажную роль здесь играет то, что даже не самые эффективные, а иногда и просто показательные проекты привлекают всеобщее внимание вовлеченных в проект служащих.
Повышение разнообразия умений и навыков.
Здесь важно помнить, что именно разнообразие навыков, а не просто разнообразие само по себе является принципиальным. Если члены коллектива применяют ограниченное количество навыков, то необходимо искать способ стимулировать потребность к увеличению их количества.
Однако не всегда сотрудники встретят с энтузиазмом увеличение разнообразия. Так монотонная работа позволяет работникам разговаривать в процессе ее выполнения, но стоит внести элемент разнообразия разговоры станут затруднительными, в то же время не будет никаких компенсаций со стороны самой работы.
Работникам так же необходимо дать ощущение признания используемых ими навыков. То есть нужно стремиться уделять внимание сотрудникам с целью публично объявить об исключительной ценности данного навыка у работника. Такой подход, как правило, стимулирует работника на усовершенствование навыков, расширения диапазона его способностей.
Повышение целостности работы.
Как
уже отмечалось, работники испытывают
большее удовлетворение от работы,
которая имеет некоторый