Совершенствование деятельности органов местного самоуправления в г.Новокузнецке

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определение направлений совершенствования деятельности органов местного самоуправления в сфере содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения.
Задачи работы: изучить теоретические основы деятельности органов местного самоуправления по содержанию и развитию муниципальных учреждений здравоохранения; провести анализ деятельности органов местного самоуправления по содержанию и развитию МУЗ в г.Новокузнецке; разработать мероприятия по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по управлению и развития МУЗ в г.Новокузнецке.
Методы исследования: анализ и синтез, сравнительный, формально-логический, исторический.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯМУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1 Теоретическая оценка основных понятий "управление", "деятельность", "организация" 5
1.2 Теоретическая сущность организации деятельности ОМСУ по содержанию и развитию муниципальных учреждений здравоохранения 15
1.3 Современные подходы к организации деятельности ОМСУ по содержанию и развитию муниципальных учреждений здравоохранения 18
2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В Г. НОВОКУЗНЕЦКЕ 22
2.1 Описание объекта и предмета исследования 22
2.2 Анализ нормативно-правовой базы организации деятельности ОМСУ г. Новокузнецка по содержанию и развитию муниципальных учреждений здравоохранения 23
2.3 Анализ деятельности органов местного самоуправления г.Новокузнецка в сфере управления муниципальными учреждениями здравоохранения 25
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗ Г.НОВОКУЗНЕЦКА 29
3.1 SWOT-анализ системы управления здравоохранением в г.Новокузнецке 29
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации деятельности муниципальных учреждений здравоохранения г.Новокузнецка 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ управление деятельностью МДОУ.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

     Описывая  порядок организации муниципальной  системы здравоохранения, законодатель в ст. 13 Основ указал, что "к муниципальной системе могут относиться муниципальные органы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность в пределах своей компетенции. Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования. Оказание медицинской помощи в организациях муниципальной системы здравоохранения может также финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации".

     В данной статье указана возможность финансирования оказания медицинской помощи за счет средств ОМС. Однако в Законе N 131-ФЗ, в ст. 49 "Экономическая основа местного самоуправления", сказано, что "экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований". Указаний на возможность привлечения средств внебюджетных фондов с целью осуществления полномочий муниципальных образований нет. Таким образом, на наш взгляд, имеется противоречие. Однако, учитывая правовое равенство обоих Законов, а также отсроченное введение Закона N 131-ФЗ, данным противоречием можно пренебречь и применять нормы Основ.

     В заключение хотелось бы отметить, что  развитие системы муниципального здравоохранения на сегодняшний день должно, на наш взгляд, опираться на сложившуюся структуру в каждом отдельно взятом муниципальном образовании и развиваться с использованием современных правовых механизмов.

     Вывод: ключевой задачей органов муниципального управления здравоохранением является обеспечение возможности получения населением необходимого объема медицинской помощи соответствующего качества. Понятно, что это трудновыполнимая задача в условиях недостаточного финансирования программ здравоохранения. Также важным моментом является то, что местные органы управления не всегда обладают необходимыми полномочиями для решения насущных проблем на муниципальном уровне. Это связано, прежде всего, с проблемой передачи центральными органами власти некоторых своих полномочий на местный уровень. На сегодняшний день это проблема выходит на первый план и достаточно широко обсуждается, так как приходит понимание того, что многие проблемы эффективнее решать на местном уровне силами данного конкретного муниципалитета.

      Бесплатность  медицинской помощи в секторе  муниципального здравоохранения обеспечивается программой ОМС, федеральными, региональными  и местными программами по профилактике, оказанию медицинской помощи, особенно ее дорогостоящих видов. Деятельность муниципального сектора здравоохранения требует децентрализации управления и соответствующей законодательной и нормативной базы. Муниципальная система здравоохранения в рамках государственных медицинских программ координирует и контролирует разработку и проведение мероприятий в области охраны здоровья и санитарно-эпидимического благополучия граждан на подведомственной территории, обеспечивает лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, предоставляет право выбора ЛПУ в пределах данной территории.

       1.3 Современные подходы  к организации деятельности ОМСУ  по содержанию и развитию муниципальных  учреждений здравоохранения

 
 

     В Российской Федерации вопросы эффективного использования финансовых ресурсов в организациях, финансируемых за счет бюджета, нашли отражение в постановлении Правительства РФ от 22.05.04 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

     Интересным  представляется опыт г.Новосибирска, в  здравоохранении которого в последние  годы произошли позитивные изменения. Об этом свидетельствуют результаты работы управления здравоохранения мэрии в 2009 году, которые сегодня были рассмотрены на расширенном совещании руководителей и специалистов департамента по социальной политике.

     Значительно укрепилась материально-техническая база муниципальных лечебных учреждений. Только в прошедшем году приобретено диагностического, реанимационного, хирургического, стоматологического и стерилизационного оборудования на сумму 59,1 миллиона рублей.

     В соответствии с утвержденной городским  Советом программой проводилась дальнейшая реструктуризация муниципального здравоохранения. На 1,3 процента сократился коечный фонд стационаров (на сегодняшний день он составляет более 12 тысяч коек). Несмотря на то, что коек стало меньше, количество госпитализированных больных увеличилось на 6,7 процента. Увеличилось количество мест в дневных стационарах, что позволило пролечить в 2004 году почти 30 тысяч человек.

     Проведена частичная реструктуризация муниципального здравоохранения. Закрыто и реорганизовано 8 маломощных стационаров, в основном из-за аварийного состояния зданий. К более крупным поликлиникам присоединено 5 маломощных. Статус госпиталя для участников войн и тружеников тыла получила больница № 18. Открыты поликлиники в Советском районе и Затоне, городской эндокринологический центр и др. Дальнейшее развитие получили дневные стационары, количество мест в которых увеличилось с 492 в 2004 году до 971 в 2009 году. Однако, по мнению начальника управления здравоохранения мэрии Александра Львова, структура и функционирование системы здравоохранения города остаются недостаточно оптимальными. Около 1 тысячи больничных коек в городе не обеспечены муниципальным заказом и работают неэффективно. Организация амбулаторно-поликлинической помощи не соответствует современным требованиям. Существуют лечебные учреждения, качество услуг в которых далеко от принятых стандартов. Не обеспечено интенсивное использование дорогостоящего и дефицитного оборудования. Все это, считают разработчики программы, требует иных подходов к организации медицинской помощи в Новосибирске. Цель новой программы — оптимизация системы здравоохранения, повышение эффективности ее функционирования, модернизация материально-технической базы отрасли и, в конечном итоге, улучшение качества медицинской помощи новосибирцам. На базе существующих учреждений открыты четыре высокотехнологичных подразделения для оказания специализированной медицинской помощи новосибирцам. Передовые методы лечения стали для горожан более доступны. Внедряется система муниципальных задания на оказание муниципальных услуг.

     Заслуживает внимание опыт Нефтекамска. В соответствии с постановлениями главы администрации городского округа город Нефтекамск от 30 сентября 2009 года № 2558 «О порядке формирования и ведения перечня муниципальных услуг администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, № 2559 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг» и в целях повышения уровня качества предоставления муниципальной услуги в области здравоохранения населению городского округа Муниципальным учреждением здравоохранения «Городская стоматологическая поликлиника» г.Нефтекамск.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что система муниципальных  задания для учреждений здравоохранения  в России только начинает развиваться. Продолжается дальнейшее реформирование системы муниципального управления учреждениями здравоохранения, ряд учреждений здравоохранения планируют перейти на автономное существование в соответствии с ФЗ РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В целом по России налицо отсутствие практического опыта функционирования автономных учреждений в здравоохранении и, возможно возникновение рисков недофинансирования муниципальных учреждений здравоохранения в сельской местности, малых и средних городах, а также кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансеров, инфекционных больниц, психоневрологических диспансеров и других специализированных медицинских учреждений. Необходимо предусмотреть защитные механизмы по сохранению действующего уровня расходов для учреждений субъектов Федерации и муниципальных учреждений в нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

     Кроме того, существует необходимость сохранения в полном объеме государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ. Особого внимания потребует вопрос организации действенного контроля за объемом и качеством предоставляемых медицинских услуг при реализации бюджетными и автономными учреждениями государственных (муниципальных) заданий. 
 
 
 

 

2 АНАЛИЗ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  В Г. НОВОКУЗНЕЦКЕ

     2.1 Описание объекта  и предмета исследования

 

      Объект  исследования – деятельность органов  местного самоуправления (ОМСУ) по содержанию и развитию муниципальных учреждений здравоохранения (МУЗ).

 

      Предмет исследования – организация деятельности ОМСУ по содержанию и развития муниципальных учреждений здравоохранения

     

      Таким образом, организация деятельности ОМСУ по содержанию и развития муниципальных  учреждений здравоохранения в г.Новокузнецке имеет четко поставленные цели, строго регламентировано законодательными и  подзаконными актами.

     2.3 Анализ нормативно-правовой базы организации деятельности ОМСУ г. Новокузнецка по содержанию и развитию муниципальных учреждений здравоохранения

 
 

     Границы правового регулирования деятельности муниципальных образований органами государственной власти субъекта Федерации определяются федеральным законодателем посредством Закона N 131-ФЗ.

     Местное нормативное обеспечение представлено приказами и положениями администрации города и Управления здравоохранения г.Новокузнецка.

     Считаем, что более четкого разграничения полномочий между субъектами Российской Федерацией и муниципальными образованиями в области здравоохранения и необходимость их законодательного закрепления. Дальнейшая разработка вопросов разграничения предметов ведения и полномочий субъектов публичного права в сфере охраны здоровья населения может быть сосредоточена на уточнении и конкретизации предметов ведения субъектов Федерации и органов местного самоуправления, в том числе по таким направлениям, как финансирование отрасли, материально-техническое оснащение, лекарственное обеспечение населения и др. Поскольку в ведении местного самоуправления могут находиться передаваемые законом отдельные государственные полномочия, представляется необходимым внедрять в практику заключение публично-правовых муниципальных договоров. В форме такого договора могут быть оформлены отношения органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями возможно в двух формах - передача и делегирование.

     Муниципальный уровень управления здравоохранением не обладает какой-либо компетенцией в решении вопросов, связанных с установлением системообразующих связей и отношений в здравоохранении. Его главная задача - обеспечить функционирование установленной государством системы здравоохранения. Если на нижнем уровне государственной власти - уровне субъекта Федерации управление носит преимущественно административный характер и тем самым определяет отношения в системе здравоохранения, которые строятся на основе прямого подчинения и отчётности, то в рамках местного самоуправления прежде всего возникают отношения взаимодействия, соорганизации между всеми субъектами и объектами здравоохранения, управление возникает как необходимое средство, механизм их регулирования.

     Таким образом, регулирование здравоохранения Новокузнецка представлено на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

     2.3 Анализ деятельности  органов местного самоуправления г.Новокузнецка в сфере управления муниципальными учреждениями здравоохранения

 
 
 

      Общие сведения о системе здравоохранения  г.Новокузнецка представлены в таблице 1 приложения А.

      Анализируя  данные, представленные в таблице 1 приложения А, можно сделать следующий  вывод.

      В целом, с учетом частных медицинских  учреждений, численность врачей превышает социальный норматив (41 врач/10 тыс. жителей) в 1,8 раза.

      Принимая  во внимание, что платная медицинская  помощь недоступна 70% жителей города со средним душевым доходом менее 12 тыс. руб. в месяц (что составляет 393 тыс. чел.), и они нуждаются в услугах муниципальных медицинских учреждений, в основном, бесплатных, а также, учитывая высокие риски заболеваемости и уровень профзаболеваний жителей города в силу тяжелой экологической обстановки в городе, что предопределяет более высокий социальный норматив (это превышение должно составлять как минимум 25%), дефицит врачей в муниципальных медицинских учреждениях составит 114 чел. [41,0*1,25*39,3-1900=114].

      Аналогичные предпосылки были положены в расчет дефицита по другим параметрам системы  здравоохранения, результаты которого представлены в таблице 2.

      Таблица 2 – Расчет показателей системы  здравоохранения 

 
Показатель
Социальный  норматив, К Скорректированный социальный норматив, 1,25 К Количество  единиц* в муниципальных медицинских  учреждениях
факт Расчетное (по скорректированному нормативу) Дефицит (-),

Превышение (+)

1. Количество  врачей на 10 тыс. жителей 41,0 51,25 1900 2014 -114
2. Количество  среднего медперсонала на 10 тыс.  жителей 114,3 142,88 4694 5615 -921
3.Количество  больничных коек на 10 тыс. жителей 134,7 168,38 4975 6617 -1642
4.Мощность  амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену 181,5 226,88 9634 8916 +718

Информация о работе Совершенствование деятельности органов местного самоуправления в г.Новокузнецке