Система органов государственной власти в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение конституционных основ системы государственных органов в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Дать понятие и рассмотреть основные черты государственных органов в Российской Федерации;
2. Привести возможные классификации государственных органов в Российской Федерации;
3. Раскрыть правовой статус Президента РФ;
4. Рассмотреть правовой статус представительных и исполнительных органов в Российской Федерации;
5. Дать характеристику конституционных основ судебной власти в Российской Федерации;
6. Обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….2
1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ.......................................................................4
1.1 Правовая сущность органов государственной власти……………………...............4
1.2 Виды органов государственной власти……………………………………...............7
2 СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ………………………………………………………………….....................................9
2.1 Законодательная власть в РФ………………………………………………...............9
2.2 Исполнительная власть в РФ………………………………………………………..13
2.3 Законодательная и исполнительная власть в субъектах РФ……………...............20
2.4 Система органов судебной власти………………………………………………….26
2.5 Президентская власть………………………………………………………………..31
3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ…………………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...............41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………42

Работа содержит 1 файл

курсовик по конституционному праву России.docx

— 79.86 Кб (Скачать)

Законодательный орган может  принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом. До конца 2004 года высшее должностное лицо органа исполнительной власти избиралось на должность населением субъекта Федерации. Данная норма была изменена. Выборы лидера исполнительной власти были заменены на наделение его полномочиями парламентов субъекта по представлению Президента РФ. Как, например, Конституционным судом РФ в решении по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (основного Закона) Алтайского края было признано противоречащим Конституции РФ положение, согласно которому главу администрации избирает Законодательное собрание. По мнению большинства судей Конституционного суда, избранный в таком порядке глава администрации не может считаться легитимным представителем исполнительной власти, поскольку ни законодательная, ни исполнительная власть не вправе определять одна для другой её представителя10.

В настоящее время законы субъектов приведены в соответствие с Федеральным законом. С декабря 2004 года система власти в субъектах  подверглась существенным преобразованиям. Некоторые элементы автономии регионов были утрачены. Были установлены широкие  возможности применения мер  конституционной  ответственности в пределах системы  субъектов РФ.

Законодательный орган вправе выразить недоверие руководителям  органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность  он принимал участие.

 

Органы исполнительной власти субъектов РФ

Часть 2 ст. 77 РФ устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в  Российской Федерации и в пределах ее ведения и полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

В единую систему исполнительной власти РФ наряду с федеральными органами исполнительной власти входят органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного  ведения РФ и ее субъектов. В этих пределах органы исполнительной власти субъектов РФ образуют самостоятельный  горизонтальный уровень системы  исполнительной власти РФ. Принцип  единства этой системы предполагает, что в нее входят высшие должностные  лица - главы исполнительной власти субъектов РФ. Это означает, что  их отношения с руководящими органами федеральной исполнительной власти включают элементы организационной  подчиненности. Они подчиняются  федеральному Президенту и федеральному Правительству по предметам ведения  РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 23.04.2012) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» Президент РФ вправе отрешать от должности высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации. Президент и Правительство Федерации вправе контролировать осуществление полномочий в сфере исключительного ведения РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов, равно как и полномочий, делегированных субъектам РФ федеральными органами исполнительной власти.

Правительство РФ по предметам  совместного ведения Федерации и ее субъектов координирует деятельность глав исполнительной власти, правительств республик и администраций иных субъектов Федерации. Цель этой координационной деятельности - обеспечение единой государственной политики в тех отраслях и сферах, где это предусмотрено Конституцией РФ.

В то же время главы исполнительной власти субъектов РФ действуют самостоятельно в пределах своей компетенции и федеральные органы не вправе вмешиваться в их оперативную деятельность, осуществляемую в пределах полномочий. Главы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, создаваемыми на уровне субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, комитеты, управления, департаменты и т.д.). Главы этих ведомств и другие должностные лица назначаются и освобождаются от должности главой исполнительной власти субъектов Федерации. Исключение составляют органы, ведающие вопросами совместной компетенции РФ и ее субъектов. Их руководители назначаются соответствующим федеральным министром по согласованию с главой исполнительной власти субъекта РФ. Эти "совместные" ведомства имеют двойное подчинение: по вертикали (функциональное подчинение) - центральному органу федеральной исполнительной власти, который осуществляет общее методическое руководство, а по горизонтали (линейное подчинение) - главе исполнительной власти субъекта РФ. По предметам исключительного ведения субъекта Федерации ими создаются органы исполнительной власти специальной компетенции, которые подчиняются исключительно главе исполнительной власти субъекта Федерации и не входят в систему исполнительной власти Российской Федерации.

Таким образом, в субъектах  РФ система органов исполнительной власти как бы раздваивается. Часть  из них относится к общероссийской вертикали и к системе органов  субъектов Федерации, другая часть  органов исполнительной власти субъектов  РФ структурно выводится за рамки  единой исполнительной власти России, реализуемой Правительством Российской Федерации.

 

2.4 Система органов  судебной власти

 

По Конституции РФ третьей ветвью власти является судебная власть, которая осуществляется только судами на основе закона. Создание чрезвычайных судов запрещено. Судебная власть независима от законодательной и исполнительной отраслей власти и осуществляется несколькими видами судопроизводства - конституционным, гражданским, административным, уголовным. Сама судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл. 7 "Судебная власть"), федеральным конституционным законом "О судебной системе в Российской Федерации" 1996 г. (ред. от 06.12.2011) и другими федеральными законами.

В соответствии с федеральным  конституционным законом, судебная система РФ включает в себя Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, одноименные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды и арбитражные суды края, области, суды и арбитражные суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а также районные суды, мировые суды и военные суды.

Закон "О судебной системе" регулирует общий порядок создания и упразднения судов. Конституционный  Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ создаются  только в соответствии с Конституцией РФ и могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию. Другие федеральные суды создаются  и упраздняются на основании федерального закона.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность  Советом Федерации по представлению  Президента РФ, а судьи других федеральных  судов назначаются Президентом  РФ. Должности мировых судей и  конституционные (уставные) суды субъектов  РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Но в соответствии с нормами закона никакой суд  не может быть упразднен, если вопросы, которые входят в его ведение  при осуществлении правосудия, не были переданы в юрисдикцию другого  суда.

 

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо должен осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и  федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ" 1994 г. (ред. от 28.12.2010). Конституционный Суд РФ действует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Для осуществления этих целей  Конституционный Суд РФ разрешает  дела о соответствии Конституции  РФ:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, относящихся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов;
  • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный Суд РФ разрешает  споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти РФ и ее субъектов;
  • между высшими органами государственной власти субъектов РФ.

По жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод граждан  и по запросам Конституционный Суд  проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Кроме того, Конституционный  Суд РФ дает толкование Конституции  РФ, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления, выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего ведения  и осуществляет иные полномочия.

Конституционный Суд состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Конституционный Суд РФ независим  в организационном, финансовом и  материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда производится за счет федерального бюджета.

 

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей  юрисдикции. Верховный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов  общей юрисдикции, включая военные  и специализированные федеральные  суды. Верховный Суд РФ может рассматривать  дела особой важности в качестве суда первой инстанции, а также в качестве второй инстанции в порядке судебного  надзора и по вновь открывшимся  обстоятельствам. Верховный Суд  РФ является непосредственно вышестоящей  судебной инстанцией по отношению к  верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов  федерального значения, судам автономной области и автономных округов, а  также военным судам округов, флотов, групп войск и их видов.

Верховный Суд РФ имеет  полномочия давать разъяснения по вопросам судебной практики. Он анализирует  и обобщает судебную практику, анализирует  судебную статистику, дает разъяснения  судам по вопросам применения законодательства.

Нижестоящими судами являются верховные суды республик, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд  автономного округа. Эти суды являются вышестоящими по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. Районные суды являются вышестоящими судами по отношению к мировым  судам. Большинство дел по первой инстанции решают районные суды, образованные в соответствующих судебных округах.

 

Военные суды относятся к  судам специальной компетенции  и создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск  и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, флотах, органах  и формированиях, где федеральным  законом предусмотрена военная  служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают  дела, связанные с преступлением  военнослужащих по первой и второй инстанциям, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

Высший Арбитражный Суд  является высшим судебным органом по разрешению экономических споров, осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих  арбитражных судов, дает разъяснения  по вопросам судебной практики. Статус арбитражных судов определяется Конституцией РФ, федеральным конституционным  законом "Об арбитражных судах  в Российской Федерации" 1995 г. (ред. от 06.12.2011), Арбитражным процессуальным кодексом 2002 г. (ред. от 08.12.2011), федеральным законом "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" 2001 г. (ред. от 29.06.2009) и другими федеральными законами.

В соответствии с этими  актами основными задачами арбитражных  судов являются:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Высший Арбитражный Суд  рассматривает экономические споры  между РФ и ее субъектами, между  самими субъектами РФ; рассматривает  дела по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в порядке надзора; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в законную силу судебные акты, изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дает разъяснения по вопросам судебной практики, осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности других арбитражных судов, в том числе и по их кадровому и материально-техническому обеспечению, решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ.

Информация о работе Система органов государственной власти в Российской Федерации