Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 08:05, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение конституционных основ системы государственных органов в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Дать понятие и рассмотреть основные черты государственных органов в Российской Федерации;
2. Привести возможные классификации государственных органов в Российской Федерации;
3. Раскрыть правовой статус Президента РФ;
4. Рассмотреть правовой статус представительных и исполнительных органов в Российской Федерации;
5. Дать характеристику конституционных основ судебной власти в Российской Федерации;
6. Обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….2
1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ.......................................................................4
1.1 Правовая сущность органов государственной власти……………………...............4
1.2 Виды органов государственной власти……………………………………...............7
2 СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ………………………………………………………………….....................................9
2.1 Законодательная власть в РФ………………………………………………...............9
2.2 Исполнительная власть в РФ………………………………………………………..13
2.3 Законодательная и исполнительная власть в субъектах РФ……………...............20
2.4 Система органов судебной власти………………………………………………….26
2.5 Президентская власть………………………………………………………………..31
3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ…………………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...............41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………42
- Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству
- Федеральная служба по
военно-техническому
- Федеральная служба по
техническому и экспортному
- Федеральная служба по оборонному заказу
- Федеральное агентство специального строительства
- Федеральная служба исполнения наказаний
- Федеральная служба судебных приставов
- Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
- Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
- Национальный антитеррористический комитет
- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)
II. Федеральные министерства,
федеральные службы и
Территориальные органы министерств и ведомств РФ.
Исполнительная власть РФ
реализуется не только через центральные
органы государственной администрации,
но и через их территориальные
структуры в тех случаях, когда
эти органы образуют такие структуры.
Территориальные органы созданы
госкомитетом, Минобороны, Минюстом, Министерством
иностранных дел, Госатомнадзором
и многими другими федеральными
органами. Территориальные структурные
подразделения федеральных
Межведомственные, правительственные комиссии и советы.
К федеральным органам исполнительной власти относятся также межведомственные, правительственные комиссии и советы. Это наиболее подвижная и изменяемая часть структуры исполнительной власти. Комиссии создаются и ликвидируются, их статус часто меняется или обновляется. Тем не менее, в настоящее время число действующих комиссий достаточно велико. Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций основных структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции. Существуют и комиссии Правительства РФ, наделенные полномочиями госоргана и принимающие обязательные для других органов решения. Примером таких комиссий являются Комиссия Правительства РФ по оперативным вопросам и Межведомственная комиссия по переподготовке и повышению квалификации госслужащих федеральных органов исполнительной власти (решения обязательны только для органов, представленных в составе данной комиссии).
Действуют также межведомственные комиссии, решения которых обязательны для органов, делегирующих в ее состав своих представителей. Такова, например, комиссия по предотвращению поступлений на внутренний рынок недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров.
Следует отметить, что, выполняя безусловно необходимую функцию, исполнительная власть на всех уровнях имеет тенденцию к «разбуханию» государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу. Обилие разного рода министерств и ведомств приводит к излишней бюрократизации, а зачастую и к тому, что практическое выполнение тех или иных решений фактически серьезно тормозится или даже замораживается. Постоянной проблемой являются конфликты между исполнительной властью и властями законодательной и судебной. Вертикаль исполнительной власти постоянно сталкивается с трудностями распределения компетенции между центром, субъектами РФ и местным самоуправлением.
2.3 Законодательная и исполнительная власть в субъектах РФ
Система органов государственной
власти в субъектах РФ, как и
в органах государственной
Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции
РФ система органов
Основным законом, определяющим порядок функционирования власти в субъектах РФ, является Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 23.04.2012) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Федеральный закон устанавливает общие положения, которые определяют принципы деятельности органов государственной власти субъекта РФ, систему органов государственной власти субъекта РФ, осуществление федеральными судами и федеральными органами исполнительной власти своих полномочий на территории субъекта Российской Федерации.
Разграничение предметов
ведения и полномочий между органами
государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов
РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным
договором и иными договорами
о разграничении предметов
Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.
Органы государственной
власти субъекта РФ обеспечивают реализацию
прав граждан на участие в управлении
делами государства как
Органы законодательной власти субъектов РФ
Закон закрепляет статус законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, устанавливая, что он является постоянно действующим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Наименование данного органа, его структура устанавливаются Конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных особенностей и традиций последнего. Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Установленное число депутатов должно составлять:
а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек;
б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;
в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;
г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ принимает Конституцию или Устав субъекта РФ и поправки к ним, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ, осуществляет иные полномочия.
Выборы в законодательный
орган субъекта РФ проводятся на основе
всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном
голосовании. Законодательный орган
государственной власти субъекта РФ
самостоятельно решает вопросы организационного,
правового, информационного, материально-технического
и финансового обеспечения
Среди полномочий законодательного органа субъекта РФ можно выделить и особенность, связанную с возможностью вынести решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган принимал участие в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта РФ. Также законодательный орган назначает на должность судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ.
Президент РФ вправе обращаться
в законодательный орган
Высшее должностное лицо
субъекта РФ представляет данный субъект
в отношениях с федеральными органами
государственной власти, органами государственной
власти субъекта РФ, органами местного
самоуправления, а также при осуществлении
внешнеэкономических связей данного
субъекта. При этом высшее должностное
лицо вправе подписывать договоры и
соглашения от имени субъекта РФ, обнародовать
или отклонять законы, принятые законодательным
(представительным) органом государственной
власти субъекта РФ, формировать высший
исполнительный орган государственной
власти субъекта РФ, требовать созыва
внеочередного заседания
Информация о работе Система органов государственной власти в Российской Федерации