Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 08:05, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение конституционных основ системы государственных органов в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Дать понятие и рассмотреть основные черты государственных органов в Российской Федерации;
2. Привести возможные классификации государственных органов в Российской Федерации;
3. Раскрыть правовой статус Президента РФ;
4. Рассмотреть правовой статус представительных и исполнительных органов в Российской Федерации;
5. Дать характеристику конституционных основ судебной власти в Российской Федерации;
6. Обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….2
1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ.......................................................................4
1.1 Правовая сущность органов государственной власти……………………...............4
1.2 Виды органов государственной власти……………………………………...............7
2 СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ………………………………………………………………….....................................9
2.1 Законодательная власть в РФ………………………………………………...............9
2.2 Исполнительная власть в РФ………………………………………………………..13
2.3 Законодательная и исполнительная власть в субъектах РФ……………...............20
2.4 Система органов судебной власти………………………………………………….26
2.5 Президентская власть………………………………………………………………..31
3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ…………………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...............41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………42
6) По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).
7) По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).
2 СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ В РФ
2.1 Законодательная власть в РФ
В общей структуре
Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.
Главенствующее положение
законодательных органов в
Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
В Российской Федерации высшим органом законодательной власти является Федеральное Собрание.
Федеральное Собрание - представительный
и законодательный орган
Ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен Федеральным Собранием.
Двухпалатная структура парламента наиболее распространена в мире, так как позволяет обеспечить, наряду с общим представительством интересов всего народа (всех граждан, всех наций), также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве - субъектов федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль. Кроме того, эта система дает возможность оптимизировать законодательный процесс, установив тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты.
За эти преимущества приходится в буквальном смысле платить – на содержание большого по численности членов парламента и сотрудников его аппарата расходуются немалые средства из бюджета РФ.
Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней, однако сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу - как нижнюю палату Федерального Собрания.
Совет Федерации.
Порядок формирования Совета Федерации устанавливается ч.2 статьи 96 Конституции РФ и Федеральным законом от 5 августа 2000 года №113-ФЗ (ред. от 17.10.2011) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с законом Совет Федераций формируется из представителей субъектов по одному от законодательной и исполнительной власти.
Представители субъектов
федерации, соответственно, избираются
от законодательных органов
Порядок деятельности верхней палаты, ее органов и должностных лиц определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации.
Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Они не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.
К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о
возможности использования
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов4.
Государственная Дума.
Согласно Конституции Российской Федерации, государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет.
Руководит деятельностью Государственной Думы ее Председатель. Кандидатов на должность Председателя Думы могут выдвигать депутатские объединения (партийные фракции, депутатские группы), а также сами депутаты. Кандидатуры обсуждаются, но все, кроме взявших самоотвод, включаются в список для голосования. Для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа депутатов (т.е. по крайней мере 225 + 1). В противном случае проводится второй тур, на котором достаточно набрать относительное (простое) большинство голосов.
К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса
о доверии Правительству
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности5.
В соответствии со ст.105 Конституции
Государственной Думой
Порядок действия Госдумы
определяется Конституцией Российской
Федерации и Регламентом
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым нижней палатой парламента, депутаты образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы.
Нижняя палата может быть распущена Президентом. При роспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Госдума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска (ст. 111 и 117 Конституции РФ).
2.2 Исполнительная власть в РФ
Исполнительная власть в системе разделения властей осуществляет исполнение, а также претворяет в жизнь законодательные и иные акты государственных органов. Органы исполнительной власти выполняют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Исполнительная власть реализуется в деятельности особых органов – органов исполнительной власти, связанных между собой по вертикали и по горизонтали. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих.
Правительство РФ.
Высшим федеральным органом исполнительной власти РФ, согласно ст.110 Конституции РФ, является Правительство РФ.
Положение и полномочия Правительства
РФ закреплены в Конституции РФ (ст.110-117)
и в Федеральном
Согласно ст.13 №2-ФКЗ Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:
Правительство Российской Федерации
- орган коллегиальный. В его состав
входят Председатель Правительства, заместители
Председателя Правительства и федеральные
министры. Возглавляет Правительство
РФ – Председатель Правительства, который
организует его работу. Заседания
Правительства проводятся систематически,
не реже 1 раза в месяц, и исключительно
на них принимаются решения по
важнейшим вопросам экономического
развития страны. Заместители председателя
Правительства участвуют с
Федеральные органы исполнительной власти.
К органам исполнительной
власти Российской Федерации, помимо Правительства
РФ, относятся - министерства, службы, агентства,
а также государственные
Министерство Российской Федерации - как и другие федеральные органы исполнительной власти - это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.
В соответствии с Указом Президента РФ №314 от 09.03.2004 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», «Министерство Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности»6. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).
Традиционно министерство является
органом отраслевого
«Федеральная служба (служба)
является федеральным органом
«Федеральное агентство
является федеральным органом
Структура – перечень конкретных
федеральных органов
В эту структуру входят следующие органы.
I. Федеральные министерства,
федеральные службы и
Информация о работе Система органов государственной власти в Российской Федерации